Аналитика и статистика
осенняя сессия 1999 года
   
    

 

2. О работе с федеральными законами, принятыми Государственной Думой и отклоненными Президентом Российской Федерации или Советом Федерации

Исаев Н.Н.,
Организационное управление

В период деятельности Государственной Думы второго созыва продолжалось развитие системы обеспечения работы с федеральными законами, отклоненными Советом Федерации или Президентом Российской Федерации.

На основе анализа практики этой работы внесены значительные изменения и дополнения в главы 14 и 15 новой редакции Регламента Государственной Думы, направленные на развитие и конкретизацию оправдавших себя положений, исключение “неработающих” норм. Так, в Регламенте четко определены пределы правомочности комиссии по изменению текста отклоненного закона, полномочия сопредседателя комиссии, процедурные правила участия в ее работе представителей Президента Российской Федерации и Правительства России. Зафиксированы обязанности Аппарата палаты в отношении комиссий. Например, Регламентом определено, что организационное, информационное и документационное обеспечение работы согласительных комиссий осуществляет Организационное управление во взаимодействии с другими подразделениями Аппарата Государственной Думы. Отражена также сложившаяся практика оказания содействия депутациям Государственной Думы в комиссиях в выработке единого текста федерального закона работниками Правового управления и аппаратов комитетов палаты.

Подготовлены поправки к внесенному Президентом Российской Федерации проекту федерального закона “О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов” в рамках подготовки его ко второму чтению по вопросам процедуры отклонения законов Советом Федерации, их повторного рассмотрения Государственной Думой и некоторым другим.

Доработаны для Сборника образцов документов Государственной Думы образцы постановлений палаты, протоколов, сопоставительных таблиц, которые по итогам работы согласительных и специальных комиссий представляются в соответствии с Регламентом на рассмотрение Государственной Думы.

Налажен мониторинг отклоненных законов, составными частями которого стали оперативная информация о результатах их рассмотрения на заседании Совета Федерации и ежемесячная - о причинах отклонения законов и о проводимой с ними работе, которые включаются в Информационный фонд Государственной Думы. Кроме того, сведения о проводимой работе с отклоненными законами представлялись заместителям Председателя Государственной Думы в соответствии с распределением обязанностей между ними.

В целях закрепления сложившегося на основе положений Регламента взаимодействия подразделений Аппарата Государственной Думы разработаны и проходят согласование проекты Порядка обеспечения согласительных процедур по федеральными законам, отклоненным Советом Федерации, и Порядка обеспечения работы специальных комиссий по федеральным законам, отклоненным Президентом Российской Федерации.

Усилению работы с отклоненными законами способствовало введение практики периодического рассмотрения информаций о ее ходе на заседаниях Совета Государственной Думы. Так, 8 июня 1999 г. Совет рекомендовал комитетам, депутациям палаты в согласительных и специальных комиссиях оценить состояние дел по каждому из отклоненных федеральных законов, ускорить их доработку, а также внести предложения о снятии с рассмотрения законов, дальнейшая работа над которыми будет признана нецелесообразной. После этого за два с половиной месяца работы палаты было доработано и принято 32 федеральных закона, в числе которых – отклоненные в 1996 – 1998 гг., а также снято с дальнейшего рассмотрения 13 законов в связи с утратой их актуальности или невозможностью преодоления разногласий.

28 октября Совет рассмотрел ход исполнения собственного решения каждым комитетом и комиссией, что активизировало их работу: всего за месяц, остававшийся до конца созыва, принят 21 и сняты с рассмотрения 16 отклоненных федеральных законов.

Основной формой работы по преодолению разногласий между палатами Федерального Собрания в связи с отклонением федеральных конституционных законов и федеральных законов являются согласительные комиссии.

Так, из 6 федеральных конституционных законов - наиболее сложных и важных в системе законодательства - при повторном рассмотрении 5 были приняты Государственной Думой в редакции, предложенной согласительной комиссией, и лишь один - с учетом предложений Совета Федерации по предложению ответственного комитета.

Анализ конечных результатов работы над отклоненными Советом Федерации федеральными законами показывает следующие соотношения. За период деятельности Государственной Думы второго созыва была завершена работа над 250 отклоненными федеральными законами. В том числе 139 были приняты в редакции согласительных комиссий, в то время как с учетом предложений Совета Федерации по предложению комитетов Государственной Думы принято 3 закона.

Вместе с тем из 59 законов, принятых Государственной Думой в ранее принятой редакции по предложению комитетов, почти четверть были затем отклонены Президентом России, причем часть из них - с предложением устранить разногласия между палатами. И только 3 федеральных закона были приняты Государственной Думой в ранее принятой редакции в связи с невозможностью преодоления разногласий согласительными комиссиями.

Снято с повторного рассмотрения по предложениям комитетов 39 федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, по предложению согласительных комиссий - 7.

При подготовке к повторному рассмотрению федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации (260), комитеты Государственной Думы объективно имеют более широкие возможности для согласования в рабочем порядке текстов законов, доработанных с учетом замечаний и предложений главы государства, с его полномочным представителем в Государственной Думе. Это позволило принять 64 закона с учетом предложений Президента России (в их число входят и те законы, в постановлении о принятии которых содержалась именно такая формулировка несмотря на возражения полномочного представителя Президента в связи с неполным учетом этих предложений).

Кроме этого, по предложению комитетов Государственная Дума в 68 случаях сняла отклоненные законы с дальнейшего рассмотрения, а в 58 - преодолела “вето” Президента Российской Федерации.

В то же время по предложению специальных комиссий принято в согласованной редакции 36 законов. По результатам работы специальных комиссий 4 закона одобрены в ранее принятой редакции и 22 сняты с дальнейшего рассмотрения. В основном это законы, по которым специальные комиссии были образованы несмотря на то, что в письме Президента России об их отклонении указывалось на нецелесообразность их доработки или повторного рассмотрения.

Согласительными и специальными комиссиями проведено 355 заседаний. Закрепилась полностью оправдавшая себя практика предварительного обсуждения предложений Совета Федерации или Президента Российской Федерации по отклоненным законам депутациями от Государственной Думы и рабочими группами с участием сотрудников Аппарата палаты и приглашенных экспертов.

Государственной Думе третьего созыва предстоит решить вопросы, связанные с доизбранием депутаций палаты в состав 22 согласительных и 25 специальных комиссий, созданных по отклоненным федеральным законам, работа над которыми продолжается.

Эффективность работы согласительных и специальных комиссий обусловлена тем, что они являются своего рода временными творческими коллективами, наделенными официальными полномочиями в такой специфической и ответственной области деятельности, как законотворчество, и позволяющими для выработки взаимоприемлемых решений по конкретному закону сосредоточить на протяжении необходимого времени интеллектуальные силы наиболее компетентных и заинтересованных в конечном результате представителей федеральных органов государственной власти.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис