Аналитика и статистика
осенняя сессия 1999 года
   
    

 

1.8. Итоги выполнения примерных программ законопроектной работы Государственной Думы в 1996-1999 годах (по состоянию на 26.11.99)

Виноградская Т.М.,
Аналитическое управление

В период работы Государственной Думы второго созыва было утверждено семь[1] примерных программ законопроектной работы Государственной Думы, которые являлись основными плановыми документами. Примерные программы пополнялись в течение каждого планируемого периода. На графике 1 представлены объемы примерных программ на начало и конец периодов планирования. Для осенней сессии 1999 г. приведены предварительные данные по состоянию на 26 ноября 1999 г.

График 1. Объемы примерных программ число законопроектов, включенных в примерную программу.

График 1. Объемы примерных программ число законопроектов, включенных в примерную программу.

За время работы Государственной Думы второго созыва объем примерной программы возрастал в течение планируемого периода на величину от 50% (в период осенней сессии 1997 г.) до 119% (в период весенней сессии 1999 г., когда произошел наибольший рост примерной программы).

Итоги работы над примерными программами законопроектной работы Государственной Думы в период 1996 - 1999 гг. представлены на графике 2 по следующим двум показателям, рассчитанным по состоянию на конец сессии:

1. доля рассмотренных законопроектов[2] (в %) от объема примерной программы;

2. доля принятых законов[3] (в %) от объема примерной программы.

График 2. Доли рассмотренных законопроектов и принятых законов

График 2. Доли рассмотренных законопроектов и принятых законов

В течение планируемого периода на пленарных заседаниях Государственной Думы рассматривалось не более 40% законопроектов от объема примерной программы законопроектной работы на конец соответствующего периода и принималось не более 23% законов от объема примерной программы.

Наименьшие значения долей рассмотренных законопроектов (27%) и принятых законов (10%) получены по предварительным данным итогов осенней сессии 1999 г. Так как до конца сессии остались еще заседания, то значения долей рассмотренных законопроектов и принятых законов могут увеличиться. Наибольшие значения этих показателей были достигнуты в период весенней сессии 1998 г.

Приоритетная часть примерной программы, начиная с 18 октября 1996 г.[4], состояла из раздела 1 примерной программы[5] (“Перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению Государственной Думой”), законопроектов о ратификации международных договоров, законов, отклоненных Советом Федерации и Президентом Российской Федерации.

На графике 3 представлены объемы приоритетных частей примерных программ на начало и конец периодов планирования. Для осенней сессии 1999 г. приведены предварительные данные по состоянию на 26 ноября 1999 г.

График 3. Объемы приоритетных частей примерных программ

График 3. Объемы приоритетных частей примерных программ

За время работы Государственной Думы второго созыва объем приоритетной части примерной программы возрастал в течение планируемого периода на величину от 18% (в период весенней сессии 1997 г.) до 44% (в период весенней сессии 1999 г., когда произошел наибольший рост примерной программы). Данные об объемах приоритетной части для 1996 года не приводятся, так как в течение 1996 г. изменялись принципы формирования приоритетной части.

Итоги работы над приоритетными частями примерных программ законопроектной работы Государственной Думы для весенних и осенних сессий 1997, 1998 и 1999 гг. представлены на графике 4 по следующим двум показателям, рассчитанным по состоянию на конец планируемого периода:

1. доля рассмотренных законопроектов (в %) из приоритетной части примерной программы от объема приоритетной части;

2. доля принятых законов (в %) из приоритетной части примерной программы от объема приоритетной части.

График 4. Доли рассмотренных законопроектов и принятых законов из приоритетной части

График 4. Доли рассмотренных законопроектов и принятых законов из приоритетной

В течение планируемого периода на пленарных заседаниях Государственной Думы из приоритетной части примерной программы рассматривалось не более 54% законопроектов и принималось не более 42% законов от объема приоритетной части по состоянию на конец соответствующего периода. Наименьшее значение доли рассмотренных законопроектов из приоритетной части (37%) получено по предварительным данным итогов осенней сессии 1999 г. За оставшийся до конца сессии период, доля рассмотренных приоритетных законопроектов может увеличиться. Наименьшее значение доли принятых законов из приоритетной части (20%) достигнуто в период осенней сессии 1997 г. Наибольшие значения этих двух показателей были достигнуты в период весенней сессии 1998 г.

Сравнительные данные выполнения примерных программ законопроектной работы Государственной Думы второго созыва приводятся на диаграмме 1 в виде следующих показателей, рассчитанных по итогам законопроектной работы каждой сессии:

1. темп рассмотрения законопроектов (число законопроектов, рассмотренных в среднем на одном заседании) из примерной программы и ее приоритетной части;

2. темп принятия законов (число законов, принятых в среднем на одном заседании) из примерной программы и ее приоритетной части.

Диаграмма 1.Темпы рассмотрения законопроектов из примерной программы и ее приоритетной части

Диаграмма 1.Темпы рассмотрения законопроектов из примерной программы и ее приоритетной части

С наибольшим темпом рассматривались законопроекты примерной программы в период 1999 г. (в среднем на одном пленарном заседании рассматривалось 11,1 законопроекта), с наименьшим - в период осенней сессии 1996 года (6,7). При этом наименьший темп рассмотрения законопроектов из приоритетной части был достигнут в период весенней сессии 1999 года (2,6), а наибольший - в период осенней сессии 1999 г. (4,3).

Темпы принятия законов из примерной программы в целом и ее приоритетной части представлены на диаграмме 2

Диаграмма 2. Темпы принятия законов из примерной программы и ее приоритетной части

Диаграмма 2. Темпы принятия законов из примерной программы и ее приоритетной части

Наибольший темп принятия законов из примерной программы был достигнут в период весенней сессии 1998 г. (в среднем на одном пленарном заседании принималось 4,6 закона), наименьший - в период осенней сессии 1997 г. (2,5). При этом наибольший темп принятия законов из приоритетной части был достигнут в период весенней сессии 1998 года (2,6), наименьший - в период осенней сессии 1997 г. (1,6).


Итак, по состоянию на 26 ноября 1999 г. Государственной Думой второго созыва был принят 971 закон. Напряженная законопроектная работа в течение четырех лет протекала неравномерно. На протяжении последних пяти сессий наблюдались “сезонные колебания” в показателях, характеризующих итоги выполнения примерной программы и ее приоритетной части. Так, доли рассмотренных законопроектов и принятых законов из примерной программы в целом и ее приоритетной части в периоды весенних сессий 1997, 1998 и 1999 гг. значительно превышали аналогичные показатели, достигнутые в периоды соответствующих осенних сессий.

Такая закономерность во многом обусловлена тем, что число пленарных заседаний в период весенних сессий обычно превосходило число пленарных заседаний в период осенних сессий. Аналогичная закономерность наблюдалась и в ориентации законопроектной работы на достижение конечного результата - принятие законов. Так, в 1997, 1998 и 1999 гг. законопроектная работа в периоды весенних сессий была в большей мере ориентирована на достижение конечного результата, чем в периоды осенних сессий.

При анализе итогов работы выявляется тенденция к более интенсивной работе над приоритетной частью примерной программы по сравнению с работой над примерной программой в целом. Так, доли рассмотренных законопроектов из приоритетных частей в период работы каждой сессии превышали доли рассмотренных законопроектов из примерных программ в целом (в среднем в 1,34 раза), а доли принятых законов из приоритетных частей превышали доли принятых законов из примерных программ в целом (в среднем в 1.9 раза).

Анализ показывает, что на протяжении всех периодов планирования объемы примерных программ превышали пропускную способность пленарных заседаний Государственной Думы. Это стимулировало повышение эффективности законопроектной работы, которая выражалась в наращивании темпов рассмотрения законопроектов и принятия законов на пленарных заседаниях. Так, темп рассмотрения законопроектов в период осенней сессии 1999 г. - конец работы Государственной Думы второго созыва - в 1.65 раза превысил аналогичный показатель, достигнутый в 1996 г. - начало работы Государственной Думы второго созыва. Вместе с тем наблюдающееся в период осенней сессии 1999 г. снижение ориентации на принятие законов создает значительный задел для законопроектной работы Государственной Думы следующего созыва в виде законопроектов, принятых в первом и во втором чтениях, законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации, законопроектов о ратификации международных договоров.


[1] В 1996 г. примерная программа была составлена на год, в отличие от 1997, 1998 и 1999 гг., когда примерные программы составлялись в соответствии с Регламентом Государственной Думы на сессию.

[2] Законопроект рассмотрен на пленарном заседании Государственной Думы, если принято одно из решений: “принят в первом чтении”, “принят во втором чтении”, “принят в третьем чтении”, “закон принят”, “возвращен к процедуре первого чтения”, “возвращен к процедуре второго чтения”,“снят с рассмотрения”, “отклонен”; закон, отклоненный Президентом РФ или Советом Федерации, рассмотрен, если принято - одно из решений: ”одобрить в ...”,”принять в ...”, “не одобрен в....”, “не принят в ....”, а с осенней сессии 1999 года - “вынесен на голосование”.

[3] При расчете этого показателя учитываются принятые повторно законы, отклоненные Советом Федерации и Президентом Российской Федерации,.

[4] До 18 октября 1996 г. приоритетная часть примерной программы состояла из восьми разделов:

1.Федеральные конституционные законы
2.Федеральные законы, принятие которых предусмотрено Конституцией Российской Федерации
3.Сводные кодифицированные акты
4.Законопроекты, принятие которых вытекает из Гражданского кодекса Российской Федерации
5.Законопроекты, отклоненные Советом Федерации и Президентом Российской Федерации
6.Законопроекты, принятые Государственной Думой в первом и втором чтениях
7.Законопроекты по ратификации международных договоров
8.Законопроекты, актуальные по мнению комитетов.

[5] После 18 октября 1996 г. в примерную программу введен раздел 1, который состоит из пяти тематических блоков:

1. Государственное строительство и конституционные права граждан;
2. Экономическая политика;
3. Социальная политика;
4. Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство;
5. Оборона и безопасность.
Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис