Аналитика и статистика
осенняя сессия 1999 года
   
    

 

3. Постановления Государственной Думы по вопросам государственной политики и общественно-политическим проблемам

Сахаров Н.А.,
Аналитическое управление

Депутаты Государственной Думы второго созыва активно использовали такую форму своей работы, как принятие постановлений палаты по вопросам государственной политики и общественно-политическим проблемам. Эти официальные документы, адресованные главным образом Правительству Российской Федерации, по своему правовому статусу имеют рекомендательный характер. Вместе с тем постановления Государственной Думы, публикуемые в "Парламентской газете", "Российской газете", официальном издании "Собрание законодательства Российской Федерации", дают депутатскому корпусу важное политическое средство оперативного реагирования на наиболее животрепещущие вопросы текущей общественно-политической жизни в стране. Более того, во многих постановлениях палаты сформулированы позиции и развернутые рекомендации законодателей по различным направлениям внутренней и внешней политики государства.

Большинство постановлений было подготовлено в комитетах Государственной Думы. Ряд проектов постановлений был инициирован депутатскими объединениями. Некоторые проекты этих документов вносились отдельными депутатами.

Всего с 1996 по 1999 гг. было принято около 1000 постановлений Государственной Думы этой категории. Интенсивность принятия постановлений отличалась от года к году и прямо зависела от конкретной социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране. Так, в 1996 г. было принято 183 постановления, в 1997 г. – 251, в 1998 г. – 339, в 1999 г.– 217 (по данным на 01.12.99 г.).

Наибольшее количество постановлений Государственной Думы было посвящено вопросам экономической политики и социальным проблемам. По вопросам экономической политики депутаты приняли несколько крупномасштабных по своему содержанию постановлений: "О ходе экономического и социального развития Российской Федерации на 1996-2005 годы", "Об основных направлениях социально-экономического развития страны", "О социально-экономической и финансовой ситуации в стране". Кроме того, Государственная Дума приняла обращение "К Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации о первоочередных мерах по выводу России из кризиса и обеспечению социально-экономического развития страны".

Большое внимание в постановлениях по экономической тематике уделялось также процессу приватизации и его социально-экономическим последствиям. В частности, было принято постановление "О ходе приватизации в Российской Федерации и допущенных нарушениях законодательства Российской Федерации при ее осуществлении". Несколько постановлений касались проблем приватизации на отдельных крупных предприятиях.

Государственная Дума второго созыва приняла значительное число постановлений по определенным отраслям экономики, причем в каждом из этих постановлений содержались конкретные предложения по их развитию. Такого рода постановления были приняты по положению дел в легкой, текстильной, газовой, золотодобывающей, авиационной и некоторых других отраслях, а также в сельскохозяйственном машиностроении, производстве оборудования для нефтяной, газовой и угольной отраслей. Целая серия постановлений Государственной Думы была принята по поводу современного состояния и перспектив развития топливно-энергетического комплекса страны.

Не меньшее внимание депутаты уделяли проблемам агропромышленного комплекса. Каждый год принимались постановления о ситуации и неотложных мерах по поддержке АПК. Кроме того, было принято постановление "О продовольственной безопасности Российской Федерации и мерах по улучшению снабжения населения продуктами питания отечественного производства". Одно из постановлений касалось принципиально важного вопроса о позиции большинства депутатов по вопросу купли-продажи земли в связи с выходом Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю".

Несколько постановлений было принято в связи с критической ситуацией с завозом товаров и другой продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Кроме того, в целях преодоления общих кризисных явлений в экономике Дума приняла постановление о продлении срока проведения взаимозачетов задолженностей предприятий и других организаций.

Наряду с экономическими проблемами для депутатов первостепенными оставались и неотложные социальные проблемы российского общества. Среди принятых Государственной Думой постановлений следующие: "О нарушении сроков выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат гражданам Российской Федерации", "О мерах по погашению задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы", "О срочных чрезвычайных мерах по стабилизации государственного пенсионного обеспечения граждан", "О неотложных мерах по ликвидации задолженности, связанной с невыплатой государственных ежемесячных пособий на детей", "О неудовлетворительном финансировании государственных и муниципальных образовательных учреждений в части оплаты питания обучающихся", "О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин" и др.

Подвергая критике те или иные действия Правительства в социальной сфере, депутаты в то же время неоднократно проявляли свою готовность к взаимодействию между законодательной и исполнительной ветвями власти. Одно из постановлений предусматривало создание рабочей группы по разработке согласованных вариантов законопроектов по вопросам социальной политики, внесенных Правительством в Государственную Думу.

Ряд постановлений, принятых большинством депутатов Государственной Думы, был направлен на поддержку требований, выдвигавшихся гражданами в ходе массовых акций социального протеста. Это постановления "О массовых выступлениях граждан Российской Федерации 5 и 7 ноября 1996 года", "По поводу всероссийской забастовки шахтеров", "О Всероссийской акции протеста" и др. В этих постановлениях требования трудящихся были конкретизированы в соответствующие законодательные инициативы.

Среди постановлений по социальным вопросам, принятых Государственной Думой, были и те, в которых содержались обращения к Правительству предпринять действенные меры помощи гражданам и регионам, пострадавшим от стихийных бедствий, аварий и террористических актов. Подобные постановления были приняты, в частности, в связи со стихийными бедствиями на Сахалине, в Амурской области, Республике Саха (Якутия), в Хабаровском крае, а также в связи с взрывом жилого дома в г.Каспийске, аварией на шахте в г.Новокузнецке.

Большое количество постановлений Государственной Думы было посвящено мерам по разрешению проблем науки, образования, культуры и здравоохранения. В частности, были приняты постановления о неудовлетворительном финансировании образования и науки, социальных нужд студенчества, организаций и учреждений культуры и искусства. Отдельное постановление содержало обращение Государственной Думы к Правительству о состоянии и задачах исторического образования в России. Другое постановление обосновало необходимость государственной поддержки общества "Знание" и мер по развитию дополнительного образования граждан.

В числе постановлений, касающихся сферы здравоохранения, находится постановление "О кризисном состоянии производства медицинских и иммунобиологических препаратов в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке". В других постановлениях содержались призывы к Правительству принять комплекс выдвигаемых Государственной Думой мер по борьбе с распространением в нашей стране ВИЧ-инфекции и туберкулеза.

В сфере культуры Государственная Дума своими постановлениями выступила в поддержку проведения Международного кинофорума славянских православных народов, за сохранение в сети всероссийского радиовещания просветительной музыкальной радиостанции "Орфей", а также за совместное проведение в 1999 г. во всех государствах, ранее входивших в СССР, Года А.С.Пушкина.

В сфере экологии Государственная Дума в одном из своих постановлений обращалась к Правительству с предложением объявить 1997 г. Годом российских заповедников. Специальное постановление было принято с целью привлечь внимание всех органов власти и общественности к возможным экологическим последствиям строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва. Депутаты приняли также постановление в связи с очередной годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС и в поддержку проведения общероссийских дней защиты от экологической опасности.

Одной из приоритетных задач и в сфере законотворчества, и в практике постановлений Государственной Думы второго созыва оставались проблемы государственного строительства. В связи с неоднократно проводившимися в последние годы реорганизациями всей системы федеральных органов исполнительной власти депутаты неоднократно выражали в своих постановлениях несогласие с различными упразднениями, слияниями, образованиями новых государственных ведомств. В частности, Государственная Дума выступила против ликвидации Госкомитета РФ по делам молодежи и изменения подведомственности противопожарной службы МВД РФ. Также в постановлениях Думы были сформулированы позиции депутатов в связи с образованием Министерства РФ по земельной политике и изменениями в системе государственного управления рыбохозяйственным комплексом страны. Помимо этого, Государственная Дума обратилась с запросом в Конституционный Суд РФ (который также был оформлен в виде постановления палаты) о толковании норм Конституции РФ, касающихся полномочий по учреждению и изменениям в системе и структуре федеральных органов власти.

Особое внимание депутаты уделяли состоянию обороноспособности страны, проблемам Вооруженных Сил РФ, положению в военно-промышленном комплексе. Одно из постановлений, обращенных к Президенту и Правительству, содержало общую концепцию проведения военной реформы в стране с точки зрения парламентариев. Другие постановления заостряли внимание на критической ситуации, сложившейся с финансированием работ по созданию, совершенствованию и эксплуатации ядерного оружия, а также с утилизацией атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ. Кроме того, в постановлениях Государственной Думы делался упор на кризисное социальное положение военнослужащих, проблемы их продовольственного обеспечения и вещевого снабжения. Еще одно постановление было посвящено общему положению дел в оборонном промышленном комплексе.

Депутаты постоянно держали в поле своего зрения процесс выборов в регионах с точки зрения соблюдения законодательства и избирательных прав граждан. Соответствующими постановлениями были оформлены решения палаты о направлении групп наблюдателей на выборы Президента Республики Северная Осетия-Алания, Главы Республики Коми, глав администраций Краснодарского края, Орловской и Челябинской областей, некоторых других субъектов Федерации. По результатам ряда региональных избирательных кампаний Государственная Дума приняла постановление о грубых нарушениях, допущенных при подготовке и проведении выборов глав администраций Астраханской, Владимирской, Ростовской, Читинской областей. Не ограничиваясь этим, депутаты сочли необходимым принять постановление "О реагировании Генеральной прокуратуры Российской Федерации на факты нарушений избирательного законодательства".

Депутаты активно использовали форму постановлений для определения своей консолидированной официальной позиции по тем или иным особо важным ситуациям, возникающим в общественно-политической жизни страны. Среди них наибольшее количество постановлений было принято по ситуации в Чечне и вообще по обстановке на Северном Кавказе. Кроме того, принимались постановления общеполитического плана – "О стабильности правовой системы Российской Федерации", "Об обеспечении конституционного порядка в Российской Федерации" и др.

Значительное число постановлений Государственной Думы второго созыва содержит подходы и позиции законодателей по широкому кругу международных проблем. В числе внешнеполитических приоритетов Государственной Думы неизменно сохранялись отношения России со странами-участниками СНГ. При этом во многих постановлениях депутаты активно поддерживали развитие процесса интеграции между Россией и Белоруссией.

В других постановлениях первостепенное внимание уделялось таким международным проблемам, как обострение международной обстановки вокруг Югославии и Ирака, угроза международной стабильности в связи с продвижением НАТО на Восток, процесс взаимоотношений между Россией и странами Европейского Союза. Несколько постановлений были приняты в связи с проблемами дискриминации русского населения в странах Балтии и проходящими там политическими судебными процессами. Государственная Дума также направила свои рекомендации в обращении к Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по обзору и оценке выполнения Повестки дня на XXI век.

Отдельную категорию постановлений Государственной Думы по различным вопросам государственной политики составляют постановления о поручениях Счетной палате Российской Федерации. Депутаты активно взаимодействуют с этим органом финансового контроля над расходованием средств из федерального бюджета. В 1996 г. Государственная Дума дала 14 поручений Счетной палате. В 1997 г. число таких поручений выросло до 30, а в 1998 г. Счетная палата РФ получила 44 поручения от Государственной Думы. В течение 1999 г. (по данным на 01.12.99) было принято 27 постановлений с поручениями Счетной палате.

Круг организаций и учреждений, которых по поручению Государственной Думы Счетная палата РФ проверяла в части расходования ими бюджетных средств, был весьма широк – от федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Федерации до государственных предприятий и акционерных обществ. Будучи прямо заинтересованными в повышении результативности проверок Счетной палаты, депутаты приняли постановление "О реагировании органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов на факты нарушений, выявленные Счетной палатой Российской Федерации".

Рядом постановлений Государственной Думы была обеспечена реализация другого важного конституционного полномочия Государственной Думы – направления запросов палаты в Конституционный суд Российской Федерации о толковании различных норм федеральной Конституции. Распределение запросов Государственной Думы по годам было весьма равномерным: в 1996 г. – 6, в 1997 г. – 6, в 1998 г. – 7, в 1999 г. – 5. Эти запросы касались конституционных пределов полномочий Президента Российской Федерации, соответствия Конституции некоторых указов Президента, постановлений Правительства РФ, нормативных актов субъектов Российской Федерации, некоторых других проблем толкования Конституции.

В ходе законотворческого процесса депутаты Государственной Думы прилагали большие усилия для того, чтобы принимаемые ими федеральные законы исполнялись эффективно и в полном объеме. Сталкиваясь с многочисленными случаями неисполнения текущего законодательства, депутаты приняли ряд постановлений, в том числе: "О реализации Федерального закона "О ветеранах"; "О ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год"; "О фактах игнорирования Правительством Российской Федерации Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации"; "О ходе исполнения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и обеспечении конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения". Эти и другие постановления направлены в конечном счете на решение ключевой задачи – повышения роли Закона во всех сферах жизнедеятельности нашего общества.

Учитывая то, что рассмотрение и принятие постановлений Государственной Думы по общественно-политическим вопросам занимает большой удельный вес в деятельности палаты, Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы и Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы в 1997-1999 гг. проводили систематический ежегодный анализ этих постановлений. Этот анализ был нацелен прежде всего на выявление степени результативности данных постановлений. Особое внимание обращалось на то, что в них содержались не только рекомендации Президенту и Правительству, но и конкретные поручения комитетам самой Государственной Думы – разработать тот или иной закон, провести тематические парламентские слушания, образовать временные депутатские комиссии для анализа различных общественных проблем.

Проведенный анализ показал, что многие из этих поручений были выполнены. Кроме того, из информации, представленной самими комитетами Государственной Думы, следует, что достаточно много рекомендаций и предложений, выдвинутых в постановлениях палаты, было учтено и частично реализовано в действиях федеральных органов исполнительной власти. В то же время, как показывает анализ, остается невостребованным значительное число депутатских инициатив. Вместе с тем депутаты отмечают, что иногда происходит дублирование тематики постановлений, принимаемых Государственной Думой. Некоторые из этих документов составляются без должной проработки финансовых возможностей Правительства при реализации рекомендуемых мер. Существенной проблемой является недостаточное информирование Государственной Думы со стороны Правительства, различных министерств и ведомств о мерах, принимаемых в связи с теми или иными постановлениями палаты. С другой стороны, не всегда сами депутаты или комитеты Государственной Думы, инициировавшие соответствующее постановление, проявляли необходимую настойчивость в его реализации.

В целом постановления Государственной Думы по различным вопросам государственной политики стали важной и неотъемлемой составляющей ее деятельности. Значительный потенциал этих постановлений будет и впредь активно использоваться депутатским корпусом в решении актуальных общественно-политических проблем нашей страны.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис