Аналитика и статистика
осенняя сессия 1999 года
   
    

 

7. Обзор обращений граждан в Государственную Думу

Приемная Государственной Думы

7.1. О предложениях граждан по совершенствованию законодательства, рассмотренных Приемной в 1996 - 1999 гг.

В период работы Государственной Думы второго созыва Приемной рассмотрено 171 тысяча писем и телеграмм от граждан, трудовых коллективов и общественных организаций.

На личном приеме побывало более 27 тысяч посетителей, в том числе 4118 были приняты депутатами фракций и депутатских групп Государственной Думы, а 639 - комитетами Государственной Думы.

Обращения поступали из всех субъектов Российской Федерации. При этом значительная доля в общем объеме корреспонденции приходится на обращения из Москвы (24 процента) и Московской области (9 процентов). Из государств ближнего зарубежья получено более пяти тысяч писем. Распределение почты по экономическим районам (в процентах от общего количества обращений в 1996/99 гг.) характеризуется данными диаграммы 1.

Диаграмма 1

Распределение обращений по экономическим районам России

Анализ содержания рассмотренных Приемной обращений свидетельствует о том, что большинство вопросов, с которыми граждане и общественные организации обратились по почте или на личном приеме, были обусловлены сложным социально-экономическим положением в стране, неисполнением и несовершенством действующих нормативных актов. Значительное влияние на тематику и количество поступивших обращений оказали также происходившие в стране политические события и острые проблемы, обсуждаемые в Государственной Думе.

Вместе с этим постоянно поступали заявления и жалобы на действия местных органов власти и управления, а также просьбы о содействии в решении жизненно важных для граждан вопросов. Большинство таких обращений было связано с нерешенностью проблем охраны правопорядка, нарушением порядка предоставления жилья гражданам, имеющим право на его первоочередное получение, непринятием на местах своевременных мер по жалобам и заявлениям.

В целом направленность основной тематики обращений граждан в течение 1996/99 гг. существенно не изменялась.

Диаграмма 2

Основные темы обращений граждан в 1996-1999 годах

Преодоление экономических проблем, решение вопросов социальной и правовой защиты, а также других прав и свобод граждан органами государственной власти многие заявители увязывали с законотворческой деятельностью Государственной Думы. Авторы каждого шестого обращения, отмечая несовершенство действующих законов, предлагали внести изменения и дополнения в их отдельные положения. В наибольшей степени это относится к нормативным правовым актам, регламентирующим реализацию прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Социальная сфера. Обращения, касающиеся проблем социальной сферы, были наиболее многочисленными и постоянными среди рассмотренных Приемной за указанный период. Основные вопросы, на необходимость решения которых указывалось в обращениях, характеризуются данными диаграммы 3.

Диаграмма 3

Структура обращений по вопросам социальной сферы в 1996-1999 г.г.

В 1996/99 гг. принят ряд важных законов в области регулирования социального обеспечения и социальной защиты, оплаты труда, трудовых отношений, а также в области образования, науки, здравоохранения, культуры. Многие замечания и предложения, высказанные в обращениях, нашли отражение при разработке и принятии этих законодательных актов.

В целях усиления социальной защиты населения был разработан и принят Федеральный закон от 24.10.97 г. № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, устанавливающий правовые основы определения прожиточного минимума. Также принят Федеральный закон от 20.11.99 г. № 201-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”.

Предложения граждан по одному из наиболее острых вопросов - пенсионному обеспечению нашли определенное отражение в пенсионном законодательстве.

Так, настойчивые требования некоторых категорий работников бюджетной сферы, а также профсоюзов и летного состава гражданской авиации, затрагивающие вопросы пенсии за выслугу лет, были учтены посредством принятия федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. В результате право на назначение и выплату пенсий за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 29.02.96 г. № 21-ФЗ предоставлено работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях образования для детей. Право на назначение и выплату пенсий за выслугу лет предоставлено также работникам здравоохранения, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности (№ 31-ФЗ от 18.04.96 г.) и в поселках городского типа (№ 59-ФЗ от 11.04.98 г.). Членам летных экипажей воздушных судов Федеральным законом от 25.02.99 г. № 37-ФЗ существенно увеличен размер максимальной пенсии за выслугу лет.

Предложения граждан, работавших в районах Крайнего Севера, были реализованы в Федеральном законе от 28.03.98 г. № 43-ФЗ “О внесении изменения и дополнения в статью 112 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. Законом отменено ограничение размера районного коэффициента, с учетом которого определяются максимальные размеры трудовых пенсий граждан, проживающих в районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты.

Просьбы о предоставлении двух пенсий вдовам военнослужащих, погибших в войнах с Финляндией и Японией, учтены в измененной редакции пункта “б” статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. В соответствии с действующей в настоящее время нормой эти лица имеют право на пенсию по старости и пенсию по случаю потери кормильца.

Проблемы увеличения размера пенсий и своевременности их выплаты были и остаются главной темой блока обращений по вопросам социальной сферы. Наиболее часто и остро о них сообщали советы ветеранов войны и труда, пенсионеры, инвалиды, ветераны.

Государственная Дума в связи с инфляцией регулярно в 1996/97 гг. принимала федеральные законы о повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий. В 1998/99 гг. увеличение размера пенсий осуществлялось в соответствии с Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”. К сожалению, повышение размеров пенсий не оказывало существенного влияния на материальное положение пенсионеров.

Участники Великой Отечественной войны, пенсионеры, инвалиды свои надежды на улучшение пенсионного обеспечения связывали с Федеральным законом от 21.07.97 г. №113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”. Однако вступление упомянутого закона в силу не дало большинству из них ощутимой прибавки к пенсии. По мнению авторов, используемые социальными органами порядок исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера и методика расчета среднемесячной заработной платы в стране не соответствуют нормам федерального закона и необоснованно снижают размер пенсии. Авторов также не удовлетворяет установленный законом порядок исчисления трудового стажа для расчета и перерасчета пенсий.

Большинство поправок, на которых настаивали пенсионеры, инвалиды и граждане, проживающие в районах Крайнего Севера, были учтены в принятом Государственной Думой законе о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”. Однако закон не вступил в силу. Подобное положение с пенсионным обеспечением вызывает возмущение многих пенсионеров и они по-прежнему обращаются в Государственную Думу с требованием внести необходимые изменения в пенсионное законодательство в целях увеличения размера пенсии.

На улучшение положения с выплатой пенсий направлен Федеральный закон от 28.10.98 г. № 163-ФЗ “О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета”.

Наряду с пенсионным обеспечением граждан волновали проблемы реализации положений Федерального закона “О ветеранах” в части предоставления льгот при проезде на местном транспорте, оплате жилищно-коммунальных услуг и лекарственном обеспечении. Кроме того, многие из них просили о расширении категории участников войны и круга лиц, на которых распространяется статус ветерана труда. Из-за недостатка финансовых средств в бюджете страны Государственная Дума вынуждена была только частично реализовать пожелания ветеранов. Были приняты Федеральный закон от 18.11.98 г. № 171-ФЗ “О внесении изменения в статью 7 Федерального закона “О ветеранах” и Федеральный закон от 18.11.98 г. № 172-ФЗ “О внесении изменений в статью 10 Федерального закона “О ветеранах”. Изменения касаются уточнения в части присвоения звания “Ветеран труда”, а также источников финансирования положений закона.

На усиление социальной защиты граждан, пострадавших от радиации, направлены Федеральные законы от 26.11.98 г. №175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и от 05.07.99 г. №127-ФЗ “О внесении изменений в примечание к разделу III Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

В законотворческой деятельности Государственной Думы нашли отражение также проблемы, постоянно затрагиваемые работниками бюджетных организаций. В числе основных - федеральные законы: “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (№ 125-ФЗ от 22.08.96 г.); “О науке и государственной научно-технической политике” (№ 127-ФЗ от 23.08.96 г.); “Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы” (№22-ФЗ от 04.02.99 г.); “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию”(№ 71-ФЗ от 12.04.99 г.). Вместе с тем, судя по обращениям, рассмотренным в 1999 году, проблема оплаты труда работников бюджетной сферы и финансирования учреждений образования и здравоохранения продолжает оставаться острой.

В обращениях, касающихся сферы трудовых отношений, затрагивались вопросы своевременности оплаты труда, занятости населения, охраны труда и выплат возмещения работодателем вреда, причиненного работнику увечьем. Выражалось неудовлетворение низкими размерами оплаты труда и принудительными отпусками без сохранения содержания. Решение этих и других вопросов трудовых отношений многие обратившиеся связывали с внесением изменений в Кодекс законов о труде Российской Федерации или принятием нового.

За прошедший период были приняты и вступили в силу федеральные законы, которыми внесены ряд изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации. Они касаются установления права работника в случае его незаконного увольнения через суд добиваться возмещения денежной компенсации морального вреда, определения условий приема на работу несовершеннолетних, предоставления родителям дополнительных оплачиваемых выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.

В то же время Государственной Думой принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”. В законе отражены практически все просьбы пострадавших от несчастных случаев на производстве.

Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателем и работником устанавливает Федеральный закон от 17.07.99 г. № 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации”.

Важным шагом в усилении ответственности работодателя за длительную задержку выплаты заработной платы стало дополнение Уголовного кодекса РФ статьей 1451 (№ 48-ФЗ от 15.03.99 г.). Это дополнение предусматривает уголовную ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий и др., совершенную руководителем организации из корыстной или личной заинтересованности.

Большой обеспокоенностью отличались обращения, связанные с социальной и правовой защитой семьи, детей и молодежи. На их содержание оказали влияние рост безработицы, задержки по выплате заработной платы, сложное положение в образовании и здравоохранении. Наибольшая озабоченность характерна для обращений матерей детей-инвалидов, многодетных и неполных семей в связи с длительными задержками выплаты пособий на детей. Судя по их сообщениям, указанные обстоятельства тяжело отразились на условиях жизни и развитии подрастающего поколения, способствовали росту числа безнадзорных детей и детей, пополняющих группу социального риска.

В целях преодоления указанных проблем Государственной Думой принят Федеральный закон от 17.07.99 г. № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноким гражданам.

Федеральные законы, вступившие в силу в 1996-1999 гг., направлены на решение вопросов социальной поддержки детей. Основными среди них были: “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, “О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования”.

Кроме того, Государственной Думой приняты федеральные законы “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” и “Об основах государственной молодежной политики”, закладывающие правовую базу для решения соответствующих сложных проблем. Первый из них вступил в силу, второй одобрен Советом Федерации.

Также Государственной Думой внесено изменение в статью 16 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (№ 171-ФЗ от 17.07.99 г.). Согласно этому изменению пособия на детей будут получать те семьи, чей средний душевой доход не превышает прожиточного минимума. Предполагается, что реализация этого закона позволит за счет адресного направления денежных средств рассчитаться с накопившимися долгами по детским пособиям.

В числе других предложений, требующих законодательного решения, большой остротой отличались обращения, в которых высказывалось возмущение стремительным ростом тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг. Пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные семьи сообщали о большой задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг из-за отсутствия необходимых финансовых средств и требовали принять меры по снижению тарифов. С учетом этих обстоятельств важное значение имеет Федеральный закон от 17.06.99 г. № 113-ФЗ “О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики”. Законом продлевается срок доведения тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг до уровня фактических издержек с 10 до 15 лет.

Экономика и финансовая политика. В обращениях этого блока затрагивался широкий спектр вопросов экономической, налоговой, бюджетной и финансовой политики, требующих, по мнению авторов, законодательного решения (диаграмма 4). Некоторые из законов, о которых говорилось в обращениях, были приняты и вступили в силу в 1997/99 гг. Среди них федеральные законы “О государственном регулировании агропромышленного производства” (№ 100-ФЗ от 14.07.97 г.), “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” (№ 123-ФЗ от 21.07.97 г.), “О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации” (№ 60-ФЗ от 13.04.98 г.), “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики” (№ 192-ФЗ от 29.12.98 г.).

Диаграмма 4

Структура обращений по вопросам экономики и финансов в 1996-1999 годах

Настойчивые предложения профсоюзных организаций и трудовых коллективов, касающиеся сохранения тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды, были учтены в ежегодно принимаемых федеральных законах о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования. С 1997 г. по 1999 г. тарифы страховых взносов оставались неизменными. Сохранены они и на 2000 г.

Вместе с тем в обращениях, рассмотренных в 1999 г., как и ранее, было немало сообщений о тяжелом финансовом положении предприятий и организаций отраслей материального производства, о нарушениях, допущенных в ходе приватизации и акционирования. С тревогой говорилось о проблемах, связанных с процедурой банкротства стратегически значимых предприятий. Труженики села писали о высоких тарифах на энергоносители, нарастающем несоответствии цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. В связи с этим предлагалось усилить государственное регулирование экономики, восстановить расчетно-платежную систему, изменить налоговую и кредитную политику.

Проблема восстановления сбережений, вложенных гражданами в Сберегательный банк России до 1 января 1992 г., была основной темой в почте экономического блока. В определенной мере ее решение нашло отражение в принятых Государственной Думой Федеральных законах “О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации” (№ 87-ФЗ от 06.07.96 г.), “О базовой стоимости необходимого социального набора” (№21-ФЗ от 04.02.99 г.), “О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации” (№ 162-ФЗ от 12.07.99 г.). Кроме того, совместно с Советом Федерации Государственная Дума продолжала работу над законопроектом о порядке обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации в целях обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан.

Однако, как отмечали авторы обращений, принятие необходимых законодательных актов по восстановлению дореформенных сбережений неоправданно затянулось, а действующая в последнее время процедура выплаты компенсации их не устраивает. Поэтому они продолжали настаивать на решении вопроса о возврате их дореформенных вкладов в первоочередном порядке.

Наряду с этим поступило немало обращений с просьбами о содействии в возврате вкладов, присвоенных недобросовестными финансовыми структурами, а также вложенных в коммерческие банки до августовского финансового кризиса 1998 года. Авторы этой почты требовали скорейшего принятия законов, регулирующих права потребителей на рынке финансовых услуг и гарантирующих защиту граждан от действий недобросовестных финансовых компаний.

Правоохранительная деятельность. Вопросы укрепления законности и правопорядка в стране затрагивались в традиционно многочисленных обращениях граждан. Основными в этой тематике были жалобы на работу прокуратуры и органов внутренних дел, неисполнение решений судов по гражданским делам, необоснованное привлечение к уголовной ответственности и необоснованные, по мнению заявителей, отказы в возбуждении уголовных дел. Большая доля обращений содержала просьбы о содействии в пересмотре судебных постановлений по уголовным и гражданским делам (диаграмма 5).

Диаграмма 5

Структура обращений по вопросам обеспечения правопорядка в 1996-1999 годах

Касаясь вопросов законодательства, регулирующего отношения этой сферы, авторы отмечали важное значение принятых Государственной Думой Федерального конституционного закона от 31.12.96 г. №1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, Уголовного кодекса, Федерального закона от 10.02.99 г. № 30-ФЗ “О финансировании судов Российской Федерации”, направленных на осуществление судебно-правовой реформы. Подчеркивалось, что эти и другие законодательные акты, призванные обеспечить нормальное функционирование органов судебной власти, в полном объеме не реализуются из-за отсутствия необходимого финансирования, которое должно обеспечиваться федеральным бюджетом. При этом обращалось внимание на неисполнение по этой причине многих требований федеральных законов “О судебных приставах” (№ 118-ФЗ от 21.07.97 г.), “Об исполнительном производстве” (№ 119-ФЗ от 21.07.97 г.), “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации” (№ 6-ФЗ от 10.01.96 г.). Из-за недостаточного финансирования не всегда реализуется конституционное право граждан на бесплатную юридическую помощь при защите их интересов в суде.

По мнению многих авторов обращений этого блока, требуется более активное совершенствование действующего законодательства. Чаще всего их замечания и предложения затрагивали положения Гражданского и Гражданского процессуального кодексов Российской Федерации, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации. Обращалось также внимание на необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на регулирование вопросов борьбы с преступностью.

Оборона и Вооруженные Силы. Проблемы этой сферы звучали как в письмах, так и на личном приеме. В общем массиве обращений за 1996/99 гг. почта по этим вопросам составила четыре процента. Авторы затрагивали вопросы военной реформы, настаивали на повышении технической оснащенности и профессионализации армии, высказывали мнения об альтернативной службе (диаграмма 6). Остро реагировали на несвоевременное финансирование Вооруженных Сил и задержку денежного довольствия. Как нетерпимую расценивали ситуацию с обеспечением жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. Военные пенсионеры резко протестовали против несвоевременной индексации пенсий и задержек по их выплате.

Диаграмма 6

Структура обращений по вопросам обороны и Вооруженных Сил в 1996-1999 годах

Государственная Дума с учетом назревших общественных потребностей, а также настойчивых просьб военнослужащих существенно обновила законодательную базу в области обороны и военной службы. Были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации законы “Об обороне” (№ 61-ФЗ от 31.05.96 г.) и “О воинской обязанности и военной службе” (№ 53-ФЗ от 28.03.98 г.). Первый из них определяет основу и организацию обороны Российской Федерации. Вторым законом утверждены правовые нормы по выполнению гражданами конституционной обязанности по защите страны. В нем, в частности, учтены просьбы граждан о разграничении военной службы по призыву и на контрактной основе, о расширении оснований для отсрочек от призыва на военную службу, о системе допризывной подготовки граждан.

Кроме того, Государственной Думой второго созыва приняты законодательные акты, в которых нашли отражение предложения граждан, затрагивающие вопросы усиления социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. Основными среди них были Федеральный закон от 27.05.98 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” и Федеральный закон от 28.03.98 г. № 52-ФЗ “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”.

Реализованы просьбы родителей и членов семей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту или по призыву, о предоставлении им пенсии по случаю потери кормильца. Такое право им предоставлено Федеральным законом от 01.06.99 г. № 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и Закон Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”.

В текущем году депутатами Государственной Думы Федеральным законом от 17.07.99 г. № 166-ФЗ внесено дополнение в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год”. Это позволило увеличить размеры пенсий военным пенсионерам и начать поэтапное погашение задолженности по пенсионным выплатам.

Вместе с тем в ряде обращений высказывались просьбы о разработке и принятии нормативного правового акта, которым были бы определены концепция строительства Вооруженных Сил, цель и принципы проведения военной реформы. Обращалось внимание на необходимость правового решения проблем о выплате компенсаций в связи с длительной задержкой денежного довольствия, о предоставлении жилья военнослужащим и уволенным с военной службы. Кроме того, предлагалось принять закон, устанавливающий гарантии социальной защиты военнослужащих, принимавших участие в военных действиях по уничтожению незаконных вооруженных формирований. По мнению некоторых авторов, законодательно должно быть закреплено положение, согласно которому военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов после прохождения службы не менее года.

Государственное управление. Основная часть обращений этого блока затрагивала деятельность исполнительных и законодательных органов государственной власти (диаграмма 7).

Нередко в них звучало неудовлетворение проводимой экономической и социальной политикой. Многочисленными были отклики о деятельности Президента и Правительства Российской Федерации, а также деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации .

Диаграмма 7

Структура обращений по вопросам государственного управления в 1996-1999 годах

Каждого пятого автора обращений этого блока волновали вопросы работы Государственной Думы. В 1999 г. число таких обращений по сравнению с 1996 г. возросло вдвое. Наряду с критическими замечаниями в адрес отдельных депутатов и палаты в целом в письмах звучала доброжелательность, высказывались мнения о повышении роли депутатских объединений и комитетов в законотворческом процессе.

Вместе с тем значительное число писем касалось совершенствования законодательства, регулирующего отношения сферы государственного строительства. В этой почте, в частности, шла речь о необходимости внесения изменений в некоторые положения Конституции Российской Федерации, предлагались варианты государственной символики и гимна Российской Федерации, обращалось внимание на несовершенство законодательства по вопросам избирательной системы.

Предложения граждан, касающиеся предупреждения нарушений и “грязных” методов борьбы в ходе избирательных кампаний, нашли отражение в принятом Государственной Думой Федеральном законе от 19.09.97 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и внесенных в него в 1999 г. изменениях и дополнениях. В Федеральным законе от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” учтено также пожелание избирателей о предоставлении им полной информации о кандидатах в депутаты.

Нередко поднимались вопросы землепользования, экологии, международных отношений, деятельности СМИ и многие другие.

В целом рассмотренные Приемной в 1996 – 1999 гг. предложения граждан затрагивали практически весь спектр законодательства. Это обстоятельство, а также значительное число обращений и их характер говорят о доверии к Государственной Думе и ее законотворческой деятельности.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис