Аналитика и статистика
осенняя сессия 1999 года
   
    

 

7.2. Об обращениях граждан в связи с предстоящими выборами депутатов Государственной Думы третьего созыва

По мере приближения 19 декабря 1999 г. тема выборов все настойчивее проявляется в почте граждан. И хотя объем предвыборной корреспонденции, рассмотренной Приемной с начала 1999 г., невелик, чуть более 600 обращений, следует отметить, что в ней нашел отражение целый комплекс проблем, связанных с предстоящими выборами депутатов Государственной Думы.

Предвыборную почту условно можно разделить на две группы.

Первую группу составляют письма, в которых граждане связывают личную позицию на предстоящих выборах с решением своих актуальных финансовых и социально-бытовых проблем. В большинстве этих обращений содержатся критические замечания в адрес проводимой социально-экономической политики. Указывается на резкое снижение жизненного уровня разных категорий населения, растущую криминализацию общества. Отмечается, что голоса авторов будут отданы только за тех кандидатов в депутаты Государственной Думы или за те общественно-политические объединения, программы которых направлены на защиту интересов малообеспеченных слоев населения.

"Готов оказать поддержку на парламентских выборах только тому общественно-политическому объединению, - писал, к примеру, А.Асламбеков (Республика Дагестан),- программная платформа которого нацелена на заботу о стариках и детях, поддержку молодежи, обеспечение бесплатного образования и здравоохранения".

Наиболее часто в этой связи звучали требования о полной реализации положений Федерального закона "О ветеранах", повышении размеров пенсий, заработной платы работникам бюджетных организаций, о восстановлении сбережений, вложенных в Сбербанк России до 1 января 1992 г.

Обращения такого характера поступили из 47 субъектов Российской Федерации и типичны для работников образования, здравоохранения, учреждений культуры, работников акционированных предприятий промышленности и сельского хозяйства, находящихся в сложном финансово-экономическом положении, а также для пенсионеров и граждан, проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.

Следует отметить политизированность этих обращений, во многих из них конкретные социально-экономические требования авторов сопровождались заявлениями острого характера.

“В течение полутора лет жители Усть-Большерецкого района Камчатской области существуют без тепла и света. Доведенные до отчаяния люди устали выживать в этом бесконечном кризисе. Если до конца ноября вопрос о безлимитном энергоснабжении района не будет решен, Усть-Большерецкая районная Дума оставляет за собой право призвать районную и территориальные избирательные комиссии бойкотировать предстоящие выборы”,- говорилось в обращении Усть-Большерецкой районной Думы.

В другой, более многочисленной группе предвыборной почты, наряду с анализом результатов предыдущих парламентских выборов большое внимание уделяется правовым и организационным аспектам подготовки и проведения предстоящих декабрьских выборов, говорится о кандидатах в депутаты и расстановке политических сил в регионах, высказываются предложения по изменению отдельных положений действующего избирательного законодательства.

В корреспонденции, поступившей из Брянской, Воронежской, Омской, Ростовской, Тверской, Тульской, Челябинской областей и других субъектов Российской Федерации, особое внимание уделяется предвыборным программам избирательных объединений и кандидатов в депутаты, а также профессиональным и нравственным качествам кандидатов.

В письме Е.Хайтмана (г.Барнаул), в частности, говорится: “Структура предвыборной программы должна обеспечивать достаточную полноту, детальность, наглядность и сопоставимость. А вся избирательная кампания должна быть основана на изложении, разъяснении и обсуждении предъявленных программ, а не на рекламе, публикациях компромата и других способах привлечения избирателей. Это даст избирателям возможность сделать при голосовании мотивированный выбор, в противном случае мы изберем на свою голову людей без чести и совести, заинтересованных только в собственной выгоде”.

Нередко в обращениях этого блока высказывалась критика в адрес действующего избирательного законодательства, позволяющего формировать значительную часть Государственной Думы по партийным спискам. По мнению авторов, депутаты, прошедшие в Думу по партийным спискам, могут проводить решения, которые выгодны руководству партий, а не избирателям. “Полагаю, что депутат Государственной Думы обязан представлять интересы избравшего его населения, а не интересы лидеров партий”,- отмечал, к примеру, А.Маслов (г. Москва).

“Если все кандидаты в депутаты будут баллотироваться по одномандатным округам, у них повысится ответственность за работу в парламенте, не будет случаев хулиганства, меньше будет отсутствующих на заседаниях, больше будет разработано и принято необходимых законов по выводу страны из кризиса, по улучшению жизненного уровня населения”,- писали П.Бороздин, П.Кузьмин и другие (всего 18 подписей, г.Рязань).

Некоторые граждане высказывали мнение, что действующим избирательным законодательством нарушается конституционный принцип равноправия, поскольку кандидаты, включенные в партийные списки, имеют одновременно две возможности пройти в Думу: по партийным спискам и одномандатным округам. В этой связи они предлагали изменить принцип формирования нижней палаты парламента в сторону уменьшения количества мест для депутатов, баллотирующихся по партийным спискам. Это, по словам А.Ивановой (Республика Башкортостан), “приблизит каждого депутата к конкретному избирателю”.

В отдельных письмах, ссылаясь на опыт выборов депутатов в местные органы власти, высказывались опасения в связи с возможным использованием кандидатами преимуществ своего должностного положения в ходе выборов в Государственную Думу.

Так, Н.Щербаков из Красноярского края обращал внимание на то, что “согласно новому закону кандидатам, замещающим высшие государственные или выборные муниципальные должности, не обязательно брать отпуск”. “Этот факт,- считает автор,- может позволить им, используя свою принадлежность к властным структурам, обыграть соперников в предстоящих предвыборных состязаниях”.

Нередко заявители выражали обеспокоенность по поводу возможной фальсификации результатов голосования. Поэтому они предлагали при подготовке к выборам учесть ошибки и недочеты предыдущей избирательной кампании, исключить нарушения избирательного законодательства.

"Недавно Президент Российской Федерации произнес фразу "Обеспечить честные выборы...",- писал К.Албегов (Краснодарский край).- Это ясное предупреждение не допускать в очередной раз мошеннических трюков. Нужно реальное волеизъявление народа, а не бессовестные подделки".

Почта свидетельствует, что ряд предложений авторов, касающихся мер по предупреждению нарушений в ходе избирательных кампаний, нашли определенное отражение в положениях Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 55-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Кроме того, в новой редакции Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" учтены сообщения об имевших место нарушениях при проведении досрочного голосования и неконтролируемых поездках с избирательными урнами по домам.

Вместе с тем, по мнению обратившихся, порядку подготовки и проведения выборов следует уделять больше внимания.

“Необходимо усилить контроль за процедурой выборов и подсчетом голосов и на избирательных участках, и в окружных избирательных комиссиях, и в Центризбиркоме”,- писали Б.Атражев, А.Бокарев и другие (г. Пенза). Для этого, считают авторы “на период выборной кампании необходимо создать комиссии по контролю из принципиальных, честных людей, представляющих различные политические силы, в которые должны поступать дубликаты всех направляемых в Центризбирком протоколов”.

“Кандидатам в депутаты и избирательным объединениям следует энергичнее выдвигать членов своих общественных объединений в окружные, территориальные, участковые комиссии, а также наблюдателей для активного их участия в работе избирательных комиссий, контроля за их действиями в процессе выборов”,- рекомендовала Л.Шевцова (Тульская область).

Заметное место в почте занимают критические отклики граждан на отражение предвыборной кампании в средствах массовой информации. В них обращается внимание на необходимость более объективной, взвешенной позиции государственных и местных средств массовой информации при освещении хода избирательной кампании в Государственную Думу. Особое возмущение авторов, судя по письмам, вызывают некоторые телеведущие, которые “пренебрегая всякими этическими нормами, стараются навязать телезрителям свою точку зрения” (И.Чередник, Липецкая область).

“Перед аморальностью происходящего на телеэкране просто теряюсь, хотя смотрю аналитические программы уже много лет”,- отмечал Ю.Туровский (г. Москва).

“В программах некоторых телеведущих нет нормальных журналистских репортажей, зато есть смесь съемок спецслужб, яростных комментариев и грубого монтажа” (Т.Романова, Псковская область).

А жительница г. Санкт-Петербурга М.Полетаева писала так: “Считаю, что каждый журналист, прежде всего, гражданин своей страны и поэтому должен отвечать за содержание своих репортажей”.

В целом содержание предвыборной почты свидетельствует о заинтересованности авторов в проведении парламентских выборов в намеченные сроки и в соответствии с действующим избирательным законодательством. В обращениях высказываются пожелания, чтобы подготовка и проведение выборов не привели к обострению политической обстановки в обществе. Выражается надежда, что новый состав Государственной Думы станет более конструктивным и еще энергичнее будет отражать мнения избирателей.

“Наступает ответственный момент, когда мы должны решать - за кого отдать свои голоса. Кто, из какой партии, какого движения оправдает наши надежды и чаяния? Мы, рядовые граждане России, устали влачить жалкое существование и, отдавая Вам свои голоса, надеемся, что Вы сумеете добиться, чтобы не “в светлом будущем”, а в ближайшие годы мы могли жить лучше. Все в Ваших руках. Разработайте нужные законы, сделайте их обязательными для всех - от президента до уборщицы, и добивайтесь чтобы эти законы действовали”,- обращался с наказом к будущим депутатам Государственной Думы В.Рацын, Председатель правления Московской областной общественной организации “Земляне”.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис