Аналитика
и статистика весенняя сессия 1998 года |
||||
![]() |
С 19 мая по 29 июня Приемной Государственной Думы рассмотрено 3915 писем, принято 779 посетителей.
Почти треть обращений была из г.Москвы и Московской области. Из других субъектов Российской Федерации наиболее часто в Государственную Думу писали жители Краснодарского и Ставропольского краев, Воронежской, Ростовской, Самарской, Свердловской областей и г.Санкт-Петербурга.
Основная тематическая направленность поступившей корреспонденции в сравнении с предыдущим периодом практически не изменилась. В то же время она была созвучна важнейшим текущим событиям социально-экономической жизни страны.
Так, акции гражданского неповиновения шахтеров нашли свое отражение в письмах и телеграммах, поступивших в Государственную Думу от шахтеров, членов их семей, комитетов профсоюзов работников угольной промышленности Кемеровской, Ростовской, Пермской областей, Красноярского края и других субъектов РФ. В них указывалось на многомесячные задержки выплаты заработной платы, рост безработицы в угледобывающих регионах в связи с закрытием шахт и реструктуризацией отрасли без детальной проработки вопросов занятости. Настойчиво предлагалось Государственной Думе совместно с Правительством РФ принять меры по решению указанных проблем.
“В связи с невыполнением требований по погашению задолженности по заработной плате, выдвинутых коллективом разреза “Тугнуйский”, оставляем за собой право с 25.06.98г возобновить приостановленную забастовку и прекратить отгрузку угля всем потребителям”,- говорилось, к примеру, в телеграмме профсоюзного комитета угольного разреза “Тугнуйский” (Республика Бурятия).
“Заработную плату получили последний раз в январе 1997 года. Но у нас не проходит Транссибирская магистраль, и мы не можем добиваться соблюдения элементарных прав на жизнь остановкой поездов” (из письма коллектива работников “Шахтерского Энергоуправления” АО “Сахалинуголь”, Сахалинская область).
Из Кабардино-Балкарской Республики, Республики Хакассия, Краснодарского, Ставропольского краев, Саратовской, Самарской и других областей поступали телеграммы, авторы которых высказывали солидарность с участниками акции протеста.
"Страну потрясают массовые выступления людей труда,- отмечалось в заявлении президиума Краснодарского краевого Совета профсоюзов. - От санкционированных митингов и забастовок трудящиеся переходят к акциям гражданского неповиновения: шахтерским голодовкам, перекрытиям железнодорожных магистралей. Можно по-разному оценивать причины этих событий. Центральная власть пытается переложить вину на регионы, утверждая, что у нее долгов нет. Видимо, не сделано никаких выводов из мирной акции протеста 9 апреля. Ни на федеральном, ни на региональном уровне никто не привлечен к ответственности за нецелевое использование средств, выделяемых на зарплату. Вместо конкретных дел - пустые обещания. По этой причине мы выражаем полную солидарность с участниками акции протеста".
Из Республики Карелия, Ставропольского, Приморского краев, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Камчатской, Кемеровской областей и других субъектов РФ поступала почта от участников Всероссийской акции в защиту отечественной высшей и средней школы. В ней обращалось внимание на тяжелейшее финансовое состояние высшей и образовательной школы, бедственное положение педагогов и студентов. Звучали требования о погашении задолженности по заработной плате, обеспечении финансирования системы образования в полном объеме. Однако основным в заявлениях было требование отказаться от предлагаемой концепции реформирования образования и, прежде всего, высшего.
Авторы высказывались за сохранение высшего образования как преимущественно государственного и бесплатного. Возражали против сокращения численности профессорско-преподавательского состава, приватизации государственных учебных заведений. Протестовали против реорганизации сети профессиональных учебных заведений, направленной на необоснованное, по их мнению, сокращение числа государственных учебных заведений. С возмущением писали о расширении услуг в получении платного образования по договорам с физическими и юридическими лицами с одновременным сокращением уровня бесплатного, общедоступного образования, о снижении уровня стипендиального обеспечения и социальной поддержки студентов и учащейся молодежи.
“Вот уже более 10 лет властные структуры различного уровня лицемерно провозглашают принцип приоритетности образования. В то же время, на деле, осуществляется политика, ведущая к последовательному разрушению системы образования. Решительно требуем пресечь попытки “реформировать” систему образования России, признанной мировым сообществом одной из лучших. Власти пора понять, что без образования у России действительно не будет будущего!”,- говорилось в характерном для этой почты обращении работников образования и науки из г.Иркутска.
В связи с сообщениями в средствах массовой информации о намерениях Правительства РФ провести сокращение работников бюджетной сферы в Государственную Думу поступали резкие письма от персонала медицинских учреждений. "Главной целью концепции развития здравоохранения и медицинской науки в России является сохранение и улучшение здоровья нации, совершенствование кадровой политики, - говорилось в заявлении трудового коллектива Оренбургского филиала МНТК "Микрохирургия глаза" (г.Оренбург). - В этой связи принимаемые Правительством РФ решения по сокращению трудовых ресурсов отрасли не только не придают ему авторитета, но и обнажают непоследовательность курса проводимых реформ". Аналогичные мнения высказывались авторами из Архангельской, Владимирской, Воронежской, Свердловской областей, Ямало-Ненецкого АО и других субъектов РФ.
Характер и содержание большинства писем и телеграмм рассматриваемого периода свидетельствует о том, что наиболее приоритетными по-прежнему были обращения по проблемам социально-экономической сферы и связанным с ними вопросам государственного управления. Они составили более 65 процентов всей поступившей почты.
Продолжали поступать жалобы граждан на задержки выплаты пенсий, долги по заработной плате в бюджетной сфере, невыплату пособий семьям, имеющим детей. Среди них встречалось немало тревожных сообщений. Так, пенсионеры Черных, Шевцов и другие из г.Нововоронежа Воронежской области в отчаянии телеграфировали: "Погибаем. Не получили пенсии за апрель, май, июнь. Ляжем на рельсы у станции Колодезной".
"Оленегорский МППЖКХ проводит акцию протеста ввиду невыплаты работникам зарплаты и отпускных в течение двух лет. Администрация города, области мер не принимает" (из телеграммы Л.Гуриной, председателя профкома работников жилищно-коммунального хозяйства г.Оленегорска Мурманской области).
О большой задолженности Министерства обороны РФ по оплате за поставленную продукцию сообщали представители предприятий ВПК.
“Правительство задолжало нашим коллективам свыше 680 млн. деноминированных рублей за выполненный в 1996-1997 г.г. оборонный заказ, в том числе 250 рублей - по зарплате. В результате, зарплата на наших предприятиях не выплачивается от 4-х до 20-ти месяцев, и более 100 тысяч работников и членов их семей лишены средств к существованию. Требуем до 1 июля 1998 года возвратить нашим предприятиям задержанные средства по выполненному госзаказу. В противном случае работники готовы к проведению акций гражданского неповиновения” (Председатели профсоюзных комитетов предприятий оборонного комплекса Свердловской области: О. Терентьев, АОА “Машиностроительный завод им.Калинина”; Б.Черных, ГО “Уралтрансмаш”; Ю.Федоров, ПО “УОМЗ”; Н.Кузнецов, ГП НПО “Автоматики” и другие).
В обращениях трудовых коллективов судоремонтных заводов ВМФ, предприятий по ремонту вооружения и военной техники, воинских частей, организаций плавсостава судов обеспечения Северного флота указывалось, что задолженность по заработной плате гражданскому персоналу превысила на отдельных предприятиях 12 месяцев. В этой связи председатели профсоюзных комитетов В.Шелуков (в\ч 20346), М.Баринов (в\ч 90124), Н.Пучков (Гидрологическа служба СФ, г.Североморск) отмечали, что "во многих семьях нет денег даже на хлеб. Социально-экономическая обстановка в регионе резко обостряется". При этом авторы подчеркивали, что “их неоднократные обращения во все властные структуры никаких результатов не дают".
"Мы стали заложниками Крайнего Севера и проводимой в стране антинародной политики. В любой момент возможны неуправляемые, стихийные действия доведенных до отчаяния людей",- говорилось в заявлении территориального комитета профсоюза Краснознаменного Северного флота.
Постоянно в корреспонденции затрагивались вопросы обороноспособности государства, военной реформы, ее правового обеспечения, а также социальной защиты военнослужащих.
Обращаясь к законодателям, авторы требовали принятия четкой программы реформирования армии, неотложных и решительных мер по разрешению социальных и правовых вопросов военнослужащих, обеспечению армии всем необходимым. Нередко в письмах поднимался вопрос об усилении ответственности командования за физическое и моральное состояние солдат срочной службы. Факты "дедовщины" приводились в письмах из Краснодарского края, Астраханской, Иркутской, Ленинградской, Московской, Псковской, Тульской областей.
Поступали гневные отклики на показанную 18 июня 1998 года по телеканалу “Россия” в программе “Совершенно секретно” видеопленку об избиении солдат в/ч №3419 в г.Реутово. Наиболее часто в этой связи граждане требовали “поставить в Думе вопрос об ужесточении наказания за издевательства над солдатами и привлечении к ответственности командиров частей, допускающих подобные случаи” (Е.Баландин, г.Москва); “разработать законодательство, предотвращающее насилие в армии” (П.Маковецкий, г.Братск).
В связи с прошедшим праздником Днем Победы и Днем Памяти защитников Отечества в почте участников Великой Отечественной войны обращалось внимание на необходимость сохранения и развития исторических и боевых традиций российского народа. Содержались просьбы о продолжении работы по увековечению памяти солдат, не вернувшихся с войны. Однако значительное количество почты ветеранов войны, как и ранее, касалось бытовых проблем: получения лекарств по льготным рецептам, спецавтотранспорта, благоустроенного жилья, установки телефонов. Решительно протестовали ветеранские организации против проведения властями жилищно-коммунальной реформы. “Все отчетливей просматривается тенденция решать государственные проблемы за счет ущемления интересов старшего поколения. Так, проектом программы жилищно-коммунальной реформы предусматривается переложить все расходы по содержанию жилья на самих жильцов. Обманом ветеранов обернулась и пенсионная реформа. Ветеранские организации протестуют против подобных намерений”,- говорилось, к примеру, в заявлении Свердловского областного комитета ветеранов войны. Нередко в обращениях советов ветеранов войны и труда содержались требования о принятии неотложных мер по восстановлению сбережений и вкладов, обесценившихся в результате реформ.
Центральной тематикой почты оставались вопросы совершенствования пенсионного законодательства. Продолжали поступать резкие критические отклики на Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Ниже приводится наиболее типичное письмо этого блока.
"Я, как и миллионы российских пенсионеров, имея скудную пенсию в размере 423 рубля, с надеждой ждал принятия нового пенсионного закона. Но оказалось, что согласно новому законодательству размер моей пенсии не увеличился, а уменьшился,- писал А.Бекетов из г.Новороссийска. - Уважаемые депутаты, если вы можете растолковать, как на 400 рублей пенсионеру выжить: прокормиться, одеться, оплатить жилье, коммунальные услуги и еще купить лекарства, то опубликуйте ваши разъяснения в средствах массовой информации, и мы, российские пенсионеры, будем вам за это благодарны. Должны же вы, в конце концов, осознать, что умирающие раньше времени от голода и болезней пенсионеры - на вашей совести и чести государства".
Темы охраны правопорядка и правовой защиты граждан также оставались ведущими в рассматриваемый период.
Проблемы борьбы с преступностью и деятельности правоохранительных органов составили 19 процентов всей почты. Чаще других об этом говорилось в корреспонденции, поступившей из г.Москвы, Московской области, Краснодарского края, Ростовской, Нижегородской, Омской, Томской, Тюменской областей.
В обращениях высказывались просьбы о пересмотре судебных решений и приговоров по уголовным делам, звучали жалобы на недостатки в работе органов правопорядка. По мнению авторов, судебные инстанции, прокуратура и милиция порой не выполняют требования отдельных положений действующих нормативных актов. Указывалось на непринятие необходимых мер по раскрытию преступлений органами внутренних дел и прокуратурой. Наиболее часто обращалось внимание на неоправданно длительные задержки, а порой необъективное, одностороннее рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах. В этой связи М.Магомедов из Республики Дагестан писал: “В наше сложное время, когда убийства, грабежи, разбои стали тревожным явлением не только в крупных городах, но и в относительно спокойной ранее сельской местности, как никогда важна четкая, в точном соответствии с законом, работа всех судов. Исключить волокиту, небрежность, предвзятость, еще нередко проявляющиеся в судебной деятельности при рассмотрении гражданских, уголовных и административных дел, это значит ввести устойчивую правоохранительную практику, не допустить нарушений законодательства и появления многочисленных жалоб, позорящих судей”.
В то же время из Брянской, Пермской, Тульской, Тюменской областей и других субъектов РФ поступали сигналы о недостаточном финансировании и материальном обеспечении судов и их работников.
“Финансирование судов в области еще более ухудшилось в сравнении с предыдущими годами,- отмечалось в обращении Совета Судей Брянской области. -Из-за невозможности погашения долгов и выплаты текущих платежей без реального выделения ассигнований на материально-техническое обеспечение процесса правосудия работа судов находится на грани остановки. По этим причинам суд был вынужден временно приостановить прием граждан и не отвечать на их письма, жалобы и заявления.”
“Технические работники судов с окладами в 160 рублей поставлены на грань нищеты. Если наши требования о повышении зарплаты до 1 июля 1998 года не будут удовлетворены, оставляем за собой право на объявление с 3 августа 1998 года бессрочной забастовки”,- указывалось в коллективном письме работников Ишимского райнарсуда (г.Ишим Тюменской области).
С 19 мая по 29 июня депутатские объединения и комитеты Государственной Думы приняли 163 человека, в том числе: фракция “Коммунистическая партия Российской Федерации” - 31, фракция "Наш дом - Россия" - 17, фракция “Либерально-демократическая партия России” - 11, фракция “Яблоко” - 16, Аграрная депутатская группа - 36, депутатская группа "Народовластие" - 34, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи - 18.
По просьбам граждан депутатам Государственной Думы и депутатским объединениям в Государственной Думе направлено 485 писем.
Аппаратам комитетов Государственной Думы передано 578 обращений, содержащих, в основном, предложения и замечания по совершенствованию законодательства.
![]() |
![]() |
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |