Аналитика и статистика
осенняя сессия 1997 года
   
    

 

8. Государственная Дума в средствах массовой информации

Александр Сухопаров,
Отдел средств массовой информации
Пресс-службы Государственной Думы
19 декабря 1997 года

8.1. Дума в зеркале прессы

Работа палаты в декабре протекала на фоне ряда важных внутренних и международных событий и дат. Наблюдатели отметили заметное влияние на нее встреч “большой четверки”, итогов визита Президента РФ Б.Ельцина в Швецию и его инициатив в военной области, неожиданной госпитализации главы государства и переноса “круглого стола” (посвященного проблемам Земельного кодекса), трагических происшествий в Новокузнецке и Иркутске, очередной годовщины принятия Конституции 1995 года и первых выборов в Федеральное Собрание, наконец, завершения осенней сессии Государственной Думы второго созыва, как бы отмерившей середину четырехлетнего парламентского марафона.

Кульминацией законотворческого процесса в текущем месяце многие обозреватели назвали обсуждение депутатами проекта федерального бюджета-98, вызвавшего весьма неоднозначные суждения. Так, Председатель Государственной Думы Г.Селезнев на пресс-конференции после первой встречи “четверки” выразил надежду, что депутаты проявят здравый смысл и бюджет-98 примут во втором чтении еще до конца текущего года. Его коллега, глава фракции КПРФ Г.Зюганов, высказал серьезные сомнения в реальности финансовой программы правительства и заявил, что коммунисты будут голосовать против бюджета, поскольку в сущности он не меняет концепции “порочного курса реформ”.

Критикуя деятельность исполнительной власти, Г.Селезнев, как сообщил “Деловой мир” (3 декабря), заметил, что у кабинета нет ясного представления, каким путем надо преодолевать экономический и финансовый кризис. Правительство не понимает, что с помощью одной игры на биржах ситуацию не поправишь. По мнению главы палаты, необходимо иметь развернутую программу защиты национальных экономических интересов, составной частью которой должна стать “реальная борьба с безработицей, инфляцией за счет роста производства”. Но такую программу, считает Г.Селезнев, способно претворить в жизнь только коалиционное правительство, опирающееся на думское большинство.

Решающим аргументом в пользу принятия финансовой программы на следующий год, считают многие журналисты, стало первое появление и выступление на заседании Государственной Думы Президента РФ. Парламентарии уже давно смирились с тем, писала газета “Коммерсантъ-daily” (6 декабря), что “Б.Ельцин в Думу не ходит и были застигнуты врасплох”. Глава государства не преминул воспользоваться замешательством зала и, как ни в чем не бывало, предложил: “...по некоторым серьезным вопросам нам стоит встречаться и послушать Президента”. Не исключено, что Б.Ельцин явился в Думу не только ради бюджета (его и так депутаты собирались принять), предположил автор публикации, но и ради более плотного сотрудничества с палатой, курс на которое объявлен в последнее время.

Как отмечается в передовой статье “Советской России” (9 декабря), Б.Ельцин последовательно подводит общественное мнение к мысли, что правительство само по себе беспомощно, и только Президент в состоянии защитить его от Думы. Отсюда следует вывод: если может защитить, то “в один прекрасный день может и отказать в поддержке или даже напустить депутатов на правительство”. Короче говоря, заключает автор публикации, от тактики однозначной поддержки правительства в его разногласиях с законодателями Б.Ельцин постепенно переходит к тактике лавирования между правительством и Думой. Учитывая левую окраску депутатского большинства, можно “предположительно говорить о переходе к лавированию между партией власти и оппозицией”.

Вопреки подобным доводам, эксперты Управления Администрации Президента РФ по вопросам внутренней политики, как отметил еженедельник “Интерфакс-АиФ” (8-14 декабря), склонны считать, что нынешний этап отношений исполнительной и законодательной ветвей власти отличается высокой конфронтационностью. По их прогнозам, в ближайшее время уровень противостояния между Государственной Думой и правительством сохранится, заявил начальник Управления А.Логинов. Его сотрудники утверждают, что депутаты не справляются с возложенными на них функциями законодательного обеспечения выхода страны из социально-экономического кризиса.., и коэффициент полезного действия законодателей, по сравнению с весенней сессией, снизился более чем в два раза: на одном пленарном заседании в среднем принимается 1,5 закона, тогда как весной - 3,5 закона. Вместе с тем, осенью принято 49 постановлений, обращений и заявлений в основном политического и социально-экономического характера, констатировали кремлевские эксперты.

Прозвучавшие в Думе предложения депутатов отложить деноминацию и девальвировать рубль, по мнению обозревателей “Независимой газеты” (6 декабря), могут “свести успех Президента к нулю”. Парламентарии подготовили обращение к главе государства, в котором заявили, что кризис в стране свидетельствует “о несостоятельности макроэкономической политики правительства и Центробанка”. Резкое недовольство у законодателей вызвало то, что обеспечение финансовой стабилизации идет за счет широкого привлечения иностранного капитала и наращивания государственного долга при достаточно пассивной промышленной политике, глубоком спаде производства и сокращении инвестиций.

Наблюдатели отметили неизменность позиции фракции “Яблоко”, которая вновь консолидированно выступила “против” бюджета-98 и “за” недоверие правительству. Обосновывая ее, лидер фракции Г.Явлинский в еженедельнике “Новая газета” (8-14 декабря) подчеркнул, что состояние доходной части бюджета демонстрирует полную неспособность правительства собирать налоги и вести государственные финансы. Проект трехсторонней комиссии сохраняет эти тенденции и консервирует ситуацию, при которой возможно дальнейшее ухудшение. Бюджет-98 не сможет решить ни одну из проблем, стоящих перед российской экономикой, и ни в коем случае не сможет стать бюджетом роста.

По мнению обозревателя “Русского телеграфа” (9 декабря), Президент будет “дожимать Думу с принятием бюджета”. С этим намерением связывается и перенос отчета правительства на январь, и задержка с “круглым столом”. Тем самым, считает газета, правительству продемонстрирована поддержка и дано дополнительное время “подтянуть хвосты”. Думе же Б.Ельцин отпустил время “на сдачу экзамена по бюджету” до конца января. Как заявил его представитель в палате А.Котенков, если депутаты не управятся, Президенту придется “искать иные конституционные пути...”

Размышляя, что даст принятие бюджета, еженедельник “Мегаполис-континент” (декабрь, №50) приходит к выводу: при нынешней экономической политике денег на подъем за красную отметку кризиса не предвидится. У Президента, по мнению газеты, просто “нет сил остановить шокотерапевтическую инерцию разрушения страны”. Оппозиция же, запутавшись в компромиссах, не имеет достаточной поддержки для смены курса. “Какие же еще нужны нам потрясения и катастрофы для того, чтобы страна свернула с дороги к пропасти?” - риторически резюмировал автор публикации.

Пресса положительно расценила принятие депутатами Постановления об амнистии. Как полагают, оно вступит в действие еще до начала Нового года. Под амнистию подпадают, по словам заместителя министра внутренних дел В.Федорова, в общей сложности 435 тысяч человек, но реально из мест заключения будут освобождены около 35 тысяч, что особенно не повлияет на криминогенную обстановку в стране: “холодного лета 1953 года” не будет. Амнистия больше коснется подследственных и осужденных условно. Во втором чтении депутаты намечают исправить некоторые допускающие многозначное толкование формулировки. Возможно, второе и третье чтения будут объединены по времени.

В начале месяца Совет Федерации одобрил Закон “О борьбе с коррупцией”, принятый еще в 1993 году Верховным Советом РФ, а затем уже в новой редакции Государственной Думой первого созыва. Однако Президент в 1994 году не подписал этот документ. 2 года длилась его переработка, отметили наблюдатели, и 14 ноября с.г. Дума утвердила закон, а в декабре он одобрен Советом Федерации. Некоторые критики называли закон “лишь имитацией борьбы с коррупцией”, так как он оставляет открытой дверь для сращивания чиновничьего аппарата с организованной преступностью, и сетовали, что этот акт “не создает правовой основы для пресечения злоупотреблений и правонарушений”.

По данным корреспондента газеты “Сегодня” (17 декабря), Б.Ельцин, скорее всего, отклонит этот законопроект, и тогда парламентариям придется преодолевать вето главы государства двумя третями голосов в каждой палате. Хватит ли у них твердости настоять на своем или же придется согласиться на принятие поправок, по мнению газеты, станет ясно в начале следующего года.

В связи с намеченным обсуждением на “круглом столе” Земельного кодекса эта тема вновь привлекла широкое внимание средств массовой информации. По поводу купли-продажи земли, констатировал в “Российской газете” (9 декабря) депутат С.Зубакин (ныне глава Республики Алтай - председатель ее правительства), крестьянская масса молчит, а в некоторых местах высказывается против собственности на землю и против разрешения купли-продажи. Происходит это потому, что крестьянин не чувствует пользы от своего хозяйства и не видит перспектив. Если он поверит, что сможет улучшать плодородие земли, иметь возможность строить на этой земле свое подворье.., то “сам вырвет землю у государства”. А сейчас крестьянин, считает депутат, справедливо опасается, что не сможет удержать землю в своих руках и, в конечном счете, останется ни с чем, земля уйдет к новоявленным латифундистам.

Против купли-продажи земли высказались многие участники движения новых социалистов. Так, лидер “Союза реалистов” В.Петров, по сообщению информационных агентств, заявил: “Введение свободного оборота сельскохозяйственных земель не только не сделает крестьян хозяевами, но может привести к новым социальным потрясениям. Сельскохозяйственные земли должны быть переданы крестьянам в гарантированное пожизненное и наследственное владение, но без права продажи”. Вместе с “Союзом реалистов” в движение новых социалистов входят Социалистическая партия трудящихся (Л.Вартазарова), Партия самоуправления трудящихся (С.Федоров), Российская объединенная промышленная партия (А.Чилингаров) и ряд других организаций, в том числе молодежных. Газеты публиковали также мнения депутатов-аграриев, которые решительно возражают против купли-продажи сельскохозяйственных угодий.

Как бы подводя черту под полемикой по поводу содержания избирательного законодательства, Государственная Дума приняла в первом чтении новую редакцию Закона о выборах. Главное ее отличие от прежней, подчеркнула “Российская газета” (9 декабря), - отчуждение от избирательного процесса неполитических объединений и организаций, чьи уставы не оговаривают участия в выборах. По-прежнему сохраняется смешанна мажоритарная и пропорциональная система выборов и пятипроцентный барьер для избрания по партийным спискам. Многие депутаты считают, что нынешн Государственная Дума доказала свою дееспособность, а частая смена правил голосования только запутает избирателей. Против отмены партийных списков, отметила “РГ”, высказался первый заместитель Председателя Государственной Думы В.Рыжков (фракция НДР). По его убеждению, существующий порядок проведения выборов стимулирует становление партийно-политической системы в России.

Многие газеты, со ссылкой на лидера фракции НДР А.Шохина, высказывают обеспокоенность, что плановый пересмотр пакетного соглашения о распределении мест в руководстве комитетов Государственной Думы “может надолго парализовать работу палаты”. Предполагается, что новое соглашение о разделе портфелей, писал “Коммерсантъ-daily” (4 октября), не будет простым повторением старых договоренностей. Организационная структура Думы должна значительно упроститься за счет упразднения нескольких комитетов. Причем самые большие жертвы могут понести коммунисты, теряющие комитеты по спорту и туризму, конверсии и, возможно, по делам ветеранов. Но, отказываясь от этих малозначительных думских структур, отметила газета, КПРФ будет претендовать на более важные.

О создании новой внефракционной депутатской группы под названием “Союз” рассказал “Деловому миру” (5 декабря) руководитель ее президиума, председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Г.Тихонов (группа “Народовластие”). В группу вошли 311 человек, объединенных идеей воссоздания великого государства. По словам парламентария, его коллеги “не призывают обратно в СССР - дважды в одну реку не войдешь”. Предполагается, что это будет союз республик, построенный в том числе и на тех принципах, которые задумывались в 1922 году, а не на тех, которые одержали верх позже. Главная задача группы, заявил ее руководитель, - организовать и всемерно сплотить те силы, которые согласны и работают на интеграцию.

Сложный опыт шестилетней истории СНГ, сказал в интервью той же газете Председатель палаты Г.Селезнев, свидетельствует о необратимости интеграционного развития. Роль парламента в этом процессе, по его убеждению, трудно переоценить. Депутаты прекрасно знают настроения своих избирателей и в законотворческой работе проблемам интеграции в Содружестве придают приоритетное значение Об этом, например, свидетельствует тот факт, что каждый четвертый депутат палаты участвует в работе межпарламентских организаций СНГ. Их главная задача - формирование правового пространства Содружества, обеспечение “зеленого коридора” торгово-экономическому сотрудничеству его хозяйствующих субъектов, развитию научно-технических и культурных связей.

Комментируя внеочередную сессию Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, обсудившую проект бюджета Союза на 1998 год, “Московская правда” (17 декабря) отметила конструктивность состоявшихся дебатов. Парламентарии обеих стран хорошо понимали: общий бюджет - прежде всего еще одна веха на пути реинтеграции. И она продвигается вперед, хотя это и не афишируется российскими СМИ, подчеркнул автор публикации.

В декабре российские депутаты отметили начало нового этапа своих взаимоотношений с Европарламентом, констатировала “Российская газета” (16 декабря). Вступило в силу Соглашение о партнерстве между Россией и Евросоюзом. В рамках этого акта начал работать Комитет межпарламентского сотрудничества. “Лед тронулся”, - прокомментировал это событие первый заместитель Председателя Государственной Думы В.Рыжков. На первой встрече этого комитета в Брюсселе, подчеркнул он, российские парламентарии выступили единой командой, независимо от фракционной принадлежности. В результате произошла своего рода сенсация - европарламентарии полностью поддержали россиян и единогласно решили просить Еврокомиссию “признать Россию государством с рыночной экономикой”, отменить дискриминационную экономическую политику, а также содействовать скорейшему вступлению нашей страны во Всемирную торговую организацию.

Депутаты по-разному отреагировали на заявление Б.Ельцина во время визита в Швецию по поводу сокращения вооружений. В большинстве высказываний звучало явное недоумение. Некоторые наиболее характерные суждения по этому поводу привел “Московский комсомолец” (8 декабря). В.Жириновский (фракция ЛДПР): “Наш Президент не должен делать заявление об уничтожении трети наших ядерных боеголовок. Виноват тот, кто подсунул ему это заявление. Мы не допустим разоружения нашей страны, которое по указке мирового правительства хотят провернуть наши власти”. А.Шохин (фракция НДР): “В одностороннем порядке нам, даже с финансовой точки зрения, сложно разоружаться. Очень важно, чтобы процесс разоружения по времени совпал с “естественным” списанием соответствующих боеголовок, чтобы нам не надо было тратить огромные средства на досрочное уничтожение ракет”. Б.Громов (группа “Российские регионы”): “Это заявление касается не только сокращения стратегического ядерного вооружения на одну треть, как я понял, но и сокращения на 40 процентов сухопутной и морской группировок на северо-западе страны. Как депутат Государственной Думы, знакомясь с бюджетом-98, нигде не видел ни одной строчки, где было бы учтено то, о чем говорил Президент”.

На мой взгляд, заявил в газете “Коммерсантъ-daily” (11 декабря) председатель думского Комитета по труду и социальной политике С.Калашников (фракция ЛДПР), в России сегодня чувствуется присутствие Конституции. И она, безусловно, совершеннее прежних проектов. Они были абсолютно абстрактны и не отвечали потребностям современного общества. Теперь же наличие в стране Конституции я лично ощущаю на себе каждый день. ...Она четко определила основные параметры деятельности всех ветвей власти, сделала рамки их деятельности жестче, заключил депутат.

Члены фракции “Яблоко” в Государственной Думе, сообщила “Правда-5” (11 декабря), обратились с открытым письмом к общественности по поводу своей позиции на выборах в Мосгордуму. В частности, там говорилось: “Решения о политическом союзе центральными органами “Яблока” не принималось. Существует лишь техническое соглашение (только с ДВР) о разведении депутатов на выборах в Москве”. Далее ситуация конкретизируется: “Со времени своего создания “Яблоко” осуждало партию Гайдара-Чубайса за бесчеловечные и безграмотные реформы. Союз же с НДР - это вообще абсурд, поскольку это движение является инструментом олигархического полукриминального режима”.

С биографией и деловыми характеристиками шести заместителей Председателя Государственной Думы познакомила читателей “Комсомольская правда” (19 декабря). Это, пожалуй, первая попытка представить руководителей палаты не только как сухих профессионалов той или иной политической ориентации, но и показать их личные и человеческие качества. Отмечая определенный субъективизм некоторых оценок и выводов авторов публикации, в целом следует признать ее как полезный опыт популяризации думской деятельности.

Свое видение проблемы формирования “подлинного российского федерализма на историческую перспективу” предложил в еженедельнике “Дом и Отечество” (6-15 декабря) депутат от фракции НДР А.Аринин. Главными условиями для решения данной задачи парламентарий считает создание эффективного рыночного хозяйства и сильных демократических правовых институтов государства, становление гражданского общества и новой политической культуры, обретение российским народом и государственной властью новой идентичности России. Чрезвычайно важным является преодоление стереотипов наследия “социалистического федерализма”. По мнению автора публикации, в ближайшей перспективе возникнет необходимость нового территориального деления страны, построенного с учетом “комплекса факторов экономического, социального, природно-климатического, демографического, исторического и геополитического характера”.

О тесной связи принятия Налогового кодекса с текущим политическим процессом заявил в еженедельнике “Век” (5-11 декабря) депутат К.Боровой. По его убеждению, в сегодняшних условиях неэффективно функционирующего государства нужно “принципиально снижать налоговое бремя, что в равной степени касается и граждан, и предприятий”. Это - единственно возможный выход из той тупиковой ситуации, когда правительство не в состоянии справиться со сбором налогов, а честно функционирующее предприятие не в состоянии платить налоги, которые от него требуют, заключил парламентарий.

Отвечая на вопросы “Рабочей трибуны” (17 декабря), заместитель Председателя Государственной Думы С.Бабурин (группа “Народовластие”), предположил, что наступающий 1998 год “ имеет все шансы стать переломным, потому что в России назрела необходимость переставить акценты в экономической и социальной политике”. Хотелось бы это или не хотелось Президенту, он будет это делать, либо “его будут переставлять”, считает парламентарий. В СНГ, по его словам, сложилась ситуация рубежа: либо Содружество разваливается, симптомом чего была встреча глав государств в Кишеневе, либо четко определяется его цель. Один вариант - интеграционное объединение, другой - стабильно существующий механизм консультаций и согласований.


Вот и закончилась политическая осень. Как и предвидели ведущие средства массовой информации, она оказалась “горячей”. Несмотря на то, что общественные страсти “разгорались” преимущественно вокруг громких скандалов и разоблачений, отразивших глубинную борьбу различных элитных группировок правящего класса, основное содержание политической жизни составляло ожидавшееся противоборство исполнительной власти и думской оппозиции по вопросу о доверии правительству.

Во многих комментариях характера и содержания этого противоборства преобладающими оценками были скептические. Нередко звучали такие определения, как “популистский спектакль”, “политическое казино”, “соглашательство” и даже “предательство”. Однако есть основания рассматривать недавний бюджетный кризис и его последствия более корректно, как проявление взаимного стремления к компромиссу и попытку создания предпосылок для перехода к качественно новому этапу взаимодействия ведущих ветвей властей, к конструктивному диалогу умеренной левой оппозиции с правительством и Президентом.

К данному решению обе стороны неизбежно подводят политические и социально-экономические реалии последних месяцев. Оппозиция наконец-то осознала, что социального взрыва как нет, так и, скорее всего, не будет, и она не может быть более оппозиционной к власти, чем само общество, прямое же столкновение с властью не дает никаких шансов на успех. В свою очередь, здравомыслящие аналитики в Кремле убедились в преждевременности заявлений о полной и окончательной победе над коммунизмом в России, в постоянном воспроизводстве оппозиционеров даже из своих собственных рядов. Поэтому поиски и реализация компромиссных решений стали наиболее разумным выходом из возникшего кризиса. К этой же мысли склоняется все большее число авторов публикаций в центральной прессе, хотя преодоление стереотипов противостояния в массовом сознании в силу его известной консервативности дело не простое и не быстрое.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис