Аналитика и статистика
осенняя сессия 1997 года
   
    

 

7.2. Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” в почте граждан

Анализ почты, рассмотренной в Приемной Государственной Думы, свидетельствует о стабильно высоком количестве обращений по вопросам пенсионного обеспечения. Заметное место в этом блоке занимают отклики на Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” (в дальнейшем именуется - Закон от 21.07.97г.). Так, в июле-декабре текущего года поступило 1910 таких обращений, что составило 11 процентов всей корреспонденции.

Авторы писем - жители Крайнего Севера, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, работники интеллектуального труда, лица, которым пенсия установлена в связи с особыми условиями труда, многодетные матери, жены военнослужащих и другие категории населения.

Большинство обратившихся, в целом одобряя намерение реформировать пенсионную систему, вместе с тем критически оценивают новый пенсионный закон, вступающий в силу 1 февраля 1998 года. Нередко в письмах высказывается мнение, что на фоне обесценивания дореформенных вкладов, повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, неисполнения законодательства о льготах ветеранам войны, труда, инвалидам, Закон от 21.07.97г. не оправдал надежд многих пенсионеров.

“Зачем нужно было разрабатывать новый закон, тратить время и средства, если ограничения размера пенсии сохраняются. Разница только в том, что в Законе от 21.07.97г. регулирование уровня пенсионного обеспечения осуществляется через ограничение отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране и составляет от нее 52.5 процента. Да и закрепление в новом пенсионном законе двух самостоятельных порядков определения размера трудовой пенсии также не вызывает оптимизма, поскольку может быть отменено под любым предлогом”,- писала группа пенсионеров из г.Екатеринбурга Свердловской области.

Считаем Закон от 21.07.97г. очередной попыткой государства проявить показушную заботу о пенсионерах,- отмечалось в резолюции общегородского собрания жителей г.Ставрополя.- На фоне жилищно-коммунальной реформы, систематического повышения цен на энергоносители, продукты питания и предметы первой необходимости Закон от 21.07.97г. не обеспечивает прожиточного минимума для многих пенсионеров”. Это наиболее типичные примеры из почты.

Каждое третье письмо поступило от пенсионеров и людей предпенсионного возраста, проработавших долгие годы в районах Крайнего Севера. Многие из них коллективные: от работников ОАО ”Печорский лес” Ямало-Ненецкого автономного округа (175 подписей), жителей Ковдорского района Мурманской области (74 подписи), бывших работников Крайнего Севера, ныне проживающих в г.Киржаче Владимирской области (152 подписи), г.Старом Осколе Белгородской области (90 подписей), г.Липецке (83 подписи), г.Шуе Ивановской области (54 подписи) и других.

Для этой почты характерно мнение, высказанное И.Сидоренко из Тульской области, который считает, что

Законом от 21.07.97г. интересы северян полностью игнорированы. Двойное ограничение основных составляющих размера начисляемых пенсий при одновременном учете трудового стажа только в календарном исчислении, а также отмена районного коэффициента сделали наши пенсии ниже, чем у лиц, проработавших всю жизнь в центральных районах России. Принятый закон вообще не поддается логике - ему придана обратная сила, ущемляющая интересы трудящихся”.

Новое законодательство не повысит благосостояния пенсионеров-северян, заработавших свои пенсии в экстремальных климатических и социально-экономических условиях, не улучшит их материальное и социальное положение, а в значительной степени понизит и так невысокий жизненный уровень этих людей, отдавших свои лучшие годы освоению Крайнего Севера”,- писали пенсионеры г.Билибино Чукотского АО (к письму приложено 155 подписей).

Территориальный профсоюз Краснознаменного Северного флота (г.Полярный Мурманской области), выражая категорическое несогласие с Законом от 21.07.97г., от имени многих северян предлагал

“гражданам, которым пенсия была назначена в соответствии со статьей 14 Закона РФ от 20.11.90г. “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (в дальнейшем именуется - Закон от 20.11.90г.):

- производить учет трудового стажа в полуторном размере относительно календарного исчисления;

- при подсчете индивидуального коэффициента ограничение отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячному заработку по стране увеличивать на величину соответствующего районного коэффициента”

(приложены подписные листы с 355 подписями).

Значительная часть авторов выражала несогласие с опубликованными в средствах массовой информации комментариями о том, что новый пенсионный закон нацелен на дифференцированное и справедливое определение размера пенсий с учетом трудового вклада граждан. Неоднократно в обращениях указывалось, что “суть нового закона направлена как раз на нивелирование трудового вклада”. Высказывалось мнение, что законодатели необоснованно применили ограничения, снижающие размеры назначаемых пенсий и ущемляющие интересы больших групп пенсионеров.

К числу таких неоправданных, по мнению заявителей, ограничений относится исключение из трудового стажа времени профессионального обучения в специализированных учебных заведениях. В этой связи И.Лучкина из г.Усть-Илимска Иркутской области писала:

“Данное решение уравнивает специалистов высокой квалификации: профессоров, доцентов, врачей, инженеров, получающих относительно большую зарплату, с работниками неквалифицированного труда. По новому закону пенсии возрастут только у малооплачиваемой, низкоквалифицированной категории граждан, а также у лиц, получающих социальные пенсии”.

Все это обесценивает высшее образование в стране и может привести в дальнейшем к снижению образовательного уровня граждан России. Полагаю, что до февраля 1998 года подобные новации должны быть устранены”,- высказывала свое мнение Т.Иванова из г.Санкт-Петербурга. Его разделяют, судя по почте, многие работники интеллектуального труда: инженеры, педагоги экономисты, филологи из г.Нижнего Новгорода (всего 138 подписей), профессора, доценты из г.Санкт-Петербурга, научные работники Волгоградской опытной станции Всероссийского НИИ растениеводства.

Резкие, взволнованные письма поступили от граждан, имеющих согласно Закону от 20.11.90г. пониженный пенсионный возраст в связи с особыми условиями труда. “Почему по новому пенсионному закону специальный трудовой стаж исчисляется календарно без применения льгот? Мой общий трудовой стаж составляет 38 лет. Из них 29.5 лет - тяжелый и опасный для жизни труд с радиоактивными материалами в г.Арзамасе-16. Несправедливо, что по новому пенсионному закону я буду получать пенсию меньше деревенского пастуха. Бесспорно, всякий труд нужен и почетен, но нельзя же при этом заниматься уравниловкой” (П.Тихонов, Чувашская Республика).

“О том, что шахтер трудится под землей на глубине 700-800 метров, в породно-угольной пыли, грязи, сырости, без достаточного количества воздуха по 12 часов в смену, знают все, - писал Л.Гречишкин, бывший шахтер шахты “Заполярная” АО “Воркутауголь”. - Поэтому не случайно, что пенсионный возраст шахтеров - 45-50 лет. Откуда же нам набрать трудовой стаж для нормальной пенсии? Наш индивидуальный коэффициент никогда не превысит 0.6”.

“На мой взгляд, пенсия за выслугу лет отменена в Законе от 21.07.97г. совершенно бездумно. Законы не должны иметь обратной силы, и законодатели не имеют права переписывать их в выгодную для государства сторону”,- Л.Сорока, Ростовская область.

Аналогичных писем от шахтеров, химиков, металлургов, работников летного и летно-испытательного состава гражданской авиации, других граждан поступило сотни. По мнению авторов, “логичней и правильней было бы ввести все новации в Закон от 21.07.97г. со дня его подписания, не трогая прошлого, не отменяя существующие льготы” (М.Галкина, г.Братск).

В обращениях Вологодского, Кировского, Тамбовского областных комитетов ветеранов войны, Жигулевского городского Совета ветеранов войны и труда, ветеранов из Курской, Ленинградской, Московской, Оренбургской и других областей высказывались возражения в связи с отменой в новом пенсионном законе льготного исчисления периодов, засчитываемых в трудовой стаж согласно действующему законодательству. “По Закону от 20.11.90г. при подсчете трудового стажа служба в действующей армии в период боевых действий исчисляется в тройном размере, а согласно Закону от 21.07.97г. - год за год. Расцениваем это как ущемление интересов инвалидов и участников войны”,- говорилось в открытом письме Невьянского городского Совета ветеранов войны и труда (Свердловская область). Обращая внимание, что “в действующем пенсионном законе год участия в боевых действиях не случайно приравнивается к трем годам военной службы в мирное время”, ветераны просили депутатов Государственной Думы распространить указанную норму Закона от 20.11.90г. на новый пенсионный закон. “Если не сделать этого, произойдет резкое падение жизненного уровня инвалидов и участников войны. А это может вызвать социальный взрыв среди многочисленной группы населения”,- предупреждал Д.Панфилов из Свердловской области.

Заметное место в почте занимали обращения женщин, обеспокоенных тем, что согласно Закону от 21.07.97г в общий трудовой стаж не включаются периоды ухода за малолетними детьми, инвалидами 1 группы, а также время проживания жен военнослужащих вместе с мужьями в местностях, где они не могли трудиться. Приведенные ниже цитаты хорошо передают настроения этой многочисленной группы авторов.

Г.Пигалова из Ивановской области писала: “Мой муж - бывший кадровый офицер, поэтому 10 лет общего трудового стажа получила за проживание с ним в закрытом гарнизоне. По новому закону эти 10 лет из моего стажа вычитаются. Это несправедливо. Нас, жен военнослужащих, сравняли с нежелающими работать бомжами. Необходимо внести в закон поправку, согласно которой женщинам, проживавшим с мужьями-военнослужащими в местностях, где они не могли устроиться на работу, включать эти годы в общий трудовой стаж”.

“Закон о государственных пенсиях в РФ гарантировал всем гражданам России включение в трудовой стаж периодов ухода за инвалидами I группы. А по новому закону я лишаюсь 10 лет стажа. C шестидесятилетними людьми так не поступают. Нельзя отбрасывать прошлое, как нельзя вернуть нам молодость, чтобы заработать недостающие годы стажа. И здоровья уже нет, да и работу не найти. Пенсионную реформу необходимо начинать с молодого поколения”,- Т.Шаракова, Г.Кизел.

“Получается, чтобы женщине заработать стаж, от инвалидов надо избавляться, детей не рожать, за военных замуж не выходить! Закон от 21.07.97г. демонстрирует пренебрежение к будущему страны, детям, женщинам. Предлагаю при подсчете периодов, включаемых в общий трудовой стаж, руководствоваться положениями Закона от 20.11.90г., который действительно защищал государственные интересы” (Л.Попова, Московская область).

Следует отметить, что зачастую обращения пенсионеров имели эмоциональную окраску. “Если не будут приняты поправки к Закону от 21.07.97г., оставляем за собой право обратиться ко всем пенсионерам Республики Карелия с призывом о выражении недоверия Президенту РФ и Правительству РФ”,- говорилось в резолюции собрания пенсионеров г.Сортовала Республики Карелия.

“Считаю, что в новом законе о пенсиях должна сохраняться преемственность, ведущая к улучшению жизни пенсионеров, а не к ухудшению”,- писала Е.Загидуллина, г.Оренбург.

В отдельных письмах высказывались сожаления относительно того, что перед принятием закона не было организовано его всенародное обсуждение.

Обращаясь в Государственную Думу, авторы просили рассмотреть их предложения и внести соответствующие коррективы в Закон от 21.07.97г. до вступления его в силу.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис