Аналитика и статистика
осенняя сессия 1997 года
   
    

 

7. Обзор обращений граждан в Государственную Думу

Приемная Государственной Думы

 

7.1. О предложениях граждан по совершенствованию законодательства и их учете в деятельности Государственной Думы в осеннюю сессию 1997 года

За время осенней сессии Приемная Государственной Думы рассмотрела более 13 тысяч писем от граждан, трудовых коллективов и общественных организаций. На личном приеме побывало 2,1 тысячи посетителей.

Основные темы в обращениях данного периода, как следует из их содержания, определялись сложным социально-экономическим положением в стране, неисполнением и несовершенством ряда действующих нормативных правовых актов. Проблемы, обсуждаемые в Государственной Думе, принятые и рассматриваемые Государственной Думой законопроекты, вызывали многочисленные отклики и также оказали значительное влияние на тематику поступившей корреспонденции. В связи с этим в осеннюю сессию поступило на 2,5 тысячи обращений больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вдвое увеличилось количество откликов на деятельность федеральных органов государственной власти. В полтора раза возросло число обращений, содержащих предложения и замечания граждан по совершенствованию действующего законодательства.

Анализ корреспонденции свидетельствует об устойчивом интересе граждан к работе представительного и законодательного органа Российской Федерации. Почти в 600 обращениях высказывались мнения о деятельности Государственной Думы, роли депутатских объединений в Государственной Думе, работе некоторых комитетов и депутатов Государственной Думы. Оценивая законотворческую деятельность в целом положительно, авторы настойчиво просили ускорить принятие законов по усилению защиты социальных прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Письма с предложениями по совершенствованию действующего и разрабатываемого законодательства составили около трети почты. Половина из них касалась вопросов социальной политики и, прежде всего, предоставления социальных льгот, оплаты труда в бюджетной сфере, своевременности выплат заработной платы и пособий на детей.

Основные темы предложений граждан по совершенствованию законодательства

Многие предложения граждан нашли отражение в законотворческой деятельности Государственной Думы. В их числе - законы об усилении социальной поддержки детей-инвалидов и инвалидов с детства, о предоставлении дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения их жилой площадью и защиты их прав при приватизации жилья. Многочисленные настойчивые требования пенсионеров о расширении круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", учтены в принятом Государственной Думой Федеральном законе "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах".

Принимая во внимание сложное положение с выплатой ежемесячных пособий на детей, Государственная Дума приняла Постановление "О неотложных мерах по ликвидации задолженности по выплате ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей". В нем Правительству Российской Федерации предлагается изыскать дополнительные источники финансирования для скорейшего погашения задолженности по выплате пособий.

Следует отметить, что проблема своевременности социальных выплат постоянно затрагивалась авторами почты. Многие из них предлагали внести изменения в соответствующие законодательные акты, предусмотрев усиление ответственности должностных лиц и возмещение ущерба в связи с задержкой выплат заработной платы, пенсий, пособий в установленные сроки. Эти предложения в определенной мере учитываются в законопроектах, разрабатываемых Государственной Думой. Так, в первом чтении рассмотрен проект федерального закона "О выплате пени в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат". Другим законопроектом предполагается внести дополнение в Уголовный кодекс РФ об уголовной ответственности за указанные нарушения.

Государственной Думой не поддержан пакет проектов федеральных законов по вопросам упорядочения предоставления социальных выплат и льгот, внесенный на рассмотрение Правительством Российской Федерации. Решение палаты соответствовало острым критическим оценкам в откликах граждан, трудовых коллективов, профсоюзных комитетов разных уровней, советов ветеранов войны и труда. В них высказывались опасения, что предлагаемые изменения законодательства приведут к существенному снижению уровня социальных гарантий большинства слоев населения.

Не менее остро в обращениях звучали отрицательные оценки предложений о консолидации в проекте федерального бюджета на 1998 год средств государственных социальных фондов, а также предложений об изменении тарифов отчислений в Фонд социального страхования РФ и Пенсионный фонд РФ. Учитывая сложившиеся социально-экономические условия, ситуацию в социальном страховании работающих, Государственная Дума при рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" сохранила тарифы, действовавшие в 1997 году.

Центральной темой почты оставались вопросы совершенствования пенсионного законодательства. Бурную реакцию как у пенсионеров, так и работающих граждан, вызвал Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и опубликованные разъяснения специалистов Минтруда России. Судя по многочисленным письмам, реакция вызвана несовершенством и нечеткостью отдельных статей закона. Приводятся факты неоднозначного толкования его отдельных положений. Наиболее острые и часто встречающиеся критические замечания изложены в характерном для этой почты обращении ветеранов войны и труда Дальнегорского района Приморского края:

"Считаем, что закон о новом порядке исчисления пенсии ущемляет права миллионов пенсионеров - например, бывших фронтовиков, многодетных матерей, жен военных и других лиц, обстоятельства жизни которых попадают под "иные периоды", не засчитываемые в стаж работы. Законом аннулируются все основные льготы работавших в северных и приравненных к ним районах, так как при исчислении пенсии исключаются "полярные надбавки" и районный коэффициент. В результате труд шахтера, металлурга, лесозаготовителя в экстремальных условиях Крайнего Севера приравнен к труду столичного клерка" (И.Середа, Председатель Совета ветеранов войны и труда, г.Дальнегорск).

В письмах с сожалением отмечается, что новый пенсионный закон ограничивает предельную величину отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Обращается внимание на то, что порядок расчета размера пенсий, приведенный в разъяснениях Минтруда, в ряде случаев ведет к уравнительным тенденциям. По мнению авторов, необходимо пересмотреть некоторые положения статей закона до введения его в действие.

Неудовлетворенность звучала также в откликах пенсионеров на Федеральный закон "О повышении минимального размера пенсии, порядка индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации". В письмах отмечалось, что незначительное с момента последней индексации повышение размера пенсии на фоне роста цен на продукты питания и тарифов на коммунальные услуги, не улучшило материальное положение пенсионеров. Критикуя ныне действующую пенсионную систему, авторы по-прежнему настойчиво требовали увеличения размера пенсий и проведения их своевременной, в соответствии с законом, индексации.

Острой оставалась проблема восстановления сбережений, вложенных в Сберегательный банк России до 1 января 1992 года. По мнению обратившихся, реализация положений Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", который вступил в силу в мае 1995 года, неоправданно затянулась. В целях решения этой проблемы Государственной Думой принят Федеральный закон "О базовой стоимости необходимого социального набора". Закон предоставляет возможность продолжить разработку необходимого законодательства и механизма восстановления дореформенных сбережений граждан.

Однако, как считают авторы писем, положение с восстановлением сбережений значительно усложнится после проведения деноминации денежных знаков. Обращения по этому вопросу были массовыми после опубликования Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 года "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен". В них предлагалось не распространять предстоящую деноминацию на дореформенные сбережения или решить вопрос с компенсацией вкладов, не дожидаясь проведения деноминации. В связи с многочисленными письмами и телеграммами граждан Государственная Дума 26 сентября 1997 года приняла Обращение к Президенту Российской Федерации, в котором предложила не проводить переоформление гарантированных сбережений граждан в связи с деноминацией и определить временный порядок предварительной компенсации по гарантированным сбережениям граждан, предусмотрев при этом выплату указанной компенсации гражданам старше 70 лет и инвалидам I и II групп.

Государственной Думой принят Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Впервые в стране законодательно закреплено понятие малоимущей семьи (граждан) и в соответствии с законом такая семья (граждане) имеет право на получение социальной помощи.

В почте сессии было немало предложений, затрагивающих законопроекты, над которыми Государственная Дума продолжала работу. Среди них проект федерального закона "Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы", предусматривающий повышение тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС. В первом чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 87 Закона Российской Федерации "О Государственных пенсиях в Российской Федерации", которым предлагается предоставить право медработникам в поселках городского типа получать пенсию за выслугу лет при продолжении лечебной или иной работы по охране здоровья сельского населения. Подготавливается законопроект, регулирующий вопросы обеспечения социальной защиты граждан из подразделений особого риска, а также работавших с радиоактивными материалами.

Значительная группа предложений граждан по совершенствованию законодательства относится к законодательным актам сферы государственного строительства, экономики, обеспечения правопорядка, обороны. В этой почте, в частности, шла речь о необходимости внесения изменений в некоторые положения Конституции Российской Федерации, предлагались варианты государственной символики и гимна Российской Федерации. Обращалось внимание на несовершенство законодательства, регулирующего основы избирательной системы и избирательного права в Российской Федерации, а также основы местного самоуправления.

В связи с принятием новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ отмечались неясности некоторых положений и вносились предложения по их уточнению.

Государственная Дума приняла в первом чтении проекты постановлений "Об объявлении амнистии" и "О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии". В них нашли свое отражение просьбы граждан о применении амнистии к лицам, которые не совершили тяжких преступлений, к подросткам, беременным женщинам.

Большой резонанс вызвало принятие Государственной Думой Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", последующее его отклонение Президентом Российской Федерации и обсуждение новой редакции. Судя по откликам, принятый Думой закон в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации, был положительно воспринят авторами обращений. Отмечая его важность и актуальность, они считают, что закон создает правовую основу для религиозных объединений, не нарушая принципа равенства их перед законом и не ущемляя интересы граждан.

Касаясь вопросов Земельного кодекса, авторы обращений как из сельской местности, так и из городов, высказывали мнение о недопустимости свободной купли и продажи земли сельскохозяйственного назначения.

Решение социально-экономических проблем многие граждане, профсоюзные организации, трудовые коллективы связывали с рассматриваемыми в парламенте России проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и налоговым законодательством. Они выражали надежду, что принятие этих документов будет способствовать стабилизации работы предприятий, позволит обеспечить финансирование бюджетных организаций,

В части обращений заострялось внимание на том, что проектом бюджета намечается дальнейшее сокращение финансирования ряда бюджетных статей. А это, по мнению авторов, приведет к тому, что снова пострадают образование, наука, медицина. В связи с этим предлагалось уделить этим статья бюджета особое внимание и не допускать снижения финансирования.

Авторы обращений северных регионов и Дальнего Востока настаивали на отдельной строке в бюджете с целью обеспечения "северного завоза" и проведения мероприятий по переселению. Участники общероссийской акции протеста работников агропромышленного комплекса требовали предусмотреть в законе о федеральном бюджете на 1998 год доведение расходов на аграрный сектор до 10 процентов от расходной части бюджета, обеспечить льготное кредитование, доступное для каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя независимо от формы собственности, ввести единое налогообложение.

Остротой отличались письма по проблемам военно-промышленного комплекса. Учитывая, что многие предприятия являются градообразующими, обращалось внимание на сложное экономическое положение регионов, в которых расположены предприятия. Авторы настаивали на обеспечении своевременного и полного финансирования предприятий ВПК из федерального бюджета в 1998 году.

Советы судей, работники аппаратов судов просили депутатов при рассмотрении закона о федеральном бюджете на 1998 год предусмотреть в нем финансирование судов в объемах, обеспечивающих возможность полного и независимого осуществления правосудия.

В письмах с предложениями, затрагивающими вопросы обороны, преобладали проблемы военной реформы и социальной защиты военнослужащих. В них высказывалось неудовлетворение тем, как идет реформа, предлагалось ускорить принятие законодательных актов, способствующих проведению реформы. Постоянными были обращения с требованиями принятия закона об альтернативной службе. Вместе с тем выражалось сожаление в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона "О статусе военнослужащих", в котором было закреплено предоставление льгот прапорщикам и мичманам, увольняемым в запас после 20 лет службы.

Среди других предложений по совершенствованию законодательства выделялись многочисленные обращения из разных субъектов Российской Федерации с просьбами о содействии в рассмотрении и принятии проекта закона "О статусе участника афганской войны". Закон, по мнению авторов, направлен на обеспечение социальных и правовых гарантий защиты прав участников афганской войны.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис