Аналитика
и статистика осенняя сессия 1997 года |
||||
![]() |
По инициативе депутата Л.Я.Рохлина на “правительственном часе” был заслушан вопрос “О мерах, принятых Главной военной прокуратурой по фактам, изложенным в обращениях Комитета Государственной Думы по обороне и председателя Комитета Государственной Думы по обороне Л.Я.Рохлина”. Приглашенный на этот вопрос заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, Главный военный прокурор Ю.Г.Демин, находясь в служебной командировке, прислал в Государственную Думу письменную информацию, которая была роздана депутатам. Выступивший по данному вопросу депутат Л.Я.Рохлин заявил, что Главный военный прокурор ответил не на все вопросы и не предоставил информацию о некоторых генералах, привлеченных к уголовной ответственности в связи со злоупотреблениями своим служебным положением. В связи с этим депутат высказал свое неудовлетворение полученной информацией.
Далее на “правительственном часе” был заслушан внесенный по инициативе депутатов С.В.Иваненко (фракция “Яблоко”) и П.А.Медведева (депутатская группа “Российские регионы”) вопрос “О ситуации на финансовых рынках Российской Федерации в связи с повышением ставки рефинансирования Центральным банком Российской Федерации 10 ноября 1997 года”. С информацией по этому вопросу выступили Председатель Центрального банка Российской Федерации С.К.Дубинин и председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) Д.В.Васильев.
В своем выступлении С.К.Дубинин отметил, что из-за возникшей международной финансовой нестабильности происходит отток иностранных капиталов из России и признал, что предыдущие оценки Центробанка оказались излишне оптимистичными. Он заявил, что принятое Центральным банком России по согласованию с Правительством увеличение ставки рефинансирования и другие меры оказали позитивное воздействие на ситуацию на российских финансовых рынках. С.К.Дубинин утверждал, что принятый Государственной Думой 20 ноября в первом чтении законопроект “О чрезвычайных, фискальных, институциональных и законодательных мерах по преодолению бюджетного кризиса”, допускающий, в частности, реструктуризацию государственных долгов, может подорвать веру в способность государственной власти в России выполнять свои обязательства. Далее председатель Банка России сказал: “Я думаю, что этой опасности мы еще не избежали, но в общем ближайшие семь-десять дней, видимо, будут решающими. И у нас есть уверенность в том, что при нормальной, дружной работе с Правительством и Государственной Думой, с Советом Федерации мы способны стабилизировать ситуацию и не допустить никаких резких изменений, скажем, валютного курса и новых резких скачков на финансовом рынке”.
Председатель ФКЦБ России Д.В.Васильев подчеркнул тесную взаимосвязь фондового, финансового и валютного рынков и охарактеризовал решения, предусмотренные совместным заявлением Правительства и Центрального банка, как имеющие целью наполнение федерального бюджета. В то же время он констатировал, что общее падение цен на российские акции оказалось достаточно большим. Далее председатель ФКЦБ отметил: “И здесь важнейший вывод для сегодняшней ситуации и, главное, для ситуации на будущее - это необходимость уменьшения зависимости России от иностранных портфельных инвесторов путем ускоренного развития российских коллективных инвесторов, то есть это привлечение средств населения в инвестирование в российские предприятия”.
В своих вопросах к председателю Банка России и председателю ФКЦБ депутаты обращали внимание на то, что Сбербанк Российской Федерации мог бы предложить населению более высокие ставки по отдельным видам вкладов. Депутаты выясняли позицию Центробанка в отношении активного участия иностранных банков в скупке акций российских предприятий. Законодателей также интересовало, есть ли у Центробанка реальные возможности защитить финансовую систему России от потрясений на международных финансовых рынках.
Отвечая на вопрос, достаточно ли у Центробанка и Правительства существующих законодательных норм для реализации эффективной антикризисной политики, С.К.Дубинин сказал, что, по его мнению, закон о Центральном банке дает этому Банку достаточно полномочий для проведения в жизнь оперативных решений. В свою очередь, Д.В.Васильев призвал депутатов Государственной Думы внести изменения в Уголовный кодекс, направленные на введение уголовной ответственности за манипуляции на рынке ценных бумаг. Кроме того, председатель ФКЦБ согласился с предложением об усилении контроля со стороны депутатов за расходованием средств займа для развития рынка капитала. При этом он предположил возможность включения представителей Государственной Думы в попечительский совет при Центре развития рынка ценных бумаг, созданном в соответствии с указанием Минфина Российской Федерации.
По решению Государственной Думы в закрытом режиме были рассмотрены два вопроса: “О вопросах, вызванных объявлением Президентом Российской Федерации в Швеции решения о понижении на треть ядерного потенциала Российской Федерации (информация Министра обороны Российской Федерации И.Д.Сергеева) и “О состоянии российского финансового рынка” (информация председателя Центрального банка Российской Федерации С.К.Дубинина, Министра финансов Российской Федерации М.М.Задорнова и председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Д.В.Васильева).
Первым из вопросов, рассмотренных на “правительственном часе”, был вопрос “О состоянии поисково-спасательных службы МЧС России и о готовности выполнять возложенные на них обязанности”. Этот вопрос рассматривался по инициативе депутата Г.М.Бенова (фракция КПРФ). Информацию по данному вопросу представил Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К.Шойгу. В своем выступлении он проинформировал депутатов о том, что за 7 лет своего существования МЧС России провело около 5 тыс. крупномасштабных спасательных операций как на территории России, так и за рубежом. В результате этих операций спасено более 20 тыс. человек, сохранены материальные и культурные ценности на десятки триллионов рублей. Кроме того, в рамках государственной научно-технической программы “Безопасность” создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также С.К.Шойгу сообщил, что в настоящее время в МЧС России насчитывается всего 21642 военнослужащих. Укомплектованность личным составом составляет 86%. На содержание войск в 1997 г. из федерального бюджета выделено 502 млрд. рублей. По состоянию на декабрь 1997 г. они профинансированы на 77%.
Как отметил Министр МЧС России, в результате совместной с депутатами Государственной Думы работы разработаны и приняты федеральные законы “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “Об аварийных спасательных службах и статусе спасателя”. Далее С.К.Шойгу сказал: “Вместе с тем, мы не имеем главного законодательного акта, регулирующего деятельность в области гражданской обороны. Я говорю о Федеральном законе “О гражданской обороне”, который бы регламентировал нашу деятельность, подчеркиваю, на военное время. Я надеюсь, он в ближайшее время будет рассмотрен и принят”.
Касаясь вопроса о целесообразности создания Государственной спасательной службы, С.К.Шойгу согласился с предложениями о снятии этого вопроса с обсуждения и подчеркнул, что необходимо сохранить взаимодействие и взаимовыручку Спасательной службы МЧС России и Противопожарной службы МВД России. В то же время он сообщил, что МЧС намеревается реализовывать в 1998-2005 годах планы совершенствования собственных спасательных подразделений и воинских формирований.
Затем С.К.Шойгу ответил на ряд вопросов депутатов. С заключительным словом выступил депутат Г.М.Бенов. По его мнению, в работе МЧС произошел явный перекос, когда деятельность министерства свелась к проведению спасательных работ, в то время как упущена другая составляющая часть его работы - предупреждение и профилактика аварий, катастроф и стихийных бедствий. Депутат предложил, в частности, внести в федеральный бюджет на 1998 год поправку, предусматривающую перенос средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в раздел “Прочие расходы”, увеличив соответственно Резервный фонд Правительства Российской Федерации. Г.М.Бенов считает, что необходимо предложить Правительству рассмотреть вопрос о создании Комиссии в составе Правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Депутат В.С.Савчук поблагодарила С.К.Шойгу за помощь одному из пострадавших в результате авиакатастрофы в Иркутске. Депутат Е.Ф.Лахова дала высокую оценку работе Министра МЧС России.
Вторым вопросом, вынесенным на “правительственный час” по инициативе депутата Н.Ф.Герасименко (депутатская группа “Российские регионы”) был вопрос “О программе компенсации (восстановления) сбережений граждан, обесцененных в 1991-1996 годах, в связи с предстоящей деноминацией рубля”. Информацию по этому вопросу представили заместитель Министра экономики Российской Федерации В.И.Моргунов, первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации А.В.Войлуков и заместитель председателя правления Сберегательного банка Российской Федерации Г.Г.Меликьян.
Как сообщил В.И.Моргунов, в 1996 г. была проведена предварительная компенсация вкладов граждан, родившихся в 1916 году и ранее. Объем этой компенсации составил около 4 трил. рублей в 1997 г., в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 декабря 1997 г. Правительство приступает к очередному этапу предварительной компенсации вкладов граждан, родившихся в 1917 -1920 гг. На эти цели выделяется более 5 трил. рублей. В то же время, как заявил представитель Минэкономики, в настоящее время реализовать положение Федерального закона “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” не представляется возможным, поскольку до настоящего времени не приняты федеральные законы о базовой стоимости необходимого социального набора и о порядке перевода вкладов в целевые долговые обязательства, без чего невозможно установить ни сумму государственного долга, ни сроки, ни механизмы его погашения.
По оценке Правительства, экономическая ситуация такова, что в случае принятия указанных законов и восстановления в соответствии с ними сбережений, сумма государственного долга составит около 2,4 кватриллионов рублей, что фактически равно пяти годовым бюджетам страны. Для погашения такого внутреннего долга, по оценкам Минэкономики, понадобится около 300 лет.
В связи с этим Правительство намеревается, во-первых, проводить компенсацию поэтапно, и критерием очередности выплат должен являться возраст вкладчика. Во-вторых, ежегодная сумма средств, предназначенных на очередную выплату компенсаций, должна закладываться в федеральный бюджет на текущий год. В-третьих, сумма средств, направляемых на компенсацию вкладов, не должна подрывать устойчивость экономики и государственных финансов. Ориентировочно, она будет составлять 0,2 или 0,3 валового внутреннего продукта в каждом текущем году.
Отвечая на вопросы депутатов, представитель Минэкономики, в частности, отметил, что пока у Правительства нет другого решения кроме того, что сбережения граждан до 1992 г. подлежат деноминации.
Выступая с заключительным словом, депутат Н.Ф.Герасименко обратил внимание на то, что вопрос о восстановлении сбережений граждан при деноминированных вкладах настолько важен, что Президент планировал вынести его на “круглый стол”. Кроме того, до сих пор депутаты Государственной Думы не имеют конкретной информации о правительственной программе по восстановлению вкладов. Депутат задал вопрос о том, почему вице-премьер О.Н.Сысуев как председатель правительственной комиссии по восстановлению вкладов не присутствует на данном “правительственном часе”, и почему ему нельзя задать вопрос об участии депутатов в составлении этой программы. Н.Ф.Герасименко предложил принять постановление Государственной Думы о включении онкологических больных 1-ой и II-ой группы, т.е. безнадежных раковых больных, в число первоочередников на выплату восстановленных вкладов.
В качестве третьего вопроса на “правительственном часе” рассматривалась информация о результате расследования уголовных дел в отношении гибели депутатов Государственной Думы первого созыва С.Г. Скорочкина и А.Д. Айздердзиса и об исчезновении депутата Государственной Думы второго созыва Ю.А.Полякова. Информацию депутатам представил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации М.Б.Катышев.
Всего в ходе осенней 1997 года сессии на пленарных заседаниях Государственной Думы было проведено 11 “правительственных часов” (10 - открытых и 1 - закрытый), на которых в общей сложности было рассмотрено более 20 вопросов, затрагивающих различные сферы государственной политики. Из них наибольшее число вопросов касалось финансовой и бюджетной политики Правительства, особенно в связи с кризисом на международных финансовых рынках. Депутаты выясняли у представителей Правительства, как расходуются средства, выделяемые из федерального бюджета, какие меры принимает Правительство и Центральный банк России в связи с падением курсов акций на ряде мировых фондовых бирж, каким образом будут защищены вклады граждан в результате предстоящей деноминации рубля.
Большое внимание в ходе проведения “правительственных часов” депутаты уделяли также различным вопросам социальной политики. В частности, по их инициативе Правительство предоставляло информацию о финансовом обеспечении летнего отдыха детей, о финансировании мероприятий в области молодежной политики, а также об использовании бюджетных средств для выплат пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В ходе одного из “правительственных часов” рассматривались планы Правительства по реформированию системы образования. Кроме того, депутаты сочли необходимым отдельно заслушать представителей Правительства о мерах по борьбе с распространением туберкулеза и ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.
В сфере экономической политики депутаты специально рассмотрели состояние золотодобывающей промышленности, а также ход реализации Указа Президента Российской Федерации по поддержке отраслей оборонной промышленности.
В ходе “правительственных часов” обсуждались деятельность Федеральной пограничной службы России и МЧС России. Представитель Минобороны информировал депутатов о финансовом, продовольственном, материальном, медицинском и ином обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации. Депутаты также посчитали необходимым заслушать разъяснения Министра обороны Российской Федерации И.Д.Сергеева в связи с объявленным в Швеции Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным радикальным сокращении российского ядерного потенциала.
Как и раньше, депутаты использовали все формы своей работы, в том числе и “правительственные часы”, для действий, направленных на укрепление правопорядка. Так, депутатам была предоставлена вышеупомянута информация от Главного военного прокурора о правонарушениях в Вооруженных Силах. На один из “правительственных часов” был приглашен представитель Генпрокуратуры для выяснения реальных фактов в связи с публичными заявлениями некоторых официальных лиц о совершении правонарушений отдельными депутатами Государственной Думы и депутатами органов законодательной власти других уровней.
Среди инициаторов постановки того или иного вопроса для обсуждения на “правительственном часе” были представители почти всех фракций и депутатских групп в Государственной Думе, а также не входящий ни в одно депутатское объединение депутат Л.Я.Рохлин. Самое большое количество вопросов, вынесенных “на правительственный час”, было инициировано представителями фракций Коммунистической партии Российской Федерации, “Наш дом - Россия”, депутатских групп “Народовластие” и “Российские регионы”.
Со стороны Правительства чаще других в ходе осенней 1997 года сессии в Государственной Думе выступали представители Министерства финансов Российской Федерации, председатель Центрального банка Российской Федерации и председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
![]() |
![]() |
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |