Аналитика и статистика
осенняя сессия 1997 года
   
    

 

5.2. Парламентские слушания - информационные записки

”О состоянии полиграфической отрасли и необходимости соответствующего законодательства”
Информационная карта №2.1.4.-ПС97-175

Парламентские слушания ”О состоянии полиграфической отрасли и необходимости соответствующего законодательства” проведены 18.11.97 на основании решения Совета Государственной Думы от 3.06.97, протокол № 88.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по информационной политике и связи

Председательствующий: председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи О. А. ФИНЬКО.

Состав участников: представители издательств России, Госкомпечати РФ, ФАПСИ, Московской писательской организации, Литературного института, Центрального коллектора научных библиотек, Союза распространителей печатной продукции, Ассоциации книгоиздателей, МГУ, Межрегиональной ассоциации полиграфистов, директора типографии.

Число участников: около 120 человек.

Цель слушаний:

обсуждение проблем в полиграфической отрасли, принятие рекомендаций и предложений для внесения изменений в законодательство.

Рекомендации:

проект рекомендаций будет разработан Комитетом ГД по информационной политике и связи с учетом замечаний и предложений, высказанных в ходе слушаний.

Материалы слушаний:

Материалы Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи.

В выступлениях участников парламентских слушаний отмечалось, что полиграфическая промышленность России обладает достаточно внушительным в количественном отношении производственным потенциалом. Она насчитывает до 6 тысяч предприятий (около четверти из них входят в сферу ведения федеральных и региональных органов исполнительной власти), которые способны ежегодно выпускать 3,7 млрд. экземпляров книг, брошюр и журналов, 20 млрд. газет, десятки млрд. экземпляров изобразительно-этикеточной, бланочной и прочей продукции. Однако по фактическому выпуску продукции в расчете на душу населения российская полиграфическая промышленность значительно отстает от ведущих стран мира. Устаревший способ высокой печати занимает 39 процентов мощностей, доля офсета составляет 58 процентов. Глубокой и флексографской печати в промышленных масштабах практически не существует. Ограничены возможности массового производства книг в твердом переплете, цветных газет и многотиражной продукции на высококачественных сортах бумаги. Парк основного оборудования характеризуется повышенным износом, ощущается недостаток инвестиционных ресурсов для его планомерного обновления.

Участники парламентских слушаний рекомендовали Комитету Государственной Думы по информационной политике и связи учесть замечания и предложения, высказанные на слушаниях, при разработке федерального закона “Об издательском деле в РФ”.

”Развитие информационного пространства России”
Информационная карта №2.1.4.-ПС97-177

Парламентские слушания ”Развитие информационного пространства России” проведены 02.12.97 на основании решения Совета Государственной Думы от 10.06.97, протокол № 89.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по информационной политике и связи

Председательствующий: председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи О.А.ФИНЬКО.

Состав участников: представители администрации Президента РФ, Правительства РФ, Государственного Комитета РФ по связи и информатизации, Федеральной службы по телевидению и радиовещанию, Национальной ассоциации телевещателей, ИТАР-ТАСС, Российской государственной библиотеки, Центра права и СМИ, Информационного агентства ”Мобиле”, МФТИ, деловых кругов РФ, теле- и радиокомпании, общественных, научных организаций, корреспонденты СМИ.

Число участников: около 300 человек.

Цель слушаний: привлечь внимание широкой общественности, профессионалов, государственных органов, делового мира к обсуждаемой исключительно важной в настоящее время для России проблеме и выработать подходы к ее поэтапному решению на основе требующей своей разработки государственной информационной политики.

Рекомендации: Совершенствовать законодательную базу развития информационного пространства.

Материалы слушаний:

  1. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов.

  2. Материалы Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи.

  3. Тезисы выступлений к парламентским слушаниям.

Участники слушаний отмечали, что информационное пространство является основой социально-экономического, политического и культурного развития и обеспечения безопасности России. Эффективное информационное пространство может быть создано и развиваться на основе соответствующей государственной информационной политики(ГИП), обеспечивающей поступательное движение страны к построению информационного общества. Это движение должно опираться на новейшие информационные средства, дающие принципиально новые возможности международного информационного обмена и на его основе трансформации различных видов человеческой деятельности.

Задачи создания эффективного законодательства в информационной сфере безусловно корреспондируют с общими задачами создания и развития российского законодательства в целом. Действующее информационное законодательство регулирует большую часть информационных отношений, что позволяет развиваться информационному пространству. Но необходимые сегодня качественные и количественные параметры развития информационного пространства России в рамках СНГ и международного сообщества цивилизованных стран требуют совершенствования и развития законодательной базы.

Участники парламентских слушаний рекомендовали Федеральному Собранию Российской Федерации совершенствовать законодательную базу развития информационного пространства, которая должна обеспечить координацию и упорядочение законотворческой деятельности в информационной сфере.

Рекомендации слушаний адресованы Президенту РФ и Правительству РФ.

“Об экологических последствиях проведенных подземных ядерных взрывов”

Информационная карта № 2.1.4.- ПС97 - 178

Парламентские слушания “Об экологических последствиях проведенных подземных ядерных взрывов” проведены 09.12.97 на основании решения Совета Государственной Думы от 14.10.97, протокол № 102.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по экологии.

Председательствующий: заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экологии В.В.ТЕТЕЛЬМИН.

Состав участников: представители Аппарата Правительства РФ, Президентского Совета, Аппарата Совета Безопасности, Госкомэкологии, Минтопэнерго, Минздрава, Минатома, МПР, МВЭС, Госкомсевера, Госатомнадзора, Госгортехнадзора, Росгидромета России, Научного Совета по проблемам биосферы РАН; представители нефтяных и газовых компаний “Лукойл”, “Роснефть”, “Вишераннефтегаз”, “Седанко”, “Союзнефтеэкология”, “Газпром”, НПО “Радон”; представители природоохранных органов субъектов РФ, исполнительной и законодательной власти 7 субъектов РФ, ведущие ученые отраслевых научных организаций и научно-исследовательских институтов РАН, представители ГРИНПИС и ряда общественных организаций.

Число участников: около 90 человек.

Цель слушаний:

1. Анализ проблемы потенциальной опасности радиационного облучения людей, загрязнения окружающей среды, опасных подвижек недр и иных экологических последствий вследствие проведения подземных ядерных взрывов (ПЯВ) в интересах народного хозяйства.

2. Обсуждение направлений нормативно-правового регулирования и системы необходимых законодательных актов для видов деятельности, связанной с использованием ПЯВ (в рамках ограничения использования ПЯВ и ликвидации последствий).

Рекомендации:

проект рекомендаций будет доработан Комитетом Государственной Думы по экологии с учетом предложений, высказанных в ходе слушаний.

Материалы слушаний:

1. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

2. Информационные материалы Госкомэкологии, Минатома России, других министерств и ведомств об использовании, технико-экономической эффективности применения ПЯВ в интересах народного хозяйства и экологических последствиях ПЯВ.

3. Предложения и тезисы докладов выступающих.

4. Материалы к проекту федерального закона “О ликвидации последствий проведения подземных ядерных взрывов”.

На территории России для решения нороднохозяйственных проблем было проведено 81 ПЯВ. Наиболее значимые результаты получены при использовании ПЯВ с целью сейсмического зондирования. С другой стороны, по мнению специалистов, эффективность применения ПЯВ для сооружения емкостей для хранения газового конденсата требует дополнительных оценок вследствие снижения уже через два года их эксплуатационных качеств и из-за того, что полости ПЯВ представляют собой неконтролируемые захоронения радиоактивных отходов. В полной мере экологические последствия ПЯВ не исследованы, прогноз последствий (особенно на дальнюю перспективу) не осуществляется..

По вопросам нормативно-правового регулирования данной области деятельности мнения участников слушаний разделились. Часть экспертов полагает, что достаточно ограничиться внесением изменений и дополнений в Федеральные законы по защите окружающей среды и разработкой ряда подзаконных нормативных актов. Другая часть считает, что большое количество поправок, вносимых в действующие законы, в значительной степени снизит эффективность законодательного регулирования и предлагает принять отдельный закон “О ликвидации последствий проведения подземных ядерных взрывов”. При этом имеются принципиальные вопросы, требующие законодательного решения на федеральном уровне: проблема собственности на участки недр, где произведен ПЯВ; вопросы лицензирования; координации деятельности органов власти.

”Россия-Молдова-Приднестровье. Стратегические интересы России”

Информационная карта №2.1.4.-ПС97-179

Парламентские слушания ”Россия-Молдова-Приднестровье. Стратегические интересы России” проведены 09.12.97 на основании решения Совета Государственной Думы от 18.11.97, протокол № 109.

ОРГАНИЗАТОРЫ:

Председательствующие: председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Г.И.ТИХОНОВ, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики А.В.МИТРОФАНОВ, член Комиссии Государственной Думы по содействию в урегулировании политической и экономической ситуации в Приднестровье Ж.М.ЛОЗИНСКАЯ.

Состав участников: представители МИД, Минобороны, Минэкономики, Миннаца, Минсотрудничества, Минсельхозпрод, Минобразования, Минкультуры, МПС, ГТК, Минтопэнерго, Мингосимущество, ФСБ, СВР РФ, законодательной и исполнительной власти Молдовы и Приднестровья, ученные институтов, политических партий и общественных организаций, СМИ.

Число участников: около 170 человек.

Цель слушаний:

1. Обсуждение проекта федерального закона о ратификации Договора о принципах межгосударственных отношений РСФСР и ССРМ и Протокола к нему.

2. Обсуждение ситуации, сложившейся в зоне расположения воинских формирований Российской Федерации.

Рекомендации: проект рекомендаций будет доработан с учетом результатов обсуждения.

Материалы слушаний:

1. Материалы к вопросу о ратификации Договора о принципах межгосударственных отношений РСФСР и ССРМ.

2. Материалы министерств и ведомств РФ.

3. Соглашения и другие правовые акты.

4. Материалы экспертов.

Участник парламентских слушаний отметили, что Договор о принципах межгосударственных отношений РСФСР и ССРМ является морально и политически устаревшим документом, не учитывающим изменения, которые произошли с момента распада СССР на постсоветском пространстве и в целом в мире. Договор не учитывает последствий вооруженного конфликта между Молдовой и Приднестровьем 1992 года, самого факта существования Приднестровской Молдавской Республики, со всеми атрибутами государственности, своей Конституцией, демократично проведенными выборами и избранием президента и парламента, не обеспечивает гарантии защиты прав и законных интересов русского и русскоязычного населения Молдовы, не учитывает современные политические реалии и расстановку сил на мировой арене(процессы расширения НАТО). Договор не учитывает положений пунктов 2 и 3 Меморандума " Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем”, от 08.05. 1997 года.

Отмечая, что Договор не имеет перспективы быть ратифицированным, участники слушаний рекомендовали -

Государственной Думе:

- отклонить проект федерального закона о ратификации Договора о принципах межгосударственных отношений РСФСР и ССРМ от 22 сентября 1990 года и Протокола к нему от 10 февраля 1995 года;

- предложить Президенту Российской Федерации выступить с инициативой заключения международного договора Российской Федерации с Республикой Молдова, оговаривающего статус Приднестровья;

- признать государственность Приднестровской Молдавской Республики, как реальность, сложившуюся в итоге самоопределения народа Приднестровья, рассмотреть предложение руководства Молдавской Приднестровской Республики о вхождении в Союз России и Белоруссии;

- отмечая исключительную важность Приднестровья в стратегическом отношении для России и необходимость сохранения присутствия воинских формирований Российской Федерации на территории Приднестровья, что полностью согласуется с позицией руководства Приднестровья, отклонить проект Федерального закона “О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова”;

- разработать законопроект, в котором определить формы и условия присутствия воинских формирований Российской Федерации в Приднестровье в целях обеспечения долгосрочных политических, экономических и военных интересов России.

Правительству Российской Федерации:

- согласно Меморандуму об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 года содействовать Приднестровью в осуществлении самостоятельной экономической, научно - технической, образовательной и социальной политики;

- принять меры по скорейшему решению вопроса об открытии Славянского университета в г. Тирасполе;

- добиться скорейшего открытия консульского учреждения на территории Приднестровья;

- принять исчерпывающие меры по увеличению товарооборота Российской Федерации с Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой;

- в соответствии с ранее принятыми решениями правительства Российской Федерации выделить Приднестровью гуманитарную помощь.

“О воспитании детей и молодежи в современных условиях”
Информационная карта № 2.1.4.- ПС97-180

Парламентские слушания “О воспитании детей и молодежи в современных условиях” проведены 16.12.97 на основании решения Совета Государственной Думы от 11.09.97, протокол № 97.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи

Председательствующий: Председатель Комитета ГД по делам женщин, семьи и молодежи А.В.АПАРИНА

Состав участников: представители федеральных министерств и ведомств РФ, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, ученые-эксперты, руководители молодежных и детских общественных объединений, социальные работники, педагоги.

Число участников: около 300 человек.

Цель слушаний: анализ кризисных явлений в области воспитания, определение мер по их устранению, выработка рекомендаций в адрес законодательных и исполнительных органов власти.

Рекомендации: проект рекомендаций принят за основу, комитету поручено доработать его с учетом поступивших замечаний и предложений.

Материалы слушаний:

1. Подборка нормативно-правовых материалов по проблемам воспитания детей и молодежи.

2. Подборка научных и информационных материалов по проблемам воспитания детей и молодежи.

3. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

В выступлениях участников ПС отмечалось, что сегодняшн социально-экономическая ситуация в России отразилась и на проблемах воспитания детей и молодежи - социального явления, предмета заботы нынешнего российского общества и государства. Но несмотря на принимаемые государственными органами меры, состояние воспитания детей и молодежи в России сегодня характеризуется как кризисное и угрожает национальной безопасности страны.

По мнению участников слушаний основные причины, актуализирующие проблему воспитания:

- разрушена системы традиционных ценностей и механизма преемственности поколений;

- усилилась бездуховность и изменилась система жизненных ориентаций молодежи;

- активно навязывались российскому обществу западные ценности;

- переоценивалась роль образования и недооценивалась роль воспитания в становлении нового поколения россиян;

- утрачены государственные гарантии на получение бесплатного образования и др.

В докладе председателя Комитета Государственной Думы А.Апариной было подчеркнуто, что оплата в детских дошкольных учреждениях увеличилась в 11 тысяч раз, в стране - 4 млн. беспризорных детей, 4% матерей оставляют своих детей в роддомах, 2 тыс. подростков покончили жизнь самоубийством в 1996 году, в 9 раз, по сравнению с 1993 годом, возросла наркомания и токсикомания среди детей, активизировались криминальные проявления в детской и молодежной среде.

Участники ПС обсудили законопроекты, направленные на защиту прав и законных интересов детей и молодежи в области воспитания, образования, социальной поддержки, участия в жизни общества, и назвали приоритетными законопроекты: “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, “Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации”.

В ходе обсуждений Президенту РФ, Правительству РФ, законодательным и исполнительным органам рекомендовано разработать и принять нормативно-правовые акты, касающиеся улучшения положения детей и молодежи, пересмотреть концепцию основных направлений социальной политики, принять меры по формированию государственной концепции воспитания, внести поправку в статью 43 Конституции РФ в части усиления государственных гарантий по обеспечению общедоступности и бесплатности образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

“О национальной научной доктрине России”
Информационная карта № 2.1.4.- ПС97-181

Парламентские слушания “О национальной научной доктрине России” проведены 16.12.97 на основании решения Совета Государственной Думы от 14.10.97, протокол № 102.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по образованию и науке

Председательствующий: заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке М.К.ГЛУБОКОВСКИЙ

Состав участников: представители министерств РФ (Миннауки, Минобразования, Минэкономики и др.), представители научных и образовательных учреждений (РАН, РАМН, МГУ, МГТУ, МАИ, МЭИ и др.), СМИ.

Число участников: около 200 человек.

Цель слушаний: обсуждение национальной научной доктрины России и выяснение мнений научной общественности о разрабатываемой правительственной комиссией Концепции реформирования российской науки.

Рекомендации: проект рекомендаций принят за основу, комитету поручено доработать его с учетом поступивших предложений и замечаний.

Материалы слушаний:

1. Указ Президента РФ “О доктрине развития российской науки” от 13.06.96 г. № 884.

2. Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”.

3. Концепция реформирования российской науки на период 1997 - 2000 гг.

4. Основные положения альтернативной “Концепции реформирования российской науки”.

5. Подборка нормативно- правовых актов и статистических материалов по финансированию науки.

6. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

Участники ПС отмечали, что 1,5 года, прошедшие после подписания Президентом РФ Указа “О доктрине развития Российской науки” (13.06.96 г.), положительных изменений в состояние научной сферы не принесли. Все большую силу приобретает мнение о возможности финансирования науки по остаточному принципу.

В Указе Президента РФ “О доктрине развития Российской науки” сказано, что реформирование сферы науки должно проводиться путем совершенствования принципов управления, финансирования и организации научных исследований. В доктрине приводятся ключевые элементы реформирования системы управления сферой науки.

Эти меры, по мнению выступающих, находят понимание научного сообщества. Многие из этих мер, а также механизм их реализации нормативно закреплены в действующем законодательстве, и прежде всего в Федеральном законе “О науке и государственной научно-технической политике”. Этим законом, принятым через месяц после издания Указа Президента РФ, минимальный уровень финансирования НИОКР гражданского назначения поднят до 4% от расходной части бюджета.

В ноябре 1997 г. правительственной комиссией был подготовлен и опубликован для обсуждения проект Концепции реформирования российской науки на 1997-2000 гг., который, по мнению собравшихся, повторяет основные положения, изложенные в Доктрине, однако существенно смещает акценты.

Доктрина провозглашает, что уровень развития науки определяет эффективность экономической деятельности, а практическое использование научных знаний становится источником обеспечения жизнедеятельности общества. Главной идеей проекта Концепции реформирования является реорганизация инфраструктуры науки и научных организаций России, адаптированная под реально выделяемые бюджетные ассигнования.

Участники ПС отмечали, что в правительственном проекте Концепции реформирования

- нет анализа состояния научных исследований и разработок в России за последние годы,

- не нашел отражение вопрос сохранения и подготовки научных кадров,

- не налажен механизм господдержки инновационной деятельности,

- приватизация путем акционирования научных организаций или включения их в финансово- промышленные группы в нынешних экономических условиях равносильна их гибели.

Отмечалось, что научное сообщество должно конструктивно влиять на выработку представлений о будущем России, ее экономики, места в изменяющемся мире, ее образования, науки и культуры.

Было рекомендовано Правительству обеспечить безусловное выполнение Федерального закона “О федеральном бюджете на 1997 г.” в части финансирования науки, а также Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике” в части бюджетного финансирования науки в объеме 4% от расходной части бюджета.

“О государственной политике в области развития курортов федерального значения Кавказских Минеральных Вод”
Информационная карта № 2.1.4.- ПС97-182

Парламентские слушания “О государственной политике в области развития курортов федерального значения Кавказских Минеральных Вод” проведены 16.12.97 на основании решения Совета Государственной Думы от 28.10.97, протокол № 106.

ОРГАНИЗАТОРЫ:

Председательствующие: председатель Комитета Государственной Думы по туризму и спорту А.С.СОКОЛОВ, председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Н.Ф.ГЕРАСИМЕНКО.

Состав участников: представители Правительства РФ, Минздрава России, Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму, ФНПР, руководители администрации Ставропольского края и Кавказских Минеральных Вод, специалисты санаторно-курортной системы Российской Федерации, ученые, пресса.

Число участников: около 150 человек.

Цель слушаний: обсудить вопрос о государственной политике в области развития курортов федерального значения Кавказских Минеральных Вод.

Рекомендации: проект рекомендаций принят с учетом поступивших предложений.

Материалы слушаний:

1. Указы Президента РФ ”О курортах федерального значения региона Кавказских Минеральных Вод” от 14 июня 1994 года № 1229; “Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" от 27 марта 1992 года № 309.

2. Постановления Правительства РФ “Об особой экономической зоне в границах эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод” от 29. 12.1994 г. № 1430; “О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации” от 22 11.1997 г. № 1471.

3. Проект федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении”.

4. Справочно-информационный материал.

5. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

Участники слушаний отмечали, что Россия является одной из немногих стран мира, обладающей неповторимым многообразием ценных природных лечебных ресурсов. Уникальным регионом являются Кавказские Минеральные Воды (КМВ). Обращалось внимание на то, что сегодня потенциал (КМВ) востребован лишь на 30-50%, в то время , как в России резко изменился характер заболеваемости в сторону двукратного (по сравнению с 1972 г.) повышения потребности населения в санаторно-курортной помощи. Десятки крупнейших курортно-рекреационных учреждений, имеющих современную медико-техническую и социокультурную инфраструктуру, пустуют и постепенно разрушаются. Не обеспечивается в полном объеме финансирование Федеральной программы “Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод”, недостаточная законодательная база в области курортного дела, не выработана единая политика в организации санаторно-курортного лечения, оздоровительного туризма и отдыха.

Парламентские слушания рекомендуют:

Правительству РФ: создать правительственную комиссию для комплексной оценки выполнения ранее принятых нормативных документов по курортам Кавказских Минеральных Вод с целью разработки неотложных мер по их сохранению и рациональному использованию,

Государственной Думе: ускорить принятие законопроекта “О курортах федерального значения - Кавказские Минеральные Воды”. При разработке проекта федерального закона “О здравоохранении в Российской Федерации” включить санаторно-курортное лечение в перечень лечебных услуг.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис