В.Б.Исаков "Российское Законодательство в 1991-1998 гг. Объем, структура, тенденции развития "

Разумеется, не все рассмотренные инициативы получили поддержку Государственной Думы. Какова результативность участия в законотворчестве субъектов законодательной инициативы на этой стадии законодательного процесса? Ответ на этот вопрос содержат таблица 16 и график 16. Как можно убедиться, наиболее результативными участниками законотворчества на данном этапе оставались Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, эффективность остальных участников заметно ниже. На последнем месте - Совет Федерации, члены Совета Федерации и субъекты Российской Федерации.

Таблица 16. Соотношение рассмотренных и принятых законодательных инициатив различных субъектов законодательной инициативы (в процентах). По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы

  Рассмотрено Принято
Президент РФ 54,2 47,2
Правительство РФ 67,6 39,4
Депутаты ГД 44,1 21,1
Субъекты РФ 47,3 5,4
СФ и члены СФ 25,0 11,8

График 16.

Соотношение рассмотренных и принятых   законодательных инициатив различных субъектов законодательной инициативы (в   процентах).

Наконец, каков итоговый результат участия субъектов законодательной инициативы в законотворческом процессе? Какая часть их законодательных инициатив, пройд все этапы законотворческой процедуры, дошла до последнего этапа и стала законами? Ответ на этот вопрос дают таблица 17 и график 17.

Таблица 17. Результативность участия в законодательном процессе (процент законодательных инициатив, ставших законами). По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы.

  Стали законами Не стали законами
Президент РФ 34,7 65,3
Правительство РФ 27,9 72,1
Депутаты ГД 9,9 80,1
Субъекты РФ 1,6 98,4
СФ и члены СФ 0 100

График 17.

Результативность участия в законодательном процессе (процент законодательных инициатив, ставших законами).

Как видно из таблицы 17 и графика 17, наиболее результативно участвовали в законотворческом процессе Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (соответственно - 37,4 и 27,9 процента законодательных инициатив). На третьем месте - депутаты Государственной Думы (9,9 процента законодательных инициатив). “Проходимость” законодательных инициатив Совета Федерации, членов Совета Федерации и субъектов Российской Федерации существенно ниже.

Приведенные данные позволяют отметить по крайней мере два существенных обстоятельства. Во-первых, сравнительно скромное участие Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с точки зрения общего количества вносимых законодательных инициатив в какой-то степени компенсируется высокой итоговой результативностью их участия. Это объясняется как более высоким уровнем подготовки законодательных инициатив Президента и Правительства, в распоряжении которых находится огромный аппарат федеральных органов власти, так и широкими возможностями влияния на всех стадиях прохождения законопроекта, включая стадию президентского “вето” (законопроекты, внесенные Президентом и Правительством, значительно реже попадают под президентское “вето”, хотя это случается).

Во-вторых, обращает на себя внимание низкая результативность участия в федеральном законодательном процессе Совета Федерации, членов Совета Федерации и субъектов Российской Федерации, особенно заметная на фоне роста общего количества их законодательных инициатив. Данное обстоятельство дает повод говорить о “напряженных отношениях” между депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, “ревности к власти”, “пренебрежении депутатов к законодательным инициативам с мест” и т.д., и т.п.

Психологические трения между членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы действительно существуют, это реальный фактор политики, который нельзя сбрасывать со счета (обстановка заседаний в Совете Федерации, где могут не дать слово приглашенному депутату Государственной Думы - пример на эту тему). Но все же, на наш взгляд, в общем контексте взаимоотношений субъектов законодательной инициативы указанный фактор не является определяющим. Гораздо существеннее то обстоятельство, что законодательные инициативы членов Совета Федерации и субъектов Российской Федерации вырастают из проблем и трудностей местной жизни и носят, за редким исключением, достаточно частный характер, а по юридической форме являются поправками к действующему законодательству. Уровень научной и технико-юридической проработки этих инициатив, как правило, невысок, не отработана технология их “сопровождения” по стадиям законодательного процесса. Неудивительно, что эти законодательные инициативы оказываются “на дне” законодательного портфеля и очередь до них просто не доходит.

Повышение роли субъектов Российской Федерации в федеральной политике должно выражаться не просто в количественном росте числа законодательных инициатив, а прежде всего - в повышении их юридического качества. Крупная значимая законодательная инициатива вытекает из продуманной правовой стратегии, является продолжением и формой реализации экономической и социальной политики. Способны ли субъекты Российской Федерации разрабатывать и проводить в жизнь общегосударственную политику? Создание в регионах Российской Федерации институтов и центров регионального законотворчества говорит о том, что субъекты Российской Федерации все чаще задумываются над своим местом и ролью в законодательном процессе (См.: Сборник из опыта работы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Выпуск 5. Об участии институтов регионального законодательства и центров законотворчества в правовом обеспечении нормотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации. М., Государственная Дума, 1999).

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис