|
В.Б.Исаков "Российское Законодательство в 1991-1998 гг. Объем, структура, тенденции развития " |
|
Любопытный вопрос, который нельзя обойти вниманием: по каким причинам Президент Российской Федерации отклоняет законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации? В нашем распоряжении имеется статистический материал, собранный Аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы по итогам трех сессий Государственной Думы второго созыва (весенней и осенней сессий 1996 года и весенней сессии 1997 года) - См.: Аналитический вестник. Выпуск 20: Проблемы совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации. М., Государственная Дума, 1997, с. 15. Вырисовывается следующая картина (см. таблицу 18 и график 18).
Таблица 18. Динамика отклонения законов, принятых Государственной Думой в 1996 году и первом полугодии 1997 г. По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы
1996 (1) | 1996 (2) | 1997 (1) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Принято законов | 169 | 100 | 82 | 100 | 151 | 100 |
Отклонено СФ | 35 | 20,7 | 16 | 19,5 | 29 | 19,2 |
Отклонено Президентом | 30 | 17,8 | 11 | 13,4 | 43 | 28,5 |
Отклонено СФ и Президентом | 9 | 5,3 | 2 | 2,4 | 5 | 3,3 |
Статистические данные свидетельствуют, что взаимоотношения палат Федерального Собрания носят достаточно устойчивый характер: Совет Федерации отклоняет в среднем 19-20 процентов принимаемых Государственной Думой законов (это каждый пятый закон). Взаимоотношения Государственной Думы с Президентом Российской Федерации складываются менее устойчиво: если в начале рассматриваемого периода Президент Российской Федерации отклонял 17,8 принятых Государственной Думой законов, то в дальнейшем количество отклоненных законов возросло до 28,5 процента, что отражает достаточно напряженный характер отношений Президента Российской Федерации и Государственной Думы.
По каким основаниям отклонялись законы? “Веер мотивов” представлен на таблице 19 и графике 19. При этом к полученным данным следует относиться с известной осторожностью, так как мотив отклонения, указанный в письме Президента Российской Федерации, далеко не всегда отражал действительный мотив отклонения закона (отклонение закона по политическим мотивам нередко аргументировалось нарушением Конституции, недостатками юридической техники, иными юридическими причинами и т.д.).
Таблица 19. Основания отклонения законов Президентом РФ в 1996-1997 гг. По данным Аналитического управления Аппарата Государственной ДумыВсего оснований | 481 | 100 |
Несогласие с принятым законом или одним из его положений | 209 | 43,5 |
Несоответствие закона Конституции РФ | 98 | 20,4 |
Нарушение правил юридической техники | 115 | 23,9 |
Несоответствие закона ГК РФ | 26 | 5,4 |
Противоречие закона ФЗ “О федеральном бюджете” | 12 | 2,5 |
Отсутствие заключения Правительства | 11 | 2,3 |
Несоответствие закона нормам международного права или международным обязательствам РФ | 7 | 1,5 |
Иные замечания правового характера | 103 | 21,4 |
![]() |
![]() |
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |