В.Б.Исаков "Российское Законодательство в 1991-1998 гг. Объем, структура, тенденции развития "

Причины отклонения принятых законов

Любопытный вопрос, который нельзя обойти вниманием: по каким причинам Президент Российской Федерации отклоняет законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации? В нашем распоряжении имеется статистический материал, собранный Аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы по итогам трех сессий Государственной Думы второго созыва (весенней и осенней сессий 1996 года и весенней сессии 1997 года) - См.: Аналитический вестник. Выпуск 20: Проблемы совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации. М., Государственная Дума, 1997, с. 15. Вырисовывается следующая картина (см. таблицу 18 и график 18).

Таблица 18. Динамика отклонения законов, принятых Государственной Думой в 1996 году и первом полугодии 1997 г. По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы

  1996 (1) 1996 (2) 1997 (1)
  Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Принято законов 169 100 82 100 151 100
Отклонено СФ 35 20,7 16 19,5 29 19,2
Отклонено Президентом 30 17,8 11 13,4 43 28,5
Отклонено СФ и Президентом 9 5,3 2 2,4 5 3,3

 

График 18.

Динамика отклонения законов,   принятых Государственной Думой в 1996 году и первом полугодии 1997 г.

Статистические данные свидетельствуют, что взаимоотношения палат Федерального Собрания носят достаточно устойчивый характер: Совет Федерации отклоняет в среднем 19-20 процентов принимаемых Государственной Думой законов (это каждый пятый закон). Взаимоотношения Государственной Думы с Президентом Российской Федерации складываются менее устойчиво: если в начале рассматриваемого периода Президент Российской Федерации отклонял 17,8 принятых Государственной Думой законов, то в дальнейшем количество отклоненных законов возросло до 28,5 процента, что отражает достаточно напряженный характер отношений Президента Российской Федерации и Государственной Думы.

По каким основаниям отклонялись законы? “Веер мотивов” представлен на таблице 19 и графике 19. При этом к полученным данным следует относиться с известной осторожностью, так как мотив отклонения, указанный в письме Президента Российской Федерации, далеко не всегда отражал действительный мотив отклонения закона (отклонение закона по политическим мотивам нередко аргументировалось нарушением Конституции, недостатками юридической техники, иными юридическими причинами и т.д.).

Таблица 19. Основания отклонения законов Президентом РФ в 1996-1997 гг. По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы

Всего оснований 481 100
Несогласие с принятым законом или одним из его положений 209 43,5
Несоответствие закона Конституции РФ 98 20,4
Нарушение правил юридической техники 115 23,9
Несоответствие закона ГК РФ 26 5,4
Противоречие закона ФЗ “О федеральном бюджете” 12 2,5
Отсутствие заключения Правительства 11 2,3
Несоответствие закона нормам международного права или международным обязательствам РФ 7 1,5
Иные замечания правового характера 103 21,4

 

График 19.

Основания отклонения законов Президентом РФ в 1996-1997 гг.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис