Аналитика и статистика
весенняя сессия 1999 года
   
    

 

6. Правительственный час

21 мая

В рамках "правительственного часа" депутаты заслушали информацию исполняющего обязанности Министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Г.М.Ходырева "О тарифной политике в области связи" и информацию председателя Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации А.Е.Крупнова "Об итогах работы Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации за 1998 год и проблемах отрасли". Г.М.Ходырев и А.Е.Крупнов ответили на вопросы депутатов, затем выступили депутаты Государственной Думы А.В.Чурилов (фракция ЛДПР) и Т.В.Плетнева (фракция КПРФ) – инициаторы рассмотрения этих вопросов на " правительственном часе".

В зависимости от характера и потребительской ценности все средства связи, отметил Г.М.Ходырев, подразделяются на три подотрасли: почтовая связь, электрическая связь, включающая в себя междугороднюю телефонную связь, и местная телефонная связь. В целом отрасль предоставляет более 200 видов услуг.

Начиная с 1996 года, отрасль развивается достаточно динамично, преодолевая негативное воздействие продолжающегося в стране кризиса. Ежегодный объем ввода новых мощностей телефонной емкости составляет более 2 миллионов номеров, в плановом порядке происходит поэтапная замена устаревшего оборудования связи.

В то же время, если учесть низкую плотность телефонизации в России по сравнению с развитыми странами (у нас на 100 жителей приходится 17-20 аппаратов, в развитых странах – 40-60) и низкую платежоспособность потребителей, то становится ясно, что ресурсная база развития отрасли весьма ограничена.

Регулирование тарифов на услуги связи осуществляются на двух уровнях – федеральном и субъектов Федерации. Наиболее убыточной является местная телефонная связь. Тарифы здесь покрывают реальные затраты едва на 40 процентов. Особенно большие потери отрасль несет за счет обслуживания льготных категорий граждан, доля которых от общего числа потребителей составляет 60 процентов. В прошлом году на их обслуживание ушло 1,3 млрд.рублей, а сумма компенсации едва достигла 300 миллионов.

Первый шаг к тому, чтобы направить дело, – изменение тарифов. Такое изменение предполагает дифференцированный подход по видам услуг и территориям субъектов Федерации. Индекс изменения тарифов на услуги связи различен, но в среднем по отраслям он составляет 9 процентов. Что касается тарифов на услуги местной телефонной связи, то они будут увеличены на 23 процента. Это поможет повысить уровень рентабельности, хотя и не компенсирует всех необходимых затрат. Однако это обеспечит покрытие расходов на 80 процентов. В целом по территории России тарифы на услуги телефонной связи установлены на следующем уровне: для европейской части – 30-35 рублей, для Урала и Западной Сибири – 35-40 рублей, для Дальнего Востока – 50-60, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, - 70-80 рублей в месяц.

В сеть почтовых услуг входят 142 почтамта, 40 тысяч отделений связи, 80 управлений федеральной почтовой связи, а также 70 негосударственных организаций почтовой связи, имеющих лицензию на этот вид деятельности. Насыщенность объектами почтовой связи в России составляет три объекта на тысячу человек, что соответствует мировым стандартам.

Отрасль работает в сложнейших условиях. 84 процента организаций являются нерентабельными, средняя зарплата почтовиков составляет 850 рублей. Из-за оказания льготных и бесплатных услуг, предусмотренных федеральным законодательством, организации почтовой связи терпят большие убытки.

Затем выступил председатель Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации А.Е.Крупнов. Он сообщил, что деятельность Госкомсвязи обеспечивает сегодня около 3 тысяч предприятий, включая Министерство обороны, ФСБ, ФАПСИ, другие ведомства и государственные учреждения. Около 8 процентов услуг электросвязи предоставляют акционерные общества, дочерние компании концерна "Связьинвест", контрольный пакет которых находится у государства.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, отрасль связи и информатизации одна из немногих, которые сегодня рассчитываются с бюджетом "живыми" деньгами. В 1998 году налоговые платежи в федеральный бюджет составили 7,5 млрд.рублей, в консолидированный – 16,5. Рост налоговых платежей отрасли в бюджет по сравнению с 1997 годом составил 2,7 млрд.рублей.

В отрасли работает около 800 тысяч человек, опосредованно еще 200 тысяч. Средняя заработная плата – 1382 рубля. Основные задачи, которые ставились перед отраслью, выполняются. В 1998 году введена в эксплуатацию международная волокно-оптическая кабельная магистраль Россия – Казахстан, Россия – Грузия. Завершено строительство крупнейшей оптической магистрали Россия – Украина – Белоруссия (длина трассы 1200 км). Трасса проходит по семи областям Российской Федерации. Сегодня в России обеспечен цифровой доступ к общенациональной сети, созданы предпосылки для развития информационных и мультимедийных систем.

В области информатизации главное направление – дальнейшее продвижение работы по концентрации государственных информационных ресурсов, а также координация усилий по компьютерной проблеме 2000 года. Большая беда для России – вандализм и воровство на кабельных сетях информационных связей. Продажа цветных металлов в пункты сбора вторсырья стала одной и прибыльных статей получения теневых доходов. Фактором, серьезно осложняющим деятельность отрасли, стал несанкционированный доступ к российским информационным системам. Решение всех перечисленных вопросов в значительной степени зависит от совершенствования нормативной и законодательной базы.

В ответах на вопросы депутатов Г.М.Ходырев и А.Е.Крупнов отметили, что одна из главных проблем отрасли связи и информатизации состоит в необходимости замены и модернизации существующих сетей. Более 50 процентов оборудования, используемого сегодня, полностью выработало свой амортизационный срок.

Рассчитывать на то, что эти коммуникационные системы могут быть заменены или модернизированы за счет использования импортного оборудования, не приходится. Ставка делается на отечественное оборудование. Те объекты, которые строят сегодня российские компании, на 60 процентов оснащаются оборудованием, изготовленным на отечественных предприятиях.

В заключение выступили инициаторы обсуждавшихся вопросов - депутаты А.В.Чурилов и Т.В.Плетнева.

А.В.Чурилов обратил внимание на тот факт, что операторы связи, работающие в государственном и частном секторе (многочисленные ТОО, ООО, акционерные общества, предоставляющие услуги на ограниченной территории) в отношении тарифов на оплату услуг должны быть в равных условиях. Сегодня операторы местных, негосударственных сетей оказываются в более выгодном положении, поскольку не несут затрат, связанных с поддержанием живучести сетей общегосударственного значения, они не обслуживают нужды оборонного комплекса, не создают линейно-кабельных сооружений развития и т.д. В то же время доходы от представляемых услуг получают практические такие же, что и государственные службы.

Т.В.Плетнева посвятила свое выступление работе почтовой связи, которая, по ее мнению, пришла в совершенный упадок. Объемы почтовых услуг катастрофически сократились. Люди перестают пользоваться такими видами услуг, которые еще недавно считались общедоступными – отправка писем, открыток, посылок, бандеролей. Отправка корреспонденции мало того, что непомерно дорога, еще и крайне ненадежна. Посылки, бандероли часто теряются, не доходят до адресата.

В убогом состоянии находятся сельские пункты почтовой связи. Сельские почтальоны получают по 200, а то и 100 рублей в месяц. Большой ущерб почтовой связи нанесло ее отделение от служб электрической связи. Электросвязь гораздо более прибыльна и прежде за счет перераспределения доходов удавалось поддерживать убыточное существование почтовой связи.

Теперь такого источника "подпитки" почтовой связи нет. Да и государственная поддержка практически отсутствует, хотя известно по международной практике, почты всегда дотируются государством. В России же почтовая связь практически вынуждена добывать средства на существование самостоятельно. Даже из тех скудных средств, которые закладываются в бюджет, почтовики почти ничего не получают. Между тем, функционирование почтовой связи всюду и всегда является приоритетной задачей государства.

4 июня

В этот день на “правительственном часе” планировалось заслушать информацию Министерства топлива и энергетики "О росте розничных цен на горюче-смазочные материалы в мае-июне 1999 года и о мерах, принимаемых Минтопэнерго России по преодолению негативных последствий". Инициатором обсуждения был депутат В.А.Калягин (фракция КПРФ). Однако приглашенный на "правительственный час" министр в Государственную Думу приехать не смог. Депутатам была представлена письменная информация по интересующему их вопросу.

Положение дел на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов (справка Минтопэнерго).

1. Результаты производственно-хозяйственной деятельности нефтяного комплекса.

В последние несколько лет нефтяная промышленность России, как и вся экономика страны, испытывает неблагоприятные тенденции и практически до сих пор находится в кризисном состоянии. За январь-апрель 1999 года в стране было добыто 99,3 млн. тонн, что на 0,8 млн. тонн меньше соответствующего периода прошлого года.

Сравнительный анализ основных производственных показателей работы нефтяных компаний за январь-апрель 1999 г. к соответствующему периоду прошлого года показывает, что практически все они значительно ухудшили свою работу: добыча нефти сократилась на 1,5%, эксплуатационное бурение – на 22,3%, ввод новых скважин – на 30,6%, общий эксплуатационный фонд скважин уменьшился на 5,3%.

Переработка нефти. Первичная переработка сырья в 1998 году составила 163,7 млн. тонн – на 13,1 млн. тонн (7,4%) ниже уровня 1997 года. Снижение поставки нефти на переработку привело к сокращению нефтепродуктов. Производство автобензина в 1998 году в целом сократилось по сравнению с предыдущим годом на 1,2 млн. тонн (4,5%), дизельного топлива – на 2 млн. тонн (4,2%) и топлива для реактивных двигателей – на 1,1 млн. тонн (13,3%).

В 1999 году продолжилось снижение загрузки мощностей по всем основным процессам переработки нефти. В среднем использование имеющихся мощностей не превышает 55-60%. Из основных нефтепродуктов на уровне 4 месяцев 1998 г. сохранилось производство дизельного топлива – 14,8 млн. тонн.

Кризисное положение нефтеперерабатывающих заводов обусловлено, прежде всего, низкой загрузкой их нефтяным сырьем; несмотря на значительное сокращение добычи нефти, объемы ее экспорта не снижаются.

2. Структура расходов нефтяного комплекса и состояние оптовых цен.

В структуре себестоимости продукции нефтяного комплекса при снижении затрат на добычу и переработку нефти доля затрат на транспорт нефти и нефтепродуктов выросла в 1,8 раза.

Начавшееся в декабре 1997 года падение цен мирового рынка на нефть и нефтепродукты обусловило снижение цен и на внутреннем рынке, что не позволяло предприятиям обеспечивать выручку, достаточную для покрытия затрат на производство и выплаты налогов в объеме начислений. В результате сложилось значительное и нарастающее отставание цен на нефтепродукты от динамики цен промышленной продукции в целом. Только с начала 1999 года разрыв индексов цен начал сокращаться за счет роста цен в нефтяном комплексе.

Возможности для повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке появились в силу действия нескольких факторов, влияющих на состояние рынка:

После девальвации рубля по отношению к иностранным валютам ситуация в нефтяном комплексе (даже с учетом роста цен на товары и услуги, потребляемые комплексом) безусловно изменилась к лучшему. Указанное положение дел в последнее время подкрепляется благоприятной конъюнктурой цен на мировых рынках нефти и нефтепродуктов.

3. Динамика цен на внутреннем рынке.

Анализ динамики внутренних рублевых цен на нефть и нефтепродукты показывает ее совпадение с динамикой внешних долларовых цен на эти продукты.

Начавшийся в марте 1999 года подъем цен на нефть мирового рынка вызвал подъем рублевых цен внутреннего рынка на нефть и нефтепродукты. Причем уровень рублевых цен на нефть и нефтепродукты конца 1998 – начала 1999 годов практически совпадал с уровнем рублевых цен начала 1998 года, в то время как внутренние цены на нефть и нефтепродукты в долларовом исчислении за этот период уменьшились в 4 раза.

В начале 1999 года цена на нефть составила 420 рублей за 1 тонну, оптовые цены на бензин А-76 – 2700 рублей за 1 тонну, на дизельное топливо - 200 рублей за 1 тонну, мазут топочный - 900 рублей за 1 тонну.

Сравнивая динамику внутренних цен на нефть и нефтепродукты с динамикой цен по промышленности в целом можно сделать вывод, что за период 1998 год – 1 квартал 1999 года рост оптовых цен на нефтепродукты (1,28 раза) значительно отстал от роста цен промышленности (1,44 раза).

По видимому, обозначившаяся в апреле-мае тенденция роста внутренних рублевых цен на нефть и нефтепродукты в противовес снижению мировых цен является следствием процесса достижения паритета долларовых цен. С другой стороны, этот рост цен может быть следствием достижения паритета с рублевыми ценами промышленности в целом.

Увеличение денежной составляющей в расчетах предприятий нефтяного комплекса с бюджетами всех уровней также сказывается на росте оптовых цен на нефтепродукты.

Однако, несравненно больший рост цен на нефтепродукты имеет место при их розничной продаже. Пример - резкий рост цен в Санкт-Петербурге. Разница между розничной и оптовой ценами на нефтепродукты достигает 150%, что делает еще более актуальным вопрос о переносе налоговой нагрузки с производителя на розничную реализацию.

Причины повышения цен носят в том числе и сезонный характер, что связано с повышением спроса со стороны сельхозпроизводителей и населения.

По мнению Минтопэнерго, сегодняшнюю ситуацию можно охарактеризовать как ситуацию неустойчивого равновесия. По большому счету, это связано с тем, что после 17 августа 1998 года средний уровень потребительских цен в стране вырос в 2 раза, курс доллара – в 4 раза, а оптовые цены на нефтепродукты до марта 1999 года оставались на докризисном уровне.

Еще более сложная ситуация может складываться на региональных рынках нефтепродуктов и прежде всего в рознице.

Некоторые меры по сдерживанию роста цен могут быть реализованы решениями Правительства и дадут результаты уже сейчас. Остальные меры требуют детальной проработки и могут быть реализованы только через изменение действующего законодательства. Это перенос налоговой нагрузки с производителей нефтепродуктов на их розничную реализацию, а также введение гибкой системы налогообложения нефтяного комплекса, зависящей от конъюнктуры рынка нефти и нефтепродуктов и результатов хозяйственной деятельности предприятий, в частности, замена акциза на нефть налогом на дополнительный доход от добычи углеводородов.

11 июня

По инициативе председателя Комитета Государственной Думы по экологии Т.В.Злотниковой (фракция "Яблоко") на "правительственном часе" рассмотрен вопрос "Об экологической безопасности в Российской Федерации и деятельности Госкомэкологии России по ее обеспечению". С сообщением выступил Председатель Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И.Данилов-Данильян.

Около 15 процентов территории России, отметил В.И.Данилов-Данильян, характеризуются как экологически неблагополучные. Причем это именно те районы, где сосредоточена основная часть населения и производства. Уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на единицу валового внутреннего продукта за последние шесть лет увеличился в 1,3 раза, сбросы в водоемы - в 1,7 раза, а водоемкость валового внутреннего продукта – в 1,6 раза. Ежегодный ущерб народному хозяйству от загрязнения природной среды достигает 200-250 млрд.рублей. Среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха превышают санитарно-гигиенические нормы предельно допустимых концентраций более чем в 200 городах и поселках России.

Анализ сложившейся в стране ситуации говорит об усилении угроз экологической безопасности России в силу целого ряда причин внутреннего и внешнего характера.

К внутренним факторам относятся: физический и моральный износ технологического оборудования на промышленных объектах; применение устаревших грязных технологий, неэффективность используемого природоохранного оборудования; нерациональная, подчас хищническая эксплуатация природных ресурсов; недостаточное выделение за последние годы бюджетных ассигнований на природоохранную деятельность (так, при потребности системы Госкомэкологии в 870 млн.рублей предусмотрено выделить всего 380 млн.); недостаточная эффективность существующих механизмов природоохранной деятельности, несовершенство и противоречивость природоохранительного законодательства в области экологической безопасности; усиление эколого-экономической преступности и угрозы экологического терроризма.

Из внешних факторов, усиливающих угрозу экологической безопасности, прежде всего, следует отметить активизацию деятельности многих зарубежных фирм по ввозу в Россию под видом товарной продукции или промышленного сырья токсичных, химических и радиоактивных отходов и материалов.

Началом формирования государственной системы экологической безопасности можно считать принятие в 1992 году основополагающего закона "Об охране окружающей природной среды", который установил основные параметры регулирования экологической безопасности. Далее последовал закон "Об экологической экспертизе". На очереди законы "Об экологической безопасности" и "О государственном экологическом контроле". Последние два закона, к сожалению, не приняты, что серьезно сдерживает работу по обеспечению экологической безопасности.

В системе Госкомэкологии сформированы 238 специализированных инспекций государственного экологического контроля. На базе головного института Госкомэкологии создан Федеральный аналитический центр по определению загрязнения окружающей среды опасными экотоксикантами, в том числе диоксинами. Комитетом проведена инвентаризация источников радиоэкологической опасности на всей территории страны. Функционирует информационный пункт сбора и обработки информации о радиационной обстановке в тридцатикилометровых зонах вокруг Смоленской, Нововоронежской, Ленинградской АЭС. С 1997 года действует система государственного экологического контроля за ввозом, вывозом и транзитом сильнодействующих ядовитых и озонирующих веществ, а также отходов, включая опасные. Реализуется целый ряд экологических программ федерального и регионального уровня.

Приоритетное значение придается продолжению работ по федеральным целевым программам радиационной реабилитации населения и территорий, улучшению социально-экологической обстановки в зонах радиоактивного загрязнения, возникшего в результате аварий на Чернобыльской АЭС и на Урале.

Основными методами регулирования экологической безопасности в России были и остаются административно-принудительные методы: стандарты, нормы, штрафы и так далее, получившие широкое распространение не только в России, но и во всех развитых странах мира. С ними тесно связаны экономические методы, среди которых основной – плата за выбросы и сбросы в окружающую среду. Этой же цели служат лицензирование, экологическая сертификация, страхование. Важнейшая роль принадлежит государственной экологической экспертизе.

В декабре 1998 года Правительство одобрило Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2002 годы, в котором предусмотрен довольно широкий спектр мер по укреплению экологической безопасности.

Затем В.И.Данилов-Данильян ответил на вопросы депутатов. В частности, председатель Госкомэкологии рассказал о том, как решаются проблемы утилизации ядерных подводных лодок на Северном флоте, атомного ледокольного флота, защиты устаревших ядерных реакторов на Кольской АЭС. В 1999 году будет закончена реализация проекта расширения мощностей по переработке жидких радиоактивных отходов низкой активности на предприятии ремонта ледокольного флота. Мощность предприятия достигнет пяти тысяч кубометров загрязненных радиоактивных вод в год.

Идут работы над проектами сооружения хранилищ для активных отходов, в частности, для активных зон реакторов, вырезаемых из подводных лодок. Ждет своего решения проблема списанных подлодок, плавбазы "Лексия". Необходимая самая серьезная модернизация Кольской атомной электростанции, поскольку два из имеющихся на ней реакторов фактически выработали свой ресурс.

Депутат Т.В.Злотникова в своем заключительном выступлении отметила, что внимание государства и Правительства к вопросам экологической безопасности остается достаточно низким. Федеральные экологические программы финансируются на порядок хуже, чем все остальные федеральные целевые программы. Упреков в этом отношении заслуживают все. И правительство, и Дума, и сам Госкомэкологии. Известны случаи, когда ведомство, отвечающее за экологическое оздоровление России, по существу способствует, а порой и выступает соучастником нарушений в экологической сфере. Речь идет, в частности, об экологических экспертизах Ростовской и Костромской АЭС, одобренных Госкомэкологии, хотя этого категорически нельзя было делать. Комитет Государственной Думы по экологии ни разу не обратился в Правительство, в Генеральную прокуратуру с жестким требованием или протестом в отношении размещения и строительства экологически незаконных, нарушающих чистоту окружающей среды объектов. То же самое можно сказать и о строительстве высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва.

Заслуживает суровой критики позиция Госкомэкологии по вопросу принятия распоряжений Правительства по переводу лесных земель в нелесные в лесах первой группы. А это почти вся Российская Федерация. 30 тысяч гектаров лесов по сути дела незаконно переданы под топор. Неудовлетворительное финансирование охраны окружающей среды, по мнению депутата Т.В.Злотниковой, во многом связано с недостаточной жесткостью и настойчивостью самого Госкомэкологии при принятии бюджета.

18 июня

На обсуждение в этот день были вынесены два вопроса. Первый – "О мерах по предотвращению практики исполнения сотрудниками управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации решений органов власти субъектов Российской Федерации, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам" - инициировал депутат С.С.Митрохин (фракция "Яблоко"). Второй – "Об эффективности мер, предпринимаемых Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством по предотвращению хищений цветных металлов в народном хозяйстве страны" - депутат В.С.Савчук (фракция КПРФ). С информацией и по первому и по второму вопросу выступил первый заместитель Министерства внутренних дел РФ В.П.Страшко.

К сожалению, отметил В.П.Страшко, фактов, свидетельствующих о принятии в субъектах Федерации законодательных и нормативных актов, противоречащих Конституции и федеральным законам, достаточно много. Министерство не склонно видеть в действиях региональных властей, принимающих такие акты, злой умысел или политическую подоплеку. Тем не менее, такая практика распространена, вольно или невольно она раскачивает лодку федерализма, и следовательно, создает угрозу целостности государства.

Особенно тревожны случаи, когда на милицию и органы внутренних дел возлагаются не свойственные им функции. Одной из причин такого положения является произвольное толкование некоторых статей Закона РФ "О милиции", где говорится, что в вопросах обеспечения общественной безопасности милиция подчиняется не только федеральным, но и местным органам исполнительной власти субъекта Федерации. Нередко под видом обеспечения интересов общественной безопасности предпринимаются попытки вмешательства в деятельность криминальных расследований.

Еще одна сфера, где возникают проблемы, – это установление неправомерных режимных ограничений на административных границах субъектов Федерации, якобы в интересах защиты рынка, ввоза или, наоборот, вывоза тех или иных товаров. В том числе продовольствия, сырья, ликероводочных изделий. Наиболее ярко подобные эксцессы проявились после августа 1998 года, когда многие регионы предпринимали попытки выйти из кризиса собственными силами, делая ставку на регулирование цен, ограничение вывоза продовольствия за пределы своих территорий. Это касается Курской, Воронежской областей, Ставропольского края и некоторых других субъектов Федерации.

Вызывает беспокойство и практика принятия органами власти субъектов Федерации нормативно-правовых актов, противоречащих Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях. Такие факты зафиксированы в Татарстане, Башкортостане, Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях, Вологодской, Магаданской, Омской и Сахалинской областях. Особенно огорчает, что нечто подобное происходит и в Москве, где вводятся административные ограничения на свободу передвижения граждан, выбор места пребывания и места жительства.

Понятно, что предотвращение фактов несоответствия законов и нормативно-правовых актов, принимаемых на уровне Федерации, с нормативными документами самих субъектов Федерации, не может быть обеспечено только Министерством внутренних дел. Здесь необходимо взаимодействие органов юстиции, прокуратуры, самих законодательных органов власти. Министерство предпринимает усилия к тому, чтобы обеспечить такое взаимодействие, начиная с экспертиз законодательных актов и заканчивая обращениями в Генеральную прокуратуру с исками о нарушениях законности.

Со своей стороны МВД выработало для себя алгоритм действий на тот случай, когда урегулировать проблему несоответствия законодательных актов не удается мирным путем. Во-первых, министерство выдало рекомендации при возникновении каждого из таких случаев направлять соответствующие ходатайства в органы прокуратуры с протестом на тот или иной акт в порядке надзора. Во-вторых, до рассмотрения вопроса в органах прокуратуры действие правовых актов субъектов Федерации, противоречащих Конституции и федеральному законодательству, приостанавливать.

Долгое время вызывал разногласия и споры вопрос о кадровых назначениях на высшие руководящие должности в субъектах Федерации. Практика была такова: назначения министров, начальников управлений внутренних дел согласовывались с субъектами Федерации или главами администраций, а освобождение в силу тех или иных причин осуществлялось федеральным министром внутренних дел. Сегодня согласования проводятся в обоих случаях. Нельзя сказать, что это обеспечивает к взаимному удовлетворению решение возникающих проблем.

Теперь о втором вопросе. Для начала – статистика: в 1998 году было зарегистрировано 32 тысячи преступлений, связанных с хищением и незаконной продажей цветных металлов. За I квартал 1999 года – 13 тысяч. До той поры, пока не были урегулированы вопросы границ, такой вид преступлений был характерен для районов, граничащих с прибалтийскими республиками. Теперь эта беда распространилась на всю территорию России, включая Москву, Санкт-Петербург и другие индустриальные центры.

Причины роста этого вида преступности связаны с высоким уровнем цен на цветные металлы на "черном рынке", а также значительной разницей в ценах на внутреннем и внешнем рынках. Вторая причина – слабая охрана мест переработки и хранения металла. Третья – отсутствие должного контроля за вывозом из страны металлов и определенная прозрачность границ. Четвертая – недостатки в лицензировании деятельности коммерческих структур по скупке и торговле металлами. Нередко коммерческие организации, ведущие скупку цветных металлов, находятся непосредственно на территории предприятий, где ведется их обработка.

Борьбу с этим видом преступлений могло бы значительно активизировать принятие Государственной Думой Федерального закона "О государственном регулировании сбора лома цветных и черных металлов". Закон уже разработан и направлен в парламент.

Депутаты задали В.П.Страшко вопросы, в том числе и относительно вооруженных налетов чеченских боевиков на приграничные районы Дагестана и Ставропольского края.

Были представлены дополнительные сведения и по вопросу о хищении цветных металлов. Всего в России в 1998 году совершено 32 270 преступлений, связанных с хищением или незаконной продажей цветных металлов. Раскрыто и направлено в судебные инстанции 23 432 уголовных дела.

В заключение дискуссии выступили инициаторы обсуждений депутаты С.С.Митрохин и В.С.Савчук.

С.С.Митрохин, инициатор рассмотрения первого вопроса, подчеркнул, что когда сотрудники внутренних дел начинают исполнять распоряжения региональных властей, противоречащие закону и Конституции, то речь идет не только о беззаконии, не только о разрушении вертикали исполнительной власти, не только о массовых нарушениях прав граждан, но и об элементарной коррупции. Коррупция всегда возникает там, где какому-либо должностному лицу дается право что-либо запрещать или разрешать. Именно по этой причине вопреки многочисленным постановлениям Конституционного Суда, власти ряда регионов, в том числе и Москвы, продолжают незаконную практику регистрации граждан, не проживающих постоянно в этих регионах.

Такая ситуация чреватая неминуемым параличом правоохранительной вертикали. Когда органы внутренних дел выполняют незаконные решения местных властей то, как правило, это нарушение закона бывает сопряжено с изданием собственных распоряжений и инструкций, также нарушающих закон. По мнению депутата, в рамках МВД должен быть издан специальный приказ, где должны быть перечислены действия или распоряжения, идущие вразрез с федеральным законодательством, за исполнение которых должно следовать наказание в административном порядке. Если сегодня поднимается вопрос о необходимости восстановления исполнительной вертикали в рамках Федерации, то начинать следует именно с органов федеральной исполнительной власти.

В.С.Савчук высказала неудовлетворение информацией, которую по ее просьбе, представил представитель Министерства внутренних дел по вопросу о хищении цветных металлов и их незаконной продажи. Этот вид преступлений приобрел такой масштаб, что в некоторых городах стали вырубаться сотни метров линий электропередач. В родном городе депутата – Иркутске стали исчезать даже крышки канализационных люков, которые скупают в соседнем Китае.

Чаще всего, когда речь заходит о хищениях цветных металлов, ссылаются на отсутствие законодательной базы и других нормативных документов. Однако В.С.Савчук привела примеры, свидетельствующие, что на самом деле законов вполне достаточно. Иное дело, что их не соблюдают. Что, например, мешает регистрировать людей, которые сдают в пункты вторсырья мотки электропровода длиной в десятки, а то и сотни метров, металлические отливки явно заводского происхождения, фрагменты драгоценных металлов, входящих составным элементом в дорогостоящее техническое и технологическое оборудование. Почему не попросить предъявить паспорт? Но этого не делается.

По мнению депутата, нельзя мириться с разворовыванием страны, поэтому к вопросу о хищении цветных металлов следует еще раз вернуться во время осенней сессии.

17 июня пленарное заседание Государственной Думы приняло Постановление "О негативной практике проведения на заседаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "правительственного часа" и рассмотрения депутатских запросов и обращений исполнительными органами государственной власти", в котором, в частности, говорится:

1. Предложить Правительству Российской Федерации обеспечить строгое и точное исполнение требований статьи 38 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", а также положений Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", определяющих порядок приема депутатов Государственной Думы, рассмотрения их запросов и обращений.

2. Рекомендовать Председателю Правительства Российской Федерации обсудить данный вопрос на заседании Правительства Российской Федерации с тем, чтобы лица, представляющие федеральные органы исполнительной власти на заседаниях Государственной Думы, располагали всей необходимой информацией по вопросам, поставленным депутатами Государственной Думы, и имели возможность излагать точку зрения Правительства Российской Федерации либо точку зрения соответствующего федерального органа исполнительной власти.

3. Признать необходимым, что в случае невозможности прибыти на заседания палаты для ответов на вопросы депутатов Государственной Думы члена Правительства Российской Федерации, которому Государственной Думой было направлено соответствующее приглашение, желательно прибытие его первого заместителя.

4. Обратить внимание депутатов Государственной Думы на необходимость тщательной проработки письменных вопросов, для ответов на которые члены Правительства Российской Федерации приглашаются на заседания Государственной Думы.".


В ходе весенней сессии (январь-июнь) 1999 года "правительственный час" проходил в рамках 18 пленарных заседаний Государственной Думы. Было рассмотрено 27 вопросов, охватывающих широкий круг проблем. Инициаторами приглашения членов Правительства и высших должностных лиц как государственных, так и негосударственных организаций были депутатские фракции КПРФ – 13 вопросов (персонально В.Н.Волков, А.Д.Куликов, А.Н.Михайлов, Ю.В.Никифоренко, И.С.Аничкин (дважды), В.Р.Пашуто, В.С.Шевелуха, Т.В.Плетнева (дважды), Н.В.Арефьев, В.А.Калягин, В.С.Савчук); ЛДПР – 5 вопросов (А.В.Чурилов (трижды), В.Г.Вишняков, В.К.Гусев); "Яблоко" – 3 вопроса (Б.Г.Мисник, А.Г.Голов, А.В.Кузнецов, С.С.Митрохин); "Российские регионы" – 4 вопроса (В.В.Курочкин, В.А.Буткеев, В.В.Семаго, А.Н.Лоторев); Аграрная депутатская группа – 1 вопрос (С.И.Найчукова); "Наш дом – Россия" – 1 вопрос (В.А.Тарачев).

Перед депутатами выступили: Заместители председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко и Ю.В.Кулик, Министр финансов Российской Федерации М.М.Задорнов, Министр труда и социального развития С.В.Калашников (дважды), Министр торговли Российской Федерации Г.В.Габуния, Министр юстиции Российской Федерации П.В.Крашенинников, Министр по делам содружества Российской Федерации Б.Н.Пастухов, Министр экономики Российской Федерации А.Г.Шаповальянц, Министр Российской Федерации по атомной энергии Е.О.Адамов, Министр государственного имущества Российской Федерации Ф.Г.Газизуллин, и.о.Министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации Г.М.Ходырев, Заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации В.И.Черноиваненко, заместитель Министра экономики Российской Федерации Б.П.Маслий, заместитель Министра финансов Российской Федерации А.А.Астахов (дважды), заместитель Министра финансов В.Б.Христенко, заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации В.П.Страшко, Директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации С.Н.Алмазов, Председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг А.Д.Васильев, Председатель Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И.Данилов-Данильян, Председатель Фонда федерального имущества Российской Федерации И.И.Шувалов (письменная информация), Руководитель Федеральной службы по радио и телевидению М.В.Сеславинский, Председатель Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации А.Е.Крупнов, заместитель начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации С.Н.Остапенко, заместитель Председателя Пенсионного Фонда А.В.Куртин.

Рассмотренные в рамках "правительственного часа" вопросы могут быть рассредоточены по пяти основным группам.

1. Социально-экономические вопросы, рассмотрение которых в период весенней сессии было приоритетным. Они составили почти половину всех обсуждавшихся вопросов, включая следующие: "О ситуации с выплатой зарплаты, отпускных и дополнительных выплат работникам сферы образования" (15.01.99), "О мерах, принимаемых по своевременной выплате пенсий" (15.01.99), "О мерах, принимаемых Министерством финансов Российской Федерации совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по погашению задолженности по выплате детских пособий, и о совместных мерах Министерства финансов, Центрального банка и Сберегательного банка Российской Федерации по компенсации сбережений, изъятых у граждан правительствами Е.Т.Гайдара, В.С.Черномырдина и С.В.Кириенко" (12.02.99), "О реализации Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий и о пересчете пенсий всем пенсионерам Российской Федерации, в связи с отменой Верховным Судом Российской Федерации ведомственных методических рекомендаций по вопросу исчисления пенсий" (12.03.99), "О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по реализации Федерального закона "О прожиточном уровне" (19.03.99), "О предложениях Министерства труда и социального развития Российской Федерации по повышению заработной платы в 1999-2000 годах и по обеспечению ее выплаты" (19.03.99), "О погашении задолженности предприятиям оборонного комплекса за выполненный государственный заказ" (9.04.99), "О состоянии дел с подготовкой к оплате отпусков учителей" (16.04.99).

2. Вопросы бюджетного финансирования, распоряжения государственным имуществом, ценовой политики. А именно: "О механизмах повышения ответственности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за нарушение бюджетной дисциплины и неэффективное использование средств, получаемых из федерального бюджета" (12.02.99), "Об итогах реализации концепции развития рынка ценных бумаг" (12.02.99), "Инвестиционные конкурсы по продаже акций российских предприятий в 1994-1998 годах. Проверка Российским фондом федерального имущества выполнения федеральных программ" (19.04.99. Представлена письменная информация), "Об итогах распоряжения федеральной собственностью в 1998 году и о концепции управления государственным имуществом на перспективу" (23.04.99), "О тарифной политике в области связи" (21.05.99), "О росте розничных цен на горюче-смазочные материалы в мае-июне 1999 года и о мерах, принимаемых Минтопэнерго России по преодолению негативных последствий" (4.06.99. Представлена письменная информация).

3. Развитие отечественной экономики, ее отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и жизнеобеспечения регионов. В том числе: "Об итогах проведения завозной кампании в осенне-зимний период 1998 года и о мерах, предусмотренных Правительством Российской Федерации для обеспечения устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения северных субъектов Российской Федерации" (25.12.98), "О принимаемых Правительством Российской Федерации мерах по развитию сельскохозяйственного машиностроения и увеличению поставок сельхозтехники через создание машинно-технологических станций и лизинговых компаний для нужд сельскохозяйственных предприятий" (25.12.98), "О государственной политике Правительства Российской Федерации в отношении лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности" (15.01.99), "О мерах Правительства Российской Федерации по оказанию помощи сельскохозяйственным предприятиям в проведении весенне-полевых работ" (2.04.00), "О бюджетном финансировании российских федеральных ядерных центров" (23.04.99), "Об итогах работы Государственного комитета по связи и информатизации за 1998 год и проблемах отрасли" (21.05.99).

4. Борьба с коррупцией, защита прав и свобод граждан, осуществление законотворческой деятельности, политика в области СМИ. "О мерах, принимаемых руководством Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по предупреждению нарушений законности, случаев коррупции в деятельности органов ФСНП России" (5.02.99), "О деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению соответствия нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам" (5.03.99), "Об участии Министерства юстиции Российской Федерации и подопечных ему ведомств в обеспечении прав и свобод граждан Российской Федерации" (5.03.99), "Об уровне нравственности, присутствующей в телевизионных передачах российского телевидения" (12.03.99), "О мерах по предотвращению практики исполнения сотрудниками управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации решений органов власти субъектов Российской Федерации, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам" (18.06.99), "Об эффективности мер, предпринимаемых Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством по предотвращению хищений цветных металлов в народном хозяйстве страны" (18.06.99).

5. Вопросы внешней политики, внешнеэкономической деятельности, национальной безопасности и обороны. "О ситуации, сложившейся в сферах внешнеэкономической деятельности Российской Федерации" (19.02.99), "Об обстоятельствах и условиях заключения соглашения между Туркменией и Украиной о поставках газа, предусматривающего его транспортировку через территорию Российской Федерации" (5.03.99), "Об экологической безопасности в Российской Федерации и деятельности Госкомэкологии по ее обеспечению" (11.06.99).

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис