Аналитика и статистика
весенняя сессия 1999 года
   
    

 

5.2. Парламентские слушания - информационные записки

“О гарантиях выплаты заработной платы”

Парламентские слушания “О гарантиях выплаты заработной платы” проведены 17.05.99 на основании решения Совета Государственной Думы от 21.01.99, протокол № 184.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике.

Председательствующий: заместитель Председателя Государственной Думы М.З.ЮРЬЕВ.

Состав участников: представители Аппарата Правительства Российской Федерации, Минтруда, Минфина Минтранса России; законодательных и исполнительных органов власти 13 субъектов Российской Федерации; профсоюзных организаций: работников народного образования, медицинских работников, нефтегазовой отрасли промышленности, ФНПР, СОЦПРОФа, общественных и научных организаций.

Число участников: более 80 человек.

Цель слушаний: выработка конкретных механизмов выхода из создавшегося положения с выплатой заработной платы.

Материалы слушаний:

1. Проект федерального закона “О денежной компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении”.

2. Сведения Госкомстата России о задолженности по заработной плате.

На парламентских слушаниях рассматривались вопросы погашения задолженности по заработной плате, состояние законодательной базы, регулирующей выплату заработной платы, а также защиту работников от нерегулярного вознаграждения за труд.

По мнению участников парламентских слушаний, одной из причин сложившегося положения является несовершенная законодательная база, а также неэффективное использование действующих правовых норм.

Работодатели практически не привлекаются к уголовной и административной ответственности в случае невыплаты заработной платы.

Выступившие отмечали необходимость разработки и принятия соответствующих законодательных актов в области бюджетной и налоговой политики, а также совершенствования механизма экономических санкций в случаях невыплаты заработной платы. В этих целях участники парламентских слушаний предложили ускорить принятие закона ”О денежной компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении”, Государственной Думе ратифицировать Конвенцию 173 Международной организации труда о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, предусматривающую привилегированность требований работников по заработной плате по отношению к кредиторам.

Участники парламентских слушаний предложили Комитету с учетом высказанных предложений подготовить рекомендации парламентских слушаний ”О гарантиях выплаты заработной платы”.

“Лазерные технологии России на пороге XXI века”

Парламентские слушания “Лазерные технологии России на пороге XXI века” проведены 20.05.99 на основании решения Совета Государственной Думы от 06.04.99, протокол № 200.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по вопросам геополитики.

Председательствующий: заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики Е.В.БУЧЕНКОВ.

Состав участников: представители Совета безопасности, Минобороны, Минфина, Минатома, Минтранса, МЧС, Минздрава, Минобразования России, ФАС, РКА, РАН, АМН, Лазерной академии, Государственной лазерной ассоциации при РАН, научных центров и КБ, научно-производственных объединений.

Число участников: около 280 человек.

Цель слушаний:

1. Анализ проблем разработки и применения лазерных технологий в народном хозяйстве, поиск путей и способов вывода лазерной отрасли из кризисного состояния.

2. Обсуждение роли государства в управлении и развитии лазерной промышленности России.

Материалы слушаний:

1. Тезисы и материалы к докладам участников парламентских слушаний.

2. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

3. Информационный бюллетень Лазерной ассоциации.

В выступлениях на парламентских слушаниях обращалось внимание на широкие возможности применения лазерных технологий в различных сферах народного хозяйства. Приводились примеры эффективного использования лазеров в медицине, оборонном комплексе, машино- и приборостроении, сельском хозяйстве, транспорте, науке. По широте применения лазерная техника сопоставима лишь с компьютерной. Отмечалось, что лазерные технологии являются одной из немногих сфер, где Россия находится на уровне развитых мировых держав. Между тем недостаточный уровень применения лазерных технологий в народном хозяйстве, ограниченное финансирование перспективных разработок может иметь катастрофические последствия для экономики и обороноспособности страны. В качестве основной причины такого положения дел назывались низкая эффективность государственной поддержки и государственного регулирования лазерной индустрии, отсутствие государственной научно-промышленной политики в этой области.

По мнению участников слушаний, основными направлениями государственной поддержки лазерной индустрии должны стать:

- создание и деятельность государственной комиссии по лазерной промышленности и освоению лазерных технологий как единого государственного органа, координирующего работы в отрасли;

- разработка Федеральной программы развития отечественной лазерной индустрии, а также участие в реализации “Межгосударственной программы по созданию и освоению в машиностроении лазерных технологических и контрольно-измерительных комплексов”;

- поддержка отечественных производителей лазерной техники через защиту внутреннего рынка от экспансий зарубежных фирм и предоставление различных льгот исполнителям государственного заказа на лазеры;

- активная кадровая политика в отрасли;

- правовое обеспечение эффективного развития лазерной индустрии.

На основе этих направлений были приняты конкретные рекомендации в адрес Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы.

“Национализация: концепции и перспективы”

Парламентские слушания “Национализация: концепции и перспективы” проведены 20.05.99 на основании решения Совета Государственной Думы от 29.03.99, протокол № 198.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности.

Председательствующий: заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Е.П.ИЩЕНКО.

Состав участников: представители законодательных и исполнительных органов власти 25 субъектов Российской Федерации, Минэкономики, Минсельхоза, Минприроды, Мингосимущества, Миннауки, Минобразования, Минфина, Минатома, Минтранса, Минтопэнерго, Минторга, Минобороны, МЧС, МВД, Госкино, Госстроя, ФСНП, РФФИ, ФДС России и других министерств и ведомств; руководители ассоциаций и объединений предпринимателей, промышленных предприятий; российские и зарубежные эксперты, ученые.

Число участников: более 170 человек.

Цель слушаний: обсуждение единой концепции национализации, разработанной на основе нескольких концепций, изложенных в трех одноименных законопроектах “Об обращении имущества в собственность Российской Федерации”.

Материалы слушаний:

1. Проекты законопроектов о национализации.

2. Концепция проекта федерального закона “Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации”.

3. Подборка информационных материалов по теме слушаний.

Участники парламентских слушаний отмечали, что ошибки “шоковой терапии” 1991-1992 годов привели к тому, что ни одна цель “реформ” в России не оказалась достигнута, а те результаты, которые были получены, оказались противоположными первоначальным целям.. В России необходимо иметь два конкурирующих сектора экономики - государственный и частный, а приватизация и национализация должны стать двумя основными инструментами управления собственностью. Обращение имущества в государственную собственность должно осуществляться на правовой основе.

Находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе три законопроекта о национализации имеют разную степень проработки и существенные различия.

Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы И.М.Братищевым, В.И.Шандыбиным и др., по мнению ряда выступавших, в значительной степени носит конфискационный характер, предполагает массовую национализацию со значительной отсрочкой выплаты компенсаций и не соответствует действующему законодательству Российской Федерации. Согласно проекту, порядок обязательного изъятия в собственность Российской Федерации имущества осуществляется на основании государственных программ и федеральных законов с учетом фактических затрат на его приобретение, а также расходов на обновление производства или экономических потерь для государства от неэффективного владения приобретенной собственностью. Возмещение стоимости национализируемого имущества предполагается выплачивать государственными облигациями с окончательным сроком погашения - десять лет.

Законопроект депутата Государственной Думы А.Г.Пузановского, по мнению оппонентов, носит в значительной степени декларативный характер и не достаточно четко регламентирует процедуру обращения имущества из частной собственности в собственность Российской Федерации. Он не соответствует законодательству Российской Федерации, а отдельные его положения могут нанести ущерб имущественным интересам России и ее субъектов.

Третий законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы П.Г.Буничем, В.И.Головлевым и др., в основном соответствует положениям Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса и получил одобрение Мингосимущества России. Национализация имущества может осуществляться только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости национализируемого имущества и других убытков на основании федерального закона о национализации соответствующего имущества исключительно в целях обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации. Однако и указанный законопроект не лишен существенных недостатков: противоречие его отдельных статей положениям Конституции и федеральным конституционным законам, а также недостаточная определенность проводимых процедур.

Участники слушаний отметили необходимость подготовки согласованного варианта законопроекта “Об обращении имущества в собственность Российской Федерации (национализации)” для внесения его на рассмотрение Государственной Думе в первом чтении в период осенней сессии. При дальнейшей работе над законопроектом предложено учесть ряд замечаний и предложений, поступивших от субъектов законодательной инициативы, а также основные положения рассмотренной и одобренной концепции.

“О компенсационных выплатах гражданам России - жертвам нацистских преследований”

Парламентские слушания “О компенсационных выплатах гражданам России - жертвам нацистских преследований” проведены 31.05.99 на основании решения Совета Государственной Думы от 13.04.99, протокол № 202.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике.

Председательствующий: заместитель Председателя Государственной Думы М.З.ЮРЬЕВ.

Состав участников: представители Минтруда, МИДа, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам; законодательных и исполнительных органов власти 3 субъектов Российской Федерации; руководители российских и белорусских фондов и ассоциаций бывших узников фашизма; посольства Федеративной Республики Германия.

Число участников: более 60 человек.

Цель слушаний: обсуждение проблем, связанных с компенсационными выплатами гражданам России - жертвам нацистских преследований.

Материалы слушаний:

1. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

2. Постановление Государственной Думы “О компенсационных выплатах жертвам нацистских преследований, проживающим на территории Российской Федерации, осуществляемых из средств Федеративной Республики Германия, независимо от национальной принадлежности”.

3. Справка “О работе Российского Фонда взаимопонимания и примирения по выплатам компенсаций и оказанию помощи бывшим узникам нацизма.”

4. Обращение Российского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей (РСБМУ) к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Проблема компенсаций за нацистские преследования была рассмотрена на Нюрнбергском процессе в 1945-1946 годах, одним из актов которого стало принятие решения о возмещении ущерба жертвам национал-социалистического режима.

Общие условия определения суммы разовой выплаты лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, определены соглашением между Белорусским, Российским и Украинским фондами взаимопонимания и примирения. Принимая во внимание это соглашение, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 2 августа 1994 года № 899 утвердило “Положение об условиях и порядке выплаты компенсации лицам, подвергшимся нацистским преследованиям”. Этим положением определены 4 категории лиц, имеющих право на получение компенсации в зависимости от тяжести репрессий, которым они были подвергнуты. Соответственно были установлены размеры стартовых сумм выплаты и порядок выплаты компенсаций.

Участники парламентских слушаний отметили, что идущая к завершению выплата компенсаций и доплат к ним бывшим узникам нацизма ни в коей мере не может возместить тех физических и моральных лишений, которые понесли эти люди в фашистской неволе.

По мнению участников парламентских слушаний, Правительство Российской Федерации и МИД России не предпринимают должных мер на межгосударственном уровне к тому, чтобы правительства, парламенты, государственные деятели западных держав рассмотрели проблему справедливой помощи и поддержки нуждающимся российским гражданам – бывшим жертвам нацизма, поскольку в странах Западной Европы и США узники нацизма получили за те же страдания компенсационные выплаты в 8 – 10 раз больше.

Принимая во внимание важность обсуждаемой проблемы, участники парламентских слушаний рекомендовали:

1. Правительству Российской Федерации:

- для решения проблем жертв нацизма в Российской Федерации создать межведомственную комиссию с учетом опыта работы комиссий бывшего СССР, Белоруссии и Украины, государств Западной Европы;

- разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона “О жертвах нацизма в годы Великой Отечественной войны”;

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации усилить контроль за исполнением федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты узников фашизма.

“Система безопасности дорожного движения как фактор сохранения жизни и здоровья граждан”

Парламентские слушания “Система безопасности дорожного движения как фактор сохранения жизни и здоровья граждан” проведены 31.05. - 01.06.99 в г. Санкт-Петербурге на основании решения Совета Государственной Думы от 13.04.99, протокол № 202

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по охране здоровья.

Председательствующие: заместитель Председателя Государственной Думы М.З.ЮРЬЕВ, председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Н.Ф. ГЕРАСИМЕНКО.

Состав участников: представители Минздрава, МВД, Минтранса, ФДС России, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, представители исполнительных и законодательных органов власти 12 субъектов РФ, медицинских и фармацевтических учреждений, научных организаций.

Число участников: около 200 человек.

Цель слушаний: состояние системы безопасности дорожного движения, обсуждение законопроектов “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности”, “О службе скорой и неотложной медицинской помощи”.

Материалы слушаний:

1. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

2. Проект федерального закона “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности”.

3. Проект федерального закона “О службе скорой и неотложной медицинской помощи”.

4. Информационно-справочные материалы о состоянии аварийности в РФ и основных результатах деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения, о работе Федеральной дорожной службы России в 1998 году.

В докладах и выступлениях участников слушаний отмечалось, что основной причиной дорожно-транспортных происшествий, уносящих ежегодно около 30 тысяч человек, является нарушение водителями правил дорожного движения.

Организация доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе и повышение ее эффективности, по мнению участников парламентских слушаний, является одним из основных элементов системы спасения и эвакуации пострадавших в дорожно-транспортном происшествии, существенно снижающим тяжесть его последствий.

Оказание квалифицированной медицинской помощи пострадавшим на месте дорожно-транспортного происшествия и по пути следования в лечебное учреждение обеспечивает служба скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации. Констатировалось, что сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению, ориентированная на оказание пациентам максимального объема помощи на догоспитальном этапе, является высокозатратной и не обеспечивает ее необходимой эффективности. Материально-техническая база службы скорой медицинской помощи почти во всех субъектах Российской Федерации в последние годы практически не обновлялась, а обеспеченность санитарным автотранспортом составляет 80%.

Отмечалось, что совершенствование оказания скорой медицинской помощи населению на современном уровне требует разработки и утверждения отраслевых стандартов диагностики и лечения для врачебного и фельдшерского персонала скорой медицинской помощи, включая стандарты оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено финансирование службы скорой медицинской помощи за счет средств бюджета субъекта Федерации. В соответствии с программой государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью такое финансирование является приоритетным при утверждении и распределении местного бюджета здравоохранения.

Участники парламентских слушаний одобрили концепцию законопроекта “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности” и рекомендовали:

Государственной Думе - ускорить рассмотрение законопроектов “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев механических транспортных средств”, “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности”;

Комитету Государственной Думе по охране здоровья - доработать законопроект “О службе скорой и неотложной медицинской помощи”, а также принять участие в разработке законопроекта “О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения”;

Правительству - ускорить принятие федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2000 - 2003 годах и предусмотреть ее финансирование при подготовке законопроекта “О федеральном бюджете на 2000 год”.

“Защита прав детей и молодежи и средства массовой информации”

Парламентские слушания “Защита прав детей и молодежи и средства массовой информации” проведены 01.06.99 на основании решения Совета Государственной Думы от 22.04.99, протокол № 205.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Председательствующий: председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи А.В.АПАРИНА.

Состав участников: представители аппарата Уполномоченного по правам человека, МВД, Минздрава, Минкультуры, Минобразования, Госкоммолодежи, Госкомпечати, ФСТР России; законодательных и исполнительных органов власти 10 субъектов РФ; руководители телекомпаний, детских и молодежных издательств; представители общественных и научных организаций.

Число участников: около 150 человек.

Цель слушаний: обеспечение защиты прав и законных интересов детей и молодежи средствами массовой информации, совершенствование законодательства.

Материалы слушаний:

1. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.

2. Фрагменты Федеральных законов “О средствах массовой информации”, “О рекламе”, “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации”, “Об информации, информатизации и защите информации”.

3. Фрагмент федерального законопроекта “О телевизионном вещании и радиовещании”.

4. Хартия телерадиовещателей.

5. Информационно - справочный и аналитический материал по теме слушаний.

6. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

В докладах и выступлениях отмечалось, что в условиях социально-экономического кризиса в стране возрастает роль всех социальных институтов, в том числе и средств массовой информации, в формировании духовности, в интеллектуальном и нравственном развитии нового поколения россиян.

По словам председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи А.В.Апариной, ежедневный показ сцен насилия и жестокости, сложившаяся практика распространения печатной и аудиовизуальной продукции неблагоприятно влияют на увеличение масштабов детской заболеваемости, ранней алкоголизации, токсикомании, наркомании, правонарушений среди детей и молодежи, на формирование у них искаженного представления о культурных ценностях.

Обеспокоенность выступавших вызвало сокращение тиражей детских и молодежных периодических изданий, недоступность книг для большинства детей, исчезновение с экрана детских и молодежных познавательных программ, а также то, что многие из тех, что существуют, носят, в основном, музыкально-развлекательный характер. Нормативные правовые акты, регулирующие издательскую деятельность, телевизионное вещание и радиовещание, не обеспечивают в полной мере государственные гарантии по защите прав и интересов детей и молодежи от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, интеллектуальному, нравственному и духовному развитию.

Участники парламентских слушаний были единодушны во мнении, что сложившаяся ситуация требует кардинального изменения государственной информационной политики с учетом прав детей и молодежи. Ее основными направлениями, по их мнению, следует считать:

- совершенствование законодательства РФ о СМИ в части защиты прав и законных интересов детей и молодежи, создание механизмов его эффективной реализации;

- целевое бюджетное финансирование социально ориентированных, воспитательных, образовательных программ в сфере информационного обслуживания детей и молодежи;

- введение в практику конкурсного формирования госзаказов на производство и распространение информационной продукции для детей и молодежи;

- введение различных форм стимулирования отечественных производителей, вещателей и распространителей информационной продукции для детей и молодежи, а также развитие благотворительной деятельности в этой сфере;

- осуществление научных исследований в области деятельности средств массовой информации в части реализации прав и интересов детей и молодежи;

- подготовка и реализация федеральной целевой программы по информационному обслуживанию детей и молодежи.

“О развитии экологического законодательства в Российской Федерации”

Парламентские слушания “О развитии экологического законодательства в Российской Федерации” проведены 01.06.99 на основании решения Совета Государственной Думы от 02.02.99, протокол № 186

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по экологии.

Председательствующий: председатель Комитета Государственной Думы по экологии Т.В.ЗЛОТНИКОВА.

Состав участников: представители Правительства РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, МВД, МЧС, Минздрава, Минсельхозпрода, Минэкономики, Минстроя, Минтопэнерго, МПР, Госкомэкологии, Госкомзема, Росгидромета, Роскартографии, Госкомрыболовства, Федеральной службы лесного хозяйства, Федеральной пограничной службы России, Торгово-Промышленной Палаты, представители законодательных и исполнительных органов власти 24 субъектов РФ, 47 общественных и научных организаций.

Число участников: более 250 человек.

Цель слушаний: обсуждение проблем совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих гармонизацию отношений пользователей различными природными ресурсами.

Материалы слушаний:

1. Справка о деятельности Комитета Государственной Думы по экологии по развитию законодательства в области окружающей природной Среды.

2. Концепция развития экологического законодательства.

3. Информационные и аналитические материалы.

4. Предложения по совершенствованию экологического законодательства федеральных органов государственной власти и законодательных органов субъектов РФ.

Участники слушаний отмечали, что с 1994 года экологическое законодательство значительно расширилось и укрепилось. Большая роль в развитии законодательства в области охраны окружающей среды принадлежит Комитету по экологии, которым за последние пять лет разработано 16 федеральных законов.

Наряду с разработкой новых законопроектов и внесением изменений и дополнений в действующее законодательство Комитет проводит работу по экологизации законопроектов, разрабатываемых другими комитетами.

Активная роль в реализации принятых федеральных законов на уровне подзаконных актов принадлежит Правительству РФ и федеральным органам исполнительной власти.

Субъектами РФ также проводится большая работа по наполнению законодательной базы в области охраны окружающей среды.

Вместе с тем, экологическое законодательство требует совершенствования, его развитие происходит стихийно, без определенной концепции.

По словам выступавших неопределенность, заложенная в Конституции РФ и принятых федеральных законах по вопросам разграничения предметов совместного ведения, приводит к тому, что на законодательном уровне до настоящего времени нет четкого разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, между органами исполнительной власти обоих уровней и самими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды.

Имеющаяся несогласованность и несовершенство действующего природоохранного законодательства, неурегулированность в нем ряда существенных вопросов, отсутствие кодификации законодательства об охране окружающей природной среды, несоответствие правовых норм в различных нормативных правовых актах друг другу как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, рамочный характер ряда федеральных законов, нечеткость формулировок законодательных норм, а также отсутствие механизма их реализации на уровне подзаконных актов, недостаточно жесткая ответственность за экологические правонарушения являются причинами не снижающихся правонарушений, а также крайне затрудняют правоприменительную практику, особенно для судебных органов и органов прокуратуры, препятствуют решению многих экологических проблем.

Участники парламентских слушаний рекомендовали:

Всем субъектам законодательной инициативы в своей деятельности реализовывать приоритет требований экологического законодательства, как основополагающего для устойчивого развития государства. На всех уровнях государственной власти провести анализ природоохранного законодательства в целях его гармонизации и дальнейшего совершенствования, разработать научно обоснованную, согласованную концепцию долгосрочной экологической политики.

Государственной Думе Федерального Собрания РФ внести необходимые изменения и дополнения в действующее природоохранное и природоресурсное законодательство с целью его гармонизации, принять все возможные меры по предупреждению реализации в федеральном законодательстве всех предложений, касающихся разрешения ввоза на территорию РФ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива.

Правительству РФ исключить практику принятия федеральными органами исполнительной власти решений, влияющих на состояние окружающей среды и здоровье человека, содержащихся в правовых нормативных актах, не прошедших государственную экологическую экспертизу; оказывать содействие в разработке и реализации комплекса мер по усилению социальной защиты работников специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды; содействовать на уровне подзаконных актов развитию системы экологической сертификации, аудирования и страхования, оказывать всемерную поддержку природоохранной деятельности при разработке проекта закона о федеральном бюджете, а также проведению научных исследований по приоритетным направлениям в области охраны окружающей среды.

В адрес субъектов РФ были высказаны предложения о принятии мер по гармонизации регионального законодательства с федеральным, устранить имеющиеся противоречия с нормами федерального природоохранного законодательства.

“О профессиональных пенсионных системах”

Парламентские слушания “О профессиональных пенсионных системах” проведены 07.06.99 на основании решения Совета Государственной Думы от 13.04.99, протокол № 202.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике.

Председательствующий: заместитель Председателя Государственной Думы М.З.ЮРЬЕВ.

Состав участников: представители Аппарата Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Минтруда, Минфина, Минэкономики, Минатома, Минтранса, Пенсионного фонда России; законодательных и исполнительных органов власти 7 субъектов Российской Федерации; руководители государственных и негосударственных пенсионных фондов; научных учреждений, общественных организаций.

Число участников: более 100 человек.

Цель слушаний: обсуждение вопросов, связанных с профессиональным пенсионным обеспечением.

Материалы слушаний:

1. Концепция проекта федерального закона “Об обязательных дополнительных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации”.

2. Тезисы выступления представителя Национального резервного фонда негосударственного пенсионного обеспечения “О профессиональных пенсионных системах”.

На парламентских слушаниях рассматривались вопросы, связанные с формированием накопительной системы пенсионного обеспечения, включающей в себя накопительный элемент государственной пенсии и накопительную пенсию, которую выплачивают уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. В своих докладах выступавшие отметили, что участниками накопительной системы должны быть все работающие физические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие доходы от своего труда и уплачивающие страховые взносы.

В настоящее время государственная пенсионная система в лице Пенсионного фонда РФ не обеспечивает достаточно полное и своевременное обеспечение пенсионеров финансовыми ресурсами необходимыми для выживания в современных экономических условиях. Однако нельзя всю вину за невыплату возложить только на пенсионный фонд, прежде всего в связи с тем, что главные плательщики,, к сожалению, либо ушли в “тень” и вообще не платят никаких налогов и взносов, либо в связи с полубанкротством, либо банкротством не в состоянии это делать.

Предполагается реализовать профессиональные пенсионные системы через негосударственные пенсионные фонды под контролем федерального органа надзора путем перераспределения части обязательных взносов на пенсионное обеспечение в негосударственные пенсионные фонды для осуществления последними накоплений и инвестирования этих взносов.

Участники парламентских слушаний обменялись мнениями по вопросам пенсионного обеспечения в различных отраслях экономики. Они отметили целесообразность введения накопительных элементов финансирования стандартных трудовых пенсий и профессиональных пенсионных систем, которые заменят действующий порядок назначения пенсий по старости с уменьшением возраста в связи с особыми условиями труда (включая работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) и за выслугу лет на пенсионное обеспечение из профессиональных пенсионных систем.

На слушаниях предлагалось обратиться к Правительству с предложением о проведении эксперимента по созданию профессиональной пенсионной системы в РАО “ЕЭС России”, на основе которого возможно будет подготовить полноценный закон “О профессиональных пенсионных системах”.

“Об экологических проблемах, связанных со строительством и эксплуатацией магистральных нефте- и газопроводов”

Парламентские слушания “Об экологических проблемах, связанных со строительством и эксплуатацией магистральных нефте- и газопроводов” проведены 08.06.99 на основании решения Совета Государственной Думы от 02.02.99, протокол № 186

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по экологии.

Председательствующий: заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экологии В.В.ТЕТЕЛЬМИН.

Состав участников: представители МЧС, МПР, Минтопэнерго, Минэкономики, Миннауки, Минздрава, МИД, Госкомэкологии, ФСБ, Госстроя, Госгортехнадзора России, НК “ЛУКОЙЛ”, ОАО “ГАЗПРОМ”, РАО “РОСНЕФТЕГАЗСТРОЙ”, других транспортных и добывающих компаний, научных, учебных и общественных организаций и учреждений.

Число участников: более 80 человек.

Цель слушаний: обсуждение проблем совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих экологическую безопасность при эксплуатации нефте - и газопроводов.

Материалы слушаний:

1. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

2. Информационные и аналитические материалы.

В докладе и выступлениях участников парламентских слушаний отмечалось, что состояние магистральных и промысловых нефтегазопроводов (МНГП) является одним из главных критериев опасности, представляющей прямую угрозу населению и окружающей природной среде. В настоящее время более половины действующих МНГП имеют срок службы 20 - 25 лет, а это значит, что на 80-90% исчерпан их нормативный ресурс. Около 35% промысловых и магистральных трубопроводов функционируют фактически в режиме экологического запрета.

Ныне действующая нормативно-правовая база, регламентирующая экологическую безопасность функционирования объектов МНГП, требует доработки. При практическом использовании документов возникают проблемы с зачетом платежей в экофонд. Многообразие нормативно-методических документов, выпускаемых под эгидой Госкомприроды России, не учитывает комплексного взаимодействия природной и искусственной компонент, составляющих природно-техническую систему МНГП.

В ходе обсуждения подчеркивалась необходимость полномасштабной реконструкции нефте- и газопроводов, создания единой сети мониторинга природно-технической системы на всех объектах МНГП, повышения качества инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий.

Участники парламентских слушаний рекомендовали:

Правительству РФ - рассмотреть в комплексе проблемы безопасности МНГП и поручить соответствующим министерствам и ведомствам разработать и организовать выполнение необходимых мер, обеспечивающих экологическую безопасность на трубопроводном транспорте.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации - ускорить принятие Федерального закона “О магистральном трубопроводном транспорте” ; внести дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие положения об уголовной ответственности за повреждение магистральных трубопроводов, за нарушение установленного режима охранных зон трубопроводов.

“О государственной политике по охране здоровья женщин и детей”

Парламентские слушания “О государственной политике по охране здоровья женщин и детей” проведены 08.06.99 на основании решения Совета Государственной Думы от 12.01.99, протокол № 181

ОРГАНИЗАТОРЫ: Комитет Государственной Думы по охране здоровья; Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Председательствующие: заместитель Председателя Государственной Думы М.З.ЮРЬЕВ, председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Н.Ф.ГЕРАСИМЕНКО, председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи А.В. АПАРИНА.

Состав участников: представители Правительства РФ, Минздрава, МВД, Минобразования, Минэкономики, Минсельхозпрода России, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, представители исполнительных и законодательных органов власти 38 субъектов РФ, научных организаций, РАМН, РАН.

Число участников: около 250 человек.

Цель слушаний: обратить внимание органов государственной власти на неэффективность проводимой государственной политики в области охраны здоровья женщин и детей и необходимость принятия неотложных мер по улучшению ситуации.

Материалы слушаний:

1. Информационно - справочные материалы по теме слушаний: “О состоянии здоровья женщин и детей”, “Об обеспечении детского питания”, “О нарушении законодательства в области охраны здоровья и труда”.

2. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей).

3. Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

4. Федеральные целевые программы на 1998 - 2000 годы: “Дети Севера”, “Дети - сироты”, “Дети Чернобыля”, “Дети - инвалиды”, “Планирование семьи”, “Развитие индустрии детского питания”, “Одаренные дети”, “Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев”, “Безопасное материнство”, “Развитие социального обслуживания семьи и детей”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

5. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

Отмечалось, что государственная политика РФ в области охраны материнства и детства определена Конституцией РФ и более чем 100 законодательными актами. Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года № 942 были утверждены “Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года” (Национальный план действий в интересах детей), постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 года № 1032 утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

Однако, по мнению участников, принимаемые государством меры не сдерживают негативные демографические процессы, не снижают материнскую и младенческую смертность, не останавливают тенденцию ухудшения состояния здоровья женщин и детей, что является объективным подтверждением социального неблагополучия в обществе и представляет угрозу национальной безопасности страны.

“Демографическим провалом на фоне ухудшающейся обстановки с заболеваниями женщин и детей” охарактеризовал сложившуюся ситуацию заместитель Председателя Государственной Думы М.З.Юрьев.

Выступавшие приводили конкретные данные, характеризующие высокую младенческую и материнскую смертность, ухудшение репродуктивного здоровья женщин и качества здоровья потомства; нарушения законодательства об охране труда, детства и материнства.

По мнению участников парламентских слушаний, охрана материнства и детства не стала приоритетным направлением государственной политики, не удалось решить приоритетные задачи, определенные “Национальным планом действий в интересах детей” и “Национальным планом действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года”, многие решения носят декларативный характер.

Участники парламентских слушаний призывали объединить усилия всех государственных органов и общественных организаций и остановить грозящую катастрофу - вырождение нации, а также рекомендовали Государственной Думе принять постановление “О кризисном состоянии здоровья женщин и детей и неотложных мерах по охране материнства и детства” и предусмотреть в федеральном бюджете РФ на 2000 год отдельной строкой финансирование федеральных учреждений родовспоможения и детства.

“О проблемах, связанных с выплатами социальных пособий, и их законодательном регулировании”

Парламентские слушания “О проблемах, связанных с выплатами социальных пособий, и их законодательном регулировании” проведены 15.06.99 на основании решения Совета Государственной Думы от 01.06.99, протокол № 210.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике.

Председательствующий: заместитель Председателя Государственной Думы М.З.ЮРЬЕВ.

Состав участников: представители Минздрава, Минфина, Минэкономики, Минтруда, Минобороны, Минрегиона, МВД России; законодательных и исполнительных органов власти 18 субъектов Российской Федерации; Фонда социального страхования Российской Федерации; научных учреждений, общественных организаций.

Число участников: более 60 человек.

Цель слушаний: обсуждение проблем, связанных с выплатами социальных пособий, и их законодательное регулирование.

Материалы слушаний: Информационная подборка материалов к парламентским слушаниям.

На парламентских слушаниях рассматривались вопросы, связанные с выплатами социальных пособий малообеспеченной части населения.

Участники парламентских слушаний констатировали, что действующие правовые нормы, определяющие порядок и сроки пересмотра минимального размера оплаты труда, не увязаны с законодательными нормами, регламентирующими бюджетный процесс, особенно в части формирования структуры доходов и расходов федерального бюджета, показателей социально-экономического прогноза развития страны.

Для выравнивания социальной ситуации в различных регионах страны на федеральном уровне целесообразно определить минимальные государственные стандарты, гарантированные федеральным бюджетом, а также совершенствовать систему межбюджетных отношений, которая должна обеспечивать финансирование и гарантированную выплату социальных пособий.

По мнению участников слушаний, социальные выплаты должны определяться степенью нуждаемости и носить обязательно адресный характер. Для этого надо обеспечить учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина и четкую дифференциацию причин нуждаемости.

Участники парламентских слушаний рекомендовали:

1. Правительству Российской Федерации разработать и внести на рассмотрение в Государственную Думу законопроект “О порядке исчисления среднедушевого дохода в Российской Федерации”.

2. Государственной Думе до конца весенней сессии принять Федеральный закон “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”.

3. Комитету продолжить работу над законопроектами, определяющими необходимые действия исполнительной и законодательной ветвей власти Российской Федерации и ее субъектов по установлению действенного механизма системной и обязательной выплаты социальных пособий, пенсий и стипендий.

“О проблемах жизнеобеспечения северных территорий России в современных условиях”

Парламентские слушания “О проблемах жизнеобеспечения северных территорий России в современных условиях” проведены 15. 06.99 на основании решения Совета Государственной Думы от 08.12.98, протокол № 176.

ОРГАНИЗАТОР: Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока.

Председательствующий: председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока Б.Г. МИСНИК.

Состав участников: представители Минэкономики России, Минфина России, Минсельхозпрода России, Минрегиона России, ФПС России, РАН, Полярной Академии, законодательных и исполнительных органов власти 8 субъектов РФ, руководители ассоциаций и общественных организаций.

Число: более 120 человек.

Цель слушаний: выработка конкретных рекомендаций в адрес органов исполнительной власти РФ по подготовке Концепции государственной поддержки социально-экономического развития Севера России.

Материалы слушаний:

1. Справочные и информационно-аналитические материалы.

2. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

Большинство участников парламентских слушаний отмечали, что в настоящее время северные территории стали сырьевым придатком России, из которого государство берет по потребности, а отдает намного меньше. Одной из главных причин такого положения дел является то, что проводившаяся монетаристская модель реформирования нашей экономики по существу вошла в противоречие с политикой государственного протекционизма, необходимой Северу в силу его значения для экономики Российской Федерации, а также специфики условий труда и жизни в этом экстремальном по своему климату огромном регионе. Численность населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним регионов сократилась с 1991 года на один миллион человек.

Участники слушаний считают, что стратегию социального и экономического развития России невозможно формировать без учета экономики северных регионов. В Север необходимо вкладывать инвестиции, дать ему возможность выжить в это сложное время, чтобы этот регион в будущем мог обеспечивать экономическую независимость и безопасность России.

“Проблема законодательного регулирования процесса восстановления единого образовательного пространства в России на примере Северо-Кавказского региона” (выездные)

Парламентские слушания “Проблема законодательного регулирования процесса восстановления единого образовательного пространства в России на примере Северо-Кавказского региона” (выездные) проведены 15.06.99 в г.Ростов-на-Дону на основании решения Совета Государственной Думы от 11.05.99, протокол № 206.

ОРГАНИЗАТОРЫ: Комитет Государственной Думы по образованию и науке.

Председательствующий: председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке И.И.МЕЛЬНИКОВ.

Состав участников: представители Минобразования России, законодательных и исполнительных органов власти 15 субъектов РФ, ВУЗов, учреждений начального и среднего профессионального образования, общеобразовательных школ.

Число участников: около 370 человек.

Цель слушаний: обсуждение вопросов законодательного регулирования процесса сохранения и развития единого образовательного пространства в России на примере Северо-Кавказского региона.

Материалы слушаний:

1. Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию”.

2. Постановление Государственной Думы “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “К Правительству Российской Федерации о состоянии и задачах исторического образования в России”.

3. Информация о работе Комитета Государственной Думы по образованию и науке.

4. Рекомендации парламентских слушаний “О совершенствовании законодательной базы образования”.

5. Аналитическая справка по вопросу о неправомерности передачи государственных образовательных учреждений в ведение органов местного самоуправления.

6. Информационно - справочные материалы по теме слушаний.

7. Проект рекомендаций парламентских слушаний.

Отмечалось, что стабилизация обстановки в Северо-Кавказском регионе имеет принципиальное геополитическое значение для России. Здесь отрабатывается механизм культурных, научных, хозяйственных связей, межнациональных отношений в новых социально-экономических и политических условиях, который может позитивно повлиять на укрепление российского государства. В регионе создан и функционирует крупный научно-образовательный центр, объединяющий высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, учреждения начального и среднего профессионального образования, который призван стать важным средством обмена достижениями национальных культур, обеспечения современного уровня профессиональной подготовки специалистов, экономического подъема южнороссийских территорий. В регионе накоплен положительный опыт в организации академической мобильности студентов южнороссийских университетов, системы переподготовки вузовских преподавателей и специалистов, деятельности совместных центров дополнительного образования.

Высказывалось мнение о необходимости разработки современной государственной доктрины развития образования в Российской Федерации, включающей механизмы ее реализации в Северо-Кавказском регионе.

Федеральная политика в сфере образования и науки в Северо-Кавказском регионе, по мнению выступавших, послужит восстановлению и укреплению единого образовательного пространства на Юге России, усилению академической мобильности студентов ВУЗов, созданию условий для сохранения и развития имеющегося в регионе образовательного и научного потенциала, созданию в регионе южнороссийского отделения РАН как центра координации научных исследований, перспективных для единого хозяйства региона.

С целью обеспечения реализации этих целей участники парламентских слушаний рекомендовали ускорить разработку государственной доктрины развития образования в Российской Федерации, продолжить работу по законодательному и нормативно-правовому обеспечению развития и укрепления российского образования, разработать концепцию кавказской политики Российской Федерации, включая в нее федеральную программу “Образование на Юге России.”.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис