Аналитика и статистика
весенняя сессия 1999 года
   
    

 

1.2. Экономическая политика

19 мая Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “О внесении дополнений в статью 1 Федерального закона “Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации “Единая энергетическая система России” и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности”. Законом установлена норма, согласно которой имущество акционерных обществ, внесенное в качестве вклада государства в уставной капитал РАО “ЕЭС России” и других акционерных обществ электроэнергетики, может отчуждаться только на основании специального закона. Таким образом, распоряжение государственной собственностью в электроэнергетике отныне будет находится под непосредственным контролем законодательных и исполнительных органов Российской Федерации, что послужит дополнительной гарантией целостности Единой энергосистемы России как стратегического фактора национальной безопасности.

В этот же день и тоже в третьем чтении принят Федеральный закон “О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии”, направленный на правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением государственной политики в сфере использования нетрадиционных источников энергии, к которым относятся энергия солнца, ветра, тепла земли, природного градиента температур, естественного движения водных потоков, биомассы и т.п. Цель закона - позитивное влияние на социальные условия жизни, сокращение издержек на энергообеспечение и транспорт энергоносителей, улучшение экологических условий жизни населения путем уменьшения объемов сжигания органического топлива.

20 мая

Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О государственной статистической деятельности в Российской Федерации”, направленного на повышение эффективности статистической деятельности на основе государственной статистической методологии с учетом международной практики систем учета и закрепления правового статуса Государственного статистического регистра. В проекте закона определен порядок представления статистической информации, ответственность и гарантии лицам, представляющих эту информацию.

20 мая Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия”, устанавливающего основы государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целях создания условий для обеспечения продовольственной безопасности страны, порядок осуществления защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации в данной сфере.

Для этого вводится норма, согласно которой Правительство РФ одновременно с внесением проекта государственного бюджета в Парламент обязано представлять информацию о влиянии импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на продовольственную безопасность страны и о проводимых мерах по защите отечественных товаропроизводителей.

В тот же день в первом чтении принят проект федерального закона “О карантине растений”, направленного на совершенствование законодательной базы в области карантина растений с учетом мировой практики в плане подготовки к вступлению России в ВТО. Кроме того, принятие такого закона повысит роль и ответственность ведомств, хозяйствующих субъектов и граждан в осуществлении карантинных фитосанитарных мероприятия по предотвращению экономического ущерба от возможного проникновения особо опасных вредителей, возбудителей болезней и сорняков на территорию Российской Федерации.

21 мая

В третьем чтении Государственная Дума приняла Федеральный закон “О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве, и компенсации потерь в связи с его нарушением”, регулирующий экономические, правовые и иные отношения сельскохозяйственных производителей, независимо от форм собственности, возникающие в процессе обмена на рынке результатами их труда с производителями продукции других секторов экономики в интересах крестьян. Закон устанавливает механизмы, обеспечивающие сложившийся на определенную дату паритет экономических интересов сельхозпроизводителей, возникающий при реализации произведенной ими продукции и покупке основных сырьевых и других материальных ресурсов, необходимых для сельскохозяйственного производства.

В третьем чтении принят 21 мая Федеральный закон “Об установлении особого режима налогообложения и иных мерах государственной поддержки социально-экономического развития муниципального образования “Город Ивангород” Ленинградской области”, устанавливающий правовые и экономические основы государственной поддержки социально-экономического развития данного муниципального образования в Ленинградской области.

Согласно принятому закону, отныне суммы налогов, сборов и иных платежей, подлежащие уплате в федеральный бюджет юридическими лицами передаются муниципальному образованию на создание системы жизнеобеспечения и формирования условий устойчивого социально-экономического развития города.

21 мая во втором чтении Государственная Дума приняла проект федерального закона “О некоммерческом обществе”, определяющего понятие и правовые положения такого общества как новой формы некоммерческой организации. .

Данный проект федерального закона решает вопросы, связанные с наименованием, местом нахождения, созданием, реорганизацией и ликвидацией некоммерческого общества. Имея в виду перспективу предоставления налоговых льгот, в законопроект введены понятия социально приоритетных и иных некоммерческих обществ, для чего устанавливаются критерии их разграничений, зависящих от целей основной деятельности.

Для осуществления действенного контроля за деятельностью общества как со стороны государства, так и со стороны его членов предусматривается унифицированный состав органов управления некоммерческим обществом (высший орган, наблюдательный совет, исполнительный орган), предусмотрено детальное определение их прав и ответственности, процедур формирования и функционирования.

2 июня

2 июня в третьем чтении Государственная Дума приняла Федеральный закон “Об использовании природного газа в качестве моторного топлива”, направленный на стимулирование использования природного газа в качестве моторного топлива как наиболее экономичного и безопасного в экологическом отношении. Кроме того, закон решает вопросы формирования правовых основ, связанных с выполнением международных обязательств России в части соблюдения норм выбросов вредных веществ транспортными и иными средствами, работающими на различных видах топлива.

2 июня в третьем чтении принят Федеральный закон “Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом”, направленный на защиту права собственности и имущественных интересов Российской Федерации за рубежом, обеспечение ее сохранности и эффективности использования и увеличения на этой основе поступлений финансовых средств в федеральный бюджет.

Законом предусматривается поиск, защита, оформление права собственности, учет и государственная регистрация собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом.

2 июня в редакции предложенной Президентом Российской Федерации принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”. Отличия и особенности редакции закона предложенного Президентом от принятого Государственной Думой состоят в том, что в нем устранены противоречия с Гражданским кодексом и с законом “Об акционерных обществах” в части назначения членов совета директоров от имени Российской Федерации, субъектов или муниципальных образований и владельцев соответствующих акций. Согласно предложенной редакции в соответствии с законом “Об акционерных обществах” выдвижение кандидатов в совет директоров, в ревизионную комиссию, а также в исполнительные органы открытого акционерного общества осуществляется представителями государства, назначаемыми для голосования на общих собраниях акционерного общества.

В случаях, когда государству или муниципальному образованию принадлежат все сто процентов акций, руководящие и исполнительные органы акционерного общества полностью формируются собственником акций.

3 мая

3 мая Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”, уточняющего компетенцию органов управления потребительских обществ и союзов потребительских обществ, порядок избрания членов совета и ревизионной комиссии, а также меры усиления роли пайщиков. В целях повышения дисциплины и сохранения стройности системы потребительской кооперации законопроектом предоставлено право привлечения к ответственности выборных должностных лиц не только органом который их назначил, но и Советом союза.

4 июня

4 июня Государственная Дума приняла в редакции согласительной комиссии два закона, направленных на борьбу с теневой экономикой: “О противодействии легализации (отмыванию) доходов. полученных незаконным путем” и связанным с ним Законом “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем”.

Основной задачей первого Закона является создание системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов полученных незаконным путем. Его действие распространяется на деяния всех юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом на территории Российской Федерации. Второй Закон вносит необходимые в связи с этим изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации.

Также в этот день в редакции согласительной комиссии принят Федеральный закон “Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса”, устанавливающий особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, а также проведения процедур их банкротства.

4 июня Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона “О предотвращении сбоя компьютерных систем и его негативных последствий в связи с наступлением 2000 года (Проблема - 2000)”, целью которого является регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением работ по предотвращению негативных для органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц последствий сбоя действующих в Российской Федерации компьютерных систем в связи с наступлением 2000 года.

10 июня

Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О государственном земельном кадастре”, относящегося к области природоохранного законодательства и направленного на рациональное использование природных ресурсов. Основными задачами законопроекта являются урегулирование отношений, возникающих при признании и удостоверении государством факта существования или прекращения существования объектов кадастрового учета, обеспечение заинтересованных лиц достоверными сведениями о характеристиках земельных участков и территориальных зон, их местоположении и налогооблагаемой базе. Применение сведений о земельных участках, учтенных в государственном земельном кадастре позволит обеспечить:

- функционирование земельного рынка и контроль за земельными сделками;

- гарантии государства по защите прав на землю и снижение конфликтов между соседями и другими претендентами на земельные участки;

- охрану государственных и муниципальных земель;

- содействие осуществлению земельной реформе;

- эффективность и действенность механизма сбора налогов и платежей за землю и иную недвижимость посредством предоставления подробной информации о ней;

- рациональное использование земельных ресурсов и совершенствование городского планирования и развития инфраструктуры.

11 июня

11 июня Государственная Дума приняла в первом чтении, а затем, минуя процедуру второго чтения, в третьем чтении Федеральный закон “О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, предусматривающий отсрочку завершения преобразования и сохранения на ближайшие три года существующих форм деятельности дочерних предприятий, входящих в Единую систему газоснабжения, поскольку выполнить требование Федерального закона “О газоснабжении в Российской Федерации”, касающегося преобразования либо ликвидации данных дочерних предприятий к 1 июля, 1999 года за оставшееся время осуществить не представляется возможным из-за отвлечения значительных финансовых ресурсов.

11 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности”, устанавливающего правовые, организационные и финансово-экономические основы дорожной деятельности, определяющего компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также права и обязанности организаций и граждан, участвующих в такой деятельности.

16 июня

16 июня во втором и третьем чтении Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении дополнения в статью 5 Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике”, в котором предусмотрено, что выполненный научной организацией на базе собственных научно-технических разработок, объем работ и услуг не по научной деятельности, прибыль от реализации которого направляется на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ этой организации, не учитывается при определении доли объема научной деятельности в общем объеме выполненных работ.

16 июня в первом чтении Государственная Дума приняла проект федерального закона “О сельскохозяйственных научных организациях”, в котором предусмотрено регулирование вопросов создания и деятельности сельскохозяйственных научных организаций, их экспериментально-производственных предприятий, научных и научно-производственных объединений агропромышленного комплекса и их отношений с органами государственной власти и потребителями научно-технической продукции. Действующий Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике” не учитывает всех особенностей функционирования сельскохозяйственных научных организаций, деятельность которых связана с многообразием природно-климатических и почвенных условий, что, в свою очередь, определяет их различный статус, различный порядок учреждения и финансирования.

16 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике”, в котором определено, что основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются создание экономических, правовых и организационных условий для данной деятельности как основы для роста конкурентоспособности отечественной продукции, эффективного использования научно-технических разработок и решения на их основе задач социально-экономического развития, что обеспечит неразрывность процессов научно-технических разработок, производства и реализации.

В этих целях в законопроекте к инновационной деятельности отнесены все этапы создания новой продукции: от маркетинговых исследований до товарного производства, включая сертификацию и стандартизацию. К наиболее важным нормам законопроекта следует отнести также государственную поддержку и государственные гарантии приоритетным проектам и программам вплоть до охраны интеллектуальной собственности и защиты от недобросовестной конкуренции.

16 июня в редакции согласительной комиссии Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, направленный на расширение и систематизацию законодательного регулирования участия иностранного капитала в осуществлении страховой деятельности на территории Российской Федерации. Вводимые нормы затрагивают отношения по размеру и формам участия иностранного капитала в системе страхования Российской Федерации, по созданию, обеспечению устойчивости и осуществлению государственного контроля за деятельностью страховых организаций с иностранным инвестициями.

16 июня Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона “Об обороте взрывчатых материалов гражданского назначения”, проходивший в первом чтении под названием “Об обороте взрывчатых материалов промышленного назначения”. Законопроект определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при обороте взрывчатых материалов гражданского назначения на территории Российской Федерации, и направлен на обеспечение личной безопасности граждан, защиты их жизни и здоровья, охраны окружающей Среды, собственности и предупреждение преступных посягательств на общественную безопасность и общественный порядок.

18 июня

18 июня в первом чтении Государственной Думой принят проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Российской Федерации “О недрах”, направленный на дальнейшее совершенствование системы регулирования недропользования, законодательного обеспечения стабильной работы нефтегазодобывающей и горнорудной промышленности, создания благоприятных условий для вложения инвестиций в освоение месторождений полезных ископаемых.

С принятием закона переоформление лицензий при пользовании недрами можно будет осуществлять не только на основе правопреемства, но и при образовании новых юридических лиц; недропользователи смогут привлекать для выполнения работ подрядные организации; срок пользования недрами при их разработке может устанавливаться до полной выработки, а не на 20 лет, как установлено действующими в настоящее время нормами; предусмотрены нормы стимулирования геологоразведочных работ; упорядочивается процедура получения права на пользование недрами; усиливается контроль за рациональным использованием и охранной недр.

18 июня Государственная Дума приняла в первом чтении два проекта федеральных законов определяющих участки недр и месторождений полезных ископаемых, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции в соответствии с Федеральным законом “О соглашениях о разделе продукции”.

В первый проект “Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (участок недр “Северные территории”)” включены месторождения углеводордного сырья Хыльуюское, Южно- Хыльуюское, Ярейюское, Инзырейское и перспективный участок недр части Колвинского мегавала и Хорейской впадины, расположенный на территории Ненецкого автономного округа. Во второй - “Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Приобское (северный лицензионный участок) нефтяное месторождение)” включено месторождение на территории Ханты-Мансийского автономного округа.


Таким образом, в период работы весенней сессии 1999 года Государственной Думой принят пакет законов, реализующих базовый Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции”, в который, кроме названных выше, вошли Федеральные законы “Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Киринский перспективный блок проекта “Сахалин-3) (второе и третье чтение, 14.04.99) и “Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях)” (третье чтение, 21.04.99), что стало возможным после принятия Федерального закона “О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции” (23. 12.98), которым внесены поправки в 11 федеральных законов.

В блоке законов, призванных активизировать инвестиционные процессы в Российской Федерации, следует выделить также Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, который устанавливает основные принципы осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации и предусматривает равные права для всех субъектов инвестиционной деятельности в форме капиталовложений, обеспечивает защиту их интересов, независимо от форм собственности и места регистрации. Закон определяет участие органов государственной власти и местного самоуправления в регулировании этого процесса с целью привлечения капиталовложений в экономику России.

Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, принятый с учетом предложений Президента (23.04.99), определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Закон “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”, одобренный в редакции согласительной комиссии (12.02.99), обеспечивает государственную и общественную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги.

Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений” (12.02.99) устанавливает основные принципы осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации и предусматривает равные права для всех субъектов инвестиционной деятельности в форме капиталовложений

Принятием законов “О внесении дополнений в статью 1 Федерального закона “Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации “Единая энергетическая система России” и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности” в части продажи акций акционерных обществ электроэнергетики, внесенных при приватизации в качестве вклада государства в уставной капитал РАО “ЕЭС России” и “Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса”(2.04.99) продолжена работа по повышению роли государственных органов в деятельности естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Значительный пакет законодательных актов направлен на регулирование правовых отношений в различных сферах жизнедеятельности, имеющих общегосударственное значение.

Федеральный закон “О газоснабжении в Российской Федерации” (12.03.99) направлен на усиление влияния государства на сферу газоснабжения методами ценовой и тарифной политики для удовлетворения платежеспособного спроса потребителей и защиты интересов государства, а закон “Об использовании природного газа в качестве моторного топлива” (2.06.99) стимулирует использование природного газа в качестве моторного топлива как наиболее экономичного и безопасного в экологическом отношении.

Принятый в первом чтении закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (22.04.99) относится к числу “хозяйственных” законов, регламентирующих деятельность коммерческих организаций. Он предусматривает, что организационно-правовая форма унитарного предприятия явится одной из форм ведения государством и муниципальными образованиями предпринимательской деятельности в области выпуска продукции (товаров), которая может находится в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, принят в первом чтении проект федерального закона “О государственном земельном кадастре” (10.06.99), относящегося к области природоохранного законодательства и направленного на рациональное использование природных ресурсов.

Принятый с учетом предложений Президента Российской Федерации Федеральный закон “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд” (7.04.99) направлен на регулирование отношений, возникающих между государственным заказчиком и участниками конкурса при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников финансирования.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (31.03.99) создает современные основы правового обеспечения деятельности, связанной с использованием морских судов в мирных целях и обеспечением безопасности мореплавания.

Кроме того, в первом чтении приняты законопроекты “О внесении дополнений в Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” (23.12.98), “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” 14.04.99) и “Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали” (14.04.99).

Во втором - “О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации” (12.05.99) в части, касающейся защиты прав потребителей, и “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” (12.05.99) в связи с приведением в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В третьем - “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации” (17.03.99) в части сокращения числа предприятий, имеющих льготы по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, “О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании” (17.03.99) и “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (9.04.99).

Вопросы законодательного регулирования в области науки и научных исследований нашли отражение в законе “О статусе наукограда Российской Федерации” (17.03.99), регулирующего вопросы государственной поддержки и финансирования наукоградов, а также организационно-правовых форм входящих в них организаций научно-производственного комплекса.

На законодательном уровне закреплена государственная стратегия развития кадрового, научно-технического, опытно-конструкторского и промышленного потенциала, отвечающую национальной безопасности и национальным интересам, в Федеральном законе “О государственной поддержке промышленного комплекса высоких технологий в Российской Федерации” (31.03.99), а Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О внесении дополнения в статью 5 Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике” (16.06.99) позволит научным организациям улучшить финансирование научно-технической деятельности за счет возможности сохранения 70 процентного объема работ по научной тематике.

Вопросы регулирования отношений в области федеральной и муниципальной собственности, получили законодательное развитие в проекте закона “О порядке передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность” (13.01.99), определяющего основания, по которым названные объекты должны или могут быть переданы в муниципальную собственность, а также принятый в первом чтении проект закона “Об утверждении перечня акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, и об особенностях распоряжения их акциями” (17.03.99), которым предусматривается законодательное утверждение перечня акционерных обществ, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации, распоряжение акциями которых, находящимися в федеральной собственности, будет осуществляться только в соответствии с федеральными законами о конкретных способах распоряжения.

Федеральный закон “Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом” (2.06.99) направлен на защиту права собственности и имущественных интересов Российской Федерации за рубежом и обеспечение ее сохранности и эффективное использование.

По прежнему депутаты уделяли серьезное внимание вопросам законодательного регулирования отношений в сельскохозяйственном производстве, улучшения качества продовольственных товаров и продовольственной безопасности. В этой связи в первом чтении приняты законопроекты “О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия” (20.05.99), “О карантине растений” (20.05.99) и “О сельскохозяйственных научных организациях” (16.06.99). В третьем чтении - “О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве, и компенсации потерь в связи с его нарушением” (21.05.99), регулирующего экономические, правовые и иные отношения сельскохозяйственных производителей, возникающие в процессе обмена на рынке результатами их труда с производителями продукции других секторов экономики в интересах крестьян и “О временном запрете импорта этилового спирта” (17.02.99)

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис