Аналитика и статистика
весенняя сессия 1999 года
   
    

 

1. Итоги работы Государственной Думы за январь-июнь 1999 г.
(информационно-аналитический обзор)

 

1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан

Деятельность Государственной Думы в сфере государственного строительства и конституционных прав граждан была сфокусирована на решении проблем федеративных отношений, местного самоуправления, укреплении основ гражданского общества, реализации прав граждан и совершенствовании законодательства о судебной системе.

19 мая сразу во втором и третьем чтениях был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Суть этих изменений и дополнений состоит в следующем: из пункта 3 статьи 16 закона исключается норма, предусматривающая возможность вхождения главы муниципального образования в состав представительного органа местного самоуправления; с целью устранения неоднозначности в толковании нормы о малочисленных сельских поселениях, сельских округах законопроект дополнен положением о том, что критерии, в соответствии с которыми сельские поселения и сельские округа признаются малочисленными, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации; также принята поправка, наделяющая субъекты Российской Федерации правом законодательного регулирования порядка проведения муниципальных выборов, поскольку процедура назначения муниципальных выборов не входит в понятие "порядок проведения выборов".

19 мая Государственная Дума приняла Федеральный закон “О статусе депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России”, который определяет права, обязанности и ответственность депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а также предусматривает правовые гарантии их реализации. Закон подготовлен в соответствии законодательной рекомендацией, принятой на II сессии Парламентского Собрания Союза 4 ноября 1997 года. Аналогичный нормативный правовой акт должен быть принят в Республике Беларусь.

19 мая Государственная Дума рассмотрела сразу в трех чтениях Федеральный закон "О переименовании города Новгорода – административного центра Новгородской области в город Великий Новгород", внесенный Новгородской областной Думой.

Разработчики закона исходили из того, что благодаря сложившемуся в области благоприятному политическому климату в последнее время произошло возрождение Новгорода как важного для России политического, международного и историко-культурного центра. После пятисотлетнего перерыва Новгород вернулся в активную политическую жизнь государства, обрел внимание и уважение, стал известен не только в России, но и за рубежом. Все это позволяет сегодня вернуться к историческому названию города, более точно отражающему его место в истории и современной жизни российского государства.

20 мая в первом чтении принят проект федерального конституционного закона “О полномочиях судов общей юрисдикции в Российской Федерации по обеспечению соответствия нормативных правовых актов федеральным законам”. Как свидетельствует практика, за время действия Конституции Российской Федерации с 1993 года суды общей юрисдикции признали противоречащими закону большое количество нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, федеральных министерств и ведомств, должностных лиц, что способствовало предупреждению массовых нарушений и укреплению законности в Российской Федерации.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П “По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ” право судов общей юрисдикции осуществлять проверку соответствия нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона действующему нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и право признавать эти акты незаконными следует установить федеральным конституционным законом. В законопроекте определены правила подсудности указанных дел, субъекты, правомочные обращаться в суд с требованием о проверке законности нормативных правовых актов, обязательность решений судов по результатам проверки нормативного правового акта и основания для прекращения производства по делу. Вместе с тем отмечено, что затронутые в данном законопроекте вопросы могут быть решены в другом проекте федерального конституционного закона “О судах общей юрисдикции”, разработка которого затягивается на неопределенное время, но сложившаяся ситуация требует немедленного разрешения. Учитывая приведенные доводы представителей Верховного Суда РФ и Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, депутатский корпус поддержал предложенный законопроект.

В тот же день, 20 мая, в первом чтении принят законопроект “О внесении изменения и дополнения в статью 12 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, целью которого является устранение правового пробела, связанного с порядком назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации. Несмотря на то, что действующим законодательством предусмотрено принесение присяги лицом при назначении его впервые на должность прокурора или следователя, разработчики законопроекта подчеркнули конституционный статус Генерального прокурора и его заместителей и их особую ответственность за точное соблюдение законов Российской Федерации. Депутаты дружно поддержали эту инициативу.

Напряженная дискуссия возникла 20 мая во время обсуждения в первом чтении двух взаимосвязанных законопроектов: "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике", и "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике".

Представлявший законопроект депутат А.Г.Чехоев напомнил, что эти законопроекты были готовы уже год назад. "Мы оттягивали рассмотрение данного закона, – отметил он. – с единственным пожеланием, что пройдет время и законодатели Латвии, официальные власти Латвии все-таки приведут свое законодательство в части обеспечения прав человека в соответствие с нормами международного права. К сожалению, этого не получилось. Более того, официально в Латвии признан памятной датой день образования легиона СС в Латвии, что вызвало бурю возмущения, вообще-то, со стороны всех наших соотечественников".

Не согласился с оценкой развития латвийско-российских отношений депутат С.Н.Бабурин, отметивший, что "...сегодня на смену откровенно антисоветской, русофобской политике приходят новые подходы – и в этот момент мы наносим удар по вот этим переменам!” В своем заключительном слове по итогам обсуждения он даже призвал "во имя защиты наших национальных интересов, не абстрактных, а реальных национальных интересов России в Прибалтике, не поддерживать этот законопроект".

Фракция "Яблоко" и ряд других депутатов, в свою очередь, предложили более тщательно взвесить экономические последствия принятия этого законопроекта для России, и, в частности, сослались на отрицательное заключение на него со стороны Правительства, по мнению которого предусмотренные законопроектом экономические меры практически ведут к полному разрыву экономических отношений с Латвией.

Непосредственное отношение к теме взаимоотношений России с Прибалтикой имеет и федеральный закон "Об установлении особого режима налогообложения и иных мерах государственной поддержки социально-экономического развития муниципального образования "Город Ивангород", принятый в третьем чтении 21 мая депутатским корпусом без обсуждения.

С небольшими поправками 21 мая во втором чтении был одобрен законопроект "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Это позволило уже 11 июня вновь вернуться к нему и без обсуждения одобрить его в третьем чтении.

21 мая в третьем чтении был одобрен Федеральный закон "Об основах формирования муниципального заказа". Обосновывая данный закон, депутат И.В.Бабичев, отметил, что из всей суммы государственных и муниципальных бюджетных средств в 90 млрд.руб., которые были израсходованы в 1998 году, 66 млрд. руб. – муниципальный заказ. Но если 50 с лишним процентов государственных средств распределяется на открытых торгах, то, что касается муниципального заказа, свыше 80 процентов муниципальных бюджетных средств распределяется на закрытых торгах, то есть когда ограничен и “правильным образом” подобран состав участников. Данный закон эту диспропорцию ликвидирует.

2 июня Государственная Дума приняла Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Наиболее важной новацией закона является новый порядок регистрации кандидатов в депутаты. Для регистрации им необходимо либо собрать установленное число подписей избирателей, либо внести избирательный залог. Для кандидата он равен 1000-кратному размеру, а для избирательного объединения - 25000-кратному минимальному размеру оплаты труда. Избирательный залог впоследствии возвращается кандидатам, если по итогам выборов за них проголосовала предусмотренная законом часть избирателей.

Установлены также новые требования, касающиеся представления сведений о размере и об источниках доходов кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем каждому кандидату на праве собственности. Увеличено число доверенных лиц кандидата в депутаты Государственной Думы с 10 до 20 человек. По сравнению с предыдущим новый закон о выборах депутатов Государственной Думы отличает более детальная регламентация всех этапов избирательной кампании.

2 июня Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона "О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Его целью является содействие упорядочению и гармонизации отношений в пределах Российской Федерации на основе установления процедур предотвращения и преодоления разногласий между органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на основе выработки и применения мер воздействия в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, разрешения споров и конфликтов на всех стадиях их развития, достижения договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2 июня с учетом предложений Президента РФ принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. Суть предложений Президента РФ сводится к уточнению использования термина “место жительства”, ряда формулировок о порядке выдачи второго паспорта лицам, работа которых связана с постоянными выездами за пределы Российской Федерации, и возражениям по поводу неоправданного расширения круга лиц, имеющих право на получение дипломатического паспорта, а также по поводу лишения права на возвращение в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами без вида на жительство.

4 июня Государственная Дума одобрила Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" с учетом предложений Президента РФ. Данный закон был принят еще Государственной Думой первого созыва. Затем он трижды отклонялся Советом Федерации. К настоящему времени в результате работы согласительной комиссии было выработано общее мнение, которые позволяет обеспечить равноправие всех субъектов Российской Федерации, добиться прозрачности федеральных отношений, включить законодательные органы власти как в центре, так и на местах в принятие всех решений, касающихся отношений между центром и субъектами Федерации, установить общие правила для всех регионов и всех властей по вопросам, связанным с развитием Российской Федерации.

9 июня во втором чтении был одобрен проект федерального закона "О почтовой связи". Сохраняя концепцию, структуру и позитивные положения действующего Федерального закона, предложенный законопроект учитывает изменения и дополнения, связанные с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона "О защите прав потребителей" в новой редакции, а также организационно-структурные преобразования, происшедшие в области почтовой связи в последнее время.

Принятие данного Федерального закона позволит привести правовую базу в области почтовой связи в соответствие с новыми условиями социально-экономического развития общества и обеспечить конституционное право граждан Российской Федерации свободно передавать, получать и распространять информацию, расширить перечень услуг почтовой связи, оказываемых пользователям.

9 июня во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон “О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и дополнений и изменения в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР” в части установления ответственности за нарушение порядка использования марок акцизного сбора, специальных марок и знаков соответствия.

В тот же день принят во втором и третьем чтениях Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации”, предусматривающий ответственность за производство и оборот недоброкачественной спиртосодержащей продукции.

16 июня во втором чтении депутаты приняли проект федерального закона "Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации". В проекте закона дано определение понятия государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Установлены общие принципы и ограничения передачи этих органам местного самоуправления. В нем также установлена процедура наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации.

В тот же день, 16 июня, Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”. Впервые данный законопроект был принят 24 июня 1997 года, но отклонен Советом Федерации. Согласованный вариант был принят 24 декабря 1997 года. После повторного отклонения Советом Федерации его доработала новая согласительная комиссия и Совет Федерации одобрил его. 10 июня 1998 года Президент вернул закон в Государственную Думу.

Необходимость принятия этого закона объясняется тем, что действующий Закон СССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР” от 1981 года сейчас устарел. В новом варианте законопроекта регламентированы права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации, включена правовая норма, согласно которой административное задержание и выдворение иностранцев из России должно осуществляться только по решению суда. В заключении Правительства Российской Федерации содержится предложение одобрить законопроект и внести в бюджет на 2000 год дополнительные ассигнования на реализацию этого закона в сумме от 470 до 570 млрд. руб.

16 июня во втором и третьем чтении Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации”, уточняющий вопросы ответственности за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина. Он предусматривает, в частности, замену в ст. 136 УК слов “равенство граждан” на “равенство прав и свобод человека и гражданина” и ужесточение санкций за нарушение таких прав и свобод.

16 июня принят в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”, который направлен на исключение коллизии Таможенного кодекса РФ и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, регламентирующих вопросы привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил и контрабанду. Разработчики законопроекта предложили исключить часть статей административного кодекса и отдать приоритет Таможенному кодексу, что поддержали депутаты Государственной Думы.

17 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах”. Разработка этого закона вызвана необходимостью обеспечить в новых условиях трудовые и социальные права творческих работников, способствовать деятельности творческих союзов, обеспечить их необходимой помощью со стороны государства, когда отменена существовавшая ранее практика бюджетного финансирования творческих союзов. В законопроекте признается, что такие союзы выполняют функции, присущие как профессиональным союзам, так и государственным организациям литературы и искусства. При этом уравнены в правах как субъекты регулирования творческие работники, работающие и неработающие по трудовому договору (т.е. лица свободной профессии). Их юридические, социальные и экономические права закреплены в готовящемся законе.

В тот же день, 17 июня, принят в первом чтении законопроект “Об общественном контроле за обеспечением прав задержанных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, арестованных, осужденных и содействии общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказание, и мест содержания под стражей”. Законопроект предусматривает создание системы такого контроля, основным звеном которой становится формируемый институт федеральных общественных инспекторов. Содействие правоохранительным органам оказывают общественные объединения. При осуществлении общественного контроля и общественного содействия не допускается вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и в производство по делам об административных правонарушениях. Для координации работы общественных контролеров при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации может быть образован Совет по организации общественного контроля, функционирующий на общественных началах. Общественный инспектор обязан согласовывать свою деятельность с рекомендовавшим его общественным объединением.

Предлагаемый законопроект направлен на укрепление в России основ гражданского общества, обеспечивает создание механизма общественного контроля за одной из наиболее закрытых сфер государственного управления.

18 июня в первом чтении Государственная Дума приняла проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статью 193 Уголовного кодекса Российской Федерации” по вопросу усиления ответственности за незаконный оборот иностранной валюты, осуществляемый руководителями организаций или лицом, выполняющим управленческие функции в организации, независимо от формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями. Для оказания противодействия незаконному переводу капитала за границу “фирмами-однодневками” и предупреждения совершения противозаконных сделок предложено ввести в статью новый состав преступления - перевод или пересылка за границу при совершении мнимых и притворных сделок иностранной валюты либо ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, указанными субъектами. В законопроекте даны квалифицирующие признаки деяния, совершенного в крупном размере, увеличены сроки наказания.


На фоне политических событий, сопровождающих законотворческую деятельность Государственной Думы в период весенней сессии, особенно остро встал вопрос о необходимости уточнения и конкретизации некоторых положений Конституции Российской Федерации и реализации конституционных принципов в сфере государственного строительства.

27 января Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам", определяющий порядок представления законодательных актов органов государственной власти субъектов Федерации в прокуратуру Российской Федерации, палаты Федерального Собрания, Президенту Российской Федерации. Кроме того, законопроектом предусмотрен механизм реализации полномочий Президента РФ по приостановлению действия актов органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции и федеральным законам, при котором органы юстиции направляют свои представления Президенту Российской Федерации о применении к тому или иному правовому акту указанной конституционной нормы. Законопроект также предусматривает обязательное опубликование решения суда и нормативного акта с теми изменениями, которые признаны судом.

10 марта одобрен в первом чтении проект федерального конституционного закона "О Государственном гимне Российской Федерации". Законопроект исходит из принципа непрерывности (континуитета) Российской государственности, согласно которому Российское государство, Российская республика, РСФСР, СССР и Российская Федерация – один и тот же участник межгосударственных отношений, один и тот же субъект международного права, не прекращавший своего существования, поэтому в основу гимна положена величественная мелодия композитора А.В.Александрова.

31 марта в первом чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", в котором установлена процедура проверки поступившей поправки на соответствие Конституции и законам Российской Федерации, процедура ее внесения и рассмотрения в Государственной Думе и порядок прекращения процедуры принятия поправки, а также определены полномочия Верховного Суда Российской Федерации в отношении соблюдения порядка рассмотрения поправок к Конституции в субъекте Федерации.

16 апреля принят Федеральный закон “О памятных днях в России”, согласно которому памятными днями в Российской Федерации объявлены 26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах , 22 июня - День памяти и скорби и День памяти защитников Отечества, 4 октября - День памяти защитников Конституции, 30 октября - День памяти жертв политических репрессий. В соответствии со статьей 2 закона субъектами Российской Федерации эти дни могут быть объявлены дополнительными выходными днями.

23 апреля во втором чтении принят проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”. В целях реализации конституционного права граждан на получение информации в части ознакомления с деятельностью палат Федерального Собрания - Государственной Думы и Совета Федерации - представленным законопроектом предусматривается передача функций источника официальных публикаций законодательных актов и актов парламента от “Российской газеты” вновь созданному периодическому печатному изданию Федерального Собрания - “Парламентской газете”. При этом законопроект не нарушает аналогичных прав нынешних официальных изданий - “Собрания законодательства РФ” и “Российской газеты”.

19 мая Государственная Дума рассмотрела сразу в трех чтениях Федеральный закон "О переименовании города Новгорода – административного центра Новгородской области в город Великий Новгород". Разработчики закона исходили из того, что благодаря сложившемуся в области благоприятному политическому климату в последнее время произошло возрождение Новгорода как важного для России политического, международного и историко-культурного центра. После пятисотлетнего перерыва Новгород вернулся в активную политическую жизнь государства, обрел внимание и уважение, стал известен не только в России, но и за рубежом. Все это позволяет сегодня вернуться к историческому названию города, более точно отражающему его место в истории и современной жизни российского государства.

Среди вопросов государственного строительства выделяются три законопроекта в сфере регулирования федеративных отношений. Первый из них - принятый 7 апреля Федеральный закон “Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации” призван законодательно закрепить существующую практику функционирования этих ассоциаций.

Другой законопроект - "О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" - принят 2 июня во втором чтении. Его целью является содействие упорядочению и гармонизации отношений в пределах Российской Федерации на основе установления процедур предотвращения и преодоления разногласий между органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на основе выработки и применения мер воздействия в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, разрешения споров и конфликтов на всех стадиях их развития, достижения договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Третий - Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" - за время весенней сессии дважды рассматривался Государственной Думой, и 4 июня был одобрен с учетом предложений Президента РФ. Закон был принят еще Государственной Думой первого созыва, затем он трижды отклонялся Советом Федерации. К настоящему времени в результате работы согласительной комиссии было выработано общее мнение, которое позволяет обеспечить равноправие всех субъектов Российской Федерации, добиться прозрачности федеративных отношений, включить законодательные органы власти как в центре, так и на местах в принятие всех решений, касающихся отношений между центром и субъектами Федерации, установить общие правила для всех регионов и всех властей по вопросам, связанным с развитием Российской Федерации.

Другим важным направлением в работе Государственной Думы было рассмотрение вопросов правового регулирования избирательного процесса и статуса депутата.

10 февраля Государственная Дума приняла Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в редакции согласительной комиссии после отклонения законопроекта Советом Федерации.

19 мая Государственная Дума приняла Федеральный закон “О статусе депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России”, который определяет права, обязанности и ответственность депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а также предусматривает правовые гарантии их реализации. Закон подготовлен в соответствии законодательной рекомендацией, принятой на II сессии Парламентского Собрания Союза 4 ноября 1997 года. Аналогичный нормативный правовой акт должен быть принят в Республике Беларусь.

2 июня Государственная Дума приняла Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Наиболее важной новацией закона является новый порядок регистрации кандидатов в депутаты. Для регистрации им необходимо либо собрать установленное число подписей избирателей, либо внести избирательный залог. Избирательный залог впоследствии возвращается кандидатам, если по итогам выборов за них проголосовала предусмотренная законом часть избирателей.

Установлены также новые требования, касающиеся представления сведений о размере и об источниках доходов кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем каждому кандидату на праве собственности. Увеличено число доверенных лиц кандидата в депутаты Государственной Думы с 10 до 20 человек. По сравнению с предыдущим новый закон о выборах депутатов Государственной Думы отличает более детальная регламентация всех этапов избирательной кампании.

В ходе весенней сессии продолжалась работа над законодательным обеспечением конституционных прав граждан.

12 февраля во втором чтении принят проект федерального закона “О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, исключающий из перечня оснований для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства призыв на срочную военную службу.

5 марта Государственная Дума приняла Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с учетом предложений Президента Российской Федерации. Закон существенно обогащает нормативно-правовую базу избирательного процесса и практики проведения референдумов, устраняет противоречие действующему законодательству о порядке представления избирательными комиссиями отчетности о расходовании бюджетных средств на выборы и определяет порядок соблюдения примерного равенства избирательных округов по числу избирателей.

10 марта рассмотрен в первом чтении проект федерального закона “О конституционном праве граждан Российской Федерации на защиту чести и достоинства и об обеспечении этого права государством и обществом”. Несовершенство действующего законодательства в части защиты от посягательств на честь и достоинство граждан, отсутствие механизма реализации конституционных норм в этой области побудило разработчиков законопроекта разрешить создавшуюся ситуацию в едином нормативно-правовом акте, несмотря на действующие статьи УК РФ, ГК РФ, КоАП РСФСР, УПК РСФСР и Семейного кодекса РФ.

18 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому не могут быть выдвинуты и зарегистрированы кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также граждане, осужденные за особо тяжкое или умышленно тяжкое преступление.

2 июня с учетом предложений Президента РФ принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. Суть предложений Президента РФ сводится к уточнению использования термина “место жительства”, ряда формулировок о порядке выдачи второго паспорта лицам, работа которых связана с постоянными выездами за пределы Российской Федерации, и возражениям по поводу неоправданного расширения круга лиц, имеющих право на получение дипломатического паспорта, а также по поводу лишения права на возвращение в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами без вида на жительство.

9 июня во втором был одобрен проект федерального закона "О почтовой связи", приводящий правовую базу в области почтовой связи в соответствие с новыми условиями социально-экономического развития общества и обеспечивающий конституционное право граждан Российской Федерации свободно передавать, получать и распространять информацию. Особое внимание в законопроекте уделено вопросам обеспечения сохранности почтовых отправлений и денежных средств, а также здоровья и жизни работников организаций федеральной почтовой связи. Законопроект направлен на формирование единого почтового пространства Российской Федерации, гарантирующего устойчивое функционирование почтовой связи в Российской Федерации.

16 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”. Впервые данный законопроект был принят 24 июня 1997 года, но отклонен Советом Федерации. Согласованный вариант был принят 24 декабря 1997 года. После повторного отклонения Советом Федерации его доработала новая согласительная комиссия и Совет Федерации одобрил его. 10 июня 1998 года Президент вернул закон в Государственную Думу.

Необходимость принятия этого закона объясняется тем, что действующий Закон СССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР” от 1981 года сейчас устарел. В новом варианте законопроекта регламентированы права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации, включена правовая норма, согласно которой административное задержание и выдворение иностранцев из России должно осуществляться только по решению суда. В заключении Правительства Российской Федерации содержится предложение одобрить законопроект и внести в бюджет на 2000 год дополнительные ассигнования на реализацию этого закона в сумме от 470 до 570 млрд. руб.

17 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах”. Разработка этого закона вызвана необходимостью обеспечить в новых условиях трудовые и социальные права творческих работников, способствовать деятельности творческих союзов, обеспечить их необходимой помощью со стороны государства, когда отменена существовавшая ранее практика бюджетного финансирования творческих союзов. В законопроекте признается, что такие союзы выполняют функции, присущие как профессиональным союзам, так и государственным организациям литературы и искусства. При этом уравнены в правах как субъекты регулирования творческие работники, работающие и неработающие по трудовому договору (т.е. лица свободной профессии). Их юридические, социальные и экономические права закреплены в готовящемся законе.

В тот же день, 17 июня, принят в первом чтении законопроект “Об общественном контроле за обеспечением прав задержанных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, арестованных, осужденных и содействии общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказание, и мест содержания под стражей”. Законопроект предусматривает создание системы такого контроля, основным звеном которой становится формируемый институт федеральных общественных инспекторов. Содействие правоохранительным органам оказывают общественные объединения. При осуществлении общественного контроля и общественного содействия не допускается вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и в производство по делам об административных правонарушениях. Для координации работы общественных контролеров при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации может быть образован Совет по организации общественного контроля, функционирующий на общественных началах. Общественный инспектор обязан согласовывать свою деятельность с рекомендовавшим его общественным объединением. Предлагаемый законопроект направлен на укрепление в России основ гражданского общества, обеспечивает создание механизма общественного контроля за одной из наиболее закрытых сфер государственного управления.

Продолжалась законотворческая работа в области судебно-правовой реформы, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного и гражданского законодательства.

В целях реализации ст.124 Конституции РФ и создания прочной материальной базы для полноценного функционирования судов 22 января Государственная Дума приняла Федеральный закон “О финансировании судов Российской Федерации”. Это благоприятно отразится на реализации судебной реформы в России.

3 февраля в первом чтении одобрен проект федерального закона “О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”, предоставляющий дополнительные права судьям, пребывающим в отставке и имеющим стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, для работы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также для занятия адвокатской деятельностью, ограничивая указанную категорию лиц в праве работать в качестве прокурора, следователя и дознавателя.

23 апреля депутаты приняли в первом чтении проект федерального закона “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”. В нем определен новый порядок формирования корпуса народных заседателей в районных федеральных судах, в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, военных судах, а также в Верховном Суде Российской Федерации, поскольку установленный ранее ст.22 Закона РСФСР “О судоустройстве РСФСР” порядок избрания народных заседателей устарел.

В этот же день в первом чтении Государственная Дума приняла проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”. Он носит уточняющий, корректирующий характер и призван устранить противоречия в действующем законодательстве.

20 мая в первом чтении принят проект федерального конституционного закона “О полномочиях судов общей юрисдикции в Российской Федерации по обеспечению соответствия нормативных правовых актов федеральным законам”. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П “По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ” и сложившейся практике в законопроекте установлено право судов общей юрисдикции осуществлять проверку соответствия нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона действующему нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и право признавать эти акты незаконными. Кроме того, в нем определены правила подсудности указанных дел, субъекты, правомочные обращаться в суд с требованием о проверке законности нормативных правовых актов, обязательность решений судов по результатам проверки нормативного правового акта и основания для прекращения производства по делу.

В тот же день, 20 мая, в первом чтении принят законопроект “О внесении изменения и дополнения в статью 12 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, целью которого является устранение правового пробела, связанного с порядком назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации. Несмотря на то, что действующим законодательством предусмотрено принесение присяги лицом при назначении его впервые на должность прокурора или следователя, разработчики законопроекта подчеркнули конституционный статус Генерального прокурора и его заместителей и их особую ответственность за точное соблюдение законов Российской Федерации.

22 января на пленарном заседании Государственной Думы принято три Федеральных закона, изменяющих и уточняющих некоторые статьи Уголовного кодекса РФ:

- “О внесении изменений и дополнений в статьи 256 и 258 Уголовного кодекса Российской Федерации” (по вопросу усиления ответственности за незаконную охоту и добычу морепродуктов);

- “О внесении изменений и дополнения в статью 126 Уголовного кодекса Российской Федерации” (по вопросу усиления уголовной ответственности за похищение человека);

- “О внесении изменений и дополнения в Уголовный кодекса Российской Федерации” (об ответственности за посягательства на объекты атомной энергии).

3 февраля принят Федеральный закон “О внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”, устанавливающий ответственность за нарушение правил закупки, хранения, рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства названных продуктов для государственных нужд с обеспечением государственного контроля за их качеством.

5 февраля одобрен в ранее принятой Государственной Думой редакции Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации”, восполняющий пробелы правового регулирования в части контроля за условно осужденными и лицами, освобожденными условно-досрочно.

10 февраля Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”. В законе предлагается отнести предприятия, принадлежащие на праве собственности религиозным организациям, к категории унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, прибыль которых используется не в коммерческих целях, а направляется на осуществление публичных, общественных интересов, и имущество которых остается в собственности религиозной организации. Это существенно меняет положения, закрепленные ст. ст. 113, 114, 115 ГК РФ .

17 февраля во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон “О внесении изменения в ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации”, устанавливающий ответственность лиц, обязанных обеспечивать население и соответствующие органы информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо окружающей среды, за сокрытие или искажение такой информации.

19 февраля принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”, регулирующий вопросы охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

19 февраля принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации”, уточняющий сроки, условия и правовые основания перевода осужденных из исправительного либо воспитательного учреждения в следственный изолятор или тюрьму для выполнения следственных действий.

31 марта в первом чтении принят проект федерального закона “О внесении изменений в статью 85 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и дополнений в статью 244 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях”. Законопроектом предлагается уничтожение изъятого этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, не отвечающей требованиям стандартов и представляющей угрозу для жизни и здоровья граждан, до окончания производства по делу с сохранением ее образцов до разрешения дела по существу.

На этом же заседании в первом чтении принят законопроект “Об административной ответственности организаций за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции”, предусматривающий конфискацию указанной продукции несудебными органами, что противоречит действующему законодательству. По мнению Правового управления Государственной Думы, решение проблем административной ответственности организаций надо осуществлять не путем издания отдельных правовых актов, а в рамках разрабатываемого Государственной Думой проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Эта же тема была продолжена на заседании Государственной Думы 9 июня, когда во втором и третьем чтениях депутаты приняли Федеральный закон “О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и дополнений и изменения в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР” в части установления ответственности за нарушение порядка использования марок акцизного сбора, специальных марок и знаков соответствия.

В тот же день принят еще один Федеральный закон, предусматривающий ответственность за производство и оборот недоброкачественной спиртосодержащей продукции - “О внесении изменений и дополнений в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации”.

16 июня принят в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”, который направлен на исключение коллизии Таможенного кодекса РФ и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, регламентирующих вопросы привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил и контрабанду. Разработчики законопроекта предложили исключить часть статей административного кодекса и отдать приоритет Таможенному кодексу, что поддержали депутаты Государственной Думы.

16 июня в третьем чтении Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации”, уточняющий вопросы ответственности за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина. Он предусматривает, в частности, замену в ст. 136 УК слов “равенство граждан” на “равенство прав и свобод человека и гражданина” и ужесточение санкций за нарушение таких прав и свобод.

18 июня в первом чтении Государственная Дума приняла проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статью 193 Уголовного кодекса Российской Федерации” по вопросу усиления ответственности за незаконный оборот иностранной валюты, осуществляемый руководителями организаций или лицом, выполняющим управленческие функции в организации, независимо от формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями. Для оказания противодействия незаконному переводу капитала за границу “фирмами-однодневками” и предупреждения совершения противозаконных сделок предложено ввести в статью новый состав преступления - перевод или пересылка за границу при совершении мнимых и притворных сделок иностранной валюты либо ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, указанными субъектами. В законопроекте даны квалифицирующие признаки деяния, совершенного в крупном размере, увеличены сроки наказания.

Как показала законотворческая практика весенней сессии, прохождение законопроектов по вопросам местного самоуправления, несмотря на всю их значимость для жизнедеятельности на местах, все еще сопряжено с немалыми трудностями.

20 января депутатский корпус преодолел вето Совета Федерации на принятый Государственной Думой Федеральный закон "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации", в котором сохранено ставшее причиной его отклонения Советом Федерации положение о том, что главы местного самоуправления не могут быть депутатами республиканского или областного уровня.

Накопленный опыт применения законодательства по местному самоуправлению привел депутатов к необходимости внесения изменений и дополнений в уже действующие законы. Так, 19 марта депутаты одобрили в третьем чтении Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". В законе уточняется возрастной ценз при приеме и увольнении муниципальных служащих и дополнены основания для прекращения муниципальной службы.

В трех чтениях за время весенней сессии рассмотрен и принят (19 мая) Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому представительный орган местного самоуправления возглавляется председателем, избираемым из числа депутатов. Исключение предусматривается лишь для малочисленных сельских округов, в которых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и уставом муниципального образования представительный орган местного самоуправления может возглавлять глава муниципального образования. Законопроект также содержит норму о том, что представительный орган местного самоуправления в обязательном порядке должен являться юридическим лицом.

Одобренный 21 мая Федеральный закон "Об основах формирования муниципального заказа" затрагивает сферу муниципальных бюджетных средств и в значительной степени регламентирует порядок их использования, в частности, при формировании муниципального заказа.

Во втором чтении 16 июня принят проект федерального закона "Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации". В законопроекте дается определение понятий государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливаются общие принципы определения государственных полномочий, которые могут или не могут быть переданы органам местного самоуправления, а также предусматриваются процедурные нормы наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации.

В значительной степени решающей стала весенняя сессия для ряда законопроектов в сфере национальной политики и поддержки соотечественников за рубежом.

Сразу два федеральных закона, законодательно обеспечивающих права малочисленных народов России, было принято за это время. 5 марта одобрен Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". В законе уточнены такие понятия, как "коренные малочисленные народы", "исконная среда обитания", "традиционный образ жизни" и т.п., а действие закона распространено на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих вместе с ними. Закон повторно принят Государственной Думой после отклонения Президентом РФ 16 апреля с учетом его замечаний.

Другой – "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" был одобрен 11 июня. Принятие этих законов в целом позволило конкретизировать конституционные нормы защиты национальных меньшинств и малочисленных народов, что в полной мере соответствует общепризнанному международному праву в этой сфере.

Стержневым для всего комплекса взаимоотношений России со странами СНГ на протяжении всей весенней сессии продолжал оставаться Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Он был принят депутатами 5 марта в редакции согласительной комиссии, одобрен Советом Федерации 17 марта, отклонен Президентом Российской Федерации 31 марта и вновь принят путем преодоления вето Президента 16 апреля.

Впервые на государственном уровне в законе определяется само понятие "соотечественник", а также ответственность и действия государства в отношении этой категории лиц. Такое определение отсутствует пока и в мировой практике. При проработке понятия "соотечественники" был учтен весьма разнородный состав лиц, подпадающих под эту категорию. Отсюда и различия как в их правах, так и в обязанностях государства в отношении к ним. В частности, к соотечественникам в законе отнесены и граждане России постоянно или временно находящиеся за рубежом, и лица с двойным гражданством, и граждане бывшего СССР, получившие зарубежное гражданство или не определившиеся в вопросе гражданства, и выходцы (эмигранты) с территории Российской Империи, СССР, РСФСР и Российской Федерации, и их потомки, получившие иностранное гражданство, а также лица, оставшиеся без гражданства (апатриды).

Напряженная дискуссия возникла 20 мая во время обсуждения в первом чтении двух взаимосвязанных законопроектов: "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике", и "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике". Оба законопроекта были готовы еще год назад, но не рассматривались в надежде на то, что законодатели и официальные власти Латвии приведут свое законодательство в части обеспечения прав человека в соответствие с нормами международного права. К сожалению, этого не произошло. Более того, официально в Латвии признан памятной датой день образования легиона СС в Латвии, что вызвало бурю возмущения со стороны всех наших соотечественников в этой стране. Несмотря на отрицательное заключение на законопроект со стороны Правительства, по мнению которого предусмотренные экономические меры практически ведут к полному разрыву экономических отношений с Латвией, законы были одобрены депутатами.

Непосредственное отношение к теме взаимоотношений России с Прибалтикой имеет и Федеральный закон "Об установлении особого режима налогообложения и иных мерах государственной поддержки социально-экономического развития муниципального образования "Город Ивангород", принятый в третьем чтении 21 мая депутатским корпусом без обсуждения.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис