Аналитика и статистика
осенняя сессия 1999 года
   
    

 

1.2. Экономическая политика

Иванов В.Н.,
Аналитическое управление

В данной сфере правового регулирования за время работы Государственной Думы второго созыва было принято и подписано Президентом Российской Федерации 97 законов, среди которых 39 дополнений и изменений к действующим законам и 4 кодекса.

14 из принятых Государственной Думой законов, направлены на активизацию инвестиционных процессов в Российской Федерации.

Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (16.07.98, № 102-ФЗ) имеет целью создание условий хозяйствующим субъектам для получения кредитов под залог имущества с последующим инвестированием их в производство или на другие цели.

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (29.07.98, № 135-ФЗ) позволяет через систему независимых оценщиков производить точный расчет или анализ возможного инвестирования средств инвесторов.

Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"(25.02.99, № 39-ФЗ) определяет основные принципы осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации, что будет способствовать преодолению затяжного кризиса в российской экономике на основе запуска процесса подъема производства.

Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (05.03.99, № 46-ФЗ) регулирует государственную и общественную защиту прав и интересов инвесторов.

Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (09.07.99, № 160-ФЗ) призван способствовать привлечению иностранных инвесторов в Россию и созданию им равных условий и благоприятного климата для инвестиционной деятельности.

Федеральный закон "О лизинге" (29.10.98, № 164-ФЗ) определил финансовую аренду (лизинг) одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с инвестиционной деятельностью и поэтому нацелен на стимулирование инвестиций. Посредством лизинга устанавливается самостоятельная разновидность обязательств по передаче имущества в пользование.

Несколько ранее Государственной Думой был принят Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к конвенции унидруа о международном финансовом лизинге" (08.02.98, № 16-ФЗ).

В рамках согласительных процедур продолжается работа над проектом Федерального закона “О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов”.

Важное самостоятельное значение в этом блоке имеет пакет законов, реализующих базовый Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции”

Федеральным законом "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" (21.07.97, № 112-ФЗ) были определены подобные участки недр, в том числе месторождений полезных ископаемых, однако, последующим Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О соглашениях о разделе продукции" (07.01.99, № 19-ФЗ) эти списки месторождений были изъяты из закона и было установлено, что все соглашения по конкретным объектам должны оформляться специальным решением Государственной Думы. В целях контроля за реализацией соглашений о разделе продукции в законе предусмотрено представление Правительством в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета ежегодного доклада об итогах этой работы. В нем также установлен приоритет федерального законодательства о недрах, за исключением особо оговоренных случаев. В тоже время признано, что соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.

Принятый вслед за ним Федеральный закон "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального Закона "О соглашениях о разделе продукции" (10.02.99, № 32-ФЗ) внес поправки в 12 законодательных актов.

Принятие приведенных выше законов позволило приступить к практической реализации соглашений о разделе продукции. В 1999 г. были приняты Федеральные законы о сдедующих участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции: Киринском перспективном блоке проекта "Сахалин-3" (01.05.99, № 87-ФЗ); Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях (31.05.99, № 106-ФЗ); участках недр “Северные территории” (20.11.99, №198-ФЗ); Приобское (северный лицензионный участок) нефтяное месторождение (20.11.99, №199-ФЗ).

В настоящее время продолжается работа над шестью законопроектами по предоставлению права пользования на условиях раздела продукции Ванкорским газонефтяным месторождением, Северо-Астраханским перспективным участком, Ковыктинское газоконденсатное месторождение, Штокмановское газоконденсатное месторождение и Тасеевское месторождение золота.

Большая работа проведена Государственной Думой по законодательному урегулированию деятельности в топливно-энергетическом комплексе.

Федеральный закон "Об энергосбережении" (03.04.96, № 28-ФЗ) определяет правовые отношения, возникающие в области энергосбережения в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

В Федеральном законе "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (20.06.96, № 81-ФЗ) сформулированы основы государственной политики в области добычи и использования угля, включая горючие сланцы. Сфера регулирования закона распространяется на деятельность как по добыче (переработке) угля, так и на шахтное строительство и горноспасательные работы, а также на государственный контроль и надзор за безопасным ведением работ по добыче и переработке угля.

Федеральным законом "Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности" (07.05.98, № 74-ФЗ) устанавливается, что 51 процент акций Российского акционерного общества энергетики и электрификации “Единая энергетическая система России” находятся в федеральной собственности, а их продажа или иные способы отчуждения могут осуществляться только на основании федерального закона.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (11.02.99, № 33-ФЗ) восстановил единую систему государственного регулирования в этой области на единой методологической основе под единым государственном контролем, поскольку региональные энергетические комиссии в основной своей массе являлись общественными организациями и устанавливаемые ими тарифы для промышленности по отдельным регионам России отличались более чем в два раза. Придание им статуса юридического лица повысило ответственность за принимаемые решения. Кроме того, решены вопросы по источникам финансирования их деятельности.

Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (31.03.99, № 69-ФЗ) направлен на усиление влияния государства на сферу газоснабжения методами ценовой и тарифной политики в целях удовлетворения платежеспособного спроса потребителей и защиты интересов государства.

Законом устанавливаются антимонопольные нормы в газоснабжении, исключающие дискриминацию потребителей, поставщиков и независимых газодобытчиков в доступе к газотранспортным магистралям, а также решаются проблемы газификации, защиты населения, в том числе с помощью льгот малоимущим слоям. Кроме того, в нем определяются принципы взаимодействия систем газоснабжения со смежными отраслями, обосновываются правовые нормы регулирования землепользования при строительстве и эксплуатации объектов газоснабжения, устанавливается контрольная норма государственной собственности в пакете акций основной системы газоснабжения Российской Федерации и нормы продажи акций этой системы иностранным гражданам и юридическим лицам - нерезидентам.

В настоящее время на разных стадиях рассмотрения и согласования находятся следующие законопроекты: “О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии” и “О государственном регулировании в области обеспечения электромагнитной совместимости технических средств”.

Значительный пакет законодательных актов направлен на регулирование правовых отношений в различных сферах жизнедеятельности, имеющих общегосударственное значение.

С принятием Федерального закона "о рынке ценных бумаг" (22.04.1996 № 39-ФЗ) в Российской Федерации впервые законодательно урегулированы отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Законодательно определены условия и порядок деятельности фондовой биржи, а также Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, осуществляющей государственную политику в этой области и контроль за деятельностью профессиональных участников рынка через определение порядка их деятельности и определении стандартов эмиссии ценных бумаг.

В 1998 г. в данный Федеральный закон было внесено дополнение (26.11.98, № 182-ФЗ), обязывающее Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг проводить регистрацию собственных постановлений в Минюсте, от чего ранее указом Президента комиссия была освобождена.

Логическим развитием Федерального закона “О рынке ценных бумаг” стал Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"(29.07.98, № 136-ФЗ), установивший порядок осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Законом определены виды государственных и муниципальных ценных бумаг, порядок их выпуска и генеральные условия эмиссии и обращения, валюту обязательств, особенности исполнения обязательств и ограничения оборотоспособности, а также ограничения круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. Кроме того, в законе определены гарантии Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по обязательствам третьих лиц, возникающие в результате осуществления ими эмиссии ценных бумаг.

Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (26.03.98, № 41-ФЗ) устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, а также сферу действия государственной монополии, условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации.

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (21.11.96, № 129-ФЗ) обеспечивает единообразие ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, а внесенные в 1998 г. изменения и дополнения (23.07.98, № 123-ФЗ) уточнили список организаций представляющих бухгалтерскую отчетность по полному составу и ввели упрощенный состав годовой отчетности для общественных организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности.

Федеральным законом "О переводном и простом векселе" (11.03.97, № 48-ФЗ) восстановлено применение Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР “О введении в действие Положения о переводном и простом векселе” от 7 августа 1937 г. № 104/1341.

Федеральный закон "О производственных кооперативах" (08.05.96, № 41-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при образовании и деятельности производственных кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых и других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских и проекто-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законодательством виды услуг.

В 1996 и 1999 г.г. приняты изменения и дополнения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" .

Первый из них (13.06.96, № 65-ФЗ) устанавливает, что учредительные документы акционерных обществ, созданных до введения в действие данного закона, подлежали приведению в соответствие с нормами основного закона не позднее 1 июля 1997 г. В случае не исполнения данного требования учредительные документы признавались не действительными.

Второй (24.05.99, № 101-ФЗ) в целях повышения роли Федерального Собрания в управлении стратегически важными отраслями экономики дополнил статью 15 основного закона нормой, позволяющей осуществлять реорганизацию субъектов естественных монополий - акционерных обществ, более 25 процентов акций которых закреплены в государственной собственности, только путем принятия специального федерального закона. В эту категорию входят крупнейшие организации, обеспечивающие жизнедеятельность населения и экономики страны: РАО “ЕЭС России”, РАО “ГАЗПРОМ” и другие.

Федеральным законом "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (10.02.97, № 28-ФЗ) устанавливается право собственности на продукцию для предприятий, занимающихся разработкой технологий и производством радиоактивных веществ (на основании лицензий Госатомнадзора) для применения в медицине и в научных исследованиях, не имеющих оборонного значения. Это относится также и к использованию рентгенологической, ускорительной (радиационные источники) аппаратуры для целей медицины, дефектоскопии и других целей.

Трижды приняты изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О страховании". В соответствии с ними изменено название закона (теперь он называется “Об организации страхового дела в Российской Федерации“) и внесено дополнение о размерах оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности (31.12.97, № 157-ФЗ), продлен на один год (до 1 января 2000 г.) срок исполнения страховщиками требования об увеличении минимальных размеров уставных капиталов до необходимых величин (17.07.99, № 182-ФЗ), расширено и систематизировано законодательное регулирование участия иностранного капитала в осуществлении страховой деятельности на территории Российской Федерации (20.11.99, № 204-ФЗ).

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в закон Российской федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации" (11.07.97, № 97-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации. Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам - учредителям подобных обществ и союзов государственную поддержку.

Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (15.04.98, № 66-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение данных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (19.07.98, № 115-ФЗ) предусматривает создание таких обществ путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которой принадлежит менее 49 процентов уставного капитала. Устав народного предприятия помимо сведений, указанных в Федеральном законе “Об акционерных обществах”, должен содержать данные о максимальной доле акций в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и юридические лица, а также о максимальной доле акций, которой может владеть один работник народного предприятия.

Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (08.02.1998, № 14-ФЗ) определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение данных обществ, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации. Одним из основных условий функционирования таких обществ является ограничение количества участников до пятидесяти.

В 1998 г. к данному закону были приняты две поправки (11.07.98, № 96-ФЗ; 31.12.98, № 193-ФЗ) в статью 59. Согласно первой из них срок приведения учредительных документов в соответствие с требованием закона либо преобразования ООО в случае превышения числа участников установленных законом был продлен до 1 января 1999 г. В соответсвии со второй установлены более мягкие требования для принятия решения о преобразовании названных обществ в иную организационно-правовую форму в период приведения своих учредительных документов в соответствии с нормами Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”, что позволило разрешить тупиковые ситуации, возникшие в ряде обществ с большим числом участников при их преобразовании в акционерные общества.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации "О сертификации продукции и услуг" (31.07.98, № 154-ФЗ) уточняет формулировку “сертификация продукции” как процедуру подтверждения соответствия, которую осуществляет независимая от изготовителя и потребителя организация путем удостоверения в письменной форме соответствия продукции установленным требованиям.

Федеральный закон "О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (08.07.99, № 140-ФЗ) дополняет основной закон статьей о государственной корпорации, в качестве которой признается не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (25.09.98, № 158-ФЗ) утвержден единый перечень лицензируемых видов деятельности на территории всей Российской Федерации, что обеспечивает безопасность государства и защиту населения при осуществлении некоторых видов деятельности на всем экономическом пространстве России.

Федеральным законом "О внесении дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (26.11.98, № 178-ФЗ) в перечень видов деятельности на территории Российской Федерации, подлежащих лицензированию, включена деятельность инвестиционных фондов, деятельность по их управлению и управлению паевыми инвестиционными фондами и деятельность специальных депозитариев. Закон направлен на исключение нарушений, вызванных деятельностью нелицензированных финансовых компаний, вроде АО “МММ”, “Властилина”, “Тибет” и других.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (06.05.98, № 70-ФЗ) вводит понятие “аффилированные лица”. Необходимость этого дополнения вызвана тем, что некоторые должностные лица и акционеры акционерных обществ и их дочерних и материнских компаний, будучи заинтересованными в тех или иных видах сделок, могут влиять на деятельность данного общества, что может иметь негативные последствия с точки зрения антимонопольного законодательства.

С другой стороны, информация о том, кому принадлежит данное акционерное общество, необходима для инвесторов и остальной части акционеров для того, чтобы реально представлять, кто контролирует данное акционерное общество.

Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (06.05.99, № 97-ФЗ) определяет правовые основы взаимоотношений между государственным заказчиком и участниками конкурса при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников финансирования.

Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (23.06.99 № 117-ФЗ) регулирует отношения на рынке ценных бумаг, рынках банковских, страховых и иных финансовых услуг, связанные с защитой конкуренции на этих рынках. Применение закона охватывает также те случаи, когда действия и соглашения, совершаемые и заключаемые резидентами Российской Федерации за пределами территории России, приводят или могут привести в Российской Федерации к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг.

В настоящее время продолжается работа над проектами следующих законов:

“О двойных и простых складских свидетельствах”,

“О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”,

“Об официальном статистическом учете в Российской Федерации”,

“О государственном архитектурно-строительном надзоре в Российской Федерации”,

“О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации”,

“О государственном регулировании деятельности по структурному реформированию оборонного промышленного комплекса Российской Федерации,.

“О холдингах”,

“О биржах и биржевой деятельности”,

“О государственном регулировании международного сотрудничества субъектов космической деятельности Российской Федерации “.

Большое внимание депутаты уделяли рассмотрению законов, регулирующих внешнеэкономические связи России.

Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (14.04.98, № 63-ФЗ) призван обеспечивать защиту отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, а также условия для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Помимо специальных защитительных, антидемпенговых и компенсационных мер, в Законе предусмотрены меры по ограничению импорта товаров в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации, выполнения целевых федеральных программ, создания благоприятных условий для выпуска новых отечественных товаров.

Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" (04.01.99, № 4-ФЗ) устанавливает общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов при установлении в развитии этих связей.

Федеральным законом "О внесении дополнений в закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (05.07.99, № 128-ФЗ) Госналогслужбе России определен статус органа валютного контроля, а государственным налоговым инспекциям - статуса агентов валютного контроля. Одновременно Госналогслужба России наделена правом привлечения к ответственности резидентов и нерезидентов за нарушения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, связанных с экспортом, импортом и реализацией вне таможенной территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.

За время работы Государственной Думы второго созыва в области экономической политики вступили в силу четыре кодекса Российской Федерации.

Лесной кодекс Российской Федерации (29.01.97, № 22-ФЗ) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Регулирование отношений в этой сфере осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Воздушный кодекс Российской Федерации (19.03.97, № 60-ФЗ) устанавливает правовые основы государственного регулирования в вопросе использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации в части обеспечения потребности граждан и экономики в воздушных перевозках и при проведении авиационных работ в целях укрепления обороноспособности страны, ее авиационной и экологической безопасности, безопасности полетов и воздушных судов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (07.05.98, № 73-ФЗ) регулирует отношения в области систем расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.

Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (30.04.99, № 81-ФЗ) созданы современные основы правового обеспечения деятельности, связанной с использованием морских судов в мирных целях, обеспечением безопасности мореплавания, охраной человеческой жизни на море, защитой и охраной морской окружающей среды, контролем за соблюдением законодательства и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания.

Принятый 22.05.96 г. Государственной Думой Земельный кодекс Российской Федерации дважды (в 1996 и 1997 гг.) отклоненный Советом Федерации и один раз (21.07.97 г.) Президентом Российской Федерации, до настоящего времени находится в стадии согласительных процедур.

В области природоохранного законодательства и рационального использования природных ресурсов Государственной Думой принят ряд основополагающих для сохранения природной cреды законов.

Федеральным законом "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (15.04.98, № 65-ФЗ) созданы специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы, которым предоставлено исключительное право на ее проведение.

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (24.06.98, № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" (19.07.98, № 113-ФЗ) устанавливает правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивает потребности государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей природной cреды.

Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (31.07.98, № 155-ФЗ) определяется статус и правой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилегающей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Федеральный закон "Об охране озера Байкал" (01.05.99, № 94-ФЗ) определяет правовые условия для сохранения уникального объекта мирового значения на основе соблюдения экологических и природосберегающих требований и сбалансированного социально-экономического развития.

Основными концептуальными положениями Закона являются:

- в районе озера вводится система ограничений норм хозяйственной деятельности, которые оказывают негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера;

- на специально уполномоченный орган исполнительной власти возлагаются функции по осуществлению государственного регулирования в области охраны озера и окружающей среды;

- создается целевой бюджетный фонд охраны озера Байкал в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- предусматривается разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ.

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" (04.05.99, № 96-ФЗ) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В рамках согласительных процедур продолжается работа над проектами следующих законов:

“О государственном земельном кадастре”,

“О государственных целевых бюджетных фондах восстановления и охраны водных объектов в Российской Федерации”,

“О государственных целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально-сырьевой базы”,

“О питьевой воде и питьевом водоснабжении”,

“О лицензировании пользования недрами”.

Ряд законодательных актов, принятых Государственной Думой второго созыва направлен на борьбу с теневой экономикой.

В 1997 и 1999 гг. внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", касающиеся обязательной маркировки алкогольной продукции с содержанием алкоголя свыше 6% марками акцизного сбора или специальными марками (10.01.97, № 15-ФЗ) и устанавливающие государственное регулирование при промышленном производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации с целью защиты экономических интересов страны, обеспечения нужд потребителей в данной продукции, а также повышения ее качества и усиления контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (07.01.99, № 18-ФЗ).

Федеральным законом "О временном запрете импорта этилового спирта" (31.03.99, № 61-ФЗ) установлен временный (до 01.01.2002 г.) запрет импорта в Российскую Федерацию этилового спирта, произведенного из всех видов сырья. Введение временного эмбарго на импорт этилового спирта имеет целью обеспечение полного контроля за российским рынком этилового спирта, реальное пресечение его контрабанды и сокращения объемов находящейся в незаконном обороте алкогольной продукции.

Федеральный закон "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" (20.07.98, № 116-ФЗ) ввел государственный контроль за физическими лицами, произведшими крупные расходы, с целью взимания подоходного налога в соответствии с законодательством при приобретении в собственность имущества, определенного данным законом.

Однако изменением (09.02.99, № 27-ФЗ) вступление его в силу перенесено на восемнадцать месяцев со дня опубликования, т.е. на июнь 2000 г.

Кроме названных, на сегодня в разных стадиях рассмотрения и согласования ведется работа над следующими законопроектами:

“О регулировании заготовки лома черных и цветных металлов”,

“О регулировании экспорта лома черных и цветных металлов”,

“О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем”,

“ О лотереях,

“О маркировании защищенными знаками товаров, контрольно-учетных приборов и товаросопроводительных документов”.

Вопросы законодательного регулирования в области науки и научных исследований представлены четырьмя законодательными актами.

Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (23.08.96, № 127-ФЗ) и двумя изменениями и дополнениями к нему (19.07.98, № 111-ФЗ; 17.12.98, № 189-ФЗ) регулируются отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями их продукции, работ и услуг. Они касаются также правовых аспектов деятельности государственных научных учреждений и академий наук, имеющих государственный статус, и внебюджетных фондов финансирования научно-исследовательских работ и экспериментальных разработок.

Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" (07.04.99, № 70-ФЗ) определяет правовой порядок присвоения муниципальным образованиям статуса наукограда с градообразующим научно-производственным комплексом и его инфраструктурой. В Законе нашли отражение вопросы государственной поддержки и финансирования наукоградов, а также организационно-правовых форм входящих в них организаций научно-производственного комплекса.

В настоящее время в рамках согласительных процедур продолжается работа над законопроектами:

“О государственной поддержке промышленного комплекса высоких технологий в Российской Федерации”,

“О сельскохозяйственных научных организациях”,

“Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике”.

Много внимания депутаты уделяли вопросам законодательного регулирования отношений в сельскохозяйственном производстве, улучшения качества продовольственных товаров и продовольственной безопасности

Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства" (14.07.97, № 100-ФЗ) устаналивает правовые основы экономического воздействия государства в названной сфере, задачами которого являются стабилизация и развитие агропромышленного производства с целью обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и улучшения продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

В 1997 и 1999 гг. Государственная Дума дважды принимала законы о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации". Первый из них (07.03.97, № 47-ФЗ) уточнил понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, связав его статусные критерии не с объемами производства, а с их стоимостным выражением, а вторым (18.02.99 № 34-ФЗ) понятие “пай” заменено на более точное “паевой взнос”.

Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (19.07.97, № 109-ФЗ) устанавливаются правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохомикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды, формулируются принципы государственного управления в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также при разработке, хранении, транспортировке, применении, обезвреживании, утилизации, уничтожении, захоронении, рекламе, при ввозе и вывозе пестицидов и агрохимикатов.

Федеральный закон "О семеноводстве" (17.12.97, № 149-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, а также в связи с организацией и проведением сортового и семенного контроля.

Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (16.07.98, № 101-ФЗ) определяет правовые основы государственного регулирования в названной области, соответствующие полномочия органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, а также обязанности по возмещению ущерба, причиненного юридическими лицами в результате нарушения данного закона.

Федеральный закон "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" (05.12.98, № 183-ФЗ) устанавливает правовые основы осуществления государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, производимых в Российской Федерации и ввозимых извне. Государственный контроль, согласно Закону, поручено осуществлять специально уполномоченному государственному органу, положение о котором утверждает Правительство Российской Федерации.

Федеральный закон "Об инженерно - технической системе агропромышленного комплекса" (24.05.99, № 100-ФЗ) упорядочивает взаимоотношения участников инженерно-технической системы агропромышленного комплекса и направлен на предотвращение технического разоружения сельского хозяйства и хозяйственных товаропроизводителей.

Кроме того, в рамках согласительных процедур продолжается работа над законопроектами:

“О крестьянском (фермерском) хозяйстве”,

“О личном подсобном хозяйстве”,

“О качестве и безопасности пищевых продуктов”,

“О карантине растений”.

В законотворческой деятельности Государственной Думы в рассматриваемый период нашли отражение вопросы регулирования социально-экономических отношений в специально создаваемых особых и свободных экономических зонах.

Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально - экономического развития Севера Российской Федерации" (19.06.96, № 78-ФЗ) определяет правовые аспекты государственного регулирования в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития Севера России в целях оптимального сочетания интересов Российской Федерации и тех ее субъектов, территория которых относится к этому региону, создания благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей природной cреды, обеспечения достойной жизни населения и устойчивого развития российского Севера.

В 1996, 1998 и 1999 гг. приняты три закона о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании". Первым законом (28.11.96, № 144-ФЗ) предусматривается усиление роли государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в решении вопросов создания таких образований, уточняются пропускной режим, права собственности, порядок приватизации и владения недвижимостью. Вторым (31.07.98, № 144-ФЗ) и третьим (02.04.99, № 67-ФЗ) законами упорядочиваются правила предоставления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в закрытых административно-территориальных образованиях.

Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (31.05.99, № 104-ФЗ) определяет правовые и экономические основы создания и функционирования данной экономической зоны с учетом ее специфического географического положения и значения для национальных интересов Российской Федерации.

Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (17.12.98, № 191-ФЗ) определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, под которой понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, устанавливаемым российским законодательством, международными договорами и нормами международного права. Внутренняя граница исключительной экономической зоны устанавливается по границе территориального моря, а внешняя - на расстоянии 200 морских миль. В исключительную экономическую зону входят все острова Российской Федерации, кроме скал непригодных для проживания и хозяйственной деятельности.

Из других законов, работа над которыми еще продолжается, можно назвать следующие:

“Об особых экономических зонах в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали”,

“О свободных экономических зонах”.

Значительный пакет законов принятых Государственной Думой второго созыва, направлен на закрытие правовых пробелов в области транспорта и связи.

"Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (08.01.98, № 2-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта, законодательно закрепляет их права, обязанности и ответственность. Устав определяет основные условия перевозок пассажиров, грузов, багажа, отношения между железными дорогами и другими видами транспорта, а также общие требования к эксплуатации железнодорожных путей.

Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации" (08.01.98, № 10-ФЗ) определяет правовые основы государственного регулирования развития авиации в Российской Федерации с целью содействия экономическому развитию, укреплению обороны и безопасности России, а также удовлетворения нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках и защиты их прав на безопасные, качественные и экономические воздушные перевозки.

Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (24.07.98, № 127-ФЗ) предусматривает комплекс мер по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами и автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам.

Федеральный закон "О почтовой связи" (17.07.99, № 176-ФЗ) направлен на обеспечение конституционных прав граждан свободно получать, передавать и распространять информацию, права на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, устанавливает систему правовых гарантий формирования и эффективного функционирования почтовой связи на территории Российской Федерации в целях укрепления и развития взаимодействия участников экономических, социальных и политических отношений, реализации потребностей населения в услугах почтовой связи.

В 1997, дважды в 1998 и в 1999 гг. Государственной Думой приняты изменения и дополнения в Федеральный закон "О дорожных фондах в Российской Федерации".

В законе 1997 года (26.05.97, № 82-ФЗ) изменения и дополнения касались установления единой базовой ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог в 2,5 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и 2,5 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Эти средства перечисляется плательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов равными долями (1,25%).

Два закона, принятых в 1998 году имели целью создание равных условий для конкуренции отечественных и импортных горюче-смазочных материалов в России (28.03.98, № 51-ФЗ) и изменение ставок федерального налога на пользователей автомобильных дорог (27.06.98, № 93-ФЗ)

Изменения, внесенные в Закон “О дорожных фондах Российской Федерации “ в 1999 г. (12.04.99, № 72-ФЗ), направлены на увеличение доходной части Федерального дорожного фонда за счет уточнения перечня предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог общего пользования и освобожденных в связи с этим от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог. Такая льгота сохранена только тем предприятиям, для которых обслуживание дорог общего пользования является основным видом хозяйственной деятельности.

Федеральным законом "О внесении дополнения в статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (02.03.99, № 41-ФЗ) снижен (до 17 лет) возраст лиц допускаемых к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категорий “В” и “С”, с получением ими водительских удостоверений по достижении восемнадцати лет.

В рамках согласительных процедур продолжается работа над следующими законопроектами:

“Об использовании природного газа в качестве моторного топлива”,

“Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности”,

“О магистральном трубопроводном транспорте”,

“Об аэродромной сети и аэропортах Российской Федерации”.

В рассматриваемый период велась активная законотворческая работа по совершенствованию процедуры банкротств как одного из главных экономических механизмов в рыночной экономике.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (08.01.98, № 6-ФЗ) существенно отличается от ранее действующего с точки зрения правового регулирования процедуры банкротства. Согласно Закону, единственной высшей инстанцией в процедуре банкротства становится суд, а государственные органы власти лишаются возможности напрямую “банкротить” предприятия.

В Законе четко и конкретно определены меры по восстановлению платежеспособности должника, перепрофилированию в необходимых случаях производства, закрытию нерентабельных производств, ликвидации дебиторской задолженности, продаже части имущества, уступке прав требований должника, продаже предприятий с сохранением рабочих мест и ряд других норм, направленных на смягчение экономических и социальных последствий банкротств.

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (25.02.99, № 40-ФЗ) устанавливается порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания этих организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. В законе предусмотрены меры и формы финансового оздоровления, возможности изменения структуры активов и пассивов, организационной структуры. Определены нормы ответственности руководителей кредитных организаций при непринятии мер по финансовому оздоровлению и неисполнении требований Банка России. Предусмотрен порядок ликвидации и нормы ответственности учредителей (участников) кредитной организации при ее банкротстве.

Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (24.06.99, № 122-ФЗ) определяет особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, а также особенностей проведения процедур их банкротства.

Продолжается работа над законопроектом “Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности”

В области отношений собственности Государственной Думой за четыре года приняты три законодательных акта.

Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (21.07.97, № 122-ФЗ) вводит государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация осуществляется органами юстиции и является единственным доказательством владения недвижимым имуществом, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (21.07.97, № 123-ФЗ) устанавливает организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в Российской Федерации посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса Российской Федерации, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям.

Изменениями и дополнениями к данному закон (23.06.99, № 116-ФЗ), уточнены полномочия представителей государства в акционерных обществах, в которых пакет акций находится в государственной собственности.

Наряду с перечисленными, в течении созыва депутаты приняли в разных чтениях следующие проекты федеральных законов:

“Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом”,

“О риэлторской деятельности в Российской Федерации”,

“О временном приостановлении совершения сделок с федеральной собственностью, находящейся за пределами территории Российской Федерации”.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис