Аналитика и статистика
осенняя сессия 1999 года
   
    

 

1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан

Иванов В.М.,
Иванова А.Е.,
Круговых И.Э.,
Парамонов А.Р.,
Хутин А.Ф.,
Царев А.Ю.,
Аналитическое управление

Одним из главных направлений деятельности Государственной Думы второго созыва в данной сфере было укрепление конституционно-правовых основ российской государственности, совершенствование законодательства по вопросам функционирования и взаимодействия федеральных органов власти.

Важное значение в этом отношении имело принятие Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации (17.12.97, № 2-ФКЗ).

В нем уточняется конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, являющегося коллегиальным органом и возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации; устанавливаются основные принципы деятельности Правительства: верховенство Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Закон конкретизирует состав и порядок формирования, полномочия и организацию деятельности Правительства Российской Федерации, устанавливает обязанность членов Правительства Российской Федерации при назначении на должность, а впоследствии ежегодно представлять в налоговые органы Российской Федерации сведения о своих доходах и имущественном положении и приводятся ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства (около десяти оснований).

Законом предоставлено право участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации представителям федеральных органов государственной власти и некоторых государственных органов. Определен также перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Достаточно подробно урегулированы взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации и органами судебной власти.

В 1997 г. этот закон были внесены поправки (31.12.97, № 3-ФКЗ), касающиеся особенностей руководства некоторыми федеральными органами исполнительной власти.

Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (04.03.98, № 33-ФЗ). Данный закон был принят с целью обеспечения возможности изменения Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 108, 134 и 136 Конституции Российской Федерации данный Закон устанавливает порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации. Порядок же пересмотра положений 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации должен быть установлен федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании Российской Федерации (в настоящий момент в Государственной Думе на стадии подготовки к первому чтению находятся два альтернативных проекта этого федерального конституционного закона).

Закон уточнил, что под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции Российской Федерации, а именно: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3-8 Конституции Российской Федерации; были определены требования к тексту предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

Законом установлено также, что рассмотрение проекта закона о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляется в Государственной Думе в трех чтениях. Одобренный обеими палатами Федерального Собрания Закон Российской Федерации опубликовывается Председателем Совета Федерации для всеобщего сведения. Не позднее одного года с момента принятия Федеральным Собранием поправки к Конституции Российской Федерации должны быть одобрены законодательными (представительными) органами не менее двух третей субъектов Российской Федерации. Учет данных о рассмотрении закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, а также установление результатов рассмотрения данного закона в субъектах Российской Федерации осуществляется Советом Федерации.

Согласно закону, Президент Российской Федерации должен внести принятую поправку в текст Конституции Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (22.10.99, № 185-ФЗ) был принят в целях реализации конституционного права граждан на получение информации в части ознакомления с деятельностью палат Федерального Собрания и предусматривает наделение "Парламентской газеты" - официального периодического издания Федерального Собрания - правом официального опубликования законодательных актов и актов палат Федерального Собрания. По этому закону федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в “Парламентской газете”, а из постановлений палат опубликовываются только те, в отношении которых имеются специальные решения соответствующих палат об их обязательном опубликовании. Данный Закон не нарушает аналогичные права нынешних официальных изданий - “Собрания законодательства Российской Федерации” и “Российской газеты”.

Кроме того, в разных стадиях рассмотрения в Государственной Думе находятся:

- проект федерального закона “О нормативных правовых актах Российской Федерации” который ставит целью установление единых требований к нормативным правовым актам в Российской Федерации, к их подготовке, внесению, рассмотрению, принятию (изданию), официальному опубликованию, действию, толкованию и систематизации, законодательной технике, а также определяет способы разрешения противоречий между нормативными правовыми актами. В нем также дается определение нормативного правового акта, под которым понимается официальный документ постоянного или временного характера, принятый (изданный) в определенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядке и форме, направленный на установление, изменение содержания либо сферы действия, дополнение или отмену правовых норм как общеобязательных, рассчитанных на многократное применение предписаний органов государственной власти или органов местного самоуправления;

- проект федерального закона “О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов”, определяющий порядок внесения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия (утраты силы) федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Федеральный закон О службе в таможенных органах Российской Федерации (21.07.97, № 114-ФЗ) направлен на усиление контроля за исполнением работниками таможенных органов своих должностных обязанностей, укрепление служебной дисциплины, формирование высококвалифицированного и опытного кадрового состава таможенных органов, улучшение социального обеспечения их работников.

Закон определил, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы по осуществлению профессиональной деятельности по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Закон определяет порядок поступления на службу, прохождения и прекращения службы в таможенных органах, а также основы правового положения должностных лиц таможенных органов. В нем был учтен опыт осуществления таможенного контроля в Российской Федерации и в странах СНГ, а также сложившейся международной практики.

В соответствии с Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации” данный Закон предусматривает введение отдельных ограничений общегражданских прав и свобод сотрудников таможенных органов: на занятие предпринимательской деятельностью, на совмещение работы, участие в забастовках и ряда других прав, которые компенсируются соответствующими социальными гарантиями и льготами.

Ряд важных решений принят Государственной Думой в рассматриваемый период в целях совершенствования правового регулирования избирательного процесса и статуса депутата.

Федеральным законом “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (24.06.99, № 121-ФЗ) изменены некоторые избирательные правила, в частности:

- ужесточены требования к внесению в списки избирателей граждан, голосующих вне места своего постоянного или преимущественного проживания;

- уточнен порядок формирования избирательных округов и участков;

- установлен порядок формирования избирательных комиссий всех уровней, обеспечивающий представительство в них различных политических сил;

- уточнен порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками, а также составления списков их кандидатов и внесения в них изменений;

- установлено, что избирательными объединениями могут являться лишь политические партии и движения;

- более детально регламентирован порядок сбора подписей в поддержку кандидатов (списков кандидатов) и контроля их достоверности, а также введен избирательный залог как альтернатива сбору подписей;

- более детально урегулированы отношения, связанные с финансированием выборов.

Во время осенней сессии 1999 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”. Этот законопроект во многом уточняет порядок осуществления избирательных действий, финансирования выборов и условия проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации, установленные действующим Федеральным законом “О выборах Президента Российской Федерации”.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (05.07.99, № 133-ФЗ) фактически явился новой редакцией названного основного закона. Среди его главных новаций можно отметить следующие:

- выделение особенностей полномочий членов овета Федерации с учетом особого характера их представительства;

- корректировка содержания института депутатской неприкосновенности;

- улучшение материально-бытовых условий осуществления парламентских полномочий, а также условий пенсионного обеспечения депутатов.

В мае 1999 г. был также принят Федеральный закон “О статусе депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России”, который определяет права, обязанности и ответственность депутата Парламентского Собрания Союза, предусматривает основные правовые гарантии при осуществлении им парламентских полномочий в рамках Союза. Однако 9 июня 1999 г. этот закон был отклонен Советом Федерации с предложением создать согласительную комиссию.

Одним из главных направлений законотворческой деятельности Государственной Думы в сфере защиты конституционных прав граждан было создание правовых механизмов регулирования и функционирования утверждающегося в Российской Федерации гражданского общества. В истекший период среди вступивших в силу законодательных актов выделяется Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (26.02.97, № 1-ФКЗ). Закон определяет, что эта должность учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, находящихся на ее территории, лиц без гражданства, а также принимает общественно значимые меры по собственной инициативе. При проведении проверок он вправе получать всю необходимую информацию, привлекать к этим проверкам компетентные государственные органы. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан он может выступить с докладом на пленарном заседании Государственной Думы, предложить создать парламентскую комиссию для расследования выявленных фактов. Органы, которым Уполномоченный направил свои рекомендации и заключения, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах сообщить Уполномоченному.

Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (15.08.96, № 114-ФЗ) с последующими изменениями и дополнениями (18.07.98, № 110-ФЗ; 24.06.99, № 118-ФЗ) закрепил правовой механизм, гарантирующий право граждан свободного выезда из Российской Федерации и въезда в нее. Согласно закону, гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Он также может свободно выезжать за ее пределы, за исключением случаев, оговоренных Федеральным законом. Значительно упрощен порядок выдачи документов, необходимых для выезда из Российской Федерации и въезда в нее. В законе сформулированы и зафиксированы правовые нормы, регулирующие выезд и въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.

Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (19.09.97, № 124-ФЗ) закреплена система правовых механизмов, гарантирующих осуществление этих прав на территории всей Российской Федерации. До принятия данного закона эти права регулировались федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "О выборах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", "О референдуме Российской Федерации".

Новый закон закрепил и развил правовые нормы, установленные этими законами, и устранил противоречия и пробелы в действующем избирательном законодательстве.

В главе I и II предусмотрено, что нормам этого закона не должно противоречить как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов Российской Федерации, определен порядок назначения выборов и референдумов. Глава III закрепляет порядок регистрации граждан для участия в выборах и референдуме, образования избирательных округов и участков. В главе IV определен статус избирательных комиссий и комиссий по референдуму. В главах V è VI уточняется порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, регламентируется статус зарегистрированных кандидатов. Главы VII è VIII регулируют порядок проведения агитации перед выборами и референдумом и ее финансирования. Глава IX устанавливает порядок голосования и подведения итогов выборов и референдума. В главах X и XI определяется ответственность граждан и должностных лиц за нарушение данного закона и устанавливается порядок его вступления в силу.

В Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (30.03.99, № 55-ФЗ) утверждена уточненная в соответствии с накопленным опытом новая редакция ряда статей и положений базового закона. Введено в базовый закон: понятие "политические общественные организации", включающее в себя понятия "политические партии" и "политические движения"; норма, согласно которой политическим общественным объединением признается только такое объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, участие в организации и деятельности этих органов; определение условий, при которых общественное объединение не может быть признано политическим.

Кроме того, установлено, что политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации, причем не позднее чем за 1 год со дня голосования на выборах, в которых они участвуют; определен порядок работы избирательных комиссий и комиссий по референдуму с обращениями граждан о допущенных в ходе выборов, референдума и подготовки к ним нарушений; предусмотрена обязательность включения в подписной лист о выдвижении кандидата данных о непогашенной или неснятой судимости, о наличии второго гражданства. Эти сведения должны быть включены и в избирательные бюллетени. Кандидатам и избирательным объединениям предоставлена возможность внесения избирательного залога вместо сбора подписей избирателей, а также право отменять свое решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) в случае представления им (ими) недостоверных сведений.

Усовершенствован правовой механизм реализации и некоторых других прав и свобод граждан. Многочисленные отклики российской и зарубежной общественности вызвал Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" (26.09.97, № 125-ФЗ). В нем традиционными для России конфессиями признаны: христианство, ислам, иудаизм и буддизм, урегулированы правовые взаимоотношения между государством и религиозными объединениями.

На закрепление прав граждан направлен и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (15.11.97, № 143-ФЗ). Он устанавливает, что обязательной государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение или расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена имени, отчества, фамилии, смерть. Предусмотрено, что за пределами территории Российской Федерации эти функции осуществляют ее консульские учреждения. Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления соответствующих государственных органов, не требуют последующей обязательной государственной регистрации.

Особенно детально прорабатывались на законодательном уровне в рассматриваемый период избирательные права граждан и их право на участие в референдумах. Согласно Конституции, именно эти права являются важнейшим выражением власти народа.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (26.11.98, № 174-ФЗ) исключил из перечня организаций, которые не могут заниматься определенными видами коммерческих операций, религиозные организации и установил, что особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций и управления ими определяются федеральным законом о религиозных объединениях.

В 1996 -1999 г.г. Государственная Дума обсуждала много и других законопроектов, регулирующих осуществление прав и свобод граждан. Среди них: "О трудовых коллективах", "О праве граждан на информацию", "Об обращениях граждан", "О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ”О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за использованием продукции сексуального характера”, “Об обеспечении права на защиту чести и достоинства граждан Российской Федерации”, "Об общественном контроле за обеспечением прав задержанных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, арестованных, осужденных и содействии общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих показание, и мест содержания под стражей" и другие.

В центре внимания депутатов в периоды работы Государственной Думы второго созыва находились проблемы совершенствования механизма правового регулирования деятельности общественных объединений. За время осенней сессии 1999 г. Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона "О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах". Разрабатывались законопроекты "О политических партиях", "О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации", "О финансировании деятельности политических объединений", "О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации". Рассматривался также внесенный Правительством законопроект "О противодействии политическому экстремизму".

В число законов, вступивших в силу в рассматриваемый период, вошли 2 законодательных акта о поправках к Федеральному закону "Об общественных объединениях". В первом из них (17.05.97, № 78-ФЗ) предусмотрено снижение минимального возраста участников детских общественных объединений. Во втором (19.07.98, № 112-ФЗ) введены в законодательство уточненные понятия "политическая партия", "политическая организация", "политическое движение". Это сделано в целях более четкого определения тех участников избирательных кампаний, которые обладают правом выдвижения кандидатов в депутаты.

Из других законодательных актов по вопросам государственного строительства можно назвать Федеральный закон "О наименованиях географических объектов" (18.12.97, № 152-ФЗ), который устанавливает порядок наименования и переименования этих объектов. В частности, закон предусматривает возможность лишь посмертного присвоения данным объектам имен выдающихся деятелей, причем лишь тем объектам, которые не имеют установленных наименований. Закон определяет порядок нормализации наименований географических объектов, обеспечивающий большую доступность пользования этими наименованиями.

В течение 1996-1999 г.г. продолжалась работа над проектами законов по конституционно-правовым проблемам федерализма и региональной политики.

За истекший период в сфере правового регулирования федеративных отношений было подготовлено 6 федеральных законов, принятых Государственной Думой, одобренных Советом Федерации и подписанных Президентом. В том числе:

"О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (24.06.99, № 119-ФЗ). Это один из важнейших законов, определяющий характер российского федеративного государства. Он устанавливает порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, соглашений между ними о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (06.10.99, № 184-ФЗ) конкретизирует положения ст.5, ст.10, ст.11 и ст.72 Конституции Российской Федерации и закрепляет принципы деятельности, статус, полномочия и систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок осуществления их полномочий, условия осуществления депутатских полномочий, порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также основы взаимоотношений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с исполнительной ветвью власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" (04.01.99, № 4-ФЗ) в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации устанавливающий общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, определяющий правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.

Кроме того, в период второго созыва Государственная Дума приняла еще несколько законов в сфере правового регулирования федеративных отношений, которые по разным причинам до сих пор не вступили в силу. В том числе:

Федеральный закон "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами". Данный закон регулирует в первую очередь отношения края или области с входящими в их состав автономными округами - равноправными субъектами Российской Федерации по реализации их конституционных полномочий.

Одной из первоочередных задач, связанных со становлением реального российского федерализма является формирование и реализация новой региональной политики. Во многом она определяется статусом субъектов Федерации, нарастающим разрывом между регионами в уровнях социально-экономического развития. Решению этих непростых задач призван способствовать принятый в 1999 г. Федеральный закон “Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации”. Принятие данного закона продиктовано в первую очередь развитием федерализма, который соединял бы интересы российских регионов и федерального центра, учитывал бы их самостоятельность в решении собственных задач и те полномочия, которые им делегированы Конституцией РФ. Данный закон имеет целью закрепить правовой статус де-факто существующих уже более восьми лет межрегиональных ассоциаций.

В 1999 г. принят также Федеральный закон "О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Он предусматривает укрепление и развитие федеративных отношений, предполагает четкую систему взаимоотношений всех ветвей власти как федерального центра, так и субъектов Российской Федерации, которая бы позволила, с одной стороны, совершенствовать федеративные отношения, а с другой – создать условия формирования подлинной федерации, опираясь на мировой опыт федеративных систем. Закон закрепляет правовой режим предотвращения коллизий во взаимоотношениях органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Впервые дается характеристика согласительных процедур и порядка их использования, определяются судебные процедуры разрешения разногласий.

Исторически Россия всегда являлась консолидирующим центром, вокруг которого объединялись многочисленные народы и этносы. Не следует исключать, что в перспективе тенденции к более тесному союзу с Россией исторически связанных с ней народов и государств потребуют механизма решения данной проблемы. Принятый в первом чтении проект федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерации образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" имеет целью создать механизм и решить широкий комплекс проблем, позволяющих детально регулировать порядок принятия в состав Российской Федерации и образования нового субъекта. Принятие этого закона предусмотрено частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации.

Плодотворной и трудоемкой была законотворческая работа в области судебно-правовой реформы, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного и гражданского законодательства.

Реализация судебно-правовой реформы в Российской Федерации напрямую зависит от решения вопросов, связанных с разграничением полномочий между федеральными судебными органами и судебными органами субъектов Федерации, более четким определением компетенции каждого судебного звена.

Важным шагом в развитии законодательства о судоустройстве стал Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (31.12.96, № 1-ФКЗ), который закрепляет принципы осуществления судебной власти и единство всей судебной системы на территории Российской Федерации. В законе определены структура судебной системы, включающая федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации, основы статуса судей, порядок финансирования судов и организационное обеспечение их деятельности. Законом вводится институт мировых судей, осуществление судопроизводства с участием присяжных, народных и арбитражных заседателей, предусматривается учреждение специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (21.07.97, № 115-ФЗ) устраняет различия в исчислении денежного содержания судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов и устанавливает размеры должностных окладов судей Российской Федерации в процентном отношении к должностным окладам Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Со вступлением в силу Федерального закона "О судебных приставах" (21.07.97, №118-ФЗ) в Российской Федерации образован и начал действовать новый вид государственной службы - служба судебных приставов, заменившая ранее существовавший институт судебных исполнителей. По характеру служебных обязанностей различаются судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, и судебные приставы, исполняющие судебные акты и акты других органов. Закон предусматривает право судебных приставов на применение силы и огнестрельного оружия, строго оговаривая условия, пределы и порядок применения таких мер.

Реальность судебной власти неразрывно связана с отработкой механизма исполнения судебных решений. Эта задача реализована в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" (21.07.97, № 119-ФЗ). Закон возлагает на службу судебных приставов принудительное исполнение судебных актов, наделяя их соответствующими полномочиями, вплоть до наложения ареста на имущество должника, и определяет порядок, процедуру, сроки, участников исполнительного производства, основания применения мер принудительного исполнения, обращение взыскания на имущество и доходы должника, а также исполнение решений по спорам неимущественного характера. Также предусмотрена ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и предусмотрена защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий.

Федеральный закон “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” (08.01.98, № 7-ФЗ) развивает положения Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”, касающиеся создания названного департамента. Законом установлена структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента, являющегося федеральным государственным органом, который осуществляет организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Судебный департамент, его управления (отделы) в субъектах Федерации, создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента и призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Одним из важных элементов реформы судебной системы стал Федеральный закон “О мировых судьях в Российской Федерации” (17.12.98, № 188-ФЗ), положивший начало возрождению в России этого давно утраченного института. Закон определяет, что в компетенцию мировых судей входит ведение уголовных дел о преступлениях небольшой тяжести, гражданских дел по искам и спорам при небольшой цене иска, дела об административных правонарушениях и жалобы по ним, иных дел, рассмотрение которых возложено на мировых судей. Судопроизводство мировой судья осуществляет единолично в пределах судебных участков, создаваемых законами субъектов Российской Федерации из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч жителей. Мировой судья назначается (избирается) законодательным (представительным) органом государственной власти субъектов Российской Федерации либо избирается населением соответствующего участка на срок не более 5 лет, а при повторном и последующих назначениях или избраниях - на срок не менее 5 лет. Закон оговаривает гарантии статуса мировых судей, предъявляемые к ним требования и определяет вопросы финансирования и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей. В развитие положений этого закона Государственная Дума в период осенней сессии 1999 г. приняла Федеральный закон “Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации”.

На совершенствование структуры судебной власти и уточнение ее функций направлен Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР” (04.01.99, № 3-ФЗ), предусматривающий создание в составе Верховного Суда РФ Кассационной коллегии Верховного Суда, порядок ее формирования и полномочия, а также приведение в соответствие в связи с этим действующих законодательных актов.

Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" (23.06.99, № 1-ФКЗ) развивает основные положения Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и устанавливает статус военных судов в судебной системе Российской Федерации. Военные суды, являясь федеральными судами общей юрисдикции, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Законом утверждена система и полномочия военных судов, статус судей, присяжных и народных заседателей военных судов, особенности комплектования, финансирования, материального обеспечения и социальной защиты судей военных судов и членов их семей.

В ноябре 1999 г. Государственной Думой принят Федеральный конституционный закон “О полномочиях судов общей юрисдикции в Российской Федерации по проверке соответствия нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам”, который упорядочивает процедуру рассмотрения возникающих по этому поводу споров.

В это же время принят Федеральный закон “О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”, закрепляющий право граждан Российской Федерации участвовать в осуществлении правосудия, порядок и процедуру отбора народных заседателей из списков избирателей, их полномочия и гарантии независимости и неприкосновенности.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” (10.02.99, № 31-ФЗ) является по сути новой редакцией Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации ” 1992 г. Эти изменения обусловлены рядом объективных причин, в числе которых можно выделить необходимость законодательного закрепления службы в органах прокуратуры как вида государственной федеральной службы, что способствует сокращению оттока значительного числа опытных и квалифицированных работников из системы прокуратуры.

Существенно изменены и дополнены статьи, определяющие статус первых заместителей, заместителей Генерального прокурора, его советников, помощников, других работников прокуратуры, а также структуру Генеральной прокуратуры, в состав которой на правах структурного подразделения входит Главная военная прокуратура. Уточнено понятие предмета надзора и закреплено право прокурора или его заместителя объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В новой редакции изложен раздел V, закрепивший правовое положение и условия службы прокурорских работников; требования, предъявляемые к ним при назначении на должность; ограничения, связанные со службой; полномочия по назначению на должность и освобождению от должности; присягу прокурора и следователя; дисциплинарную ответственность и порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности.

Федеральным законом “О внесении изменения и дополнения в статью 12 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” (19.11.99, №202-ФЗ) устранен правовой пробел, связанный с порядком приведения к присяге лица, назначеного на должность Генерального прокурора Российской Федерации.

Так и незавершенной осталась серьезная работа в течение нескольких лет над проектом федерального закона “Об адвокатуре”, внесенном Президентом Российской Федерации. Содержащиеся в нем противоречия Конституции РФ, действующему законодательству многократно обсуждались, но не нашли разрешения у законодателей. Разногласия вызваны как несовпадением позиций среди депутатов, так и различными точками зрения у Минюста и представителей Администрации Президента.

В частности, Минюст предлагает усилить контроль за деятельностью адвокатов, оставляя за собой право принимать решение о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности и лишении его права на занятие адвокатской деятельностью. Вызывает также споры предложение о создании объединенной коллегии адвокатов, названной “федеральной”, которая должна будет осуществлять координацию и управление деятельностью коллегий адвокатов на территории России.

Решение этих вопросов определит, будет ли такой конституционно-правовой институт как адвокатура независимым или фактически приобретет статус государственного учреждения, находящегося на самофинансировании.

Происходящие в российском обществе коренные социально-экономические и политические перемены и преобразования, влияющие на состояние и динамику преступности и ее отдельных видов, нашли непосредственное отражение в Уголовном кодексе Российской Федерации (13.06.96, № 63-ФЗ). По сравнению с ранее действовавшим УК РСФСР 1960 г., выполнявшим прежде всего задачу охраны существовавшего общественно-политического строя и государственной собственности, Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. - это законодательный акт демократического правового государства, исходящий из приоритета прав человека и закрепляющий правовые принципы, направленные на последовательную демократизацию и гуманизацию правоприменительной практики. Кодекс, восполняя пробелы в уголовном законодательстве, существенно обогащен новыми уголовно-правовыми институтами и материальными нормами, а Особенная часть расширена новыми составами преступлений. Кроме того, Уголовный кодекс приведен в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом “О введении в действие Уголовного кодекса РФ” (13.06.96, № 64-ФЗ) и принятыми к нему изменениями и дополнениями (27.12.96, № 161-ФЗ) освобождаются от наказания и считаются не имеющими судимости лица, осужденные до января 1997 г. по УК РСФСР 1960 г. за деяния, которые согласно УК РФ 1996 г. не признаются преступлениями. По тем же основаниям и за истечением срока давности прекращаются с этой даты дела, находящиеся в производстве судов, органов предварительного следствия и органов дознания. Уголовный кодекс вступил в силу с 1 января 1997 г.

За время действия Уголовного кодекса РФ Государственная Дума второго созыва внесла ряд изменений и уточнений в некоторые его статьи:

- введена статья 215.1 (27.05.98, № 77-ФЗ), устанавливающая ответственность должностных лиц за прекращение подачи электроэнергии или отключения от источников жизнеобеспечения, повлекших смерть или тяжкие последствия;

- уточнены диспозиции ст.14 о понятии преступления, ст.24 о наличии вины в совершенном деянии, ст. 111 об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью; в ст.132, ст. 152 усилена ответственность за совершение действий сексуального характера над подростками; а также усилена ответственность за контрабанду, незаконный экспорт, незаконное обращение с оружием, уклонение от уплаты таможенных платежей, налогов и страховых взносов физическими и юридическими лицами (25.06.98, № 92-ФЗ);

- усилена уголовная ответственность за похищение человека в ст. 126 (09.02.99, №24-ФЗ);

- предусмотрена ответственность за терроризм, сопряженный с посягательством на объекты атомной энергии (09.02.99, № 26-ФЗ);

- введена ст. 145.1 (15.03.99, № 48-ФЗ), устанавливающая ответственность должностных лиц и руководителей за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий пособий и иных выплат;

- предусмотрена ст. 237 (18.03.99, № 50-ФЗ) ответственность лиц, обязанных обеспечивать население и соответствующие органы информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо окружающей среды, за сокрытие или искажение такой информации;

- предусмотрено ужесточение санкций за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина. (09.07.99, № 156-ФЗ);

- уточнены положения ст. 238 (09.07.99, № 157-ФЗ), предусматривающей ответственность за производство и оборот недоброкачественной спиртосодержащей продукции;

- установлена ответственность за нарушение порядка использования марок акцизного сбора, специальных марок и знаков соответствия (09.07.99, № 158-ФЗ).

Изменение материальных норм уголовного законодательства не могло не привести к изменению норм процессуальных. В рассматриваемый период в Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР 1960 г. были внесены следующие изменения и дополнения:

- о выделении дел в случае необходимости в отдельное производство, о порядке и условиях продления сроков содержания под стражей в ходе предварительного следствия (31.12.96, № 163-ФЗ);

- о надзоре и праве на ознакомление с уголовными делами Уполномоченного по правам человека (17.03.97, № 51-ФЗ);

- о праве должностного лица органа дознания возбуждать уголовное дело и формулировать обвинение (15.11.97, № 141-ФЗ);

- об условно-досрочном освобождении или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (15.11.97, № 142-ФЗ);

- о приостановлении действия части второй статьи 15 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР" (09.07.98, № 95-ФЗ).

Развитие уголовно-процессуального законодательства, совершенствование уголовного судопроизводства в соответствии с Конституцией Российской Федерации характеризуется в первую очередь усилением внимания к гарантиям прав личности, расширением полномочий суда при осуществлении контроля за законностью процессуальных действий в ходе предварительного следствия, непосредственно затрагивающих конституционные права граждан. В настоящее время в Государственной Думе продолжается работа над проектом нового Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации.

Он разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Концепции судебной реформы в Российской Федерации и Уголовного кодекса Российской Федерации и имеет целью:

- демократизацию уголовного процесса, освобождение его от бюрократических проволочек, приближение к населению органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам;

- повышение правоохранительной и правозащитной роли суда, освобождение его от обвинительных функций;

- расширение круга участников процесса, прав сторон в суде, реальное обеспечение их процессуального равенства;

- усиление защиты прав потерпевшего;

- создание единой системы взаимосвязанных процессуальных норм, их дифференциацию;

- повышение эффективности производства на досудебных и судебных стадиях уголовного процесса.

Наряду с уже известными принципами уголовного процесса, провозглашены и зафиксированы новые, в частности, такие, как осуществление судопроизводства на основе состязательности сторон; оценка доказательств по внутреннему убеждению; свобода обжалования процессуальных действий и решений.

В проекте регламентированы основания и виды уголовного преследования и обвинения. В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование и обвинение осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

По сравнению с действующим законодательством введено новое для угловно-процессуального законодательства понятие - стороны в суде: сторона обвинения (прокурор как государственный обвинитель, потерпевший, его законный представитель, гражданский истец и его представитель) и сторона защиты (подсудимый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик и его представитель). Состязательность и равноправие сторон являются неотъемлемыми условиями ведения судопроизводства.

В проекте УПК закреплено конституционное положение, согласно которому исключительное право осуществления правосудия принадлежит суду как органу судебной власти и последовательно проводится идея освобождения суда от несвойственных ему функций, в первую очередь от обвинительных. При этом учтено то обстоятельство, что существующая судебная система дополняется институтом мировых судей.

Впервые в проект включен и раздел о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями и должностными лицами иностранных государств по вопросам, связанным с оказанием правовой помощи по уголовным делам, выдачей лиц, совершивших преступления, и передачей осужденных для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются. По оценкам международных экспертов по вопросу соблюдения европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, проект Кодекса в целом соответствует требованиям международного публичного права.

Назревшая необходимость реформирования системы исполнения наказаний выразилась в изменении концепции уголовного-исполнительного законодательства. На основе и в развитие положений УК РФ был разработан и принят Уголовно-исполнительный кодекс РФ (08.01.97, № 1-ФЗ), существенно обновивший нормативную правовую базу пенитенциарной системы. В этой связи утратил силу Исправительно-трудовой кодекса РСФСР 1970 г., задачей которого было исполнение наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием на осужденных (лишение свободы, исправительные работы, до 1992 г. - ссылка и высылка). Основными целями УИК РФ являются исправление осужденных c соблюдением конституционных прав и свобод граждан, их социальная реабилитация и предупреждение совершения новых преступлений. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормами международного права исполнение наказаний основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

УИК РФ расширил предмет правового регулирования, включив в него исполнение таких уголовных наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, принудительные меры медицинского характера, условное осуждение, конфискация имущества, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы, пожизненное лишение свободы, смертная казнь, а также мера уголовно-правового воздействия в виде условного осуждения к уголовному наказанию. Кроме того, УИК РФ детально регламентировал систему контроля за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера и деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, предоставив такое право не только судам, органам власти Российской Федерации и ее субъектов, но и органам местного самоуправления.

Конкретизация некоторых положений УИК РФ нашла отражение в Федеральном законе “О внесении изменений в статьи 184 и 185 Уголовно-исполнительного кодекса РФ” (08.01.98, № 11-ФЗ), уточняющим порядок применения наказания в виде смертной казни, и Федеральном законе “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации” ( 16.03.99, №49-ФЗ), уточняющим правовые основания, условия и сроки перевода осужденных из исправительного либо воспитательного учреждения в следственный изолятор или тюрьму для выполнения следственных действий.

Около двух десятков изменений внесены за прошедший период в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. Его нормы дополнены следующими положениями:

- установлена ответственность за незаконную выдачу и произвольное изменение условий лицензии на осуществление деятельности на континентальном шельфе, а также определены органы государственного надзора в природоохранной сфере (27.05.96, № 56-ФЗ);

- введена ответственность за продажу подакцизных товаров без маркировки акцизными марками установленного образца, подделку этих марок и невыполнение предписаний органов госконтроля (30.07.96, № 103-ФЗ);

- введена ответственность за пользование радиоэлектронными и высокочастотными устройствами без специального разрешения, а также за осуществление деятельности в области связи без лицензии (06.08.96, № 108-ФЗ);

- введена ответственность за неисполнение решений, принятых на местном референдуме, собраниях граждан или органами местного самоуправления (26.11.96, № 137-ФЗ);

- введена ответственность за нарушение правил эксплуатации сельскохозяйственной самоходной техники (20.01.97, № 20-ФЗ);

- уточнены полномочия работников милиции, военнослужащих внутренних войск МВД РФ, сотрудников военнизированной охраны и народных дружинников при препровождении нарушителя для составления протокола (29.01.97, № 24-ФЗ);

- усилена ответственность за потраву посевов, стогов, порчу или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур (07.03.97, № 46-ФЗ);

- установлена ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (13.03.97, № 49-ФЗ);

- пересмотрены размеры штрафов, взимаемых с водителей за нарушение правил эксплуатации транспортных средств и правил дорожного движения (03.04.97, № 67-ФЗ; 19.07.97, № 108-ФЗ);

- установлена ответственность за невыплату пособия на погребение и непредоставление безвозмездных услуг по погребению (10.06.97, № 88-ФЗ);

- определена ответственность за правонарушения при пользовании и разработке мелиоративных земель (28.06.97, № 93-ФЗ);

- усилен контроль за карантинными растениями, организмами, продукцией, грузами и материалами (14.07.97, № 99-ФЗ);

- установлена ответственность за незаконную деятельность при передаче под опеку или усыновлении (удочерении) несовершеннолетних (25.06.98, № 91-ФЗ);

- уточнены понятие и размеры мелкого хищения чужого имущества (30.01.99, № 20-ФЗ);

- установлена ответственность за нарушение правил закупки, хранения, рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства названных продуктов для государственных нужд с обеспечением государственного контроля за их качеством (07.03.99, № 47-ФЗ);

- уточнены вопросы охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (30.03.99, № 53-ФЗ);

- упорядочено применение терминов “ведомственная” и “вневедомственная охрана” (14.04.99, № 78-ФЗ);

Кроме того, подписан Президентом РФ Федеральный закон “Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” (08.07.99, № 143-ФЗ), предусматривающий ответственность за незаконный оборот указанной продукции и ее конфискацию, использование непищевого сырья для подобных целей. Закон устанавливает подведомственность дел и определяет круг государственных органов, осуществляющих контроль за этой продукцией.

Однако внесенные в КоАП РСФСР изменения носили скорее вынужденный характер приведения Кодекса в соответствие с принятыми Государственной Думой теми или иными нормативными актами и не разрешили сложившихся противоречий с действующим законодательством. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. не отвечает в полной мере конституционным положениям и международным нормам о защите прав и законных интересов человека и гражданина.

В связи с этим в Государственной Думе разработан и принят в первом чтении проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кодекс, как и прежде, объединяет не только нормы материального и процессуального права, но и включает в себя положения, определяющие систему органов административной юрисдикции, их полномочия по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также вопросы, регламентирующие исполнение решений по этим делам. Такая система построения Кодекса привычна и удобна для правоприменителей.

В нем также определены задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, пределы действия законов об административных правонарушениях, а также закреплены положения о презумпции невиновности, о субъектах ответственности, о целях и видах административных взысканий, правилах их наложения.

Принципиальным отличием проекта Кодекса является то, что его действие распространяется и на юридических лиц. Вместе с тем в проекте подчеркнуто, что наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновных физических лиц.

Предусмотрено, что в соответствии с принципами Конституции РФ административная ответственность физических и юридических лиц может быть установлена только федеральным законом либо законом субъекта Российской Федерации. Это существенно повышает по сравнению с действующим Кодексом гарантии прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Для осуществления идеи реальной кодификации законодательства об административных правонарушениях в проекте предусмотрено, что все вновь принимаемые на федеральном уровне нормы об административной ответственности должны включаться в данный Кодекс (исключение составляют лишь нарушения таможенных правил, ответственность за которые и сейчас устанавливается не КоАП, а Таможенным кодексом Российской Федерации).

В соответствии с мировой практикой в целях усиления гарантий прав и свобод человека и гражданина расширена исключительная компетенция судей за счет отнесения к их ведению наложения (помимо административного ареста) ряда других административных взысканий: лишения специального права, конфискации и возмездного изъятия предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

В целях исключения конкуренции норм об уголовной и административной ответственности за отдельные деяния статьи Особенной части проекта скорректированы с Уголовным кодексом Российской Федерации.

С учетом происшедших преобразований в экономике и структуре федеральных надзорных органов заметно изменился круг органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Проект Кодекса обеспечивает необходимую правовую базу для разработки субъектами Российской Федерации законов об ответственности за административные правонарушения, имеющие региональное значение и соответствующую специфику.

Изменен и дополнен ряд статей Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964г. по следующим вопросам:

- уточнена процедура и порядок усыновления (удочерения) ребенка (21.08.96, №124-ФЗ);

- изменены положения ст. 114, ст.115 о гражданских делах, связанных с государственной тайной, конституционными правами граждан; ст.210 о назначении даты выборов в представительные органы власти и должностных лиц органов местного самоуправления (26.11.96, № 140-ФЗ);

- закреплено право Уполномоченного по правам человека знакомиться с гражданским делом (17.03.97, № 50-ФЗ);

- упорядочена процедура усыновления (удочерения) ребенка иностранными гражданами (25.06.98, № 90-ФЗ).

В действующий Гражданский кодекс РФ внесены изменения:

- об очередности списания денежных средств (12.08.96, № 110-ФЗ);

- об упрощении процедуры получения денежных средств и корреспонденции по доверенности в банке или на предприятии связи (12.08.96, № 111-ФЗ);

- о порядке очередности отчислений в фонд обязательного медицинского страхования (24.10.97, № 133-ФЗ);

- об особенностях правового положения кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ (08.07.99, №138-ФЗ).

Работа Государственной Думы по вопросам местного самоуправления после принятия в 1995 г. основополагающего Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была направлена на его последовательное развитие, совершенствование, исходя из уже немалого положительного опыта, накопленного на местах, а также на формирование новых правовых актов в этой сфере деятельности. Депутатский корпус в этот период занимал четкую линию по отстаиванию интересов местного самоуправления в органах государственной власти, поддержке органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в проведении реформы местного самоуправления, укреплении законодательной базы для реализации конституционных положений о самостоятельном решении населением вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Всего за время работы Государственной Думой второго созыва по вопросам местного самоуправления было подготовлено, принято и подписано Президентом РФ 16 федеральных законов.

В 1996 г. депутаты приняли Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (22.04.96, № 38-ФЗ) в части изменения сроков назначения муниципальных выборов и внесли в связи с этим дополнения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (26.11.96, № 137-ФЗ) в части установления ответственности за неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях и сходах граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Принятие Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (26.11.96, № 138-ФЗ) потребовало внесений изменений и дополнений в целый ряд уже действующих законов, в связи с чем, в едином пакете были приняты федеральные законы: "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (26.11.96, № 139-ФЗ); "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" (26.11.96, № 140-ФЗ); "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (26.11.96, № 141-ФЗ).

В 1997 г. был принят Федеральный закон "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (17.03.97, № 55-ФЗ) в части особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.

Также в 1997 г. путем преодоления вето Совета Федерации был принят один из ключевых законов в этой области – Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (25.09.97, № 126-ФЗ), определяющий исходные принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы финансового и бюджетного планирования в муниципальных образованиях, взаимоотношений органов местного самоуправления с финансовыми институтами, гарантии финансовых прав органов местного самоуправления и их ответственность за выполнение финансовых обязательств. Закон определяет такие основные понятия, как местные финансы, бюджетное регулирование, собственные доходы местных бюджетов, фонд финансовой поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам с местными бюджетами, и другие, а также состав местных финансов и принципы их формирования.

В дополнение к названному закону в 1998 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления средств и порядка бюджетного регулирования. В связи с отклонением его Советом Федерации и Президентом РФ создана специальная комиссия для дальнейшей доработки закона.

После отклонения Советом Федерации в редакции согласительной комиссии в 1998 г. был принят еще один ключевой закон – "Об основах муниципальных службы в Российской Федерации" (08.01.98, № 8-ФЗ), а затем в его развитие – "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (13.04.99, № 75-ФЗ) в части уточнения оснований прекращения муниципальной службы, внесенный Новгородской областной Думой.

Значительные противоречия между Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ в вопросах местного самоуправления просматриваются также при прохождении важнейшего Федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации", который носит рамочный характер и определяет правовые основы установления статуса выборного лица местного самоуправления. Он предусматривает установление федеральных гарантий и ограничений, обусловленных спецификой деятельности выборных лиц местного самоуправления. К числу гарантий относятся: обязательность приема выборных лиц местного самоуправления должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций, а также обязательность предоставления информации выборным лицам местного самоуправления; установление порядка привлечения выборных лиц местного самоуправления к ответственности по обвинению в правонарушениях; гарантии их социального обеспечения. Этот закон дважды принимался Государственной Думой, но отклонялся то Советом Федерации, то Президентом и сегодня вновь находится на рассмотрении в Госдуме, как и принятый в 1999 г. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"в части изменения порядка избрания председателя представительного органа местного самоуправления.

В трех чтениях в 1999 г. был принят еще один из важнейших законов в рассматриваемой области – "Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации", в котором дается определение понятия государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установлены общие принципы определения государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые могут быть переданы органам местного самоуправления, и общие принципы определения государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые не могут быть переданы органам местного самоуправления. Например, установленные в Конституции Российской Федерации исключительные полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации и высших должностных лиц государственной власти Российской Федерации не могут быть переданы никаким другим органам и должностным лицам, кроме случаев оговоренных в самой Конституции. Однако и этот закон был отклонен Советом Федерации и возвращен в Государственную Думу.

В настоящее время в различной стадии рассмотрения в Государственной Думе находятся проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О внесении изменения в Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", "О внесении дополнений в Гражданский процессуальный Кодекс РСФСР", "О внесении дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" в части правового регулирования вопросов, связанных с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации" - о придании налогу на недвижимость статуса местного налога.

В течение 1996-1999 г.г. на рассмотрение Государственной Думы неоднократно вносились проекты федеральных законов о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представленные в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы законодательными (представительными) органами власти Республики Калмыкия, Краснодарского края, Брянской, Нижегородской, Новгородской, Кировской, Костромской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, что свидетельствует о большой заинтересованности и активности на местах в этой принципиально важной сфере государственного строительства.

Прошедшие четыре года еще раз подтвердили, что в многонациональной России вопросы национальной политики играют ключевую роль. От их решения зависит мир и согласие в обществе, решение острейших социально-экономических и других неотложных проблем. Именно такими соображениями руководствовался депутатский корпус, осуществляя законотворческую деятельность в сфере национальной политики и поддержки соотечественников за рубежом.

Отправным моментом в законотворческом процессе в названной сфере явилось обсуждение Государственной Думой и принятие Правительством и Президентом РФ в 1997 г. "Концепции государственной национальной политики в Российской Федерации". Эта Концепция разработана с учетом необходимости обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих её народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных общностей и культур. Концепция не является законодательным актом, но содержащиеся в ней рекомендации стали, по существу, ориентиром в работе по законодательному регулированию национальной политики.

Одним из первых законов, принятых в соответствии с этими рекомендациями стал Федеральный закон "О национально-культурной автономии" (17.06.96, №74-ФЗ). В нем впервые в истории нашей страны закрепляется право граждан на создание объединений по национально-культурному признаку на экстерриториальной основе. Согласно закону, национально-культурная автономия создается на принципах свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности и основана на принципе самоорганизации и самоуправления, многообразия форм внутренней жизни национально-культурной автономии, сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой в развитии языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей. Таким образом, закон создает правовые условия для защиты национальных интересов гражданам Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Исходя из необходимости при разработке проекта федерального бюджета предусматривать специальную статью расходов для реализации государственной национальной политики и принятых в этих целях федеральных и региональных программ, Государственная Дума приняла Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в приложение 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" (02.03.98, №31-ФЗ).

Наряду с ратификацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, депутаты рассмотрели и приняли в различных чтениях в 1998-1999 гг. три имеющих непосредственное отношение к этому Федеральных закона: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (30.04.99 №82-ФЗ), "О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Они ориентированы на правовое обеспечение жизнедеятельности 65 коренных малочисленных народов России, многие из которых в экстремальных природно-климатических условиях сформировали свой тип хозяйственной деятельности и могут сохраниться как этносы лишь в том случае, если будет сохранен традиционный для них образ жизни.

В Российской Федерации языковая политика является одной из наиболее важных проблем межнациональных отношений. С учетом важности сохранения и развития языков народов России Государственная Дума приняла Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" (24.07.98, № 126-ФЗ), который решает проблему равенства субъектов Российской Федерации в языковой политике.

В связи с распадом СССР и происшедшими в странах СНГ политическими и социально-экономическими изменениями остро встал вопрос о положении российских соотечественников за рубежом. Основополагающим в этой сфере является принятый Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (24.05.99, № 99-ФЗ).

В Законе впервые на государственном уровне определяется само понятие "соотечественник", а также ответственность и политика государства в отношении этой категории лиц. Такое определение отсутствует пока и в мировой практике. В частности, к соотечественникам в Законе отнесены и граждане России, постоянно или временно находящиеся за рубежом, и лица с двойным гражданством, и граждане бывшего СССР, получившие зарубежное гражданство или не определившиеся в вопросе гражданства, и выходцы (эмигранты) с территории Российской Империи, СССР, РСФСР и Российской Федерации, и их потомки, получившие иностранное гражданство, а так же лица, оставшиеся без гражданства.

Непосредственное отношение к проблеме соотечественников имеют и возникшие острые проблемы беженцев, вынужденных переселенцев, в связи с чем был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О беженцах" (28.06.97, № 95-ФЗ). Разработан модельный законодательный акт "Об общих принципах регулирования вопросов, связанных с беженцами – гражданами бывшего СССР на территориях Государств Содружества" (15.06.98, № 11-8),принятый сессией МПА в качестве рекомендательного для стран СНГ. В 1998 г. Государственная Дума приняла постановление "О рекомендации о заключении Конвенции Содружества Независимых Государств о статусе русского языка", вызванное тем, что в большинстве стран СНГ приняты либо принимаются законодательные акты, вытесняющие русский язык из всех сфер общественной жизни.

В связи с отклонением Советом Федерации Государственная Дума в 1999 г. вновь вернулась к рассмотрению и приняла в ранее принятой редакции Федеральный закон "О казачестве", регулирующий общественные отношения, возникающие в связи с возрождением на территории Российской Федерации казачества, традиционного казачьего самоуправления, традиционных для казачества форм землевладения и землепользования и функционированием системы казачьей службы.

В различных стадиях рассмотрения и согласования в настоящее время в Государственной Думе находятся также законопроекты: "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", "О порядке предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов в Российской Федерации", "Об уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам граждан и народов на национально-культурное развитие", "Об основах национальных отношений в Российской Федерации (в соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации)", "О продлении переходного периода для осуществления территориальной реабилитации репрессированных народов", "О вынужденных переселенцах" и другие.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис