Аналитика и статистика
осенняя сессия 1999 года
   
    

 

1.3. Социальная политика

Кирка Л.С.,
Новиков А.И.,
Аналитическое управление

В течение 1996-1999 гг. Государственная Дума приняла ряд важных законов в области социальной политики, направленных на совершенствование пенсионного обеспечения, регулирование трудовых правоотношений, защиты интересов детей, ветеранов. Получило дальнейшее развитие жилищное законодательство, законодательство о социальном страховании, здравоохранении, образовании и культуре. Значительное число законов было направлено на решение других социальных вопросов, которые в той или иной степени затрагивают интересы всех граждан страны.

Большое внимание депутаты уделили рассмотрению законопроектов по вопросам пенсионного обеспечения.

В целях поддержания материального положения пенсионеров в условиях роста цен в 1996-1997 г.г. (до вступления в силу закона об автоматической индексации пенсий) дважды принимались законы о повышении пенсий.

Так, Федеральным законом "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации с 1 мая 1996 года" (27.05.96, № 55-ФЗ) все пенсии были повышены на 10%.

Федеральным законом "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации в 1997 году"(30.09.97, № 127-ФЗ) с 1 октября 1997 года минимальный размер пенсии был повышен до 76 533 рублей, а с 1 декабря - до 84 186 рублей.

Ряд принятых законов был направлен на законодательное обеспечение проводимой в стране пенсионной реформы.

Так, Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 100 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (17.03.97, № 52-ФЗ) закрепил один из важнейших страховых принципов пенсионной системы - исчисление пенсии из того дохода, который участвовал в формировании финансовой базы этой системы, то есть из тех видов денежных выплат, на которые начисляются страховые пенсионные взносы.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (05.05.97, № 77-ФЗ) предусмотрено установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе индивидуальных лицевых счетов.

Важным шагом на пути реформирования пенсионной системы стало принятие Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (21.07.97, № 113-ФЗ). Он носит концептуальный характер и предусматривает переход на принципиально новую систему определения размера трудовой пенсии путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающийся ему в зависимости от трудового стажа, на отношение его среднемесячного заработка за установленный период к среднемесячной заработной плате по стране. Новый механизм используется не только для исчисления пенсии, но и для ее постоянной индексации в связи с ростом средней заработной платы в стране.

Кроме того, указанный закон позволяет более объективно дифференцировать размеры пенсий в зависимости от трудового вклада и ограничить уравнительные тенденции в пенсионном обеспечении. Он предусматривает гибкий порядок отказа от использования пенсионных льгот для отдельных категорий пенсионеров по исчислению стажа.

Важное значение для дальнейшего проведения пенсионной реформы имеет также Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (07.05.98, № 75-ФЗ). Настоящим законом регулируются правовые отношения при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов в системе негосударственного пенсионного обеспечения населения. Определены функции, правила деятельности фонда, права и обязанности вкладчиков и участников.

Целый ряд принятых законов, которые предусматривают внесение изменений и дополнений в действующее пенсионное законодательство, как правило, имеют цель улучшить пенсионное обеспечение отдельных категорий пенсионеров.

Федеральным законом "О внесении дополнения в статью 12 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (07.08.96, № 109-ФЗ) установлено право выхода на пенсию мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР” (14.01.97, № 19-ФЗ) субъектам Российской Федерации предоставлено право улучшать условия пенсионного обеспечения гражданам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 110 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (29.01.97, № 23-ФЗ) исправляет юридическую неточность, в соответствии с которой дважды Герои Советского Союза имели одну 50-ти процентную надбавку к пенсии, а, например, Герой Советского Союза и полный кавалер ордена Славы получали две подобных надбавки. Закон не требует дополнительных затрат на его реализацию, так как после 1991 года звание дважды Героя Советского Союза больше не присваивается, а общая численность дважды Героев составляет в настоящее время около 80 человек.

Федеральный закон "О внесении изменения и дополнения в статью 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации” (28.03.98, № 43-ФЗ) предусматривает снятие ограничения размера районного коэффициента, начисляемого к максимальным размерам трудовых пенсий для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате. Ранее предельный размер районного коэффициента ограничивался полуторным размером величины пенсии. В соответствии с данным законом к пенсии начисляются районные коэффициенты, фактически установленные на территориях, где проживают пенсионеры, без ограничения. Для лиц, которые выезжающих из названных районов, предельный размер районного коэффициента сохраняется.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 87 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации” (11.04.98, № 59-ФЗ) предусматривает установление права на получении пенсии за выслугу лет для медицинских работников, занятых лечебной работой и иной деятельностью по охране здоровья в поселках городского типа, в случае продолжения ими работы по специальности.

Федеральный закон "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета" (28.10.98, № 163-ФЗ) определяет ряд мер, направленных на повышение эффективности сбора страховых взносов, упорядочение взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральным законом "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (25.02.99, № 37-ФЗ) предусматривается увеличение максимального размера пенсий для летного состава гражданской авиации до уровня 2,2 среднемесячной заработной платы по стране. Выплата пенсий повышенного размера будет осуществляться за счет уплаты работодателем дополнительных страховых взносов.

Федеральный закон "О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (14.07.99, N 163-ФЗ) предусматривает установление второй пенсии по случаю потери кормильца не вступившим в новый брак вдовам военнослужащих, погибших в войнах с Финляндией и Японией, а также повышения им пенсий на 100% по случаю потери кормильца вследствие военной травмы (за погибшего мужа).

Кроме того, в октябре-ноябре 1999 г. Государственная Дума приняла два федеральных закона: “О внесении изменений в статью 4 Федерального закона “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” и “О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, которые позволят (при условии вступления их в законную силу) увеличить размеры пенсий большинству пенсионеров.

Значительное внимание депутаты уделяли рассмотрению законов по вопросам улучшения положения ветеранов Великой Отечественной войны и действенности Федерального закона "О ветеранах".

Важное значение в этом отношении имеют федеральные законы “О внесении изменения в статью 7 Федерального закона ”О ветеранах" ( 18.11.98, № 171-ФЗ) и "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О ветеранах" (18.11.98, №172-ФЗ)(о финансировании закона "О ветеранах"бюджетами различных уровней), которые предусматривают соответствующие льготы лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин и получившим звание "Ветеран труда".

Наряду с вышеуказанными законами, в ноябре 1999 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах", который направлен на приведение отдельных статей и норм этого Закона в соответствие с принятыми в последнее время федеральными законодательными актами.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (30.07.96, № 98-ФЗ) устанавливается, что льготы, положенные Герою в случае его смерти, предоставляются супруге и детям до 18 лет.

Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Трудовой славы" (09.01.97, № 5-ФЗ) признаются особые заслуги этих лиц и устанавливаются определенные социальные льготы: медицинское и санаторно-курортное обслуживание, льготы по предоставлению и оплате жилья, земельных участков, бесплатного проезда на транспорте и т.д.

За период работы Государственной Думы второго созыва приняты и подписаны Президентом Российской Федерации ряд законов, направленных на гарантирование интересов и социальных прав семьи, детей и молодежи.

Ряд законов, принятых депутатами, предусматривают улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка..

Так, федеральными законами о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусматривается:

выплата пособий по беременности и родам, а также единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска и ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет; выплата пособий по беременности и родам за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и столько же после родов (18.06.98, № 76-ФЗ), (24.11.96, № 130-ФЗ);

увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на 100% на детей одиноких матерей, на 50% на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов или в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (30.12.96, № 162-ФЗ);

усиление адресности социальной защиты и закрепление нового подхода к предоставлению гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи (29.07.98, № 134-ФЗ);

введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях. Размер данного пособия предлагается установить на уровне минимального размера оплаты труда. Дополнительные расходы на эти цели предусмотрено финансировать из федерального бюджета (17.07.99, № 171-ФЗ).

Важным шагом на пути улучшения положения учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" (01.08.96, № 107-ФЗ). Он предполагает частичную компенсацию удорожания стоимости питания обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях и устанавливает размер этих выплат в размере 3 процентов в день от минимального размера оплаты труда на одного учащегося. Закон предусматривает, что финансирование расходов, связанных с реализацией данного закона осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней.

В рассматриваемый период депутаты Государственной Думы занимались совершенствованием семейного законодательства.

В этой связи в 1998 г. Государственной Думой был рассмотрен и принят блок федеральных законов по вопросам усыновления детей: "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации"(27.06.98, №94-ФЗ),” О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс"(25.06.98, №90-ФЗ), "О внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"(25.06.98 , №91-ФЗ) .

Поправки в действующее законодательство направлены на то, чтобы ликвидировать правовой пробел, позволявший, как свидетельствует практика, нарушать права усыновленных российских детей за границей, вплоть до насилия над ними. Во многом это стало возможным из-за посреднической деятельности иностранных представителей, заменивших необходимый личный контакт усыновителя и усыновляемого. Отныне установлена норма, предусматривающая функционирование иностранных усыновительных агентств после официальной аккредитации.

Принятые законы расширяют компетенцию органов опеки и попечительства на территории Российской Федерации и консульских учреждений за границей в области усыновления. Закон закрепляет также правовое положение о формировании государственного информационного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. При этом доступ к конфиденциальной информации о детях-сиротах будет ограничен.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" (15.11.97, № 140-ФЗ) был принят в связи с принятием Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Основная цель принятого закона – устранение противоречий между Семейным кодексом и отдельными правовыми нормами, отнесенными к компетенции Федерального закона "Об актах гражданского состояния". В этой связи в Семейный кодекс Российской Федерации внесен ряд изменений и дополнений, в частности, предусматривающих, что разрешение на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, дают органы местного самоуправления по месту жительства указанных лиц.

Приведены в соответствие некоторые статьи закона, дающие право органам опеки и попечительства по просьбе родителей ребенка, достигшего четырнадцати лет (а не шестнадцати, как это было установлено ранее) и в его интересах изменить имя и фамилию ребенку.

Один из пунктов закона обязывает суды в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка и это является основанием для органов ЗАГСа при отказе таким родителям в получении повторного свидетельства о рождении ребенка.

Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

В частности, Федеральные законы: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (21.12.96, № 159-ФЗ), "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (08.02.98, № 17-ФЗ) ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.

С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" (16.07.98, № 99-ФЗ), "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях" (28.05.99, № 102-ФЗ). Они предусматривают предоставление дополнительных льгот тем детям, которые направляются к месту лечения и, в частности, льготный проезд на междугородном транспорте в период с 1 октября по 15 мая, который предоставляется отдельным категориям обучающихся, в основном детям из малообеспеченных семей с одним прожиточным минимумом, в течение года неоднократно, а в период с 16 мая по 30 сентября – один раз в год.

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (24.07.98, № 124-ФЗ) опирается на основные положения Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, на важнейшие правовые акты российского законодательства, определяющие гарантии прав детей, в частности, на охрану здоровья, отдых, профессиональную подготовку и занятость, защиту в трудной жизненной ситуации и т.д.

Комплекс мер по борьбе с детской преступностью предусматривает Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (24.06.99, № 120-ФЗ). Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В законе определены основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. Законом определены также органы и учреждения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, порядок их финансового обеспечения.

24 ноября 1999 г. Государственная Дума приняла три федеральных закона, предусматривающих внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в связи с принятием Федерального закона “Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

Законодательное решение вопросов, связанных с государственной поддержкой многодетных семей, закреплено в ходе осенней сессии 1999 г. Государственной Думой, принявшей повторно с учетом предложений согласительной комиссии Федеральный закон “О государственной поддержке многодетных семей“, отклоненный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Закон устанавливает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предоставляется ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.

16 июня 1999 г. принят во втором чтении проект федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации".Законопроект направлен на реализацию Государственной молодежной политики в Российской Федерации, развитие основных направлений молодежной политики, определенных Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" (сентябрь 1992 г.). В законопроекте определены основные цели и приоритеты Государственной молодежной политики: социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи и участие в социально-экономической, политической и культурной жизни, получение возможности реализовать выдвигаемые ею общественно-политические инициативы и программы.

Целый блок законопроектов, рассмотренных Государственной Думой второго созыва, направлен на дальнейшее совершенствование трудового законодательства. Основная задача внесенных изменений в действующее законодательство - защитить работника наемного труда в условиях рыночных отношений путем законодательного закрепления его прав.

Так, Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" (24.11.96, № 131-ФЗ), увеличены отпуска по беременности и родам, а также предусмотрены дополнительные случаи сохранения среднего заработка беременным женщинам.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статью 213 Кодекса законов о труде Российской Федерации” (17.03.97, № 59-ФЗ) исключаются ограничения времени оплаты вынужденного прогула работника и устанавливается, что работодатель обязан оплатить весь период его вынужденного прогула при незаконном увольнении и разницу в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы при незаконном переводе на другую работу. Законом также устанавливается, что суд вправе вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного работодателем в случае незаконного увольнения либо незаконного перевода на другую работу. Размер компенсации определяется судом.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации" (06.05.98, № 69-ФЗ) предусматривается, что трудовой договор может заключаться не только между работником и предприятием, но и между работником и работодателем или, другими словами, физическим лицом, что соответствует реальной ситуации, сложившейся сегодня на рынке труда. Кроме того, предусматривается, что требование неразглашения работником коммерческой или служебной тайны может стать одним из дополнительных условий заключения трудового договора. Внесение в КЗоТ Российской Федерации данного положения обусловлено тем, что Гражданским кодексом Российской Федерации предусматривается обязанность работника по возмещению убытков в случае разглашения им служебной или коммерческой тайны.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации" (31.07.98, № 139-ФЗ) устанавливает дополнительные гарантии членам комиссий по трудовым спорам. Данным законопроектом предусматривается, что увольнение членов комиссии по инициативе работодателя может производиться лишь с согласия комиссии по трудовым спорам и только в случаях, указанных в законе.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации” (30.04.99, № 4-ФЗ) приводит нормы КЗоТ в соответствие с ратифицированной Российской Федерацией Конвенцией МОТ “О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями”.

Федеральные законы "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" (01.05.99 № 93-ФЗ) и "О внесении изменения в статью 20.1 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" (01.05.99, № 92-ФЗ) определяют правовую основу формирования и деятельности данной Комиссии. Ранее ее деятельность регулировалась Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации. Отсутствие базового закона о ее деятельности в значительной степени сдерживало процесс становления системы социального партнёрства в России.

Федеральным законом "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации" (08.07.99, № 150-ФЗ) запрещается использовать авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим управление воздушным движением, прекращение работы как средство разрешения трудовых споров. Введение данной нормы обусловлено необходимостью защиты прав и интересов пассажиров, обеспечения обороны и безопасности государства.

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (17.07.99, № 181-ФЗ) устанавливает правовые основы регулирования отношений между работодателями и работниками и направлен на создание безопасных условий труда. Значение закона в том, что, во-первых, вводится четкое разграничение полномочий в этой области между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Во-вторых, законодательно закрепляются права работников на безопасные условия труда и обязательное страхование. В - третьих, на работодателей возлагается обязанность создавать в организациях численностью свыше 100 человек специальную службу по охране труда. И, наконец, предусмотрен четкий механизм государственного надзора и контроля за состоянием охраны труда на производстве.

Следует также упомянуть принятый Государственной Думой в октябре 1999 г. в редакции согласительной комиссии Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде в Российской Федерации”. Основная задача предлагаемых изменений - защитить работника наемного труда в условиях формирующихся рыночных отношений путем законодательного закрепления его прав. В частности, законопроектом предлагается ввести в КЗоТ новые статьи, запрещающие дискриминацию работников в сфере трудовых отношений в зависимости от политических и иных убеждений, а также предусматривающие меры по защите работников в случае их массового высвобождения. Кроме того, предусматриваются дополнительные гарантии и компенсации работникам в случае нарушения сроков выплаты заработной платы, уточнены основные права и обязанности работников и работодателей.

В числе принятых законов по проблемам безработицы и занятости населения наиболее важное значение имеет Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (20.04.96, № 36-ФЗ), который по своей сути представляет собой новую редакцию данного закона. Внесение существенных изменений в законодательство о занятости было обусловлено, прежде всего, необходимостью приведения его в соответствие с изменившейся ситуацией на рынке рабочей силы, а также практикой его применения в последние годы.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (30.04.99, № 85-ФЗ) предусматривается выплата всем категориям безработных пособия по безработице в течение всего периода временной нетрудоспособности. Кроме того, уточняется, что период временной нетрудоспособности и время получения пособия по безработице не прерывают трудового стажа.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (17.07.99, № 175-ФЗ) направлен на совершенствование механизма поддержки малообеспеченных граждан. В частности, устанавливается, что при назначении пособия необходимо учитывать величину прожиточного минимума, сложившуюся в регионе проживания безработного.

Особенностью второй половины 90-х годов в социальной сфере явилось резкое осложнение обстановки с выплатой заработной платы, пенсий и пособий. Поэтому ряд законопроектов, принятых Государственной Думы в 1996-1999 г.г., отражают обеспокоенность депутатов низким размером оплаты труда, масштабами задержек выплаты заработной платы, пенсий, пособий.

Между тем, неоднократные попытки депутатов законодательно увеличить минимальный размер оплаты труда и увеличить тарифную ставку первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, как правило, не находили поддержки со стороны Правительства Российской Федерации. В результате за истекший период эти важнейшие социальные нормативы, которые во многом определяют уровень жизни беднейших слоев населения, были пересмотрены только один раз.

Так, Федеральным законом "О повышении минимального размера оплаты труда" (09.01.97, № 6-ФЗ) с 1 января 1997 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 83490 руб. в месяц. Стипендии студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, учащимся образовательных учреждений среднего профессионального образования и начального профессионального образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждений, а также соответствующие пособия и другие социальные выплаты гражданам устанавливаются, исходя из определенного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" (04.02.99, № 22-ФЗ) с 1 апреля 1999 г. установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 110 рублей в месяц.

Кроме того, в ноябре 1999 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О повышении минимального размера оплаты труда", которым предлагается увеличить минимальную заработную плату до 200 рублей.

С целью уменьшить масштабы задержек выплаты заработной платы, пенсий, пособий Государственная Дума приняла Федеральный закон "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 145.1" (15.03.99, № 48-ФЗ). В соответствии с законом невыплата заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат, совершенная руководителем организации из корыстной или личной заинтересованности, будет наказываться штрафом в размере от ста до семисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до трех лет.

Кроме того, в октябре 1999 г. с этой же целью Государственная Дума приняла в редакции согласительной комиссии Федеральный закон “О выплате компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении”, которым предусматривается выплата работнику за каждый день нарушения установленных сроков заработной платы компенсации в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (24.10.97, № 134-ФЗ) устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации. Законом закрепляется понятие прожиточного минимума, определяется его величина, устанавливается порядок определения, утверждения и пересмотра прожиточного минимума, регламентируется область применения и использования этого норматива в качестве основного инструмента борьбы с бедностью. Законом предусмотрено также введение государственной социальной помощи, в том числе денежной, малообеспеченным гражданам, если доход в среднем на одного члена семьи (одиноко проживающего гражданина) не обеспечивает прожиточный минимум, установленный на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных закона.

Первый из них - "О государственной социальной помощи" (17.07.99, № 178-ФЗ) - определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения.

Второй - “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”, (20.11.99, № 201-ФЗ) - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году. По оценке Минтруда России, рассчитанная с использованием этих наборов величина прожиточного минимума увеличится примерно на 20% по сравнению с существующей.

Жизненно важное значение для граждан, подвергшихся радиации в результате ядерных испытаний и катастроф, имеют принятые в рассматриваемый период изменения и дополнения в действующие законы о социальной защите этой категории граждан.

Так, Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (30.07.96, № 99-ФЗ) и Федеральным законом с аналогичным названием от 26.11.98 (№ 175-ФЗ) предусматривается предоставление ряда льгот и компенсаций для военнослужащих, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы, а также для жителей Челябинской и Курганской областей, которые получили в результате этой аварии определенную дозу облучения. Для них вводятся ежемесячные компенсационные выплаты и предоставляется бесплатная медицинская помощь. Кроме того, в действующий закон вводится новая статья, регламентирующая порядок подтверждения прав конкретного лица на льготы и компенсации.

Федеральными законами от 11.12.96 (№ 149-ФЗ), 17.04.99 (№ 79-ФЗ) и от 05.07.99 (№ 127-ФЗ) внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которыми предусматривается отмена таможенных льгот для участников ликвидации последствий катастрофы и эвакуированных из зон отселения граждан. Устанавливается порядок возврата средств, полученных гражданами при выезде из зоны отселения и зоны с правом на отселение, в случае возвращения граждан в указанные зоны.

В отчетном периоде работы Государственной Думы получило дальнейшее развитие законодательство об обязательном социальном страховании.

Принципиальное значение в этом отношении имеет Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (24.07.98, № 125-ФЗ). Концепция данного закона предусматривает переход от существующей системы социальной защиты работников, основанной на принципах прямого индивидуального возмещения работодателями вреда, причиненного здоровью работников, к системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Законом впервые в отечественной практике предусматривается механизм экономической заинтересованности работодателей, основанный на дифференцировании страховых тарифов в зависимости от фактических затрат, связанных с возмещением вреда, состояния условий труда и уровня травматизма и профессиональной заболеваемости. В целях обеспечения права всех заинтересованных лиц на оказание медицинской помощи, получение медицинской, социальной, профессиональной реабилитации и страховых выплат, а также исходя из некоммерческого характера данного вида социального страхования, предусматривается в качестве страховщика использовать Фонд социального страхования Российской Федерации. Такое решение принято с учетом наличия у Фонда разветвленной структуры на региональном и отраслевом уровне, базы данных о возможных страхователях, материальной и технической обеспеченности.

Важное значение имеет также Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" (16.07.99, № 165-ФЗ). Закон имеет рамочный характер и закладывает правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования, состоящей из таких элементов, как страхование на случай наступления пенсионного возраста, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, страхование на случай безработицы, страхование на случай временной потери трудоспособности. Для лиц наемного труда условия обязательного социального страхования превратятся в важнейшие положения трудового договора (контракта).

Большое внимание депутаты уделили рассмотрению законов, посвященных вопросам охраны здоровья населения.

Так, Федеральный "О внесении дополнения в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (12.08.96, № 112-ФЗ) включил предложение о нераспространении отдельных положений закона на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств.

Важные изменения в замене механизма страхования на механизм выплаты единовременных пособий лицам, работающим на предприятиях, в учреждениях и организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей предполагает Федеральный закон, "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)" (09.01.97, № 8-ФЗ).

Данным законом устанавливаются единовременные пособия на день осуществления выплаты, дифференцированные по размерам в зависимости от группы инвалидности. В случае смерти инвалида от связанных с развитием ВИЧ-инфекции заболеваний каждому члену семьи выплачивается единовременное пособие в размере 300 минимальных размеров оплаты труда (на день выплаты пособия). Круг членов семьи, имеющих право на данное пособие, определяется в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Выплата единовременных пособий производится за счет средств федерального бюджета.

Установлению правовых основ государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и противодействия их незаконному обороту служит Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" (08.01.98, № 3-ФЗ). Основная идея контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ исходит из необходимости закрепления государственной монополии на все виды оборота наркотиков и установления механизма государственного лицензирования всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Законом регулируются не только отношения в сфере наркотических средств, но также и в области оборота психотропных веществ, контроль за которыми устанавливается в соответствии с Конвенциями о наркотиках. Законом расширен круг средств и методов, используемых в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (17.09.98, № 157-ФЗ) предусматривает гарантии государства по обеспечению доступности для граждан профилактических прививок согласно национального календаря. В соответствии с принятым законом государство гарантирует социальную защиту граждан в случае осложнений состояния здоровья после прививок.

Важное значение для улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации в стране имеет Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (30.03.99, № 52-ФЗ). Он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Принятие поправки к статье "Требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения" позволят увязать законодательство в области охраны здоровья граждан и законодательство в области охраны окружающей природной среды.

С целью совершенствования системы здравоохранения в Российской Федерации Государственная Дума приняла в январе 1999 г. в первом чтении проект федерального закона "О здравоохранении в Российской Федерации", особенностью которого является то, что он определяет правоотношения в области здравоохранения в период кризисного состояния экономики. Законом устанавливается ответственность Правительства Российской Федерации за состояние здоровья населения, обеспечивается доступность и бесплатность гарантированных объемов медицинской помощи. Принципиальное значение имеет норма закона, в соответствии с которой устанавливается доля расходов на здравоохранение, которая не должна быть меньше пяти процентов расходной части Федерального бюджета.

На правовое регулирование отношений в сфере обеспечения качества и безопасности продуктов питания на всех этапах оборота, начиная от изготовления и кончая поступлением к потребителю, стал вновь принятый в октябре 1999 г. после отклонения Советом Федерации Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

Улучшить ситуацию с профилактикой туберкулеза в Российской Федерации призван принятый в 1999 г. в первом чтении проект федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", который устанавливает правовые основы государственной политики в области профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных или переболевших туберкулезом. Законопроектом определяются как права лиц, страдающих туберкулезом, так и их обязанности и ответственность. В частности, устанавливается возможность направления по решению суда на обязательное лечение лиц, уклоняющихся от обследования или лечения. Диспансерное наблюдение за больными может устанавливаться без их согласия. Законодательно определяется комплекс мер, направленных на профилактику туберкулезной инфекции, особенности проведения противотуберкулезных мероприятий.

Ряд законов, принятых Государственной Думой в рассматриваемый период, отражает обеспокоенность депутатов положением дел в области образования и науки.

Основополагающим законодательным актом правового обеспечения в области наук о жизни и биотехнологии стал Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" (05.07.96 № 86-ФЗ), который призван заполнить пробелы в российском законодательстве, касающиеся регулирования общественных отношений в одной из самых перспективных областей научно-технического прогресса – биотехнологии, основу которой составляет генная инженерия.

Целью данного закона является регулирование общественных отношений в области генной инженерии; обеспечение правовой базы для формирования и реализации государственной политики в этой сфере; обеспечение охраны здоровья человека и защиты окружающей среды от потенциальных негативных последствий использования генно-инженерных продуктов и модифицированных организмов; предупреждение бесконтрольного применения биологических технологий и создание условий, позволяющих в полной мере реализовать их достижения для развития национальной экономики.

Обеспечению правового регулирования отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования служит Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (22.08.96, № 125-ФЗ). Он дополняет и развивает правовые нормы Закона Российской Федерации "Об образовании" с учетом специфики этой области образования.

Законом устанавливается правовой механизм обеспечения приоритетности высшего и послевузовского профессионального образования. Он предусматривает две ступени высшего профессионального образования, устанавливает статус и вид высшего учебного заведения, а также определяет необходимые условия для получения гражданами статуса студента, устанавливает его права, льготы и обязанности. В законе определены особенности финансирования вузов, в том числе их платной деятельности, а также оплаты труда.

Важное значение имеет внесенный Правительством Российской Федерации и принятый в 1999 г. Государственной Думой Федеральный закон "Об утверждении федеральной программы развития образования". Программа определяет стратегию достижения главной цели – развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как ведущего фактора экономического и социального развития общества.

В июне 1999 г. Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", который позволит обеспечить возможность получения образования данной категории лиц, гарантировать стабильность и эффективность специальных учреждений образования.

В области культуры в рассматриваемый период были приняты следующие законы.

Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (26.05.96, № 54-ФЗ), который определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правового положения музеев. В частности, предусматривается осуществление государственного контроля за состоянием музейных ценностей, а также дополнительные меры государственной поддержки музеев.

Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (22.08.96 № 126-ФЗ) устанавливает основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и предусматривает определенные меры государственной поддержки данной отрасли, включая частичное государственное финансирование.

Важное значение имеет Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" (15.04.98, № 64-ФЗ). Основными целями закона являются: защита указанных культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы Российской Федерации, а также неправомерной передачи кому бы то ни было; предоставление возможности для ознакомления с указанными культурными ценностями гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки и культуры; создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.

У настоящего закона нелегкая судьба. Его неоднократно отклоняли Совет Федерации и Президент РФ. В конце концов, закон был подписан Президентом РФ, но одновременно Президент обратился в Конституционный суд РФ с запросом о проверке его соответствия Конституции РФ как с точки зрения содержания, так и порядка его принятия палатами Федерального Собрания. Конституционный суд в постановлении от 20 июля 1999 г., признав в целом конституционную законность названного акта, в то же время указал на несоответствие ряда его положений российскому и международному законодательству, главным образом в части обеспечения прав на означенные культурные ценности бывших республик СССР и третьих стран, тоже являющихся жертвами агрессии со стороны Германии и ее союзников. В настоящее время в Государственной Думе ведется работа над новой редакцией закона с учетом замечаний Конституционного суда.

Федеральный закон "О народных художественных промыслах" (06.01.99, № 7-ФЗ) определяет меры по поддержке народных ремесел и направлен на сохранение и развитие народных художественных промыслов.

Федеральным законом "О внесении изменения и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (23.06.99, № 115-ФЗ) вводится норма, гарантирующая право бесплатного посещения музеев один раз в месяц детям до восемнадцати лет.

Целый ряд законов, принятых Государственной Думой в 1996-1999 гг., направлен на решение существующих проблем в такой жизненно важной для всех граждан области, как жилищная политика.

Федеральными законами "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" (17.08.96, № 116-ФЗ) и "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (25.07.98, № 131-ФЗ) предусматривается выделение в бюджетах на предстоящий год отдельной строкой ассигнований на жилищные субсидии северянам. Определяется круг граждан, имеющих право на указанные субсидии. Важное значение имеет норма, в соответствии с которой жилищные субсидии предусмотрены тем гражданам, которые уже выехали из районов Крайнего Севера после 1 января 1992 года. И, наконец, согласно законам, размер предоставляемых гражданину жилищных субсидий должен составлять в зависимости от стажа работы 75-100 % стоимости приобретаемого жилья. В качестве основы определения размера субсидии принимается стоимость 1 метра квадратного жилой площади в регионе вселения.

Федеральный закон "О товариществах собственников жилья" (15.06.96, № 72-ФЗ) регулирует отношения собственности в кондоминимумах, права и обязанности домовладельцев, вопросы организации и деятельности товариществ собственников жилья. Сфера действий закона распространяется на отношения собственности в кондоминимумах и на все товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (21.04.97, № 68-ФЗ) уточняет новые для жилищного законодательства понятия товарищества собственников жилья и кондоминимума, а также обеспечивает дальнейшую правовую регламентацию их деятельности.

Федеральный закон "О внесении изменений в статью 2 закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (28.03.98, № 50-ФЗ) определяет условия передачи вне очереди жилого помещения в собственность несовершеннолетним детям в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнения в Жилищный кодекс РСФСР" (28.03.98, № 45-ФЗ) гарантирует права несовершеннолетних детей-сирот на получение и пользование жилым помещением, оформление жилья в собственность.

Федеральный закон "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (10.02.99, № 29-ФЗ) распространяет права беженцев на получение жилья на вынужденных переселенцев.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (17.06.99, № 113-ФЗ) предусматривает внесение поправки в статью 15 названного Федерального закона, которая продлевает срок доведения размера оплаты жилья и коммунальных услуг до уровня фактических издержек с 10 до 15 лет. Другая поправка связана с тем, что в настоящее время многие главы администраций городов и районов отказывают гражданам в предусмотренных Законом “Об основах федеральной жилищной политики” компенсаций и субсидий, обеспечивающих оплату жилья в пределах социальной нормы. Новая редакция статьи 19 устраняет двойственность толкования этой нормы.

Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (08.07.99, № 152-ФЗ) предусматривает уменьшение размера оплаты за жилье для проживающих в общежитиях путем предоставления им соответствующих субсидий.

Целый ряд законов, принятых Государственной Думой второго созыва, направлены на законодательное решение других вопросов социальной политики, имеющих важное значение для населения.

С целью обеспечить правовую базу для безусловного восстановления и обеспечения сохранности дореформенных сбережений граждан были приняты федеральные законы "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации " (06.07.96, № 87-ФЗ) и "О базовой стоимости необходимого социального набора" (04.02.99, № 21-ФЗ), в соответствии с которыми установлена стоимость базового социального набора с учетом цен ( в государственной и кооперативной торговле) и тарифов 1990 г. в целом по РСФСР в сумме 423 рубля СССР. Эта величина признается базовой стоимостью необходимого социального набора. Принятие указанных законов призвано в будущем обеспечить гражданам возврат их сбережений в размерах, эквивалентных их покупательной способности в ценах 1990 года.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" (28.06.97 № 91-ФЗ) предусматривается дальнейшая конкретизация ряда финансовых вопросов, связанных с выплатой социального пособия на погребение. В частности, устанавливается, что стоимость гарантированного перечня услуг по погребению возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 10-ти минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом на день смерти. Если же в субъекте Российской Федерации эти услуги выше указанной стоимости, то субъект Российской Федерации должен самостоятельно определить порядок и источники их выплаты.

Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (24.11.96, № 132-ФЗ) определены принципы государственной политики, направленные на установление единого рынка туристских услуг, а также порядок использования права граждан на отдых и свободу передвижения.

Среди других законов, принятых в области социальной политики в рассматриваемый период, следует назвать ежегодно принимаемые Государственной Думой законы об утверждении на очередной год (и об исполнении за прошедший год) бюджетов внебюджетных социальных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), также о тарифах страховых взносов в указанные фонды.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис