Аналитика и статистика
весенняя сессия 1998 года
   
    

 

1.2. Экономическая политика

За весеннюю сессию Государственной Думой по блоку экономической политики было принято в первом чтении 15 законопроектов, во втором чтении 25, и 17 в третьем.

В числе этих законов можно отметить следующие наиболее важные для продолжения экономических реформ в Российской Федерации:

В редакциях, предложенных согласительными комиссиями принято десять Федеральных законов, в том числе:

1. “О гидрометеорологической службе”.

2. “О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона “Об акционерных обществах”.

3. “О плате за пользование водными объектами”.

4. “О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации” (об изменении пропорции распределения налога на пользователей автодорог)”.

5. “Об отходах производства и потребления”.

6. “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”.

7. ”О защите экономических интересов Российской Федерации при распоряжении акциями акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства”.

Два отклоненных Президентом кодекса - Градостроительный и Земельный и два Федеральных закона в ранее принятой редакции: ” Об ипотеке” и “Об оценочной деятельности”.

За весеннюю сессию Государственной Думой принят достаточно большой пакет законов, влияющих на инвестиционные процессы в Российской Федерации, в том числе:

“О лизинге”, экономический смысл которого заключается в том, что финансовая аренда, или лизинг, является видом предпринимательской деятельности, связанной с инвестиционной деятельностью и поэтому он нацелен на стимулирование инвестиций.

“Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, направленный на привлечение иностранных инвесторов в Россию и создающий им равные условия и даже благоприятный климат для деятельности.

” Об ипотеке”, создающий возможности для получения кредита под залог имущества и инвестирования его в производство или на другие цели.

“Об оценочной деятельности”, позволяющей через систему независимых оценщиков произвести точный расчет или анализ путей возможного инвестирования средств инвесторов.

“О риэлторской деятельности в Российской Федерации”, способствующей движению капитала при переходе прав собственности на недвижимое имущество.

“Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, устанавливающий основные принципы осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации и способствующий борьбе с затяжным кризисом в нашей экономике на основе запуска процесса подъема производства.

“О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”, регулирующий государственную и общественную защиту прав и интересов инвесторов.

К числу наиболее важных законов, регулирующих общеэкономические проблемы необходимо отнести следующие:

“Об отходах производства и потребления”, способствующий улучшению экологической обстановки на территории России.

На эти же цели направлен закон “Об охране атмосферного воздуха”, весьма актуальной для Российской Федерации проблемы, согласующейся с национальным интересом в области оздоровлении экологической обстановки в стране.

“О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки”, устраняющего негативные явления, имеющиеся в настоящее время на зерновом рынке и обеспечивающий государственный контроль за снабжением населения высококачественными хлебопродуктами.

“О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения”, способствующего увеличению объемов отечественных перевозчиков минимум в два раза, потесненных в настоящее время иностранными.

“Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса”, направленного на предотвращение дальнейшего технического разоружения сельского хозяйства.

“О предпринимательской деятельности в области исследований и использовании космического пространства”, крайне важного для сохранения и функционирования российского космического комплекса, который в настоящее время более чем на 60 процентов финансируется за счет предпринимательской деятельности.

“О защите экономических интересов Российской Федерации”, направленный на защиту предпринимательской деятельности российских организаций и граждан за границей от непомерного вмешательства третьих стран.

“О лицензировании отдельных видов деятельности”, направленный на обеспечение безопасности государства и защиты населения при осуществлении некоторых видов деятельности.

20 мая депутаты одобрили в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации Федеральный закон “О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации”.

Докладывавший по закону Полномочный представитель Президента в Государственной Думе А.А.Котенков напомнил палате, что данный вопрос обсужден депутатами 24 апреля 1998 года и вновь отметил основной довод отклонения - закон расходился с законом “О федеральном бюджете на 1998 год” по срокам введения (статья 78). Закон о федеральном бюджете, установивший соответствующее распределение поступлений в дорожные фонды всех уровней вступил в действие с 1 апреля 1998 года, а закон об изменениях в статью 5 закона о дорожных фондах, принятый раннее Государственной Думой с 1 января 1998 года. Именно, эта коллизия и послужила поводом для отклонения.

Депутаты согласились с доводами и приняли закон в новой редакции, с протокольной записью, согласно которой подобное распределение отчислений действует только в 1998 году и в последующие годы возможен их пересмотр.

22 мая Государственной думой одобрен в редакции специальной комиссии с учетом предложений Президента РФ Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”. Закон был принят Государственной Думой 24.06.97 г. и отклонен Президентом 5.10.97 г. по причинам противоречия некоторых норм закона отдельным положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса и других законодательных актов Российской Федерации.

Комиссия, рассмотрев в общей сложности 66 поправок Президента, по 49 из них выработала согласованные редакции, остальные предложила исключить.

Государственная Дума, рассмотрев представленные комиссией результаты работы над законом, приняла его 247 голосами без воздержавшихся и голосовавших против.

3 июня Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” в редакции предложенной согласительной комиссией, созданной после отклонения Советом Федерации 7 июля 1997 г.

Работа согласительной комиссии не изменила концепцию уравнивающую людей, имеющих возможность приватизировать отдельные квартиры с людьми проживающими в коммунальных квартирах, не умаляя при этом право соседей на заселение высвобождаемых комнат, если они продаются. Закон предоставляет права на приватизацию той категории людей, которые ранее их не имели: это военнослужащие, закрытые городки Министерства обороны, жилые помещения, закрепленные за учреждениями уголовно-исправительной системы Минюста, за учреждениями социальной защиты, закрепленные за государственными заповедниками, национальными и дендрологическими парками, ботаническими садами, государственными природными заповедниками, жилые помещения санаториев, домов отдыха, пансионатов и других санаторно-курортных организаций, объектов наблюдательной сети и гидрометеослужбы, жилые помещения, закрепленные за объектами санитарно-защитных зон.

Нормами закона предусматривается стоимостная компенсация гражданам в случаях, если жилье нельзя приватизировать. Предусмотрена возможность повторной приватизации для людей, покидающих районы Крайнего Севера или потерявших жилье в случае стихийных бедствий.

3 июня Государственная Дума приняла во втором чтении Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый в первом чтении 5.09.97 г. с названием “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”.

В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению было внесено 213 поправок, из которых Комитет Государственной Думы по экономической политике рекомендовал 144 к принятию и 69 к отклонению.

Одновременно работа над поправками привела разработчиков законопроекта к изменению его названия, поскольку старое практически не соответствовало предмету регулирования.

Принятый во втором чтении закон устанавливает основные принципы осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации, предусматривает равные для всех субъектов инвестиционной деятельности в форме капиталовложений права и обеспечивает защиту их интересов, независимо от форм собственности и места регистрации. Закон определяет участие органов государственной власти и местного самоуправления в регулировании этого процесса с главной целью привлечения капиталовложений в экономику России, без которых невозможны ни создание новых предприятий, ни модернизация или техническое перевооружение действующих, что в свою очередь должно помочь справиться с затяжным кризисом в нашей экономике на основе запуска процесса подъема производства.

5 июня Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, направленный на обеспечение безопасности государства и защиты населения при осуществлении некоторых видов деятельности. Закон устанавливает перечень 208 видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также механизм лицензирования, размеры платы за рассмотрение заявления и лицензионный сбор. Закон обеспечивает прежде всего единое экономическое пространство, единый рынок, единую нормативную базу и единое правовое поле, единство перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию и единство порядка лицензирования на территории всей Российской Федерации. Устанавливается ответственность государства за деятельность лицензионных органов, участие органов власти всех уровней в лицензировании, а главное - экстерриториальность действия закона.

5 июня Государственная Дума приняла во втором чтении Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем” и Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем”

На редакцию закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем” принятого в первом чтении поступило 171 поправка. Докладывавший по данному законопроекту Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности В.И.Илюхин доложил предложение комитета о принятии 95 поправок и 76 к отклонению.

В ходе обсуждения Представитель Президента в Государственной Думе А.А.Котенков, депутат Медведев П.А. предложили из числа отклоненных поправок девять проголосовать отдельно. Основная дискуссия развернулась по поправке, касающейся замены понятия доходов, полученных незаконным путем на доходы полученные преступным путем. Депутаты не согласились с предложениями Представителя Президента и приняли предложение комитета об отклонении перечисленных поправок, кроме одной, касающейся включения в текст закона об обязанности должностных лиц, которым в силу служебных полномочий стала известна информация, составляющая банковскую или коммерческую тайну, сохранять ее в режиме тайны и нести соответствующую ответственность по российскому законодательству.

Законопроект был принят во втором чтении.

Без обсуждения были приняты таблицы поправок к Федеральный закону “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем”.

Изменения и дополнения внесены в Уголовный кодекс, в Закон РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР”, в Закон Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции”, в Федеральные законы “О рынке ценных бумаг” и “О банках и банковской деятельности”, в Таможенный кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, всего в семь законодательных актов, действующих в Российской Федерации.

Однако, в связи с тем, что 26 июня Государственная Дума не приняла Федеральный Закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем” в третьем чтении, Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем” возвращен ко второму чтению.

10 июня Государственная Дума приняла, отклоненный 13 марта с.г. Советом Федерации Федеральный закон, “О защите экономических интересов Российской Федерации при распоряжении акциями акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства”.

С принятием данного закона Государственная Дума фактически устанавливает прямой депутатский контроль над приватизацией крупных объектов госсобственности. Как следует из текста закона, правительство вправе выбирать любой способ управления акциями предприятий, но только после утверждения специального федерального закона по каждому объекту. Вместо 2861 акционерного общества согласительная комиссия палат парламента оставила в списке стратегически важных объектов 737. В их числе: все нефтехимические предприятия, предприятия оборонного значения, хладокомбинаты, золотопромышленные предприятия и ряд других. В частности - “Лукойл”, “Транснефть”, Тюменская нефтяная компания, “Роснефть”, РАО”Газпром”, РАО”ЕЭС России”, “Совкомфлот”, Сбербанк и Внешторгбанк.

Также 10 июня Государственная Дума одобрила в ранее принятой редакции второй, отклоненный на этот раз Президентом, федеральный закон по экономической направленности, “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.

С докладом по закону выступил Полномочный Представитель Президента в Государственной Думе А.А.Котенков, изложивший основные аспекты отклонения закона, заключающиеся в несоответствии его некоторых норм Конституции Российской Федерации и нормам Гражданского кодекса. В частности он обратил внимание, что часть вторая статьи 1, рассматриваемого федерального закона, устанавливает, что субъектам Российской Федерации предоставляется право регулировать оценочную деятельность в отношении объектов гражданских прав, находящихся на их территориях, в части, не противоречащей федеральным законам.

Данное положение предусматривает возможность регулирования оценочной деятельности в зависимости не от единства принципов, установленных на всей территории Российской Федерации, а в зависимости от местонахождения объекта права, что противоречит статье 8 Конституции, устанавливающей, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства.

Кроме того, вводится критерий, по которому имущество одной формы собственности подлежит различному регулированию в зависимости от местонахождения этого имущества, что нарушает статьи 1 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

А.А.Котенков отметил и другие несоответствия, в том числе, нарушающие принципы международного права.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности И.Д.Грачев отметил, что с поправками Президента комитет согласен на 95 процентов и более того практически согласован, но отсутствие подписи на протоколе согласования и девятимесячная задержка начала работы представителя Президента в работе согласительной комиссии вынуждает выносить закон на рассмотрение Государственной Думы с предложением о преодолении вето. В дальнейшем, как заверил И.Д.Грачев, комитет согласен продолжить работу по данному закону и представить согласованные изменения и дополнения в уже сентябре этого года.

Депутаты согласились с предложением Комитета и преодолели вето Президента Российской Федерации 380 голосами.

10 июня Государственная Дума приняла во втором чтении и 26 июня в третьем Федеральный закон “О государственном контроле за качеством и рациональным зерна и продуктов его переработки”, доработанный с учетом замечаний Президента, Правительства Российской Федерации и ряда субъектов законодательной инициативы страны.

Из 130 полученных поправок Комитет по аграрным вопросам предложил принять 97 и отклонить 33.

Принятие закона позволит устранить негативные явления, имеющиеся в настоящее время на зерновом рынке, обеспечить государственный контроль за снабжением населения высококачественными хлебопродуктами, обезопасив тем самым здоровье российских граждан.

Кроме того, экономическая целесообразность реализации данного закона состоит в том, что только за счет упорядочения лицензирования под контролем государства деятельности в хлебообороте и создания совместно с налоговой службой базы данных о выданных лицензиях позволит ежегодно увеличить денежные поступления в бюджеты всех уровней как минимум до 10 - 15 миллиардов новых рублей.

10 июня Государственная Дума приняла во втором чтении проект Федерального закона “Об охране атмосферного воздуха”, доработка которого после первого чтения продолжалась полтора года. Всего на проект закона поступило 330 поправок, из которых Комитет по экологии предложил принять 263 и отклонить 67.

Для Российской Федерации, проблемы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха актуальны и в значительной степени согласуются с национальными интересами в оздоровлении экологической обстановки в стране.

Закон станет законодательной базой для снижения выбросов вредных веществ в атмосферу путем введения высокоэффективных методов очистки и перехода на малоотходные или безотходные технологии.

Предусматривается также сертификация топлив, введение технических нормативов для технологических процессов, оборудования, транспортных и иных передвижных средств и установок в расчете на единицу материальных показателей. Такой подход будет стимулировать применение наиболее совершенных с экологической точки зрения технологий. Он реализован во многих странах мира. Несомненно закон станет правовой базой восстановления и сохранения качества атмосферного воздуха в Российской Федерации.

11 июня обсуждался закон “О внесении изменения в статью 59 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” (об увеличении срока преобразования обществ с ограниченной ответственностью в акционерные общества). Докладчик по законопроекту Председатель Комитета Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности П.Г.Бунич, сообщил о том, что закон создаст для разных по структуре и численности обществ специфические трудности при преобразовании. Некоторым необходимо увеличить численность, другим увеличить капитал и поэтому предприятия просят, чтобы им дали еще отсрочку на полгода и они реорганизуются в акционерные общества открытого или закрытого типа, в кооперативы.

Поэтому Комитет предложил принять данный законопроект, в котором его продлевается срок его действия на полгода - до 1 января 1999 года.

Депутаты поддержали это предложение и приняли закон сразу в трех чтениях.

17 июня Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “О пчеловодстве”, имеющего особое значение потому, что в настоящее время пчеловодством занимаются более 500 тысяч семей в России.

Законодательство о пчеловодстве действует практически во всех странах и связано это с тем, что помимо использования продукции пчеловодства в пищевой, фармацевтической и косметической промышленностях, особая роль его неоценима в повышении урожайности как культурных, так дикорастущих растений.

Отсутствие единого законодательного акта в России приводило к тому, что в ряде регионов не принимались какие-либо меры, способствующие развитию пчеловодства, а даже наоборот: с пчеловодов старались взять дополнительные налоги, не предоставляли участков для организации стационарных и кочевых пасек, отсутствовали меры по защите пчел и другое.

Нормами данного закона предоставлено право заниматься пчеловодством любому гражданину, при единственном ограничении медицинского характера. Деятельность в этой сфере отныне практически не лицензируется, однако устанавливаются права и основы деятельности по разведению, содержанию пчел и использовании их для опыления энтомофильных культур.

18 июня принят втором чтении Федеральный закон “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения”, принятый в первом чтении под названием “О международных автомобильных перевозках и ответственности за нарушение правил таких перевозок”, что справедливо, поскольку с 1991 года на территории России фактически отсутствует именно государственный контроль за перевозками, в том числе иностранными.

В результате отечественный перевозчик потерял объемы, потеснен иностранными компаниями. Принятие данного закона позволит увеличить объемы отечественных перевозчиков минимум в два раза.

К закону поступило 103 поправки, из которых по предложению комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике приняты 84, а следом и сам закон.

18 июня Государственная Дума приняла во втором чтении Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, являющийся фактически новой редакцией закона, действующей с 1991 года. Принятый в феврале в первом чтении в феврале 1997 года закон прошел длительную подготовку из-за юридической сложности экономических отношений, которые должны регулировать право, а также тем обстоятельством, что требовалось оценить все предложения, связанные с инвестиционным климатом в России в отношении иностранных инвесторов. Закон призван создать условия для того, чтобы иностранные инвесторы проявляли заинтересованность в инвестировании в российскую экономику.

Законы о регулировании иностранных инвестиций являются органической частью национальных законодательств в хозяйственной сфере и присущи всем современным развитым странам.

Необходимость принятия данного закона связана с тем, что в настоящее время действует новая Конституция и новый Гражданский кодекс. В 1992 году Россия подписала Сеульскую конвенцию о поддержке иностранных инвестиций с условием ее ратифицикации. Подписана Россией также Вашингтонска конвенция об арбитраже, связанная с иностранными инвестициями. В марте 1994 года Межпарламентская Ассамблея приняла Основы регулирования инвестиционной деятельности в странах СНГ, в котором содержится 12 модельных статей для построения аналогического законодательства в государствах, вошедших в СНГ.

Кроме того наше стремление войти во Всемирную торговую организацию также требует необходимости внесения необходимых законодательных норм по иностранным инвестициям.

Все перечисленные действующие юридические и экономические обстоятельства вынудили дать новую редакцию действующего сегодня закона.

Предлагаемый законопроект решает три принципиальных вопроса.

Первый вопрос - это вопрос о национальном режиме. Иначе: предоставляется инвестору или нет правоотношения, которые распространяются на предпринимателей, инвесторов, резидентов. То есть в законе утверждается положение о национальном режиме в форме нормы регулирующей отношения инвестора на нашем рынке.

Второй вопрос - принцип недискриминации. Он заключается в том, что любой инвестор будет пользоваться равными правами на нашей территории, независимо от страны происхождения или от источника происхождения.

Третий вопрос связан с гарантиями, которые предоставляются иностранным инвесторам. Вопрос о гарантиях является принципиальным. Первейша гарантия, которую обычно требуют инвесторы, - это гарантия невмешательства в деятельность при совершении должным образом оформленных инвестиционных соглашений.

Следующая по значению гарантия - гарантия от экспроприации, конфискации или равных этим действиям актов.

Следующая гарантия - стабилизационная, согласно которой инвестор имеет право добиваться в судебном порядке восстановления условий хозяйствования, которые предшествовали его приходу или были в момент его прихода при условии, что произошли те или иные изменения в законодательстве, ухудшающие его хозяйственные показатели.

В ходе подготовки закона ко второму чтению в него внесено концептуальное уточнение чрезвычайно важное для всякого иностранного инвестора: а каков правовой режим, в котором он будет действовать, переходя на ту или иную национальную территорию?

В редакции первого чтения в законопроекте была запись и о равных условиях. Разработчики закона сочли ее не совсем адекватной тем реальным экономическим и правовым отношениям, которые складываются в настоящее время. Поэтому введено новое уточняющее определение: “ иностранный инвестор получает благоприятные условия, чем российские субъекты предпринимательской деятельности”.

На редакцию закона принятую в первом чтении поступило 246 поправок, из которых по предложению Комитета по экономической политике депутаты приняли 206 и отклонили 40.

18 июня во втором чтении рассматривался проект федерального закона “Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса”.

В первом чтении он был принят 17 сентября 1997 года и направлен субъектам права законодательной инициативы, которые приняли активное участие в его обсуждении. На законопроект получено 53 заключения, в том числе от половины законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Наиболее серьезные поправки поступили от Президента Российской Федерации, от Правительства России, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся несоответствия отдельных статей законопроекта Конституции Российской Федерации и некоторым другим федеральным законам.

Участие в доработке законопроекта ко второму чтению приняли депутаты Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, который является соисполнителем данного федерального законопроекта.

Предполагается, что принятие данного законопроекта поможет упорядочить взаимоотношения среди участников инженерно-технической системы агропромышленного комплекса, будет способствовать созданию в ближайшей перспективе хорошей законодательной базы в этой области, а главное, даст возможность прекратить техническое разоружение сельского хозяйства, хозяйственных товаропроизводителей.

Депутаты поддержали принятие данного законопроекта.

19 июня Государственная Дума приняла во втором чтении Федеральный закон “О лизинге”.

Лизинговые отношения в России развиваются бурными темпами. В настоящее время они имеют место в аграрном секторе, в авиации и в других сферах деятельности, т.е. сама практика явно опережает возможности правового регулирования. Правительство и Президент заполняют эту правовую нишу указами и постановлениями.

Основная задача законопроекта. В статье 625 главы 34 второй части Гражданского кодекса содержится прямое указание на то, что имеются определенные особенности имущественного найма, а также особенности, возникающие из различия видов имущества, которое передается в найм, и прямо указывается на такие виды, как прокат, аренда транспортных средств, аренда предприятий, а также содержится параграф “Финансовая аренда”, т.е. лизинг.

Однако анализ сегодняшнего положения показывает, что нормы 625 статьи Гражданского кодекса не решают все проблемы правового регулирования лизингового оборота и поэтому есть настоятельная необходимость в создании специального закона.

Экономический смысл законопроекта заключается в том, что финансовая аренда, или лизинг, является видом предпринимательской деятельности, связанной с инвестиционной деятельностью и поэтому он нацелен на стимулирование инвестиций.

Если рассмотреть характер взаимоотношений, возникающих при финансовой аренде, то очень легко обнаружить, что между двумя возможными агентами рынка - продавцом и покупателем при определенных обстоятельствах может возникнуть третий агент отношений. Агент, способный осуществить инвестирование, но в своеобразной форме. В какой? Он по заказу покупателя или потребителя целевым образом приобретает за собственный счет и на свою собственность у изготовителя или другого собственника имущество и передает первому на время под оплату во владение или в пользование. Таким образом, складывается тот треугольник, который позволяет сегодня решить некоторые проблемы инвестирования по лизинговой схеме.

В законопроекте расписаны меры государственной и отраслевой поддержки лизинга (аграрный сектор и авиация).

За почти двухгодичный срок подготовки законопроекта ко второму чтению на него поступило 113 поправок, в том числе от Правительства, Высшего Арбитражного Суда и других субъектов законодательной инициативы. 51 поправка по предложению Комитета по экономической политике депутатами приняты и 62 отклонены.

Также 19 июня принят во втором чтении Федеральный закон “О предпринимательской деятельности в области исследований и использовании космического пространства”. Необходимость принятия данного закона обусловлена тем обстоятельством, что отношения субъектов космической деятельности с государством имеют особый специфический характер, определяемыми международными договорами и международными обязательствами Российской Федерации, в силу чего само понимание предринимательской деятельности в космическом пространстве не может в полном объеме соответствовать определению данному Гражданским кодексом. В законопроекте реализована регулирующая и контролирующая роль государства при осуществлении предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства, не входя в противоречие с действующими законодательными актами Российской Федерации.

Закон крайне важен для сохранения и функционирования российского космического комплекса, который в настоящее время более чем на 60 процентов финансируется за счет предпринимательской деятельности.

На первую редакцию поступило 116 поправок , в том числе от Президента Российской Федерации. 109 поправок приняты и 7 отклонены депутатами.

19 июня в первом чтении депутатами был принят закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации “О науке и государственной научно-технической политике” (о внебюджетных фондах для финансирования научно-исследовательских и экспериментальных разработок).

В тексте закона предлагается в статье 15 пункт 8 вместо слов: “в установленном порядке”, изменить на “определяется Правительством Российской Федерации”. Речь идет о внебюджетных фондах. Заключение Правительства дано положительное. Согласован вопрос с президентским представителем. 23 субъекта Федерации поддержали это предложение.

24 июня при весьма активной поддержке депутатов в третьем чтении был одобрен закон с учетом предложений Президента РФ “Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)”.

В течение двух недель напряженной работы согласительной комиссии удалось согласовать все позиции и устранить те основания, по которым Президент Российской Федерации отклонил данный законопроект, при этом внесены изменения в 12 статей закона “Об особенностях правового положения акционерных обществ работников”. Внесено в общем 22 поправки, которые позволили не только устранить замечания Президента, но и соотнести данный закон с законом об акционерных обществах. В связи с чем отпала необходимость о внесении изменений в закон “Об акционерных обществах”.

В законе речь идет о сужении числа коммерческих организаций, которые могут преобразовываться в народные предприятия. Комиссия пошла навстречу Президенту в этом вопросе и считает, что в этой новой формуле, где говорится о том, что нельзя преобразовывать открытые акционерные общества, где работникам принадлежит не менее 49 процентов уставного капитала, закон будет полезен.

Усиливается механизм защиты интересов акционеров. Кроме того, комиссия согласилась с ограничением численности работников преобразуемых организаций до 5 тысяч человек.

Попытка ввести особый механизм регулирования трудовых отношений была снята. Теперь жизнь акционерных обществ работников народных предприятий будет регулироваться полностью в соответствии с действующим КЗоТ.

24 июня Государственная Дума приняла в первом чтении Проект Федерального закона “О защите экономических интересов Российской Федерации”, направленный на защиту предпринимательской деятельности российских организаций и граждан за границей от непомерного вмешательства третьих стран.

Закон подготовлен к первому чтению с учетом замечаний Правительства и комитетов Государственной Думы. Появление закона напрямую связано с принятием США закона Хелмса - Бертона “О свободе Кубы и демократической солидарности”, который ужесточает экономическую блокаду Республики Куба и содержит нормы противоречащие международному праву и ставит политику США выше экономической политики других стран и запугивает иностранных инвесторов вкладывать инвестиции в кубинскую экономику, интернационализиру тем самым экономическую, торговую и финансовую блокаду Кубы.

На закон Хелмса - Бертона негативно отреагировало Европейское сообщество в целом, Канада, Мексика, и ряд других стран, которые законодательно защитили своих предпринимателей от вмешательства третьих стран в их торгово-экономические отношения.

Проект данного закона разработан в соответствии с рекомендациями Государственной Думы, изложенными в заявлении на указанный выше закон США, с целью выработки законодательных мер по ограждению российских организаций, поддерживающие торгово-экономические отношения с другими странами, от вмешательства третьих стран.

24 июня Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона ”О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг”.

Внесение данных изменений и дополнения обусловлена необходимостью приведения закона в соответствие:

В соответствии с Руководством ИСО/МЕК 2 ”Стандартизаци и смежные виды деятельности - Общий словарь” вводится определение “Сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация письменно удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям”.

Предложенная формулировка позволит привлечь к работам по обязательной сертификации наиболее компетентные организации - научно-исследовательские институты, которые в условиях рыночной экономики изменили свой статус и, в силу решения Арбитражного суда Российской Федерации, при действующей правовой норме не могут быть аккредитованы в качестве органов по обязательной сертификации.

Кроме того, для более гибкого подхода к подтверждению соответствия продукции и услуг не только третьей стороной, допускается подтверждение соответствия посредством декларации изготовителя (продавца, исполнителя) о соответствии продукции установленным требованиям в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации. Введение такой нормы будет способствовать снижению затрат на обязательную сертификацию, что в свою очередь ускорит товарооборот без увеличения риска проникновения на внутренний рынок опасной продукции.

На первую редакцию закона, принятую 18 марта, поступило 35 отзывов, содержащих 55 поправок, из которых 14 приняты депутатами, а остальные отклонены.

26 июня Государственная Дума приняла во втором чтении Федеральный закон “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”, принятый 18 марта в первом чтении под названием “О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг”, внесенный Правительством Российской Федерации совместно с депутатами Государственной Думы и разработанный в соответствии с идеологией “Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”, утвержденной Указом Президента от 01.07.96 г. №1008.

Главная цель законопроекта - обеспечение государственной и общественной защиты прав и интересов инвесторов. Основной упор сделан на защиту наиболее неискушенной группы инвесторов - индивидуальных инвесторов (физических лиц) для создания благоприятных условия по привлечению средств последних.

Законопроект обеспечивает комплексный подход к решению проблемы защиты инвесторов и акционеров в развитие Федеральных законов “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”, создает полновесные предпосылки к действительному росту инвестиций в экономику России, а в перспективе к росту благосостояния всего населения страны, и направлен на:

создание государственных гарантий для свободного осуществления инвестиций в ценные бумаги российских эмитентов;

предоставление гражданам компенсаций и иных форм возмещения ущерба, причиненного противоправными действиями в сфере рынка ценных бумаг;

пресечение незаконной деятельности, связанной с эмиссией и обращением ценных бумаг в России, включая меры по недопущению деятельности финансовых “пирамид” и введение гражданско-правовых способов пресечения эмиссии суррогатов ценных бумаг.

Однако, следует отметить, что нормы законопроекта не распространяются на сферу банковских услуг, в том числе по привлечению вкладов населения.

При доработки проекта ко второму чтению были учтены замечания и предложения Президента, Правительства и Совета Федерации, В частности, нормы закона, касающиеся защиты прав и законных интересов индивидуальных инвесторов распространяются также и на юридических лиц. В закон также включены нормы по ограничению эмиссии ценных бумаг некоммерческими организациями, а также меры ответственности для подписавших проспект эмиссии ценных бумаг, независимых оценщиков и аудиторов.

26 июня во втором чтении рассматривался законопроект “О проекте федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный законО соглашениях о разделе продукции”( в части определения критериев отбора участков недр). Председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию А. Ю. Михайлов доложил о том, что текст закона учитывает все последние изменения и решения, принятые межфракционной комиссией по рассмотрению вопросов о соглашениях о разделе продукции. Депутаты весьма активно обсудили многие изменения и поправки, которые были внесены в текст законопроекта и проголосовали за его принятие.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис