Аналитика и статистика
весенняя сессия 1998 года
   
    

 

1. Итоги работы Государственной Думы за январь-июнь 1998 г. (информационно-аналитический обзор)

1.1. Государственное строительство и конституционные права граждан

За весеннюю сессию 1998 года по проблемам государственного строительства и конституционных прав граждан рассмотрен ряд важных законопроектов, включая отклоненные Советом Федерации или Президентом.

Большинство принятых законопроектов уточняют и конкретизируют существующие правовые нормы. Внесены дополнения и изменения в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (14 января, 14 мая 1998 г.), в Уголовный кодекс Российской Федерации (26 декабря 1997 г., 22 апреля 1998 г.), Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (11 марта 1998 г.), Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (14 мая 1998 г.), в Закон РСФСР “О судоустройстве” (14 мая 1998 г.), в ряд федеральных законов.

Самостоятельные законопроекты, рассмотренные в весеннюю сессию, касаются ряда принципиальных проблем государственного строительства и осуществления конституционных прав граждан. Среди них: “О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера” - 16 марта 1998 г., второе чтение, “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” - 20 февраля 1998 г., “Об экологической экспертизе” - 13 марта 1998 г., “О создании и упразднении некоторых районных судов” - 3 июня 1998 г., “Об органах судейского сообщества” - 11 июня 1998 г., первое чтение.

В начале весенней сессии (14 января 1998 г.) был принят (в первом чтении) ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”.

На заседании 22 апреля 1998 г. этот законопроект рассмотрен во втором чтении.

При этом отмечалось, что анализ правоприменительной практики, накопленной после принятия законопроекта в первом чтении, показал, что конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления нарушаются в результате неназначения выборов органов местного самоуправления уполномоченными органами или должностными лицами, упразднения, объединения или преобразования муниципальных образований в порядке, противоречащем законодательству, неправомерного упразднения органов местного самоуправления.

В законопроекте, представленном ко второму чтению, закрепляются правовые нормы, позволяющие гражданам, общественным объединениям, а также прокурорам путем обращения в суд восстанавливать право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях его нарушения. Этот законопроект принят в третьем чтении 20 мая 1998 г. без обсуждения.

Среди принятых законодательных актов выделяется своей значимостью Федеральный закон “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” (докладчик депутат Е.Б.Мизулина). Этот закон был принят Государственной Думой 19 ноября 1997 года и отклонен Советом Федерации 3 декабря 1997 года. Принципиальным изменением, которое предложила внести в принятый Государственной Думой закон согласительная комиссия палат Федерального Собрания, является исключение нормы о молчаливом одобрении поправок к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно этой норме в законе было предусмотрено, что если половина субъектов Федерации в лице своих представительных органов вынесла решение об одобрении поправок к Конституции, а остальные субъекты Федерации не высказали своего официального отношения к законопроекту о поправках, то будет считаться, что до двух третей законодательных органов субъектов Федерации по существу одобрили данную поправку к Конституции. Наличие такой нормы в законе вызывало активные возражения Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации и ряда депутатов Государственной Думы. Изъятие ее должно устранить существующие препятствия для одобрения и введения в действие закона. Согласно редакции согласительной комиссии, Федеральный закон о поправках к Конституции Российской Федерации должен считаться одобренным при наличии официальных письменных решений не менее чем двух третей законодательных органов субъектов Федерации. После обсуждения предложенного варианта Государственная Дума 6 февраля 1998 г. приняла этот вариант в качестве новой редакции закона. Вступление этого закона в силу позволит Государственной Думе начать работу над проектами законов о поправках к Конституции Российской Федерации, внесенными на ее рассмотрение.

Большим событием в жизни Государственной Думы стала разработка нового Регламента Государственной Думы.

Новый Регламент Государственной Думы, принятый 22 января 1998 года по докладу руководителя рабочей группы С.П.Горячевой, является по сути дела частично измененной редакцией предыдущего Регламента палаты. В пояснительной записке к проекту говорится, что в новом Регламенте “по возможности сохранена преемственность основных положений действующих регламентных норм”. Изъятий положений из действующего Регламента, по сравнению с дополнениями в него, сравнительно немного.

Наиболее существенно изменены (дополнены) главы, определяющие компетенцию Председателя и заместителей Председателя Государственной Думы (гл.1), Совета Государственной Думы (гл.2), депутатских объединений (гл.3), порядок проведения заседаний Государственной Думы (гл.5), обеспечения деятельности Государственной Думы (гл.9), порядок голосования и принятия решений (гл.10), законодательную процедуру (раздел III) (за исключением рассмотрения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации (гл.16), порядок рассмотрения вопросов, связанных с доверием Правительству Российской Федерации (гл.18), назначением на должность и освобождением от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (гл.19), взаимоотношениями Государственной Думы и Банка России (гл.21), обращение в Конституционный Суд Российской Федерации (раздел VI), а также заключительные положения (раздел VII). Проект был дополнен новой главой (24) “Порядок назначения на должность членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации”.

В Регламенте в значительной степени учтены многочисленные процедуры, применяющиеся в реальной практике Государственной Думы, но не предусмотренные прежним Регламентом. Например, в компетенцию Председателя Государственной Думы (ст.11) было включено полномочие, осуществляемое им на практике, но не зафиксированное в прежнем Регламенте, направить поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения и в комитеты Государственной Думы в соответствии с вопросами их ведения.

Серьезные изменения претерпела законодательная процедура. Более детально описаны стадии законодательного процесса, в необходимых случаях указаны субъекты - участники законодательного процесса, определены сроки работы органов Государственной Думы с законопроектами. В частности определено, что если по окончании голосования по поправкам, законопроект не принимается во втором чтении, то он возвращается на доработку в ответственный комитет. После его повторного рассмотрения возможно возвращение законопроекта к процедуре первого чтения.

В текст Регламента включены отдельные положения федеральных конституционных и федеральных законов, регламентирующих процедурные и иные вопросы деятельности Государственной Думы (ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”, ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, ФЗ “О международных договорах Российской Федерации”, ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации” и некоторых иных).

Регламент был существенно переработан с точки зрения соответствия его положений правилам юридической техники. Унифицированы термины, используемые в проекте, даны определения некоторым понятиям (например, таким как “порядок проведения заседания”, “мотивы голосования”, “лингвистическая экспертиза”), в необходимых случаях приведены отсылки на соответствующие законы (отдельные их части, статьи), используются сокращения, облегчающие чтение текста и т.д.

В новом Регламенте в большей степени, чем в прежнем, урегулированы такие парламентские функции, как контрольная и представительная. Так, в ст.ст.41, 47, 93 вводится достаточно подробная регламентация процедуры реализации такой важной формы парламентского контроля, как запрос депутатов Государственной Думы (парламентский запрос). А в ст.42 в полном соответствии со ст.94 Конституции Российской Федерации (“Федеральное Собрание ... является представительным и законодательным органом Российской Федерации”) регламентируется порядок проведения “часа заявлений”, во время которого могут выступать представители депутатских объединений, комитетов, комиссий и депутатов по актуальным для них темам.

Подготовка проекта нового Регламента осуществлялась специальной рабочей группой, сформированной из представителей всех депутатских объединений под председательством одного из заместителей Председателя Государственной Думы и с привлечением специалистов Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Опыт показал, что данный вариант организации работы над новым Регламентом палаты позволил уже на подготовительной стадии максимально учесть и согласовать позиции депутатских объединений.

18 февраля Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении дополнения в Закон Российской Федерации “О закрытом административно-территориаль-ном образовании”, касающийся регистрации организаций, основная деятельность которых осуществляется вне границ закрытого административно-территориального образования. В законе дано поручение Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок утвердить положение о регистрации подобных организаций и привести в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее принятые нормативные правовые акты.

20 февраля депутаты приняли Федеральный закон “Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации”, который определяет понятия территориальной целостности Российской Федерации, вооруженного конфликта, внутренней угрозы, агрессии, вторжения и других видов нарушения территориальной целостности и государственного суверенитета Российской Федерации, а также закрепляет общие положения по обеспечению территориальной целостности России всеми находящимися в ее распоряжении средствами в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций в порядке осуществления неотъемлемого права Российской Федерации на индивидуальную или коллективную самооборону.

В законе подчеркивается, что в случае угрозы в мирное время территориальная целостность обеспечивается политическими, дипломатическими, экономическими, правовыми, организационными, судебными и иными мерами в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством и международными договорами.

В законе также закреплены принципы принятия иностранного государства или включения части территории иностранного государства в состав территории Российской Федерации и разрешения территориальных споров между субъектами Российской Федерации.

4 марта на пленарном заседании Государственной Думы принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, в котором уточнены положения статей действующего Закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, связанные с соблюдением визового режима и порядка получения разрешения на въезд на территорию России для занятия трудовой деятельностью.

Закон также устанавливает порядок и сроки оформления и выдачи паспорта гражданам Российской Федерации, покидающим ее территорию для проживания за рубежом, командированным и несовершеннолетним гражданам Российской Федерации, государственным должностным лицам, дипломатам, государственным должностным лицам федеральной государственной службы, государственным федеральным служащим и сопровождающим их лицам, а также морякам.

Во втором чтении 4 марта Государственной Думой принят проект федерального закона “О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”. Этот законопроект направлен на разрешение ситуации неподписания Президентом Российской Федерации федеральных конституционных законов, а также федеральных законов, повторно принятых Федеральным Собранием после отклонения их Президентом Российской Федерации. Проблема заключается в фактическом несоблюдении Президентом Российской Федерации норм части 3 статьи 107 и части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации. Таким образом, отлагательное вето главы государства, предусмотренное Конституцией, превращается в абсолютное, что никак не соответствует основам конституционного строя нашей страны. Так как Конституция не определяет правил выхода из такой ситуации, депутаты Государственной Думы пришли к выводу о необходимости разрешения проблемы через изменение порядка опубликования федеральных конституционных законов и федеральных законов. Суть предлагаемого законопроекта, внесенного депутатом Государственной Думы Е.Б.Мизулиной, заключается в установлении правила направления закона для опубликования Председателем Совета Федерации - в тех случаях, когда Президент Российской Федерации не подписал закон и не направил его для официального опубликования в установленный срок.

11 марта депутаты одобрили в третьем чтении проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации”.

Все поправки, предлагаемые в качестве изменений и дополнений, условно можно разбить на три группы. Первую группу составляют те предложения, которые уточняют указания, содержащиеся в Уголовно-исполнительном кодексе, вторую группу - те, которые направлены на устранение противоречий между Уголовно-исполнительным кодексом и принятыми позднее законами об исполнительном производстве и о судебных приставах. И наконец, третья группа изменений - это введение в кодекс контроля за условно-досрочным освобожденными из мест лишения свободы, который ранее этим кодексом не предусматривался.

Во втором чтении 11 марта принят проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации” (по вопросам уточнения формулы вины и другим вопросам). Законопроектом вносятся также изменения в ст.194 и ст.198-199, касающиеся уклонения от уплаты таможенных платежей с организаций или физических лиц и уклонением от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды с физических лиц или организаций.

В первом чтении 18 марта принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, который вступил в силу 30 сентября 1997 года.

В действующий закон вносятся следующие основные изменения.

Уточнены положения, при которых общественное объединение является политическим общественным объединением (политическая партия, политическая организация, политическое движение), а также условия, при которых последнее получает права избирательного объединения: указано, что не позднее чем за один год со дня голосования должен быть зарегистрирован не вообще его действующий устав (как сказано в принятом законе), а устав либо изменения и дополнения в нем, содержащие определение основных целей объединения, которое отвечает требованиям закона в части придания общественному объединению статуса политического.

Для пресечения злоупотреблений и нарушений, получивших заметное распространение при проведении некоторых выборов в последнее время, введены положения, требующие четкой и оперативной реакции избирательных комиссий и правоохранительных органов на заявления и сообщения о нарушениях закона.

Более четко определен порядок проверки подписей избирателей в поддержку кандидатов и списков кандидатов: установлено, что кандидату, избирательному объединению должно предоставляться право представлять в избирательные комиссии сверх требуемого законом качества подписей избыток подписей не менее (а не более, как в действующем законе) 15 процентов от этого числа; установлен минимум проверяемого массива подписей (в случае выборочной проверки), верхние и нижние границы числа отбракованных подписей, при которых избирательная комиссия отказывает в регистрации.

В законе также введена норма, согласно которой кандидат, победивший на выборах, не может получить удостоверения об избрании до тех пор, пока он не сложил полномочий, не совместимых со статусом депутата, а в случае повторных выборов по вине кандидата, не сложившего указанных полномочий, он должен возместить бюджетные расходы по проведению таких выборов.

На том же пленарном заседании, 18 марта, по докладу В.Л.Шейниса (“Яблоко”) был принят в первом чтении связанный с предыдущим законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общественных объединениях”.

Предлагаемые к введению в действующий Федеральный закон понятия “политическая партия”, “политическая организация”, “политическое движение” позволяют в законодательстве о выборах более четко прописать нормы об организации избирательной компании, выделении тех ее участников, за которыми избирательное законодательство закрепляет соответствующие права и обязанности, позволяет провести четкую черту между политическими и неполитическими общественными объединениями.

Оба эти законопроекта приняты во втором чтении 17 июня 1998 г.

3 апреля Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.

С докладом по данному закону выступил депутат И.И.Никитчук (КПРФ). Он отметил, что данный закон обсуждался на пленарном заседании Государственной Думы и практически единодушно был принят во втором чтении. Данный законопроект закрепляет преимущественное право депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации выступать по вопросам парламентской деятельности в средствах массовой информации, в том числе и в муниципальных. Тем самым гарантируется право депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации на непосредственное общение со всеми избирателями, а также конституционное право наших избирателей получать из первых уст объективную информацию о работе парламента и о деятельности конкретных депутатов.

Важное место в законотворческой деятельности Государственной Думы за прошедший период занимали вопросы местного самоуправления.

20 марта ратифицирована Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г. (см.раздел 1.6).

8 апреля депутаты приняли Федеральный закон “Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации”. С докладом по предложенному законопроекту выступил председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления А.А.Поляков. Ввиду того, что данный законопроект тщательно рассматривался в первом и во втором чтениях, А.А.Поляков остановился на статье 11 закона, вызвавшей дискуссию при принятии в третьем чтении. Эта статья запрещает главам местных администраций избираться депутатами областного уровня. А.А.Поляков отметил, что при рассмотрении законопроекта в первом и втором чтениях Комитет выходил с предложением, которое заключается в том, что главы местных администраций могли избираться депутатами областного уровня. Однако по предложению большинства депутатских объединений, в том числе КПРФ, ЛДПР, “Народовластия” с учетом неоднозначного мнения членов самого Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, это положение было исключено. Таким образом, глава местного самоуправления, согласно принятому закону, не имеет права быть депутатом областного уровня.

13 мая 1998 года Государственная Дума рассмотрела Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (в связи с отклонением Советом Федерации).

С докладом по данному закону выступил первый заместитель Председателя Государственной Думы В.А.Рыжков. Он напомнил депутатам о том, что данный закон имеет давнюю историю. Закон принимался Государственной Думой прошлого созыва, но был отклонен Президентом Российской Федерации.

6 мая 1997 г. Закон был принят Государственной Думой вновь, но 11 июня 1997 г. был отклонен Советом Федерации. 17 июня 1997 г. Государственная Дума, рассматривая данный закон, приняла решение о создании согласительной комиссии, уточнившей ряд положений закона. Государственная Дума 13 мая 1998 г. приняла закон в редакции, предложенной согласительной комиссией.

В.А.Рыжков отметил, что данный Закон более полно квалифицирует полномочия законодательного и исполнительного органов субъектов Российской Федерации, регламентирует процедуры выражения недоверия главе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и решения других вопросов, затрагивающих функции органов государственной власти субъектов Федерации.

За Федеральный закон в редакции согласительной комиссии проголосовало 334 депутата.

На заседании Государственной Думы 13 мая 1998 г. принят во втором чтении проект федерального закона “О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах”) докладчик - председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, депутат В.И.Зоркальцев). В первом чтении Дума рассмотрела его 5 марта 1997 года.

Предложения настоящего законопроекта исходят из принципа добровольного участия граждан в творческих союзах и ни в чем не ущемляют права творческих работников, не входящих в такие объединения, работающих или не работающих по найму. Но учитывая роль творческих союзов в развитии культуры, государство устанавливает для них условия и льготы, способствующие выполнению ими своих функций.

Эти положения основываются на Федеральном законе “Об общественных объединениях”, “Основах законодательства Российской Федерации о культуре” (1992 г.), Законе “Об авторском праве и смежных правах” (1993 г.) и других действующих законах, а также на ряде международных пактах и конвенциях.

Законопроект определяет основные направления выполнения творческими союзами своих функций: правовую защиту членов союзов, их социальную защиту и поддержку творческой деятельности.

Законопроект устанавливает порядок создания, регистрации и ликвидации творческих союзов. Он регулирует совмещение в их деятельности ряда функций государственных органов, профсоюзов и культурно-просветительных организаций. Определено, что порядок признания статуса творческого работника основан на результатах его творческого труда, и само это понятие рассматривается в настоящем законопроекте только по отношению к деятелям литературы и искусства.

24 июня законопроект принят в третьем чтении.

В июне Государственной Думой были одобрены два важных федеральных закона, уточняющих порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания.

5 июня был принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”, направленный на разрешение тех ситуаций, когда Президент Российской Федерации в нарушение законодательной процедуры, установленной Конституцией Российской Федерации, в течение 14 дней не подписывает и не передает для официального опубликования законы, в отношении которых у него нет права отклонения. Такими актами являются федеральные конституционные законы, принятые палатами Федерального Собрания, и федеральные законы, повторно одобренные обеими палатами Федерального Собрания в ранее принятой редакции. Для случаев неподписания таких законов Президентом Российской Федерации в установленные сроки предусматривается направление их для официального опубликования Председателем Совета Федерации по истечении установленных сроков. Закон вводит и новый официальный источник опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания - Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. Проект этого закона был внесен в Государственную Думу депутатом ГД Е.Б.Мизулиной.

10 июня был принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”, передающий полномочия по официальному опубликованию федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания от “Российской газеты” “Парламентской газете”. Закон направлен на обеспечение рентабельности парламентского издания, его проект был внесен депутатами Государственной Думы - членами Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи Финько О.А., Астафьевым Н.П., Габидуллиным Р.Г., Лукашевым И.Л., Магомедовым С.Ю., Нестеровым Ю.М., Семеновым С.С., Топорковым В.Ф., Цоем В.Е.

Оба названных закона изменяют статью 4 действующего ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” и в этой части являются взаимоисключающими. По всей видимости эта коллизия будет разрешена в ходе рассмотрения законов Советом Федерации и Президентом Российской Федерации.

В июне же рассмотрены и приняты в первом чтении проекты изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”, предусматривающие более четкое ограничение права регистрации и избрания на должность Президента РФ кандидата, занимающего эту должность два срока подряд (11 июня) и уточняющие порядок установления способности либо стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (17 июня).

24 июня 1998 г. Государственная Дума приняла в первом чтении два законопроекта, внесенные Президентом Российской Федерации: “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” и “О внесении дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и в Закон РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР”, обязывающие граждан при поступлении на государственную службу представлять в органы Государственной налоговой инспекции сведения о своем имущественном положении.

Законопроекты имеют целью пресечение злоупотреблений в системе государственного аппарата, установление порядка проверки сведений, которые необходимы для назначения на государственные должности категории “А” и для поступления на государственную службу, а также для выяснения обстоятельств, препятствующих назначению на государственную службу и прохождению государственной службы, выявление фактов несоблюдения лицами, замещающими указанные должности, установленных законом “Об основах государственной службы Российской Федерации” ограничений.

В этот же день в первом чтении приняты изменения и дополнения в УК РФ и УПК РСФСР, усиливающие ответственность за посягательства на целостность территории Российской Федерации и нарушение равноправия граждан.

В июне также приняты федеральные законы о приостановке действия части II ст. 15 УПК РСФСР, устанавливает, что уголовные дела рассматриваются коллегией из 3-х профессиональных судей (18 июня 1998 г.), и о создании и упразднении некоторых судов в Российской Федерации (3 июня 1998 г.), а также законопроекты “Об органах судебных сообществ в Российской Федерации” (первое чтение), “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”, предусматривающих уточнение статуса, структуры, компетенций и полномочий органов прокуратуры (первое чтение), а в конце мая - Федеральный закон об изменениях и дополнениях в УК РФ по вопросу об уточнении формулы вины и по другим вопросам (20 мая 1998 г.) и проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформой уголовно-исполнительной системы” (первое чтение).

26 июня 1998 года Государственной Думой был принят во втором чтении проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, к которому поступило более 600 поправок. За его принятие проголосовало 369 депутатов. Однако следует отметить, что представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе при обсуждении законопроекта сказал, что “законопроект внесен без заключения Правительства” Российской Федерации в Государственную Думу и, кроме того, “не может быть рекомендован к принятию, в силу содержащихся в нем внутренних противоречий”. Для примера были приведены нормы закона, в соответствии с которыми штатные помощники депутатов Государственной Думы и помощники на общественных началах имеют разные права при проезде на общественном транспорте, но у всех помощников должны быть удостоверения одинакового образца.

На протяжении всей весенней сессии депутатский корпус неоднократно обращался к рассмотрению Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О языках народов РСФСР”. Этот закон уже принимался Государственной Думой и Советом Федерации, затем, в связи с тем, что на него не было заключения Правительства возвращался Президентом. Как неоднократно отмечалось, необходимость внесения изменений и дополнений в принятый 25 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР Закон РСФСР “О языках народов РСФСР” продиктована тем, что действующий Закон должен быть приведен в соответствие с нормами действующей Конституции Российской Федерации.

Несмотря на то, что законопроект находился на рассмотрении достаточно длительное время, у ряда депутатов при его обсуждении возникали вопросы, потребовавшие дополнительных разъяснений. Так, при обсуждении законопроекта 13 мая депутат Е.Б.Мизулина (“Яблоко”) выразила опасения, что некоторые “обтекаемые формулировки” законопроекта могут привести к тому, что “государственный язык Российской Федерации будет вытеснен с отдельных территорий Российской Федерации”. В ответ на это, представлявший законопроект депутат В.В.Ромашкин (КПРФ) подчеркнул, что этот закон как раз и направлен на регламентацию применения русского языка как общефедерального и языков республик и автономных округов, которые должны использоваться наряду, а не взамен единого государственного языка Российской Федерации, т.е. русского языка. В итоге, 5 июня Государственная Дума окончательно в третьем чтении приняла этот Федеральный закон.

Целый блок рассмотренных на весенней сессии законопроектов связан с проблемой правового обеспечения национальных меньшинств и малочисленных народов России. Среди них - “О коренных малочисленных народах Российской Федерации”, “О национальных меньшинствах в Российской Федерации”, “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”, “О землях традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”, “О северном оленеводстве”, и другие.

При этом среди главных нерешенных национальных вопросов, по мнению многих депутатов, остается русский вопрос, проблема разделенности русского народа, его государственно-правовой статус, без определения которого вряд ли можно разрешить и вопросы статусного определения других народов. Определенные подвижки в этом направлении на весенней сессии уже были сделаны. Так, 22 мая Государственная Дума приняла Постановление “О рекомендации о заключении Конвенции Содружества Независимых Государств о статусе русского языка”. Комитет Государственной Думы по делам национальностей направил в Совет МПА 16 апреля проект рекомендательного законодательного акта “Об общих принципах регулирования вопросов, связанных с беженцами - гражданами бывшего СССР на территориях Государств Содружества”, что, в современных условиях, к сожалению, имеет непосредственное отношение в первую очередь к русским.

В целях стабилизации межнациональных отношений депутаты приняли в первом чтении 24 июня проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР”, что, по мнению законодателей, в большей мере обеспечит реализацию конституционных положений о равноправии граждан независимо от расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис