Аналитика и статистика
весенняя сессия 1998 года
   
    

 

1.3. Социальная политика

За прошедший период Государственная Дума приняла ряд важных законопроектов в области социальной политики, направленных на дальнейшее совершенствование пенсионного обеспечения, социального страхования, регулирование трудовых правоотношений, защиты интересов детей, ветеранов, а также других вопросов социальной направленности.

Значительное внимание депутаты уделили рассмотрению законопроектов по вопросам пенсионного обеспечения.

Так, 11 февраля Государственная Дума приняла во втором, а 4 марта в третьем чтении Федеральный закон “О внесении изменения и дополнения в статью 112 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” Законом предусматривается снятие ограничения размера районного коэффициента, начисляемого к максимальным размерам трудовых пенсий для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате. В настоящее время предельный размер районного коэффициента ограничен размером 1,5 величины пенсии. В соответствии с данным законом к пенсии будут начисляться районные коэффициенты, фактически установленные на территориях, где проживают пенсионеры, без ограничения. Для лиц, которые выезжают из этих районов, предельный размер районного коэффициента сохраняется. Закон подписан Президентом Российской Федерации 28.03.98 г. N43 - ФЗ.

6 марта Государственная Дума рассматривала отклоненный Президентом Российской Федерации Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в статью 87 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” Закон предусматривает установление права на получении пенсии за выслугу лет для медицинских работников, занятых лечением больных и иной работой по охране здоровья в поселках городского типа, в случае продолжения ими работы по специальности. Причиной отклонения послужило неоправданное, по мнению Президента Российской Федерации, расширение круга лиц, которым предоставлено право на продолжение профессиональной деятельности и получение пенсии за выслугу лет, назначенной с учетом утраты профессиональной трудоспособности. Кроме того, стоимость данного закона оценивается в 90 млн. деноминированных рублей, которыми Пенсионный фонд Российской Федерации не располагает, поэтому принятие закона значительно осложнит положение с выплатой пенсий всем категориям пенсионеров. При обсуждении данного вопроса большинство депутатов отмечали что аналогичная пенсия уже установлена работникам образования, а также то, что большинство работников здравоохранения в поселках городского типа в основном обслуживают сельское население и работают в тех же условиях труда, что и сельские медики, которые имеют право на указанную пенсию. В результате данный Федеральный закон был одобрен в ранее принятой редакции. Закон подписан Президентом Российской Федерации 11.04.98 г. N59 - ФЗ.

18 марта был рассмотрен в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, которым предусматривается увеличение максимального размера пенсии для летного состава гражданской авиации до уровня 2,5 среднемесячной заработной платы по стране. С докладом по данному законопроекту выступил член Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике С.М.Сокол (КПРФ), который отметил, что в настоящее время средний размер пенсии летного состава гражданской авиации составляет 340 рублей - это менее 10% от заработной платы летного состава и не соответствует характеру труда летчиков, который признан вредным, опасным и приводит к преждевременному старению организма. С содокладом выступил заместитель председателя Комитета по промышленности строительству, транспорту и энергетике С.С.Сулакшин (“Народовластие”), который призвал депутатов поддержать законопроект.

Отрицательное отношение к проекту данного закона Комитета по труду и социальной политики выразил в своем выступлении заместитель председателя этого Комитета И.С.Аничкин (“Народовластие”), который привел ряд аргументов против принятия законопроекта. Так, по его мнению, концепция законопроекта полностью противоречит существующему пенсионному законодательству, построенному на солидарно-распределительных принципах. Кроме того, повышение сразу в 5,5 раза пенсий летному составу в ущерб другим категориям пенсионеров в рамках нынешней пенсионной системы полностью взорвет бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. И, наконец, в случае принятия данного закона создается опасный прецедент, когда другие категории работников, труд которых не менее сложен и опасен чем труд летчиков, потребуют установить им подобные условия, что неизбежно приведет к тупиковой ситуации в области пенсионного обеспечения. Законопроект был принят в первом чтении.

8 апреля Государственная Дума повторно рассмотрела и приняла в редакции согласительный комиссии в составе представителей верхней и нижней палаты Парламента, Федеральный Закон “О негосударственных пенсионных фондах”. Первоначально законопроект был принят Государственной Думой 19 декабря 1997 г. и отклонен Советом Федерации 28 января 1998 года. В своем выступлении председатель Комитета по труду и социальной политике С.В.Калашников отметил, что расхождения по вопросу контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов устранены и найдены согласованные формулировки. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов в системе негосударственного пенсионного обеспечения населения. Определены функции, правила фонда, пенсионные основания и договор, права и обязанности вкладчиков и участников. 7 мая данный Федеральный закон подписан Президентом Российской Федерации. (N 75-ФЗ).

16 апреля депутаты повторно рассмотрели принятый Государственной Думой 21 января и отклоненный Советом Федерации Федеральный закон “О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств Федерального бюджета”. Докладчик - председатель Комитета по труду и социальной политике С.В.Калашников, обратился к депутатам с предложением преодолеть вето Совета Федерации, отклонившего закон без комментариев, и принять указанный федеральный закон в ранее принятой редакции. Закон направлен на упорядочение взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетом Пенсионного фонда. Дело в том, что неудовлетворительное финансовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации в настоящее время связано не только с неплатежеспособностью плательщиков страховых взносов и задолженностью по выплате начисленной заработной платы, но и с постоянно увеличивающейся нагрузкой по нестраховым выплатам из бюджета Пенсионного фонда. При этом, в нарушение действующего законодательства о своевременном возмещении этих расходов Пенсионному фонду из федерального бюджета, средства на эти цели в полном объеме не перечисляются. Принятым Федеральным законом устанавливается порядок, в соответствии с которым расходы на выплату пенсий, финансируемых в соответствии с действующим законодательством из федерального бюджета, а также расходы на их доставку и пересылку, должны производится ежемесячно путем перечисления соответствующих авансовых сумм Пенсионному фонду Российской Федерации.

Закон был принят Государственной Думой, но 30 апреля отклонен Президентом Российской Федерации.

22 апреля Государственная Дума рассматривала проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”. Данным законопроектом предусматривается внесение существенных поправок в действующее пенсионное законодательство. Так, большое практическое значение имеет введение законопроектом понятия “темп роста среднемесячной начисленной заработной платы в стране”. Именно этот показатель предусматривается использовать при индексации пенсий с тем, чтобы не допускать в дальнейшем создания той ситуации, которая была при первом повышении пенсии в феврале 1998 года. Дело в том, что прежняя формулировка этого показателя позволило Правительству Российской Федерации достаточно произвольно толковать размер заработной платы и в результате большинство пенсионеров не получили ожидаемую прибавку к своей пенсии. Кроме того, законопроектом введены жесткие сроки индексации пенсий, а именно: 15 января, 15 апреля, 15 июня и 15 октября. Также законопроектом предусматривается увеличение коэффициента отношения размера пенсии и средней заработной платы до 1,5 ( ранее было 0.7), для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, а также в районах, в которых установлены коэффициенты к заработной плате, что позволит улучшить пенсионное обеспечение северян. Реализация данного законопроекта потребует дополнительно 9 млрд. рублей из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Законопроект был принят в первом чтении.

14 мая Государственная Дума приняла во втором, а 5 июня - в третьем чтении проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и Закон Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей” Данный законопроект предоставляет право на пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях родителям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и предполагает увеличение размера пенсии родителям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву до трех минимальных размеров пенсии по старости.

Ряд законопроектов, рассмотренных Государственной Думой за отчетный период, были направлены на социальную поддержку ветеранов войны и труда.

Так, 11 июня 1998 года Государственная Дума рассматривала в I чтении законопроект “О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О ветеранах”, внесенный Законодательным собранием Омской и подготовленный совместно с Комитетом Государственной Думы по делам ветеранов. Целью данного законопроекта является устранение социальной несправедливости в отношении людей старшего возраста, начавших свою трудовую деятельность в период Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте (12-14 лет) и имеющих трудовой стаж 35 лет (женщины) и 40 лет (мужчины), но не получивших узаконенного статуса ветеранов труда и, соответственно, право на льготы. К этой категории в основном относятся представители бюджетной сферы: учителя, врачи, работники сельского хозяйства, сферы услуг и оборонной промышленности, добросовестно трудившиеся, получавшие благодарности и грамоты, но не имеющие наград.

Соглашаясь с заключением Правительства Российской Федерации, и, учитывая сложное социально-экономическое положение в стране, что послужило основанием Президенту Российской Федерации наложить вето на ранее принятый закон, Законодательное собрание Омской области предложило не расширять категорию ветеранов, а включить только тех, кто начал трудовую деятельность в 12-14 лет в годы второй мировой войны. В то же время законопроект предусматривает право Правительства Российской Федерации поэтапно, в зависимости от экономической ситуации в стране, расширять данную категорию ветеранов. В обсуждении законопроекта приняли участие депутаты: Б.Г.Мисник (“Яблоко”), О.Н.Смолин (“Народовластие”), поддержавшие данный законопроект, а также С.Г.Киселев - заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации, обосновавший неприемлемость принятия данного законопроекта тем, что субъекты Федерации, по его мнению, не в состоянии обеспечить расходы.

По результатам голосования законопроекта был принят в первом чтении.

17 июня вновь внимание депутатов на заседании Государственной Думы было обращено на обсуждение вопроса, связанного с выполнением Федерального закона “О ветеранах”. Комитет по делам ветеранов внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект “О внесении изменений в статью 10 Федерального закона “О ветеранах” ранее отклоненный Президентом Российской Федерации Докладчик, Председатель Комитета по делам ветеранов - В.И.Варенников обратил внимание депутатов на то, что данный законопроект ранее принимался дважды и в нынешнем варианте речь идет о разделении функций между центром и субъектами федерации по финансированию льгот в законе “О ветеранах”.

Выработанный согласительной комиссией и единогласно предложенный к рассмотрению законопроект направлен на создание дополнительных гарантий реализации Федерального закона “О ветеранах” и обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на эти цели. При этом не устанавливаются дополнительные льготы ветеранам и увеличение совокупных расходов бюджетов всех уровней. Данный законопроект отвечает интересам ветеранов и пожеланиям субъектов Российской Федерации, является необходимым нормативным правовым актом, способствующим реализации Федерального закона “О ветеранах”. Представитель Президента Российской Федерации А.А.Котенков в своем докладе отметил, что поручение Президента по разработке варианта законопроекта было дано Правительству Российской Федерации, которое на протяжении более года не могло представить концепции решения этого вопроса. В связи с этим было предложено представителю Правительства ко второму чтению внести замечания от Правительства.

В результате голосования законопроект был принят в I чтении.

В этот же день на заседании Государственной Думы был рассмотрен и принят в первом чтении законопроект “О внесении изменений в ст.15 Федерального закона “О ветеранах”.

В докладе члена Комитета по делам ветеранов - депутата А.В.Коровникова (КПРФ) отмечалось, что внесение изменений в ст.15 продиктовано необходимостью восполнить упущение в Федеральном законе “О ветеранах” в отношении участников Великой Отечественной войны - несовершеннолетних минеров, привлекавшихся районными советами в освобожденных от оккупации территориях в команды по разминированию и пользовавшихся до принятия закона “О ветеранах” всеми льготами участников Великой Отечественной войны.

Значительное место в работе Государственной Думы в весеннюю сессию занимали вопросы, связанные с проблемами прав ребенка в Российской Федерации, защиты интересов детей-сирот, и детей из малообеспеченных семей.

14 января Государственная Дума приняла в 3 чтении Федеральный закон “О внесении изменений и дополнения в статью 8 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, направленный на дальнейшую защиту прав и интересов указанных категорий детей, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения ими образования. Закон подписан Президентом Российской Федерации 8.02.98 г. N17 - ФЗ.

Также 4 марта Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”. Докладчик - заместитель председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи А.В.Селиванов (фракция “Наш дом - Россия”) в своем выступлении отметил, что данный закон был отклонен Президентом Российской Федерации (12 ноября 1997 года) из-за противоречий статье 8 другого Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. В соответствии с пожеланиями Президента Государственной Думой были приняты поправки в этот федеральный закон, который затем был подписан Президентом и, таким образом, ликвидированы противоречия между двумя законами. Изменения в статью 2 Федерального закона “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” определяют условия передачи вне очереди несовершеннолетним детям (до 14 лет и старше) в случае смерти родителей, а также и в иных случаях утраты попечения родителей, в 3-х месячный срок жилого помещения в собственность.

В этот же день Государственная Дума повторно приняла в согласованной редакции (с учетом предложений Президента) ранее отклоненный Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР”. Изменения и дополнения гарантируют права несовершеннолетних детей-сирот на получение и пользование жилым помещением, оформление жилья в собственность.

На пленарном заседании 5 июня был рассмотрен и принят в третьем чтении блок федеральных законов по вопросам усыновления детей: “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации”, “О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс”, “О внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”, “О внесении изменений в статью 29 Закона Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации”.

С докладом по законопроектам выступила председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи - А.В.Апарина (КПРФ), отметившая, что с 13 мая 1998 (II чтение) данные законопроекты прошли все предусмотренные Регламентом процедуры. Важность скорейшего принятия этих законов продиктована интересами защиты прав детей-сирот и усиления мер государственного контроля за всем процессом усыновления в России.

Вносимые изменения и дополнения в ряд статей Семейного кодекса Российской Федерации и другие правовые документы направлены на защиту прав и интересов усыновляемых и усыновленных российских детей, усиление мер государственного контроля за процессом усыновления в России.

Поправки в действующее законодательство направлены на то, чтобы ликвидировать правовой пробел, позволявший, как свидетельствует практика, нарушать права усыновленных российских детей за границей, вплоть до насилия над ними. Во многом это стало возможным из-за посреднической деятельности иностранных представителей, заменивших необходимый личный контакт усыновителя и усыновляемого. Отныне установлена норма, предусматривающая функционирование иностранных усыновительниц агентств после официальной аккредитации. Поправки в международные договоры относительно гражданства усыновленных обеспечивают российским детям двойную защиту, так как наряду с правами гражданина иностранного государства им будет обеспечена защита Российского государства как российским гражданам до 18 лет с последующим правом выбора гражданства.

Новый федеральный закон расширяет компетенцию органов опеки и попечительства на территории Российской Федерации и консульских учреждений за границей в области усыновления. Закон закрепляет также правовое положение о формировании государственного информационного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. При этом доступ к конфиденциальной информации о детях-сиротах будет ограничен.

10 июня во II и III чтениях был принят Федеральный закон “О льготе на проезд на междугороднем транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждения”, т.е. для детей, обучающихся в школах и профессионально-технических училищах. Это новая норма, дающая право пользоваться 50-процентной скидкой на проездные билеты для детей из малообеспеченных семей, с учетом прожиточного минимума по региону. Порядок возмещения расходов транспортным организациям (железнодорожном, а при его отсутствии - водном, автомобильном и авиационном), предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 1999 года.

17 июля на заседании Государственной Думы был рассмотрен в новой редакции проект федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении”, ранее отклоненный Президентом Российской федерации. В выступлении А.В.Апариной - председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи (КПРФ) акцентировалось внимание депутатов на том, что данный закон не лишает детей льгот, ранее установленных законами, а предусматривает дополнительное предоставление льгот для тех детей, которые направляются к месту лечения, а также на том, что экономические потери от нереализации путевок, выделяемых больным детям, гораздо выше (не говоря об уменьшении генофонда из-за высокого уровня заболеваемости российских детей) необходимой суммы (130 млрд.руб.) из федерального бюджета для реализации федерального закона. Большинством голосов Федеральный закон был принят.

24 июня на рассмотрение депутатов Комитет по делам женщин, семьи и молодежи вынес 2 законопроекта. Первый законопроект - “О внесении дополнений в статью 12 Закона “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” принят в первом чтении и предусматривает норму, устанавливающую право на бесплатное посещение музеев один раз в месяц для детей до восемнадцати лет. Данная льгота направлена на духовное обогащение и нравственное развитие подрастающего поколения в нынешних сложных условиях нравственного нездоровь общества. Предоставление возможности приобщения детей к достижениям отечественной и мировой культуры реализует конституционное право (ст.44 ч.II) граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также положения Конвенции о правах ребенка, подписанной нашей страной.

Второй законопроект - “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, был принят во втором чтении.

После первого чтения (14 марта 1997 г.) решение об изменении названия законопроекта было принято Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи с учетом предложений Президента Российской Федерации. (В первом чтении назывался “Об основах государственной политики по защите прав ребенка”.) В представленном виде законопроект сохранил концепцию, предмет и содержания ранее принятого законопроекта и носит рамочный характер.

Практически все субъекты Российской Федерации поддержали данный законопроект который базируется на основных положениях Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, на важнейших правовых актах российского законодательства, определяющих гарантии прав детей, в частности, на охрану здоровья, отдых, профессиональную подготовку и занятость, защиту в трудной жизненной ситуации и т.д.

Ряд федеральных законов, рассмотренных Государственной Думой, был посвящен вопросам финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов.

16 января Государственной Думой был принят сразу во втором и третьем чтении Федеральный закон “Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 1996 год”. Закон подписан Президентом Российской Федерации 8.02.98 г. N15 - ФЗ.

4 марта сразу во втором и третьем чтениях был принят Федеральный закон “Об исполнении бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации за 1996 год”. Закон подписан Президентом Российской Федерации 26.03.98 г. N38 - ФЗ.

На пленарном заседании Государственной Думы 16 апреля рассматривался Федеральный закон “Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 1996 год”, отклоненный Президентом Российской Федерации. Закон был принят с учетом предложений Президента Российской Федерации и 4.05.98. г. был им подписан. (N 67-ФЗ).

13 мая Государственная Дума одобрила в ранее принятой редакции принятые 4 марта и отклоненные Президентом Российской Федерации федеральные законы “Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год” и “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год”. 27 мая эти федеральные законы были подписаны Президентом Российской Федерации. (N N 78-79 ФЗ).

18 июня 1998 г. Государственная Дума рассматривала проект федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1997 год”. Законопроект принят во втором чтении.

Следует отметить, что в последние годы сложилась практика, когда бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования принимаются с большим опозданием. Это происходит главным образом потому, что Правительство Российской Федерации несвоевременно вносит проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах в Государственную Думу. В частности Государственная Дума не может приступить к рассмотрению бюджетов государственных внебюджетных фондов на 1998 год, так как Правительством Российской Федерации до настоящего времени не внесены соответствующие уточнения в данные законопроекты.

В этой связи 6 марта Государственная Дума приняла постановление “О несвоевременном представлении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, проекта федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, проекта федерального закона о бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и проекта федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования” В постановлении отмечается недопустимость принятия федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, федерального закона о бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной год позднее декабря текущего года.

За период весенней сессии Государственная Дума приняла ряд федеральных законов, направленных на регулирование трудовых правоотношений, в том числе вопросов оплаты труда.

Так, 16 января 1998 года Государственная Дума одобрила в ранее принятой редакции отклоненный Советом Федерации Федеральный закон “О порядке определения размеров средней ставки и должностного оклада работников образовательных учреждений”. Федеральный закон устанавливает размер средней ставки учителей и других педагогических работников не ниже средней заработной платы в промышленности по Российской Федерации. Данная норма была установлена Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 1991 года N 1 “О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР”, однако до настоящего времени она не выполняется. Кроме того, принятым Федеральным законом устанавливается механизм реализации указанной правовой нормы. В частности, предусмотрен поэтапный порядок введения Закона: в течение 4 лет оплата труда в сфере образования приближается к размеру оплаты труда в промышленности и в полном объеме данная норма вступает в силу только в 2001 году. Федеральный закон отклонен Президентом Российской Федерации 3.02.98 г.

21 января 1998 г. был принят в первом чтении проект федерального закона “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений”. Осуществление преобразований в сфере трудовых отношений выдвинули в числе первоочередных проблему развития социального партнерства. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений функционирует уже более пяти лет, однако отсутствие базового закона, определяющего правовое положение данного органа, в значительной мере сдерживает процесс становления системы социального партнерства в России. Указанный законопроект предусматривает правовые основы, принципы, цели и задачи, а также порядок организации и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений. Основная задача данной Комиссии заключается в том, чтобы представители общероссийских объединений работников, работодателей, государственных органов в ходе своих заседаний вырабатывали согласованную позицию по различным социально - трудовым вопросам и проводили работу по заключению Генерального соглашения, а также осуществляли контроль за ходом его выполнения.

Одновременно был принят в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменения в статью 201 Закона Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях”, который приводит в соответствие данную статью с принятым в первом чтении проектом федерального закона “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений”.

11 февраля Государственной Думой был принят во втором, а 6 марта в третьем чтении Федеральный закон “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”. В настоящее время действует порядок регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы, в соответствии с которым размеры тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки и тарифные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, с 1995 года ставка первого разряда ЕТС, в нарушение действующего законодательства, не индексировалась. Законом предусмотрено установить тарифную ставку (оклад) первого разряда ЕТС в следующих размерах:

с 1.10.98г.- в размере 1,3 минимального размера оплаты труда;

с 1.01.99г.- в размере 1,7 минимального размера оплаты труда;

с 1.07.99г.- в размере 2,0 минимального размера оплаты труда;

Кроме того, законом вводятся элементы договорного регулирования заработной платы. Так, тарифные коэффициенты предусмотрено устанавливать Правительством Российской Федерации по согласованию с представителями общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, что даст возможность корректировать их в зависимости от складывающейся экономической ситуации.

По расчетам Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике повышение тарифной ставки первого разряда ЕТС с 1 октября 1998 г. на 30% потребует дополнительных затрат из федерального бюджета в размере 1,3 млрд. рублей. 1.04.98 г. Федеральный закон отклонен Советом Федерации и в настоящее время над новой редакцией работает согласительная комиссия.

13 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статью 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации”, внесенный Московской областной Думой. В нем предусматривается установление дополнительных гарантий членам комиссий по трудовым спорам. Данные комиссии обладают значительными полномочиями. Их решения подлежат исполнению работодателем в срок, установленный законом, а в случае неисполнения - работнику выдается удостоверение, имеющие силу исполнительного листа. Вместе с тем, предоставляя значительные права комиссиям, действующее законодательство не содержит гарантий для ее членов, избираемых на общем собрании трудового коллектива. Данным законопроектом предусматривается, что увольнение членов комиссии по инициативе работодателя может производиться лишь с согласия комиссии по трудовым спорам и только в случаях, указанных в законе.

18 марта Государственная Дума приняла во втором, а 3 апреля - в третьем чтении Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации”. Законом предусматривается, что трудовой договор может заключаться не только между работником и предприятием, но и между работником и работодателем или, другими словами, физическим лицом, что соответствует реальной ситуации, сложившейся сегодня на рынке труда. Кроме того, предусматривается, что требование неразглашения работником коммерческой или служебной тайны может стать одним из дополнительных условий заключения трудового договора. Внесение в КЗОТ Российской Федерации данного положения обусловлено тем, что Гражданским кодексом Российской Федерации предусматривается обязанность работника по возмещению убытков в случае разглашения им служебной или коммерческой тайны. Принятие данного законопроекта создает возможность обеспечить практическую связь трудового законодательства с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации о неразглашении служебной и коммерческой тайны работником как условие приема на работу с учетом мирового опыта контрактного права, позволит повысить взаимную ответственность не только между работником и предприятием, но и между работодателем и работником, а также будет способствовать охране установленных законодательством прав граждан и организаций. Закон подписан Президентом Российской Федерации 6.05.98 г . N70-ФЗ

11 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих” и Закон Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей”, который предполагает предоставления работникам казенных предприятий, военнослужащим, а также сотрудникам МВД и ФСБ права защиты в судебном порядке своих интересов в части своевременного получения денежного содержания и пенсии,

17 июня Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “О внесении изменений и дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской Федерации”. Федеральным законом устанавливается дополнительный нерабочий день 23 февраля - День защитников Отечества. По расчетам Комитета Государственная Дума по труду и социальной политике для реализации данного закона потребуется выделение дополнительных финансовых средств из бюджетов всех уровней в размере свыше 30 млн. рублей.

Значительное место в деятельности Государственной Думы в период весенней сессии занимали вопросы социального страхования.

Так, 3 июня Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Концепция данного законопроекта предусматривает переход от существующей системы социальной защиты работников, основанной на принципах прямого индивидуального возмещения работодателями вреда, причиненного здоровью работников, к системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предусматриваемый переход на новую систему обязательного социального страхования затрагивает интересы около 0,8 миллиона граждан Российской Федерации - нынешних получателей возмещения вреда. Ежегодная численность работников, пострадавших от трудовых увечий и профессиональных заболеваний, - около 0,3 миллиона, из них более 20 тысяч случаев со смертельным исходом, либо с последующим установлением потерпевшим инвалидности.

Законопроектом впервые в отечественной практике предусматривается механизм экономической заинтересованности работодателей, основанный на дифференцировании страховых тарифов в зависимости от фактических затрат, связанных с возмещением вреда, состоянии условий труда и уровня травматизма и профессиональной заболеваемости. В целях обеспечения права всех заинтересованных лиц на оказание медицинской помощи, получение медицинской, социальной, профессиональной реабилитации и страховых выплат, а также исходя из некоммерческого характера данного вида социального страхования предусматривается в качестве страховщика использовать Фонд социального страхования Российской Федерации. В пользу такого решения свидетельствует наличие у Фонда разветвленной структуры на региональном и отраслевом уровне, наличие базы данных о возможных страхователях, материальная и техническая обеспеченность.

25 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “Об основах обязательного социального страхования” Законопроект имеет рамочный характер и закладывает правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования, состоящей из таких элементов, как страхование на случай наступления пенсионного возраста, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, страхование на случай безработицы, страхование на случай временной потери трудоспособности. Принятие законопроекта упорядочит сбор страховых взносов, обеспечит заинтересованность застрахованных в своевременном и правильном внесении страховых взносов и, тем самым, приведет к увеличению поступлений в фонды обязательного социального страхования. Для лиц наемного труда условия обязательного социального страхования превратятся в важнейшие положения трудового договора (контракта).С принятием законопроекта обязательное социальное страхование превратится в основную форму социальной защиты наемных работников.

Важное практическое значение имеют законы, принятые Государственной Думой в целях упорядочения предоставления льгот гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и некоторым другим категориям граждан.

Так, 11 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О дополнении статьи 5 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”. Суть данного законопроекта в изменении механизма финансирования льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы. В настоящее время финансирование территорий осуществляется из федерального бюджета. Законопроектом предлагается перейти к системе взаимозачетов ( регионы, произведя соответствующие выплаты, уменьшают отчисления в федеральный бюджет на эту сумму).

17 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием”. Законопроект устанавливает социальные гарантии различным категориям граждан, занятых на работах с химическим оружием, проживающим в зоне защитных мероприятий, а также работающих на объектах по хранению химического оружия и на объектах по его уничтожению. В частности, для этих категорий граждан предусматривается бесплатное обследование состояния здоровья, медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение, а также право на переселение в безопасные условия проживания. Финансирование этих мероприятий предполагается осуществлять из федерального бюджета.

24 июня Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”. В настоящее время действующим законодательством льготы и компенсации предоставляются лишь гражданам, принимавшим непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на производственном объединении “Маяк” или жителям, отселенным из наиболее загрязненных территорий. Данным законопроектом предусматривается предоставление ряда льгот и компенсаций для жителей Челябинской и Курганской областей, которые получили в результате этой аварии определенную дозу облучения. Для них вводятся ежемесячные компенсационные выплаты и предоставляется бесплатная медицинская помощь. Кроме того, в действующий закон предусмотрено ввести новую статью, которая регламентирует порядок подтверждения прав конкретного лица на льготы и компенсации, а также в него вносятся ряд изменений уточняющего, редакционного характера.

Целый ряд законопроектов, принятых Государственной Думой за отчетный период, направлен на правовое регулирование других социальных вопросов, имеющих важное значение для населения России.

Так, 21 января Государственная Дума рассматривала проект федерального закона “Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации”. Докладчик - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике В.А. Лисичкин в своем выступлении отметил, что в настоящее время потеряна управляемость сферой бытового обслуживания как отраслью национальной экономики, которая во всех развитых странах достаточно эффективно работает. Объем бытовых услуг населению в настоящее время составляет всего 6 % от уровня 1990 года. Данный законопроект направлен на правовое регулирование деятельности бытовых служб по организации обслуживания населения, а также полномочий органов государственной власти в этой сфере. Ряд статей законопроекта направлены на обеспечение гарантий граждан на получение бытовых услуг (в том числе - на льготной основе). Кроме того, законопроектом предусматривается создание в стране Ремесленных палат, которые будут являться некоммерческими организациями, объединяющими все бытовые службы России. После непродолжительной дискуссии законопроект был принят в первом чтении.

15 апреля в третьем чтении принят Федеральный закон “Об особенностях распоряжения и пользования объектами социального назначения”

Данный законопроект устанавливает ограничения права пользования объектами социального назначения, принадлежащими организациям на праве собственности, хозяйственного ведения и пользовании по иным основаниям, установленным законом или договором. Закон отклонен Советом Федерации 22.04.98 г.

14 мая Государственная Дума рассматривала проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, внесенный депутатами Кибиревым Б.Г., Савельевым К.С. и Янковским А.Э. Данный законопроект предусматривает принятие мер по упорядочению условий доступа на российский рынок туристских услуг иностранных туроператоров, турагентов и экскурсоводов. В частности, устанавливается, что деятельность этих лиц на территории Российской Федерации возможна только через кампанию, учрежденную в соответствии с действующим законодательством, их деятельность подлежит обязательному лицензированию, лицензии на осуществление турагентской деятельности компаниям с участием иностранного капитала не выдаются. По мнению разработчиков, предлагаемые меры создадут необходимые условия для консолидации национальной части рынка туруслуг, будут способствовать справедливой конкуренции, а также решению проблем уплаты налоговых сборов. Законопроект принят в первом чтении.

В этот же день Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”. Докладчик, Председатель Комитета Государственной Думы по туризму и спорту Соколов А.С., обратил внимание депутатов на необходимость принятия данного закона, которая обусловлена тем, что в стране складывается неблагополучное положение со здоровьем детей, молодежи взрослого населения. Серьезные трудности испытывают имеющиеся спортивные сооружения, резко упало производство товаров спортивного назначения, сократилось число людей, занимающихся физкультурой и спортом. Основная задача предлагаемого закона - создать законодательную базу для реализации мер по оздоровлению населения страны, решению ряда социальных проблем средствами физической культуры и спорта. Законопроектом предусматривается значительная государственная поддержка развитию массового спорта путем льготного налогообложения объектов и организаций физической культуры и спорта, работающих с населением.

19 июня Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона “О жилищных субсидиях, для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” подготовленный депутатами - членами Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока. Данный законопроект подготовлен во исполнение статьи 58 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” согласно которой отношения по выделению жилищных субсидий северянам регулируются отдельным федеральным законом. Суть данного законопроекта состоит в следующем. Во -первых, предусмотрено выделение в бюджете на предстоящий год отдельной строкой ассигнований на жилищные субсидии северянам. Во- вторых, определяется круг граждан, имеющих право на указанные субсидии. В - третьих, проектом предусмотрены жилищные субсидии тем гражданам, которые уже выехали из районов Крайнего Севера после 1 января 1992 года. В-четвертых, в качестве основы определения размера субсидии принимается стоимость 1 метра квадратного жилой площади в регионе вселения. И, наконец, согласно законопроекту размер предоставляемых гражданину жилищных субсидий будет составлять в зависимости от стажа работы 75-100 процентов стоимости приобретаемого жилья.

В этот же день на заседании Думы был рассмотрен проект федерального закона “Реклама медицинских услуг, медицинских изделий, лекарственных средств”.

Законопроект исходит из концепции, которая выделяет медицинские услуги, медицинские изделия и лекарственные средства из всего множества видов продукции, находящей отражение в рекламной деятельности. В проекте закона учтены и использованы положения Федерального закона “О рекламе”, “О лекарственных средствах”, международное законодательство и рекламна практика, другие медицинские разработки и предложения. Широкий перечень конкретных позиций в содержании рекламы медицинских препаратов создаст цивилизованный подход в государственном регулировании доброкачественных медицинских препаратов. Реклама методов лечения, профилактики, диагностики, иных услуг медицинского характера будет возможна при получении лицензии в сфере медицинских услуг, выдаваемой органами исполнительной власти, что поможет навести порядок в указанной сфере отношений.

По результатам голосования законопроект был принят в первом чтении.

5 июня вновь был вынесен на рассмотрение Государственной Думы, отклоненный Президентом Российской Федерации 27 июня 1997 года Федеральный закон “О лекарственных средствах”. Докладчик - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе - А.А.Котенков отметил, что в результате деятельности согласительной комиссии был выработана редакция закона, которая учитывает предложения Президента и заключение Правительства Российской Федерации.

Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, устанавливает приоритет государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами.

Данный законопроект фиксирует реальные механизмы решения проблемы доступности лекарств для россиян. В законе предусмотрены государственные гарантии доступности лекарственных средств и возможности государства в покрытии расходов на приобретение лекарств социально незащищенными слоями населения в форме тарифных соглашений.

Законом предусмотрена ответственность за вред, нанесенный здоровью человека применением лекарственных средств в соответствии с основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Законом устанавливаются нормы в отношении рекламы лекарственных средств, что не позволит вводить в заблуждение потребителей относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства. Депутаты согласились с предложениями согласительной комиссии и повторно приняли Федеральный закон “О лекарственных средствах”.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис