Аналитика и статистика
осенняя сессия 1997 года
   
    

 

1.6. Ратификация международных договоров Российской Федерации и международная деятельность Государственной Думы

В рассматриваемый период Государственная Дума продолжала активную работу по ратификации блока международных конвенций, соглашений и договоров Российской Федерации.

Среди наиболее важных международных актов двустороннего характера следует отметить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, ратифицированное 12 сентября.

10 октября ратифицированы Договор об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Боливией и Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями. При рассмотрении вопроса о ратификации Договора с Боливией отмечалось, что это одна из немногих развивающихся стран, которая закупает готовую промышленную продукцию в России, равномерно погашает задолженность, образовавшуюся перед СССР, располагает значительными запасами олова, поставляя его на мировой рынок. Суть положений упомянутой выше Конвенции заключается в том, что государства, ее ратифицирующие, берут на себя обязательство вести такую национальную политику, которая позволяет обеспечивать недискриминационные условия труда и включение в него граждан или трудящихся мужчин и женщин, имеющих семейные обязанности. Этот законодательный акт позволяет обеспечить принцип равенства между трудящимися мужчинами и женщинами.

Особое значение имеет принятый Думой на пленарном заседании 31 октября Федеральный закон “О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении”. По данному вопросу с докладами выступили: представители Президента Российской Федерации, статс-секретарь - первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов и начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель министра обороны Российской Федерации А.В.Квашнин, с содокладом - председатель Комитета Государственной Думы по международным делам В.П.Лукин.

Первый докладчик (И.С.Иванов) подчеркнул, что ратификация Конвенции отвечает коренным интересам России. Он отметил, что круг участников Конвенции последовательно расширяется, и сейчас в ней участвуют все постоянные члены Совета Безопасности ООН (кроме России), практически все индустриально развитые страны, где сосредоточена основная химическая промышленность, большинство развивающихся стран. Как подчеркнул представитель Президента, участвуя в Конвенции, Российская Федерация может вместе с другими странами сделать запрет на химическое оружие универсальным. Начальник Генштаба А.В.Квашнин отметил, что участие в Конвенции позволит в большей степени рассчитывать на обеспечение российских интересов, нежели если бы Россия находилась бы за пределами Конвенции. В этом случае наша страна будет располагать возможностью осуществлять контроль за развитием военно-химического потенциала в других странах, своевременно пресекать или применять адекватные меры по предотвращению возможности разработки, появления и накопления химического оружия за рубежом. С другой стороны, внимание депутатов было обращено на то, что времени до того момента, когда накопленные в нашей стране химические боеприпасы станут наиболее опасными для самой России, остается все меньше, и поэтому затягивание с решением вопроса о ликвидации этого оружия опасно.

Содокладчик (В.П.Лукин) отметил, что Комитет Государственной Думы по международным делам, а также Комитет Государственной Думы по безопасности, тщательно изучив рассматриваемую Конвенцию, приняли заключения с рекомендацией к депутатам ратифицировать соответствующий документ. В.П.Лукин прокомментировал военный, экономический и политический аспекты Конвенции и заявил, что все они - в пользу ее ратификации. Кроме того, было подчеркнуто, что депутаты Государственной Думы тесно работали с Правительством, создав в итоге согласованный проект федерального закона о ратификации Конвенции.

В ходе состоявшейся дискуссии отдельными депутатами (С.С.Сулакшин, А.М.Макашов) было высказано негативное отношение к ратификации данной Конвенции с учетом того, что на данный момент в России нет надежных, экологически удостоверенных и экономически эффективных технологий уничтожения химвооружений, а также и финансовых средств, что позволило бы брать на себя те международные обязательства, которые обусловлены присоединением к этой Конвенции. По результатам состоявшегося голосования Конвенция была ратифицирована.

Блок межправительственных соглашений, ратифицированных Государственной Думой в завершающий период сессии (декабрь), охватывает широкий круг вопросов международного сотрудничества России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Вопросы взаимоотношений России со странами СНГ, развитие законодательной базы их сотрудничества, в частности в рамках Межпарламентской Ассамблеи, правовое положение российских соотечественников в ближнем зарубежье постоянно находились в центре внимания депутатского корпуса Государственной Думы. В общем комплексе этих взаимосвязей особое место занимали вопросы российско-белорусских отношений.

26 сентября Госдума отложила рассмотрение законопроекта “О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке вывода военных формирований Российской Федерации из состава Стратегических Сил, временно размещенных на территории Республики Беларусь, на территорию Российской Федерации”. По межправительственному Соглашению вывод войск должен был осуществляться в течение 7 лет после его ратификации, однако был фактически завершен вне законодательного решения. Многие депутаты обращали внимание и на политический аспект данного вопроса. По словам Председателя Комитета ГД по делам СНГ Г.И.Тихонова, этот документ как “продолжение беловежских” и в новых условиях заключения Союза двух стран требует переоценки.

В тот же день было ратифицировано Соглашение об условиях пребывания Секретариата Межгосударственного Совета руководителей министерств и ведомств по сотрудничеству в области машиностроения на территории Российской Федерации.

24 октября Государственная Дума приняла Федеральный закон “О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов”. Данное Соглашение создает необходимую договорно-правовую базу для регулирования процессов трудовой миграции, закрепляет права трудящихся-мигрантов и членов их семей на социальную защиту в стране пребывания, а его реализация будет способствовать дальнейшему углублению интеграционных процессов в рамках СНГ, созданию механизма рационального взаимовыгодного трудообмена, укрепит правовую базу, регулирующую трудовую миграцию между двумя государствами.

В связи с неурегулированностью приднестровской проблемы при рассмотрении Думой на том же заседании проекта федерального закона “О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта” ряд депутатов внесли следующее дополнение в законопроект: “Российская Федерация исходит из того понимания, что настоящее Соглашение выполняется с учетом Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, подписанного 8 мая 1997 г.”, в связи с чем было предложено отсрочить рассмотрение данного законопроекта.

Наряду с ратификацией международных договоров Российской Федерации внешнеполитического характера Государственная Дума продолжала уделять важное место вопросам ратификации межправительственных договоров и соглашений об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

В период осенней сессии 1997 года (12 сентября, 20 ноября), в дополнение к прежним, были ратифицированы: Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество.

Необходимо отметить, что российско-итальянская Конвенция и российско-финляндское Соглашение заменили ранее действовавшие аналогичные документы - соответственно с 1985 года и 1987 года.

Как отмечалось в докладе официального представителя Правительства Российской Федерации (С.Д.Шаталов) по данному вопросу, основным недостатком предыдущих соглашений являлось то, что они предоставляли очень широкие льготы зарубежным партнерам: так, финские и итальянские компании могли в течение весьма длительного времени (до 36 месяцев) не платить налоги на территории России; кроме того, не облагались налогами дивиденды, получаемые этими компаниями от участия в российских проектах или в совместных предприятиях. Не были также урегулированы вопросы налогообложения артистов, спортсменов и некоторых других категорий физических лиц. Все эти вопросы решаются в новом варианте соглашений (в частности, льготный период с 36 месяцев сокращается до 12 и вводятся правила, по которым многие виды доходов будут в дальнейшем облагаться налогами. Кроме того, новое положение предусматривает получение информации российскими компетентными органами из Финляндии и Италии, в частности о том, какие средства России поступают в эти страны и как физические и юридические лица из России платят налоги.

В ходе рассмотрения данного вопроса депутатами было обращено внимание докладчика на несогласованность норм, содержащихся в соглашениях об избежании двойного налогообложения, и норм проекта Налогового кодекса (в частности, по размерам ставки налогообложения).

Среди рассмотренных в период осенней сессии законопроектов, затрагивающих определенные аспекты международных отношений, особо можно было бы выделить принятый Думой 22 октября в первом чтении Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и принятый 19 ноября в третьем чтении проект федерального закона “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации”.

Что касается кодифицированного нормативного акта, то необходимость его принятия вызвана тем, что до настоящего времени в области морского судоходства действовал Кодекс торгового мореплавания от 1968 года. Принятие нового законодательного акта позволит обеспечить правовое регулирование на современном уровне широкого круга имущественных, административных, трудовых и иных отношений, привести российское морское законодательство в соответствие с новым гражданским, административным, трудовым и иным законодательством Российской Федерации, а также законодательством ведущих морских государств и правилами международных конвенций в этой области.

Судьба второго законопроекта складывалась непросто. Первоначальный смысл его принятия состоял в том, чтобы в соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничить полномочия федерального центра и субъектов Федерации в вопросах международных и внешнеэкономических связей. При согласовании проекта закона с субъектами Федерации их реакция была неоднозначной, а в отдельных случаях (Башкортостан) негативной (мотивировка сводилась в основном к тому, что данный закон ограничит “договорные права” того или иного субъекта в отношениях с Федерацией, хотя, как известно, в ряде случаев эти “договорные” права превышают полномочия субъектов Федерации, предусмотренные Конституцией РФ). В результате достигнутого компромисса были внесены существенные изменения в название законопроекта и его содержательную часть - преамбулу и постатейно.

При голосовании в третьем чтении законопроект получил практически абсолютную поддержку депутатского корпуса Госдумы. Однако при рассмотрении принятого Думой закона в Совете Федерации 3 декабря он был отклонен (в настоящее время осуществляются согласительные процедуры).

Государственная Дума своевременно реагировала на международные события и мероприятия внешнеполитического характера, выражая свое отношение к происходящему в соответствующих постановлениях, обращениях, заявлениях.

В связи с принятием Советом Европейского Союза решения об отношениях с Белоруссией Госдума 26 сентября приняла заявление, расценивающее данное решение как “прямое давление Европейского Союза на руководство суверенного государства - Республики Беларусь, как попытку вмешательства в ее внутренние дела и игнорирование волеизъявления ее народа. Решение Совета Европейского Союза свидетельствует о том, что его политика в отношении Белоруссии строится на односторонней основе, говорит о неготовности Европейского Союза к развитию объективного политического диалога. Это существенно осложняет развитие общеевропейских интеграционных процессов”.

На том же заседании Думы было принято заявление “Об очередном вторжении Турецкой армии в Курдский автономный район Ирака”. Рассмотрен вопрос о проекте постановления Государственной Думы “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “К Президенту Российской Федерации в связи с предполагаемым подписанием договора о государственной границе между Российской Федерацией и Литовской Республикой”. В выступлениях депутатов звучала обеспокоенность тем, что политические последствия отказа России от прав на Клайпедский край сопоставимы с последствиями обсуждаемой передачи Японии Курильских островов. По результатам состоявшейся дискуссии принято постановление (“за” - 299).

8 октября рассмотрен проект обращения Государственной Думы “К участникам встречи на высшем уровне государств - членов Совета Европы”. В связи с проведением этой встречи в Страсбурге (10-11 октября) Государственная Дума, обращаясь к ее участникам - главам государств и правительств государств - членов Совета Европы, вновь подчеркнула, что выступает за “развитие общеевропейского сотрудничества, решение европейских проблем без диктата извне, совместными усилиями на основе диалога между всеми без исключения европейскими государствами с учетом их национальной и государственной самобытности, недопущение попыток изолировать какие-либо государства”.

Проблема российско-белорусских отношений вновь привлекла внимание Думы после срыва визитов Председателя Высшего Совета Союза Беларуси и России А.Г.Лукашенко в Липецкую и Ярославскую области в октябре с.г. В специальном Постановлении от 10 октября Госдума обратилась к органам государственной власти РФ с предложением дать политическую и правовую оценку факту срыва этих визитов, а также принять дополнительные меры по неуклонному укреплению взаимодействия и братского сотрудничества народов Беларуси и России. Подобная постановка вопроса Государственной Думы тем более оправдана, если принять во внимание последнюю инициативу представителей общественно-политических организаций Республики Армения о присоединении Армении к Союзу Беларуси и России. Постановлением Думы от 25 сентября образована комиссия по поддержке народной инициативы вхождения Республики Армения в состав Союза Беларуси и России.

Проблема Приднестровья продолжала рассматриваться как важнейшая составляющая российско-молдавских отношений. В Постановлении Госдумы “О новом этапе урегулирования ситуации в Приднестровье” (17 октября 1997 г.), учитывая, что ключевой проблемой переговорного процесса является определение статуса Приднестровья, Государственная Дума призвала руководство Республики Молдова и руководство Приднестровья к ведению конструктивного диалога и к разумным компромиссам в целях окончательного и справедливого политического урегулирования ситуации.

На заседании, состоявшемся 14 ноября, рассмотрено два проекта постановления Государственной Думы, касающихся обострения ситуации вокруг Республики Ирак: от Комитета по вопросам геополитики и депутата В.И.Илюхина и от Комитета по международным делам (на заседании Думы 14 ноября). В результате рейтинговых голосований большинством голосов был принят проект постановления “Об обострении ситуации вокруг Республики Ирак”, подготовленный Комитетом по вопросам геополитики и депутатом В.И.Илюхиным.

Для прошедшего периода характерна интенсивная деятельность Государственной Думы по дальнейшему развитию и углублению международных связей с парламентами государств - участников СНГ. Особо следует отметить значение визита в Москву официальной парламентской делегации во главе с Председателем Верховной Рады Украины А.А.Морозом.

На пленарном заседании Думы 3 декабря состоялось выступление А.А.Мороза перед депутатами Государственной Думы. Он выразил уверенность в том, что большинство из парламентариев, независимо от своих политических взглядов, едины во мнении: Россия и Украина - стратегические партнеры, которым следует развивать всесторонние отношения дружбы, сотрудничества и добрососедства, основываясь на национальных интересах обоих государств. Украинский парламент принимал высокие делегации Федерального Собрания Российской Федерации во главе с Г.Н.Селезневым, Е.С.Строевым, С.П.Горячевой. Развиваются деловые отношения межпарламентских групп Украина-Россия и Россия-Украина, комитетов и фракций наших парламентов. А.А.Мороз отметил также, что в плане политических контактов создан хороший задел для законодательного обеспечения двусторонних отношений, сотрудничества в социальной сфере, в области транспортного сообщения, культурных, научных и других взаимосвязей. По его словам, самая актуальная проблема для Украины - преодоление глубокого экономического кризиса. Необходимы решительные действия в этом направлении, учитывающие как положительный опыт, так и допущенные ошибки.

По его мнению, парламенты обеих стран могут и должны стать генераторами ускоренного развития и углубления двустороннего сотрудничества, активно противодействуя созданию искусственных преград между Украиной и Российской Федерацией. Верховная Рада Украины призывает российских парламентариев включить ратификацию Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией в перечень своих приоритетных и неотложных задач. В ходе визита, сказал в заключение Председатель Верховной Рады Украины, тема упомянутого Договора обсуждалась на каждой из состоявшихся встреч. И большинство из участников бесед были едины в том, что Договор необходимо ратифицировать и как можно скорее.

Выступивший затем депутат А.И.Лукьянов отметил значительный интерес, с которым были восприняты прозвучавшие с трибуны мысли и предложения о сближении Украины и России. Он предложил также направить эти предложения в комитеты Думы для обсуждения и последующего внесения на рассмотрение Государственной Думы. Председательствующий (Г.Н.Селезнев) поддержал рекомендации депутата А.И.Лукьянова по выступлению А.А.Мороза.

Необходимо отметить, что в период осенней сессии в целом была сохранена тенденция на наращивание связей и контактов с законодательными органами стран, входящих в Содружество Независимых Государств. Основными задачами межпарламентского сотрудничества являлись дальнейшее продвижение интеграционных процессов в Содружестве, содействие урегулированию конфликтов на пространстве СНГ, защита прав и интересов русскоязычного населения, проживающего за пределами Российской Федерации. В ходе межпарламентских обменов делегации Государственной Думы, депутатские группы по связям с парламентами стран СНГ, отдельные депутаты при участии экспертов решали задачи сближения законодательств, прежде всего в вопросах регулирования гражданства, налогов, таможенных пошлин, инвестиционной деятельности, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения и других сфер, затрагивающих коренные интересы населения.

Высокую активность проявляли депутаты в урегулировании нагорно-карабахского, грузино-абхазского, приднестровского конфликтов, а также в участии в миротворческом процессе в Таджикистане. Такое внимание межнациональным проблемам вполне оправдано, поскольку наличие конфликтных ситуаций во многом является сдерживающим фактором развития СНГ в целом.

Продолжалась работа по повышению эффективности межпарламентских организаций СНГ. Депутаты Госдумы приняли участие в разработке около 40 модельных рекомендательных актов Межпарламентской Ассамблеи, которые были приняты на IX (июнь с.г.) и Х (декабрь с.г.) сессиях МПА. В 1998 году предстоит продолжить работу по совершенствованию механизма внедрения модельных рекомендательных актов МПА в законодательство России и других стран СНГ.

Сложными темами межпарламентского диалога осенью, как и в 1997 году в целом, являлась проблема задержек с ратификацией двусторонних договоров и соглашений, неудовлетворенность уровнем экономической интеграции.

Проведены шестое (3-4 сентября) и седьмое (17 сентября) заседания Совета соотечественников при Государственной Думе (Председатель Совета соотечественников - Г.И.Тихонов) с участием депутатов Государственной Думы. Основными вопросами повестки дня являлись обсуждение проекта федерального закона “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”; внесение дополнений и изменений к нему накануне рассмотрения документа на заседании Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками и пленарном заседании Государственной Думы.

На седьмом заседании был дан анализ общеполитической ситуации в России, государствах-участниках Содружества Независимых Государств и государствах Балтии, направлений работы фракций, групп, комитетов и комиссий Государственной Думы, Межпарламентской Ассамблеи; Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации; Парламентского Собрания Союза Беларуси и России; роли, места и перспектив деятельности Совета соотечественников при Государственной Думе, его взаимоотношений с органами государственной власти и общественными организациями Российской Федерации.

15 декабря с.г. на очередной сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России рекомендовано Высшему Совету утвердить бюджет Союза после доработки его комиссией Исполкома и Парламентского Собрания.

В период осенней парламентской сессии делегация Межпарламентской группы Российской Федерации от Государственной Думы во главе с Председателем Государственной Думы Г.Н.Селезневым приняла участие в работе 98-й Конференции Межпарламентского Союза (г.Каир, 11-16 сентября). Состоялись официальные визиты делегаций во главе с Председателем Государственной Думы Г.Н.Селезневым в Республику Узбекистан (22-24 сентября, участие в заседании Бюро Парламентской Ассамблеи ОБСЕ), Киргизскую Республику (10-11 октября, участие в работе IV сессии Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации), в Республику Индия (23-28 ноября).

Председатель Государственной Думы принял участие в работе Х пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (5-6 ноября, г.Санкт-Петербург); VI и VII сессиях Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (3-4 ноября, г.Калининград; 15 декабря, г.Москва); в третьем заседании Большой российско-французской межпарламентской комиссии (10-11 декабря, Париж).

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис