Аналитика и статистика
осенняя сессия 1997 года
   
    

 

1.5. Оборона и безопасность

В соответствии с программой законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 1997 были рассмотрены и приняты ряд важных проектов федеральных законов по блоку "Оборона и безопасность".

В области национальной безопасности 12 сентября с.г. рассмотрен и принят в первом чтении проект федерального закона "О статусе Совета безопасности Российской Федерации".

Предлагаемый депутатами Государственной Думы В.И.Илюхиным и О.О.Мироновым законопроект разработан в соответствии с пунктом "ж" статьи 83 Конституции Российской Федерации.

В основу концепции законопроекта положены следующие основные моменты:

Совет безопасности Российской Федерации определяется как постоянно действующий конституционный орган, осуществляющий подготовку предложений и рекомендаций Президенту Российской Федерации и всем ветвям власти на федеральном и региональном уровнях.

Организация и деятельность Совета безопасности Российской Федерации строится на принципах законности, коллегиальности в обсуждении и принятии решений, а также невмешательства в компетенцию государственных органов власти.

Решения Совета безопасности Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами государственной власти. Аппарат Совета безопасности Российской Федерации осуществляет свои задачи как самостоятельное подразделение при Президенте Российской Федерации, финансируемое за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Проект федерального закона "О статусе Совета безопасности Российской Федерации” не включает правовые нормы, определяющие должностных лиц, входящих в состав Совета безопасности, поскольку его формирование отнесено Конституцией Российской Федерации к исключительной компетенции Президента Российской Федерации.

После введения в действие федерального закона признаются утратившими силу статьи 13-19 действующего Закона Российской Федерации "О безопасности" и тем самым существенным образом ослабляются правовые основы системы обеспечения безопасности. Концепция уже действующего закона претерпевает существенные изменения и практически теряется смысл в его применении. Более того отдельные нормы Закона "О безопасности" в последние годы находятся в противоречии с принятой в 1993 г. Конституцией Российской Федерации. Попытки Государственной Думы в 1995-1996 гг. привести в соответствие с Конституцией нормы законодательства, действующие в области безопасности, не были поддержаны. Подготовленные с этой целью по инициативе депутатов Лукьянова А.И., Миронова О.О. и Семаго В.В. проекты федеральных законов "О национальной безопасности", в составе которых имелись статьи о статусе Совета безопасности, не набрали в первом чтении требуемого количества голосов депутатов.

Дальнейшее рассмотрение законопроекта "О статусе Совета безопасности Российской Федерации" следовало бы увязать с пакетом законопроектов в области национальной безопасности. Первоочередным в этом пакете законопроектов должен быть федеральный закон "О доктрине национальной безопасности" взамен действующего Закона "О безопасности". В новом законопроекте могли бы быть определены на современном этапе Российской Федерации принципы обеспечения национальной безопасности, система взглядов по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического и военного характера, а также механизмы законодательного обеспечения и реализации основных положений доктрины.

В процессе подготовки законопроекта "О статусе Совета безопасности Российской Федерации" ко второму чтению целесообразно бы уйти от разделения функций между конституционным органом - Советом безопасности и вновь созданным Советом обороны и ввести в него нормативные требования, нацеленные на приведение системы безопасности к конституционным нормам и реализации единой скоординированной политики в области обороны и безопасности.

В целях разрешения этой проблемы целесообразно Совету безопасности придать ряд предусмотренных Конституцией функций комплексного характера в области обороны и безопасности. В частности, статью 2 законопроекта "О статусе Совета безопасности Российской Федерации" было бы полезно дополнить следующими задачами и функциями:

Кроме того, в текст этого законопроекта (ст.1 первый абзац, ст.2 подпункты 6,7 и 12, ст.11 абзацы 7 и 8) следовало бы внести уточнения с учетом статьи 71 пункт "м" Конституции и дополнить приведенные в законопроекте задачи Совета безопасности задачами, решаемыми в области обороны.

Во втором чтении 24 сентября принят проект федерального закона "О секретных изобретениях".

Законопроект предполагает правовое регулирование отношений в области секретных изобретений и направлен на защиту интересов прав авторов изобретений, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Речь идет примерно о 20% от общего числа изобретений, авторы которых, в силу закрытого характера их разработок, не получали до сих пор патентов и не пользовались соответствующими льготами и привилегиями. В данном случае законопроект реализует положение закона "О патентах" о том, что регулирование отношений, связанных с секретными изобретениями, должно быть обеспечено отдельным специальным законом. Проект предусматривает выдачу патентов авторам секретных изобретений при условии сохранения режима распространения секретной информации в соответствии с законом РФ "О государственной тайне и содержит специальную процедуру-статью, согласно которой в случае рассекречивания изобретения автору его выдается патент об обычном изобретении.

Особенностью данного законопроекта является и то, что для его реализации не потребуется дополнительных расходов, поскольку сохраняется ныне действующая система экспертизы и выдачи патентов.

В области военной безопасности вновь рассмотрен проект федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" в связи с отклонением Президентом Российской Федерации. Закон предложен к рассмотрению в ранее принятой редакции.

Позицию Президента РФ изложил в докладе полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Котенков А.А.

Докладчик отметил, что возражения Президента РФ не носят концептуального характера, они касаются в основном юридического содержания и юридико-технических вопросов.

В частности, данный федеральный закон в части терминологии не соответствует принятому закону "Об оружии". Необходимо также привести ряд таких понятий как "вывоз", "ввоз", "экспорт" и "импорт продукции (работ, услуг) военного назначения" в соответствие со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и Таможенным кодексом Российской Федерации. В пунктах 1, 2 статьи 6 ограничиваются полномочия Президента Российской Федерации принимать решение об экспорте в отдельные страны продукции военного назначения, разрешенной к вывозу из Российской Федерации.

Закон требует тщательной юридической доработки, устранения внутренних противоречий, противоречий действующему законодательству и Конституции, после чего может быть принят.

Выступившие депутаты Жириновский В.В., Лопатин В.Н., Вишняков В.Г. предложили создать согласительную комиссию и достичь взаимопонимания.

За преодоление вето Президента РФ проголосовало всего 200 депутатов. Комитету по обороне поручено готовить постановление о согласительной комиссии.

Рассмотрен в первом чтении проект федерального конституционного закона "О военном положении".

Проект федерального конституционного закона "О военном положении" вносит Президент Российской Федерации.

Законопроект предусмотрен статьей 87 Конституции Российской Федерации, согласно которой военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Он разработан на основе Конституции Российской Федерации с учетом Закона Российской Федерации "О безопасности", федеральных законов "Об обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

Законопроект содержит правовые нормы, регламентирующие условия, порядок и основания введения и отмены военного положения, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, федеральных государственных органов и органов военного управления для обеспечения режима военного положения; порядок привлечения Вооруженных Сил, иных войск и военных формирований для обеспечения и организации режима военного положения.

В законопроекте указаны полномочия органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов военного управления и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения и особенности их функционирования в период военного положения. При этом Президент возглавляет систему органов исполнительной власти. Никаких ограничений на деятельность Федерального Собрания закон не налагает.

Законопроект устанавливает также порядок отмены военного положения, а также выполнения международно-правовых обязательств. Согласно Уставу Организации Объединенных Наций с введением военного положения Президент обязан в трехдневный срок оповестить генерального секретаря ООН.

В ходе обсуждения депутаты высказали ряд серьезных претензий к законопроекту, отметив при этом его необходимость и полезность, и предложили снять его с обсуждения.

Законопроект содержит неопределенности понятий агрессии, непосредственной угрозы агрессии, что может привести к необоснованному введению военного положения в так называемый угрожаемый период и как следствие к необоснованному ограничению деятельности органов власти и политических партий. При этом ограничение, запрет деятельности партий, движений, религий по сути противоречит Конституции Российской Федерации. Совершенно обоснованы претензии депутатов о том, что к этому законопроекту не подготовлен комплекс дополнительных законопроектов, особенно пакет законов о применении ядерного оружия, о первом ядерном ударе, об ответном ракетно-ядерном ударе. Законопроект "О военном положении" целесообразно увязать с военной доктриной, принятие которой в законодательном порядке не планируется.

После обсуждения законопроекта, учитывая важность высказанных замечаний, представитель Президента Российской Федерации попросил снять с рассмотрения этот законопроект, имея ввиду, что он официально будет отозван Президентом РФ. Депутаты согласились с таким решением без голосования в первом чтении.

В трех чтениях рассмотрен и принят проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".

Законопроект представлен Правительством Российской Федерации (Министерством обороны) и нацелен на обеспечение социально-правовой защиты лиц, проходивших государственную службу и при этом потерявших здоровье полностью или частично, потерявших работоспособность, более того, потерявших жизнь на военной службе.

В третьем чтении был принят проект федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". За его принятие проголосовало 347 депутатов.

Закон затрагивает широкий круг вопросов, связанных с военной службой. Принципиально новыми являются положения статьи 49, предоставляющие военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, право на заключение контракта на срок до 10 лет в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Закон содержит ряд новых положений по отсрочкам призыва граждан на военную службу.

Государственная Дума, выражая обеспокоенность положением, сложившимся в Вооруженных Силах Российской Федерации, военной науке и оборонной промышленности, приняла Обращение "К Президенту Российской Федерации" о принятии неотложных мер по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации.

В Обращении отмечается, что в последние годы значительно снизились боеспособность войск, способность военной науки к проведению комплексных перспективных научных исследований, уменьшились возможности оборонной промышленности для серийного производства современного вооружения и военной техники.

Главными причинами сложившегося положения являются кризис финансовой системы государства, а также избыточность структуры и чрезмерна численность военной организации государства, составные части которой не объединены единым замыслом развития, общими задачами и планами применения.

Государственная Дума считает, что одним из направлений выхода из сложившегося критического положения является военная реформа, проведение которой должно предусмотреть реорганизацию всех составных частей военной организации государства.

Признавая проведение военной реформы всенародным делом, Государственная Дума предлагает Президенту Российской Федерации:

  1. Поддержать концепцию федерального закона, устанавливающего цели, основное содержание, порядок организации и сроки проведения военной реформы в Российской Федерации, исходя из того, что проект такого федерального закона подготовлен комиссией Государственной Думы, созданной в соответствии с предложением Президента Российской Федерации, и направлен на заключение Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации.

  2. Приостановить реализацию мер по формированию Вооруженных Сил Российской Федерации, объявленных в упомянутом указе Президента Российской Федерации, до утверждения концепции военной реформы. Указанная концепция должна систематизировать меры военной реформы, скоординировать их с задачами обороны страны и безопасности государства, возможностями государства по содержанию военной организации.

  3. Направить концепцию военной реформы для рассмотрения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу.

В сфере правоохранительной безопасности в первом чтении рассмотрен и принят проект федерального закона "О борьбе с терроризмом".

В данном законопроекте раскрыто понятие террористической деятельности, которого нет в обобщенном виде в Уголовном кодексе, дано понятие международной террористической деятельности. Определяется компетенци каждого орана, ведущего борьбу с терроризмом, для того, чтобы избежать дублирования и подмены друг друга, строже определить ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей, а также закрепляется порядок возмещения ущерба и проведения социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических акций.

В подготовке законопроекта участвовали специалисты Федеральной службы безопасности, МВД России, Главного разведывательного управления Генштаба, Службы внешней разведки, работники Генеральной прокуратуры, Министерство юстиции, Верховного Суда, других заинтересованных министерств и ведомств.

В ходе обсуждения были высказаны серьезные претензии к законопроекту - от терминологии до несоответствия отдельным положениям Конституции, которые необходимо учесть авторам проекта при его подготовке ко второму чтению.

Рассмотрен также и принят в первом чтении проект федерального закона "О военных судах Российской Федерации".

Этот законопроект разработан в соответствии с федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Он нацелен на дальнейшее развитие законодательной базы в интересах обеспечения эффективной деятельности военных судов и является важным практическим шагом в реализации судебной реформы России.

Концепцией законопроекта предполагается закрепить сложившееся положение военных судов как федеральных судов общей юрисдикции, осуществляющих судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Главной и принципиальной отличительной особенностью законопроекта является существенное расширение пределов судебной защиты прав и законных интересов военнослужащих, довольно серьезная заявка на создание независимого военного суда. С целью избежать зависимости военных судов от конкретных армейских структур в законопроекте предлагается территориальный принцип их комплектования. Организационное и материальное обеспечение военных судов, их финансирование как и всех судов общей юрисдикции предполагается осуществлять через Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

В то же время ряд важных моментов в обеспечении деятельности военных судов законопроектом возлагается на Министерство обороны Российской Федерации. В частности, обеспечение транспортом, специальными видами связи, служебными помещениями, соответствующими видами довольствия, предусмотренными для военнослужащих. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности военных судов, находящихся за пределами Российской Федерации, будет осуществляться соответствующими органами Минобороны.

Представителями Президента и Правительства Российской Федерации Котенковым А.А. и Себенцовым А.Е. высказаны принципиальные соображения по доработке законопроекта ко второму чтению в части приведения норм законопроекта к полному исполнению конституционного принципа независимости судебной власти, безусловной реализации территориального принципа при полном исключении связей военных судов с военизированными структурами, задействования механизма откомандирования военных судов в распоряжение органов государственной власти.

Нормы, устанавливающие в законопроекте статус военных судов и предоставляющие им социальные льготы и гарантии, требуется также при последующей доработке привести в соответствие с действующими федеральными законами.

В первом чтении принят законопроект "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Законопроект призван определить единый порядок производства экспертиз, независимо от ведомственной принадлежности того или иного экспертного учреждения, обеспечить самый высокий уровень экспертных исследований и достоверность их выводов в деле отправления правосудия. Законопроект обеспечивает соблюдение прав и свобод граждан при производстве судебных экспертиз. Предметом регулирования обсуждаемого законопроекта является организационная деятельность судебной экспертизы. Данный законопроект не вторгается в процессуальную сферу работы правоохранительных органов и судебных органов, однако он не должен противоречить и процессуальному законодательству.

В пакете с предыдущим законопроектом был рассмотрен и принят также в первом чтении проект федерального закона "О гарантиях социальной защиты работников судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации".

Принципиально важной является статья 2 законопроекта, в которой порядок присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата, который сегодня существует, предлагается распространить и на экспертов экспертных учреждений при Министерстве юстиции.

Представители Президента и Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Котенков А.А. и Себенцов А.Е. выступили против этого законопроекта, так как он вступает в противоречие с законом "Об основах государственной службы..." (проблемы работников отдельных учреждений, отдельного министерства должны решаться в рамках закона о государственной службе Президентом). При этом оба представителя заверили, что проект соответствующего указа Президента РФ подготовлен. В результате обсуждения достигнут компромисс - депутаты проголосовали за принятие законопроекта в первом чтении, а в случае подписания Указа Президента РФ, разрешающего эти проблемы, законопроект будет отозван.

В области экономической безопасности рассматривался важный законопроект "О продовольственной безопасности Российской Федерации".

К принципиальным положениям законопроекта следует отнести:

Продовольственная безопасность определена как составна часть безопасности страны.

Законопроект включает требование по балансу производства и потребления продовольствия как объективной основы для формирования государственной политики в агропродовольственной сфере.

Законопроект - базовый и принятие этого закона открывает широкое поле для системного формирования законодательства в области сельского хозяйства, продовольствия, социальной политики и безопасности.

Принят в трех чтениях проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию".

Суть дополнения заключается в том, чтобы предоставить право Федеральной службе безопасности, Минобороны, Службе внешней разведки, Федеральной пограничной службе, Федеральному агентству правительственной связи самостоятельно оформлять и выдавать паспорта сотрудникам этих министерств и ведомств. Вопрос правомочный, так как при сложившейся практике оформления паспортов через Министерство иностранных дел внешняя разведка, Федеральная служба безопасности, контрразведка из-за возможной утечки оперативной информации, имеющей иногда стратегически важное значение, могут понести ущерб.

Практически без обсуждения был принят также в третьем чтении проект федерального закона "О борьбе с коррупцией". При этом представители Президента и Правительства Российской Федерации в Государственной Думе никаких замечаний по законопроекту не высказали.

В завершающий парламентский месяц осенней сессии депутатами Государственной Думы в области военной безопасности в третьем чтении принят проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 26 Федерального закона "Об обороне", докладчик - заместитель председателя Комитета по обороне Арбатов А.Г.

Закон предусматривает выделение средств по статье "Национальная оборона" на конкретную численность личного состава вооруженных, представляемую Министерством обороны.

При этом после второго чтения учтено практически единственное принципиальное замечание представителей Президента и Правительства Российской Федерации в части замены понятия "фактическая численность" на "планируема численность". За принятие законопроекта проголосовало 286 депутатов, против - 4.

В области правоохранительной безопасности на пленарном заседании Государственной Думы 19 ноября с.г. рассмотрен в первом чтении проект федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" и связанного с ним проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем". Разработка этих законопроектов обусловлена усилением угрозы экономической безопасности страны от криминализации хозяйственной деятельности, росту которой способствует ослабление системы государственного контроля, распространение незаконного предпринимательства на внутреннем финансовом и потребительском рынках, а также во внешнеэкономической деятельности. С докладом по этому вопросу выступили представитель Правительства Российской Федерации - Первый заместитель Министра внутренних дел В.И.Колесников и Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности В.И.Илюхин.

По оценкам экспертов, размеры теневой (незаконной) экономической деятельности в целом превысили уровень 40% валового внутреннего продукта. Объем теневого розничного оборота товаров и услуг достиг 58% их легального оборота на потребительском рынке. До 40% алкогольной продукции, поступающей на внутренний рынок, производится нелегально. По оценкам Госналогслужбы России, незаконные доходы только от неуплаты акцизов составляют при этом не менее 5-5,5 триллионов рублей. Незаконные доходы финансовых компаний, полученные вследствие уклонения их от выполнения своих обязательств перед вкладчиками, составили 20 триллионов рублей.

Основная часть доходов от незаконной, в том числе преступной деятельности в сфере экономики используется для расширения экономической базы теневого и криминального предпринимательства, проникновения на гарантированные и высокодоходные рынки вложения капитала в Российской Федерации, вывоза капитала за рубеж, достижения иных целей, связанных с неконтролируемым вводом средств, составляющие такие доходы, в легальный оборот (легализацией).

Действующие механизмы правовой ответственности и контроля не обеспечивают эффективной и последовательной борьбы с этим опасным социальным явлением. Законодательство об уголовной ответственности за легализацию (отмывание) незаконных доходов (статья 174 Уголовного Кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 января 1997 года) не в полной мере использует возможности противодействия этому преступлению уголовно-правовыми мерами.

Кроме того, предупреждение и пресечение такой деятельности не может быть обеспечено применением исключительно уголовно-правовых мер. Международный опыт показывает, что для противодействия указанным негативным явлениям в сфере экономики необходимы согласованные меры административного и финансового контроля за операциями юридических и физических лиц с денежными средствами и имуществом, включая меры ответственности за нарушение правил ведения таких операций.

Разработка данных законопроектов обусловлена также вступлением Российской Федерации в Совет Европы, повлекшим обязательство приведения законодательства в соответствие с требованиями Конвенции Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности".

Концепция законопроектов предусматривает создание системы организованных и правовых мер, необходимых для обеспечения эффективного противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных не только в результате совершения преступления, но и иным незаконным путем.

Концепция и проект Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" были представлены на экспертизу в авторитетную международную организацию - Специальную группу по принятию финансовых мер для борьбы с отмыванием денег (группу ФАТФ), где дано положительное заключение, а также рассмотрены и одобрены Советом по безопасности предпринимательства при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

На пленарном заседании 10 декабря в третьем чтении был принят проект федерального закона "О секретных изобретениях". Докладчик - председатель подкомитета Комитета по образованию и науке Шевелуха В.С. отметил, что к рассмотрению законопроекта подготовлены положительные заключения Правового управления, Президента и Правительства Российской Федерации.

Предложения депутата Лопатина В.Н. об исключении из проекта закона всего, что относится к выдаче патента на секретные изобретения не учтены, так как они, по заявлению депутата Глубоковского М.К., принципиально изменяют концепцию законопроекта. За принятие этого законопроекта проголосовал 301 депутат.

На этом же заседании в первом чтении был рассмотрен и принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Законопроект подготовлен межведомственной рабочей группой с участием представителей заинтересованных министерств и федеральных органов исполнительной власти, Ассоциации российских банков, частных охранно-сыскных организаций, специалистов научно-исследовательских институтов, руководителей ряда предпринимательских и коммерческих структур. При подготовке проекта были учтены предложения Минюста и Генеральной прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Целью предлагаемого законопроекта является обеспечение единой государственной политики в области частной охраны и детективной деятельности, введение системы мер государственного контроля со стороны уполномоченных федеральных органов за указанными видами деятельности для защиты конституционных прав граждан, обеспечения интересов личности, общества и государства. В Законопроекте впервые дается четкое определение понятий частного детектива, частного охранника, частной охранной детективной организации, службы безопасности юридического лица, устанавливаются правила оформления выдачи лицензий на частную охранную и детективную деятельность, дается перечень видов частных детективных и охранных услуг, на осуществление которых требуется получение лицензий. В нем определены четкий порядок и условия применения огнестрельного оружия и специальных средств при осуществлении частной охранной и детективной деятельности в соответствии с основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятыми пятым Конгрессом ООН, по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

В предлагаемом законопроекте усилены гарантии социальной и правовой защиты частных охранников и детективов с учетом возрастающей роли охранно-сыскных структур в охране правопорядка и борьбе с преступностью. Предусмотрен новый порядок изготовления бланков лицензий, а также удостоверений личности, ограничивающий возможность подделки указанных документов.

На пленарном заседании 17 декабря с.г. рассмотрен в первом чтении проект федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка". С докладом по законопроекту выступил заместитель Председателя Государственной Думы Гуцериев М.С., с содокладом - депутат Рожков В.Д., заместитель председателя Комитета по безопасности.

Законопроект регламентирует участие населения в обеспечении общественного порядка, при этом предусматривает определенный материальный эквивалент за проводимую работу, социальную защиту в случае получения травм и увечий и применение физической силы или специальных средств обороны при выполнении порученной работы по обеспечению общественного порядка. Финансирование органов, объединений и граждан, участвующих в обеспечении правопорядка осуществляется исключительно за счет средств субъектов Федерации.

Структурно законопроект состоит из пяти разделов (25 статей), регламентирующих форму участия граждан в обеспечении правопорядка, условий создания деятельности общественных объединений, правоохранительной деятельности, обязанностей и прав, порядок применения специальных средств членами народных дружин и их социальной гарантии.

Принципиальное значение имеет положение статьи номер 10, регламентирующее порядок создания дружин. При этом включена норма, запрещающая создание народных дружин при политических партиях и движениях. А также создание и деятельность организационных структур, политических партий и движений в народных дружинах.

Статья номер 12 предусматривает отличительную форму народных дружин, включая единую форму одежды. В статьях 15, 16 и 18, предусматриваются обязанности и права народных дружинников, условия и пределы применения ими физической силы и специальных средств при выполнении работы по охране общественного порядка.

Непременным условием такой деятельности является правовая специальная подготовка, а также периодическая проверка на пригодность связанных с применением силы и специальных средств, умением оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

На этом же заседании рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел". С докладами выступили представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации Федоров В.И. и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Карапетян С.А.

Предлагаемые изменения и дополнения вызваны тем, что в настоящее время с внутренних войск сняты задачи по охране объектов уголовно-исполнительной системы, конвоированию подсудимых на судебные заседания. Кроме этого, в федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и предложено дополнение, предусматривающее распространение норм данного закона на военнослужащих внутренних войск.

После обсуждения законопроекта вторая часть законопроекта, касающаяся дополнения о защите военнослужащих внутренних войск, Правительством РФ была снята. Законопроект был принят в первом чтении без этого дополнения.

В области экономической безопасности на пленарных заседаниях 21 ноября принят во втором чтении, а 10 декабря - в третьем чтении проект федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации".

Закон закрепляет понятие продовольственной независимости государства и определяет ее порог. Принципиально важно, что в соответствии с этим законом на Правительство возлагается обязанность по обеспечению физиологического уровня потребления для каждого гражданина Российской Федерации. Этот закон, в случае его принятия, становится базой для возможных законов о государственном регулировании агропромышленного комплекса.

Оппоненты законопроекта (Котенков А.А., Себенцов А.Е.) считают, что такой закон не нужен, так как он практически нереализуем в части гарантируемого уровня потребления, требующего значительных объемов дополнительного финансирования. Несмотря на эти серьезные возражения, депутаты проголосовали за принятие этого законопроекта.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис