Аналитика и статистика
осенняя сессия 1997 года
   
    

 

1.4. Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство

Одним из основных вопросов, обсуждаемым в Государственной Думе в осеннюю сессию был законопроект “О федеральном бюджете на 1998 год”. Следует заметить, что Правительство Российской Федерации своевременно внесло данный законопроект в Государственную Думу - 25 августа т.г. В результате работы трехсторонней комиссии, состоящей из представителей Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации, были согласованы показатели доходов, расходов и дефицита федерального бюджета на 1998 год. Проект бюджета на 1998 год был составлен в соответствии с проектом Налогового Кодекса, принятым в первом чтении Государственной Думой в июне т.г. В ноябре т.г. Дума приняла решение о возвращении проекта Налогового Кодекса к первому чтению и одновременно приняла ряд законопроектов, содержащих поправки и уточнения к действующему законодательству о налогах. Это потребовало проведения новых расчетов и согласований.

Федеральный бюджет на 1998 год утвержден по расходам в сумме 499 945,2 млн. рублей и по доходам в сумме 367 548,0 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта 2 840 млрд. рублей и уровня инфляции 5,7 процента (декабрь 1998 года к декабрю 1997 года).

В своем Постановлении Государственная Дума в качестве основных целей федерального бюджета на 1998 год определила:

Самая “благополучная статья” в расходах бюджета - это “обслуживание внутреннего долга”. В 1997 году она перевыполняется на 60%. В 1998 году положение становится критическим. Даже, если исходить из утвержденной суммы расходов федерального бюджета в 499,9 млрд. рублей затраты на обслуживание государственного внутреннего долга должны составить 75 млрд. рублей, а также на обслуживание государственного внешнего долга - 46 млрд. рублей. Доля затрат на обслуживание внутреннего и внешнего долга в общих расходах бюджета 1998 года составит, таким образом, 24,2%, т.е. практически четвертую часть всех расходов.

Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1998 год определен в размере 132,4 млрд.рублей, что составляет 4,7% к валовому внутреннему продукту. Рост дефицита бюджета в 1998 году по отношению к 1997 году составляет 132%.

Мировой финансовый кризис в конце 1997 года оказал негативное воздействие на расходную часть федерального бюджета и покрытие его дефицита в связи с быстрой продажей нерезидентами российских ценных бумаг и вывозом из страны валюты на сумму свыше 5 млрд.долл. США. Рынок государственных ценных бумаг оценивается в декабре 1997 года в размере 60 млрд.долл. США. Третья часть принадлежит нерезидентам, и именно она оказалась самой неустойчивой в условиях мирового финансового кризиса, что привело к значительному сокращению золотовалютных резервов страны и ускорило снижение обменного курса рубля к американскому доллару. В свою очередь это повлекло рост доходности государственных ценных бумаг и увеличение нагрузки на расходную часть федерального бюджета, соответственно, и повышение его дефицита. Увеличилась банковская процентная ставка и надежды на переориентацию инвестиций в реальный сектор экономики пока не оправдались.

Реализация федерального бюджета в 1998 году, очевидно, не приведет к серьезному улучшению экономической ситуации в стране, т.к. неизменной практически остается налоговая система, более того, возможно, вырастет ставка налога на добавленную стоимость. Нет изменений в экспортно-импортной политике. Нет поддержки экспортно-ориентированного отечественного производства, что будет вести к необратимой деградации обрабатывающей промышленности, без которой невозможен устойчивый экономический рост и пополнение доходной части бюджета. Не меняются по сути и бюджетные отношения между центром и регионами. Бюджет-98 продолжает встраивание российской экономики в мировой рынок с функционирующими мощными транснациональными компаниями, для которых необходимо сырье, а также рынки сбыта готовой продукции.

Следует отметить также принятый 10 декабря в третьем чтении после работы согласительной комиссии закон “О Бюджете развития Российской Федерации”. Данный закон определяет правовые нормы формирования общих инвестиционных ресурсов, которые объединяют часть средств федерального бюджета со средствами частных инвесторов с целью увеличения объема инвестиций в экономику, обеспечения возвратности средств и их целевого использования. Для управления Бюджетом развития создаются Федеральное агентство, а также специализированный банк - Федеральный инвестиционный банк. Контрольный пакет акций Федерального инвестиционного банка (не менее 51 процента голосующих акций) находится в собственности государства и закрепляется за Федеральным агентством.

Федеральное агентство имеет право от имени Правительства Российской Федерации предоставлять гарантии для частных инвесторов по инвестиционным проектам в пределах лимита, предусмотренного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Для реализации конкретных инвестиционных проектов на условиях конкурса привлекаются как отечественные, так и иностранные инвесторы.

По замыслу разработчиков данного закона, а это, главным образом, депутаты и эксперты Комитета Государственной Думы по экономической политике, он необходим для нормализации инвестиционного процесса в стране для того, чтобы от спада производства перейти к экономическому росту. Но главным вопросом здесь являются процентные ставки за кредитные ресурсы. До тех пор, пока они будут превышать среднюю рентабельность в материальном производстве, широкомасштабные инвестиции туда не пойдут, несмотря на создание новых структур управления инвестиционным процессом. Жесткая привязка рубля к доллару, поспешная конвертируемость рубля без создания надежной экспортной базы экономики, а также ориентация внутренних цен на мировые цены без соответствующего переходного периода с развитием конкуренции отечественных предприятий, чрезвычайно быстрое развитие рынка краткосрочных государственных ценных бумаг еще больше увеличили отставание технологической базы обрабатывающей промышленности от экономически развитых стран. Следует констатировать необратимость процесса деградации многих отраслей материального производства. Бюджет развития - сам по себе полезный и нужный инструмент - хорошо выполнил бы свою роль только в сочетании с изменениями экспортно-импортной, ценовой и кредитной политики в направлении развития отечественного производства.

30 октября Государственная Дума рассмотрела в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые федеральные законы по вопросу деятельности Центрального банка Российской Федерации”. В соответствии с законопроектом определяются полномочия Центрального банка в качестве собственника контрольных пакетов акций группы банков. Это Сберегательный банк Российской Федерации, Внешторгбанк и пять банков с капиталом Российской Федерации, которые функционируют за рубежом. В управлении этими банками участвуют представители не только Центрального банка, но и Правительства, Государственной Думы, которые входят в наблюдательные советы банков. Доходы по дивидендам, поступающим от этих учреждений, превышают все доходы от государственной собственности других форм, которые поступали в бюджет в 1996 году.

В этот же день в первом чтении был принят закон “О внесении дополнения в Закон Российской Федерации “О налоге на операции с ценными бумагами”. Закон “О налоге на операции с ценными бумагами” предполагает, что первичная эмиссия не облагается налогом на операции с ценными бумагами. Поправки к закону направлены на то, чтобы дать четкое толкование: когда взимается налог на операции с ценными бумагами и когда данный налог не должен взиматься. Если решение по увеличению уставного капитала принято на основании решений Правительства, то есть не произошло увеличения имущества, то эта эмиссия также не облагается налогом на операции с ценными бумагами.

12 ноября во втором чтении рассматривался законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О финансово-промышленных группах”. Этот документ - о создании крупных связанных производственно-технологических комплексов, в том числе дающих возможность объединять промышленные объекты в том направлении, в котором идет интегрирование в рамках транснациональных корпораций. Законопроект дает возможность благодаря обсуждаемым поправкам укрепить производственно-технологические связи в Содружестве Независимых Государств, он устраняет пробел, допущенный в основном законе, по которому финансовые и кредитные банковские институты не могли участвовать более чем в одной финансово-промышленной группе и это затрудняло создание данных промышленных образований.

В период осенней сессии определенная работа была проделана по совершенствованию налогового законодательства. Так 15 октября был принят в третьем чтении закон “Об особенностях налогообложения хозяйственных товариществ и обществ агропромышленного комплекса Тульской области на период экономического эксперимента”.

Закон устанавливает порядок налогообложения хозяйственных товариществ и обществ агропромышленного комплекса Тульской области на период экономического эксперимента, осуществляемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 1994 года № 457 “О проведении в Тульской области эксперимента по созданию организационно-правовых и экономических условий развития регионального агропромышленного комплекса”.

Принципиальным в законе является то, что объектами налогообложения являются не результаты хозяйственной деятельности, а используемые производственные факторы: стоимость земли и основных производственных фондов. Предусматривается введение для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий единого налога взамен налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество и местных налогов. Единый налог предполагается вносить в виде фиксированного платежа, определенного процента от стоимости земли и основных фондов производственного назначения.

Однако значимость принятого закона велика не только для Тульской области. Он уменьшает налоговую нагрузку почти в 2 раза, что позволяет направлять больше средств на развитие производства. Очень важно и то, что закон можно использовать для отработки на практике иной, чем заложено в правительственном варианте Налогового кодекса, концепции налогообложения, опирающейся на заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении экономических результатов деятельности.

20 и 21 ноября Государственная Дума продолжила обсуждение законопроектов из пакета налоговых законов для обеспечения доходной части бюджета Российской Федерации на 1998 год.

20 ноября были приняты в первом чтении три законопроекта:

21 ноября рассмотрен и принят проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”(статьи 1,4,11,13,15,19,20,24). Законопроект предусматривает внесение следующих изменений и дополнений:

Проект закона депутатами принят в первом чтении, но можно предположить, что при его подготовке ко второму чтению поступит достаточно большое число поправок, поскольку отношение к новой норме закона “налог с розничных продаж” со стороны и депутатского корпуса и субъектов Федерации неоднозначно.

Достаточно долгой была дискуссия при обсуждении закона “О водном налоге”. В представленном варианте законопроекта особое внимание депутаты обращали на два принципиальных вопроса:

В ходе обсуждения представители Правительства Российской Федерации информировали депутатов о том, что максимальное увеличение в целом по России (на основе средних статистических данных) тарифов за воду для населения составят 1-1,7 процента, для предприятий 2,2 процента. Проголосовав в целом закон в первом чтении депутаты предложили Комитету по бюджету, налогам, банкам и финансам учесть высказанные в процессе замечания.

18 и 19 декабря депутаты продолжили работу над данным проектом закона. Учтя замечания, высказанные во время первого чтения, авторы законопроекта изменили его название, с которым он был принят во втором и третьем чтении на одном пленарном заседании. Новое название закона “О плате за пользование водными объектами” разрешило разногласие первого чтения, а в целях борьбы с ростом тарифов на услуги по водоснабжению для населения в закон введена специальная статья, в которой предусмотрено ограничения роста тарифов не более чем на 4 процента. Кроме того, в целях обеспечения работ по природоохранным мероприятиям в Российской Федерации в законе предусмотрена норма, согласно которой 50 процентов ежегодных поступлений будут направляться на эти цели. 19 декабря закон принят в третьем чтении.

18 декабря Государственная Дума продолжила работу над пакетом налоговых законов во втором чтении, внесенных Правительством для обеспечения доходной части бюджета 1998 года.

Первым из них рассматривался проект федерального закона “О внесении изменений в Закон Российской Федерации ”О плате за землю”. Единственная предлагаемая норма данного законопроекта касается давно действующего размера пени за несвоевременную уплату налога в размере 0,7 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки. В законопроекте предлагается данную норму заменить словами ”установленном федеральным законом”, т.е. в соответствии с аналогичными наказаниями за нарушение уплаты других налогов. Учитывая, что со стороны депутатов замечаний и предложений к редакции законопроекта не было и то обстоятельство, что закон прошел лингвистическую отработку и правовую оценку он был принят во втором и третьем чтении.

Следующим рассматривался проект федерального закона “О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий”, принятый в первом чтении под названием “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий”, т.е. в самом названии конкретизирована статья по которой вводится дополнение. Данное дополнение введено в целях поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации. Новая норма предусматривает, что по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисление налога производится в доходы субъектов и местных бюджетов по месту нахождения таких подразделений в соответствующих долях. При этом, сумма налога определяется по ставкам налога действующим на соответствующей территории. Закон принят последовательно во втором и третьем чтении.

Во втором и третьем чтении на заседании 18 декабря приняты изменения в федеральный закон “О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте”. Основная и практически единственная цель законопроекта состоит в обеспечении пополняемости доходной базы бюджета за счет повышения ныне действующей ставки налога при покупке иностранной валюты с 0,5 до 1 процента. По мнению экспертов и ряда депутатов такое повышение ставки налога не приведет к ущербу для рядовых граждан России и касается очень незначительной категории физических и юридических лиц. В отличие от редакции первого чтения депутатами была проголосована поправка, согласно которой данный налог распространяется также на получение валюты по банковским пластиковым карточкам. Таким образом, данные изменения практически расширяют налогооблагаемую базу и охватывают все возможные варианты операций при покупке валюты.

Государственной Думой принят проект закона “О плате за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами”, проходивший в первом чтении 13 ноября с.г. под названием “О налоге на пользование объектами животного мира”.

Впервые в Российской Федерации на законодательном уровне вводится плата за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами во внутренних водах, территориальном и открытом морях. В этих целях проектом закона устанавливается норма, согласно которой такое пользование осуществляется только по разрешениям (лицензиям) в соответствии с Российским законодательством. В проекте определена база взимания такой платы, установлен порядок определения ставок, льготные категории плательщиков по оплате, порядок и сроки уплаты и порядок ее зачисления.

Достаточно длительная дискуссия возникла вокруг проектов федеральных законов “Об акцизах” принятых в первом чтении 20 ноября. Эти принятые во втором и третьем чтении законы практически сохранили концепцию первого чтения, дискуссия по поводу включения акциза на прокачку нефти завершилась его принятием. Таким образом принятые во втором чтении изменения в основном не изменили группу товаров подлежащих обложением акцизами, но размер акцизов в дальнейшем будет индексироваться с учетом инфляции.

19 декабря Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”. Основной причиной для принятия данного закона стала задача изменения шкалы подоходного налога, действующая без изменений с 1 января 1996 года. Новая шкала подоходного налога с физических лиц имеет явную социальную направленность, согласно которой наиболее бедные и средние слои населения получают значительные послабления и, наоборот, наибольшая тяжесть по данному налогу переносится на богатых.

Кроме того, изменениями предусматриваются определенное уменьшение налога с лиц имеющих детей до 18 лет, студентов и учащихся дневной формы обучения - до 24 лет, на каждого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода. Предусмотрено также по определенной шкале ежемесячное уменьшение совокупного налога для физических лиц имеющих низкие доходы.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис