Аналитика и статистика
весенняя сессия 1996 года
   
    

 

II. Парламентский месяц (20 июня - 17 июля 1996г)

1. Ежемесячный информационно-аналитический обзор

Данный раздел включает краткую характеристику основных законов, которые были рассмотрены и приняты Государственной Думой с 20 июня по 17 июля 1996 года. За этот период состоялось пять пленарных заседаний Государственной Думы. Было принято 14 законов в первом чтении, 13 - во втором чтении. Принято 35 федеральных законов.

В последнем за весеннюю сессию парламентском месяце Государственная Дума приняла ряд важных законов, регулирующих экономическое развитие страны.

21 июня был принят в первом чтении закон “О гарантировании вкладов граждан в банках”. Данный закон является новой, значительно переработанной редакцией Федерального закона “Об обязательном страховании банковских вкладов граждан”, который был принят Государственной Думой в ноябре 1995 г., но отклонен Советом Федерации.

Цель принятого в первом чтении закона - это гарантия гражданам возврата их вкладов в коммерческих банках, когда сами банки не в состоянии выполнить свои обязательства перед гражданами. В качестве гаранта возврата вкладов будет создана “Федеральная Корпорация гарантирования вкладов в банках”, которая будет аккумулировать ресурсы вошедших в Корпорацию коммерческих банков в размере 0,5 процента от собственных средств банка и возмещать вкладчикам их вклады в случае банкротства банков. Закон, хотя и запоздалый, но крайне важный и нужный, поскольку введение его в действие может повысить доверие граждан к коммерческим банкам, а рост вкладов окажет стимулирующее воздействие на инвестиции и развитие экономики.

Продолжительная дискуссия возникла 5 июля в связи с обсуждением и принятием во втором чтении федерального закона “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “О федеральном бюджете на 1996 год”, где речь идет о дополнительном финансировании науки и образования. В федеральном бюджете на 1996 г. расходы на образование составляют 15 трлн.руб., а по расчетам Комитета ГД по образованию и науке для того, чтобы в сфере образования выплатить заработную плату, стипендии, пособия на питание, необходимо в сумме не менее 29 трлн.рубля.

Депутаты Комитета ГД по бюджету, налогам, финансам и банкам подчеркнули, что сбор доходов федерального бюджета составляет 62% от запланированных, а дополнительные расходы на образование и науку могут быть осуществлены либо за счет увеличения дефицита федерального бюджета, либо за счет новых дополнительных источников его доходной части. Федеральный закон был принят во втором чтении, однако, если во втором полугодии ситуация с доходами бюджета будет аналогична той, что сложилась в первом полугодии, повышение расходов на образование практически вряд ли будет осуществлено.

5 июля Государственная Дума вновь вернулась к проблеме исполнения закона “О федеральном бюджете на 1996 г.” в части финансирования завоза продукции в районы Крайнего Севера и реализации ряда целевых программ, направленных на развитие экономики и социальной сферы в этих районах. В принятых Постановлении и Обращении к Президенту РФ отмечается, что за последние два месяца Госдума трижды обсуждала эффективность принимаемых Правительством РФ мер по нормализации кризисной ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Подчеркивается, что до сих пор не начато финансирование завоза продукции в районы Крайнего Севера, не выделяются жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера. Работа Правительства РФ по данному вопросу признана неудовлетворительной.

Конкретные формы приватизации государственной собственности определяются сейчас преимущественно Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Государственная Дума уже не один раз давала критическую оценку методам, срокам и эффективности процесса приватизации. С целью государственного регулирования приватизации объектов, имеющих стратегическое значение, 12 июля в первом чтении был принят закон “О защите экономических интересов Российской Федерации при распоряжении объектами федеральной собственности”. При рассмотрении закона депутат Канаев Л.М. подчеркнул, что в соответствии с 71-й и 76-й статьями Конституции РФ, а также 212-ой и 217-ой статьями Гражданского кодекса РФ распоряжение федеральной собственностью находится в ведении Российской Федерации, а поэтому подлежит законодательному регулированию. Принятый закон предполагает, что распоряжение федеральной собственностью осуществляется в соответствии с представляемой Правительством и утверждаемой Федеральным собранием концепцией, где предусмотрены цели, приоритеты, последовательность и масштабы приватизации. Далее разрабатываются целевые программы и конкретные перечни объектов приватизации, прежде всего стратегического значения.

17 июля был принят Федеральный закон “О перечне федеральных целевых программ и ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 1996 год”. По сравнению с первым чтением была изменена структура федерального бюджета в части увеличения расходов на образование, на российское космическое агентство, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, а также внесены уточнения по ряду других расходных частей федерального бюджета.

Практически без обсуждения во втором чтении принят федеральный закон “О принятии и реализации федеральных целевых программ”.

Одним из существенных доводов в пользу данного закона является введение в практику деятельности Государственной Думы принятия решений по утверждению федеральных целевых программ, отвечающих требованиям данного законопроекта и их финансированию. Предусматривается систематический финансовый контроль при их реализации независимым федеральным органом, которым является Счетная палата Российской Федерации.

Три основополагающие нормы проекта закона (утверждение, финансирование и контроль за реализацией федеральных целевых программ) предопределяются необходимостью выполнения конституционных требований по рассмотрению и принятию федерального бюджета Государственной Думой.

Практика рассмотрения и принятия законов о федеральном бюджете последних лет, анализ их исполнения, выявили ряд недоработок в формировании программ и их реализации. К их числу относятся: бессистемность формирования, некачественность разработок и значительная множественность, приводящая к распылению средств, неподтвержденная приоритетность, низкий уровень финансирования и контроля за состоянием реализации и достижения конечных результатов.

Принятие данного закона предопределяется также необходимостью рационального использования средств налогоплательщиков, экономии этих средств, а самое главное -своевременным выполнением предусмотренных заданиями программ целей и задач по развитию стратегически важных отраслей, производств, секторов экономики, решению экономических и социальных задач.

В создании соответствующего правового механизма, несомненно, будут заинтересованы все участники выполнения программ, поскольку упорядочение системы финансирования, организации их реализации и контроля за исполнением обеспечит дальнейшее регулирование экономики на современном уровне.

По своей значимости данный закон будет в одном ряду с законами, определяющими конституционную деятельность Государственной Думы, поскольку основой его реализации будет федеральный бюджет России. Его реализация несомненно будет также связана с налоговой политикой, валютным, кредитным и таможенным регулированием.

Проект закона определяет понятие и содержание федеральных целевых программ, поднимает их уровень в бюджете страны, законодательно устанавливает порядок их формирования, утверждения, контроля и особенно ответственности за исполнение.

С целью нормализации денежного обращения и улучшения контроля за сбором налогов Государственная Дума 17 июля приняла Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”. Изменения и дополнения конкретизируют вопросы регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, четко фиксируют полномочия Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, определяют лицензирование продажи и технического обслуживания контрольно-кассовых машин.

Государственная Дума продолжила работу над кодексами. 5 июля был принят Лесной кодекс Российской Федерации, отклоненный ранее Президентом Российской Федерации на основании части 3 статьи 107 Конституции. Представл проект Лесного кодекса полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе А.А.Котенков обратил внимание депутатов, что отклон законопроект Президент считал возможным устранить имеющиеся в нем недостатки путем внесения согласованных изменений и дополнений, сформулированных с обязательным участием ведущих ученых в области лесного права.

Такая работа в течении более чем полугода заинтересованными комитетами Государственной Думы, Правительством и Главным государственно-правовым управлением Президента была осуществлена и в итоге на рассмотрение депутатам был представлен проект закона с учетом практически всех замечаний, в том числе по 130 статье законопроекта, вокруг которой велись основные споры и разногласия. Они касались собственности или права пользования и владения лесными участками колхозами или иными сельскохозяйственными организациями. Взаимоприемлемая редакция статьи была найдена и согласно ей леса относятся к федеральной собственности, а все сельскохозяйственные организации - пользователи лесов продолжают пользоваться лесами безвозмездно.

Государственной Думой практически без обсуждения приняты во втором чтении федеральные законы “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, и “ Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, которые являются составной частью пакета законов крайне необходимых для активизации рынка недвижимости и оборота собственности, а самое главное, они необходимы для наведения порядка в стране в вопросе регистрации прав на владение собственностью в России, а также для знания истиной цены недвижимости, оборачивающейся на рынке.

Что касается закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, то его значение трудно переоценить, так как законодательно урегулированная деятельность профессиональных оценщиков для дальнейшего развития реформ крайне необходимая, поскольку знание реальной рыночной стоимости объектов требуется практически для всех случаев преобразования форм собственности и всех случаев перехода прав собственности.

Реальная рыночная стоимость объекта необходимая для определения стартовой цены при продаже недвижимости на аукционах и конкурсах, при ипотечном кредитовании и определении цены аренды, при разрешении имущественных споров, страховании и во многих других случаях.

Федеральный закон “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами” принят Государственной Думой в редакции принятой ранее, т.е. преодолено вето Совета Федерации. Это стало возможным потому, что при подготовке он тщательно прорабатывался практически всеми субъектами законодательной инициативы, были учтены все 10 замечаний Президента, замечания Правительства, Совета Федерации и замечания 48 субъектов Федерации. По сообщению депутата Бердова Г.И., докладывавшего о законопроекте, всего было рассмотрено 242 замечания и предложения, 75 из которых приняты.

12 июля принят Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”. Данный закон для России на настоящем этапе структурной перестройки взаимоотношений между субъектами хозяйствования приобретает очень большое значение, поскольку вводится правовое регулирование научно-технической деятельности в условиях рынка. Именно отношения общества в сфере науки и научно-технической политике и отношение государства к ним свидетельствуют о возможностях дальнейшего развития государства как в области хозяйственной деятельности, так и в защите своих национальных и стратегических интересов. В концепции закона заложена гарантия со стороны органов государственной власти свободы творчества всем субъектам научной или научно-технической деятельности и признания права этих же субъектов на обоснованный риск в научной деятельности. Одновременно за научным работником законодательно признается право авторства и получение доходов от реализации результатов, а это уже в полной мере отвечает условиям рыночных отношений. В тоже время законодательно закреплен принцип управления научной и научно-технической деятельностью на основе сочетания государственного регулирования и самоуправления.

Одним из самых основных принципов заложенных в закон является признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства. Принцип государственного регулирования научной деятельностью подкрепляется законодательной нормой финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения за счет средств федерального бюджета в размере не менее четырех процентов расходной части федерального бюджета. (для примера, в бюджете 1996 года на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу выделено только 2,6 % ).

Дискуссии по концепции законопроекта или его содержательной части практически не было. Обсуждение касалось в основном процедуры принятия, поскольку Совет Государственной Думы накануне принял решение голосовать законопроект во втором чтении, хотя такое голосование проводилось ранее. В результате депутатами было принято решение о голосовании в третьем чтении, что и было сделано. Закон принят.

Вслед за законом “О науке и государственной научно-технической политике” депутаты приступили к обсуждению федерального закона “О служебных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах”, призванный регулировать отношения возникающие в связи с созданием и использованием результатов научной и научно-технической деятельности. Данный закон предусмотрен Патентным законом Российской Федерации и крайне актуален, так как большинство изобретений пока еще по действующей в России традиции создаются в организациях и поэтому имеется настоятельная необходимость законодательной защиты интересов авторов изобретений, работающих в организациях любой формы собственности. Именно это и заложено в концепции закона.

Первое чтение закона, подготовленного Советом Федерации, прошло в июне 1995 года и после этого на него поступило 100 поправок, из которых Комитет по образованию и науке 55 рекомендовал к принятию и 45 к отклонению. После голосования соответствующих таблиц поправок депутаты приняли закон во втором чтении.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис