Аналитика и статистика
весенняя сессия 1996 года
   
    

 

10. О работе Пресс-службы Государственной Думы

Работа Пресс-службы строилась на главном принципе, который состоит в активной позиции в популяризации российского парламентаризма. Этим определялись и главные задачи – создание необходимых условий для объективного и разностороннего освещения деятельности Государственной Думы в средствах массовой информации, целенаправленное участие творческих сил Пресс-службы в формировании точного представления о новом депутатском составе палаты, ее законотворческом потенциале, установление повседневных рабочих контактов с парламентскими корреспондентами и прессой. В ряду приоритетных направлений – обеспечение депутатского корпуса, руководства Госдумы аналитическими, информационными и иными материалами, связанными с освещением деятельности Государственной Думы в средствах массовой информации.

Организационно-массовая и аналитическая работа

Основным направлением работы является создание организационных и творческих предпосылок для работы аккредитованных при Пресс-службе корреспондентов российских и зарубежных средств массовой информации, анализ публикаций в прессе, касающихся тенденций развития политической и социально-экономической жизни страны, законотворческой деятельности Государственной Думы.

Подготовлено 13 аналитических обзоров российской и зарубежной печати по актуальным проблемам общества сквозь призму законотворческой деятельности Думы. Для депутатов нового созыва был подготовлен специальных обзор по итогам декабрьских выборов и их отражению в средствах массовой информации. В плане взаимодействия с Аналитическим управлением подготовлено также десять обзорных материалов для “Информационно-аналитического бюллетеня”, пять из которых содержат оперативный анализ публикаций непосредственно о деятельности Думы.

Проведена работа по совершенствованию аккредитации журналистов при Пресс-службе. В связи с избранием нового состава депутатов доработана и с учетом замечаний фракций утверждена уточненная редакция Положения об аккредитации. В результате достигнуто улучшение качественных характеристик состава аккредитованных парламентских корреспондентов: при сокращении общего их числа увеличено количество средств массовой информации, представленных в Пресс-службе Госдумы. На 1 июля аккредитовано 829 журналистов, в том числе 316 – на постоянной основе (в 1995 году соответственно 1491 и 616) от 380 СМИ (в прошлом году – 292).

Обеспечено освещение в печати, по телевидению и радио аккредитованными журналистами мероприятий Государственной Думы или с ее участием:

С целью обеспечения аккредитации журналистов полной и разнообразной информацией о деятельности Государственной Думы, фракций, депутатских групп, комитетов, комиссий подготовлено и проведено 180 пресс-конференций и брифингов. Кроме того, организованы встречи 70 ведущих парламентских корреспондентов с Председателем Госдумы Г.Н.Селезневым, а также пресс-конференции с руководителем Аппарата палаты Н.Н.Трошкиным. Во взаимодействии с пресс-службами фракций и комитетов с помощью Управления документационного обеспечения распространено среди парламентских журналистов более 100 тысяч информационно-справочных материалов (документы к заседаниям палаты, парламентским слушаниям, пресс-релизы и т.д.). Дополнительно оборудованы абонентские ящики для распространения информации среди ведущих СМИ.

Ежедневно ведется оперативное информирование основных агентств, теле- и радиокомпаний, центральных газет о предстоящих мероприятий в Думе с помощью факса и телефонов (объемом до 100 информационных сообщений).

Информационно-издательская работа

В первом полугодии подготовлено и выпущено пять номеров сборника “Думский вестник”. Завершается подготовка текущего сборника. Общий объем сданных в печать пяти номеров – 164,8 уч.-изд. листа. Отредактировано 4550 страниц стенограмм парламентских слушаний, 1400 страниц стенограмм пресс-конференций и 265 страниц других материалов, опубликованных в “Думском вестнике”.

В первом полугодии подготовлено и выпущено 92 номера “Думского обозрения”, издающегося Пресс-службой по договору совместно с агентством “Интерфакс”. Общий объем – около 1000 страниц.

Подготовлено также 360 оригинальных сообщений о работе палаты, парламентских слушаниях, деятельности депутатского корпуса, межпарламентских связей и протокольных мероприятиях.

Ежедневно готовились “Экспресс-обзоры периодической печати” (объем каждого – до пяти страниц); периодически составлялись информационные сводки об официальных визитах делегаций Государственной Думы.

Пресс-служба более рационально и целенаправленно продолжила работу по подготовке для центральных и региональных СМИ собственных и организованных материалов о деятельности Госдумы, интервью с Председателем и заместителями Председателя палаты, руководителями фракций и депутатских групп, председателями комитетов и комиссий.

Регулярно осуществлялось взаимодействие с редакциями 56 изданий, выходящих в Москве. За полугодие сотрудниками Пресс-службы подготовлено 327 собственных корреспонденций, интервью, очерков о деятельности Думы и ее первых лиц. В ряде изданий (“Российская газета”, “Комсомольская правда”, “Российская Федерация”, “Человек и закон”, “Литературная Россия”, “Гудок” и другие) постоянно с разной степенью периодичности ведутся и обеспечиваются материалами рубрики типа: “Портфель законодателя”, “Парламентская неделя”, “Новости из Госдумы”, “Актуальное интервью” и т.д.

Активное сотрудничество ведется с рядом информационных российских и зарубежных агентств, аккредитованных в Госдуме, что позволяет более оперативно информировать общественность о событиях и фактах из жизни Госдумы.

Специально для региональной и местной прессы готовится информационно-аналитический вестник “Думская панорама” (периодичностью один раз в неделю). За первое полугодие 1996 года выпущено 56 номеров. Материалы вестника охотно перепечатываются всеми крупнейшими региональными газетами. Разработана и отлажена трехканальная система передачи информации в региональные СМИ: фельдсвязью (в конвертах), в виде электронной версии (с дальнейшим распространением через местные компьютерные сети по редакциям городских, районных, отраслевых газет), напрямую в редакции газет, по взаимной договоренности, с помощью факса.

При укреплении материально-технической базы выпуска вестника “Думская панорама” (установки факса, ксерокса, телефонов и т.д.), связь с центральной и региональной прессой будет осуществляться еще более эффективно, а главное в интересах более полного и широкого освещения деятельности Думы.

За первое полугодие налажено устойчивое получение в полном объеме информационных материалов, стенограмм, печатных изданий о работе Государственной Думы и последующее их распространение в подразделениях Пресс-службы. Получены стенограммы парламентских слушаний за 6 месяцев для использования в “Думском вестнике”.

Установлены рабочие контакты Отдела общественных связей и информационного обеспечения с пресс-службами фракций, депутатских групп и комитетов, ведутся постоянные консультации для этих служб и выполняются разовые запросы.

Налаживаются контакты с аналогичными службами других ведомств (Совет Федерации, Правительство, Гильдия пресс-секретарей, Союз журналистов, Торгово-промышленная палата и др.). Основные усилия Пресс-службы в этом плане направлены на организацию взаимодействия со СМИ и институтами власти, общественными и профессиональными структурами для решения задачи расширения диапазона информирования о деятельности Государственной Думы.

Взаимодействие с телевидением и радио

Телерадиослужба уверенно заняла активное место в общем потоке информации о деятельности Государственной Думы, выпуская собственные программы на телевидении и радио.

С начала работы Государственной Думы второго созыва подготовлено и выпущено в эфир на 31 московском канале телевидения (программа распространяется также в регионах России Международной ассоциацией радиовещания и телевидения (МАРТ)) 23 выпуска еженедельной 45-минутной информационно-просветительской программы “С думой о России”.

В рамках этой программы подготовлено и выпущено в эфир:

В передаче утвердились рубрики “Депутатский запрос”, “Парламентская азбука”, “Депутат и избиратели” и др.

В программе “С думой о России” в качестве гостей студии приняли участие 19 депутатов Государственной Думы, представляющие все депутатские объединения.

Проведена архивная видеозапись всех пленарных заседаний Государственной Думы второго созыва, а также парламентских слушаний и пресс-конференций, проведенных в Малом зале. Информация о содержании видеозаписей заложена в компьютерную программу “Видеоархив”.

Обеспечена редакторская и режиссерская работа в ходе трансляции пленарных заседаний, парламентских слушаний и пресс-конференций по телевизионной сети здания Государственной Думы.

Совместно с Комитетом по информационной политике и связи подготовлены поправки к Федеральному закону “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации” (они дают право телевидению Государственной Думы выходить в эфир со своими программами на первом и втором общероссийских телевизионных каналах).

Начато формирование видеоархива оперативных съемок, необходимого для подготовки телевизионных сюжетов. Заложено на хранение видеосъемок ( в том числе и произведенных в ходе командировок по России и за рубеж) общей продолжительностью 9 часов.

Сотрудники телерадиослужбы оказывают повседневную творческую помощь представителям российских и зарубежных телекомпаний в подготовке материалов, рассказывающих о деятельности Государственной Думы (предоставление архивных видеоматериалов, консультации и т.д.).

В первом полугодии продолжена подготовка материалов для программы “Радио России” – “Парламентская неделя: события и факты”. Эта передача, объемом 50 минут, выходит в эфир по субботам. Причем за отчетный период по взаимной договоренности с “Радио России” увеличилось количество материалов и общий хронометраж по сравнению с предыдущим годом практически в полтора-два раза. Сегодня этот объем составляет не менее трех сюжетов в программе (хронометраж – 15-20 минут). Материалы для передачи “Парламентская неделя” готовятся в разнообразных формах и жанрах (обзоры пленарных заседаний и важнейших законопроектов, событийные репортажи о главных событиях недели, эксклюзивные интервью руководителей Госдумы, руководителей фракций, председателей комитетов, рассказ о деятельности депутатов, о проводимых парламентских слушаниях и пресс-конференциях, работе структурных подразделений Аппарата Госдумы и т.д.).

За отчетный период собственными силами подготовлено свыше 60 материалов общим объемом около 6 часов.

Кроме того, сотрудники организуют и ведут “круглые столы” и радиодебаты представителей всех депутатских фракций и групп в прямом эфире из студий радиотелецентра “Останкино” по актуальным вопросам законотворчества, внутренней и внешней политики.

Достигнута договоренность о сотрудничестве с радиокомпанией “Резонанс” и совместном создании программы “Парламентский вестник”, которая в настоящее время уже выходит в эфир из студии “Останкино”. В первом выпуске передачи (14 июня) принял участие Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев.

К сожалению, запланированные работы по созданию радиокомплекса телерадиослужбы не завершены, хотя подготовлены необходимые предложения по техническому обеспечению студийного блока, ведется необходимая организационная работа.

Телерадиослужба Пресс-службы содействует подготовке и проведению телепрограммы “Парламентская неделя” (ВГТРК), в том числе постоянной рубрики “Трибуна фракций”. За отчетный период вышло в эфир 16 выпусков.

С помощью привлекаемых социологов ежедневно отслеживается и анализируется освещение информационными и тематическими программами телевидения (ОРТ, РТВ, НТВ) деятельности Государственной Думы. Проведено более 170 случаев отслеживания восьми программ ежедневно (итого – около 1400 программ). Ежемесячные отчеты о таких исследованиях печатаются в “Информационно-аналитическом бюллетене”. На основе исследования подготовлены три аналитические записки для Комитета по информационной политике и связи.

Ведется повседневная работа по аккредитации и переаккредитации журналистов электронных СМИ и фотожурналистов при Пресс-службе, им оказывается постоянная информационная и организационная помощь в ложах прессы, во время пресс-конференций и других мероприятий. Большая работа ведется с неаккредитованными (в основном зарубежными) журналистами, работающими над конкретными теле-, радио- и фотосюжетами, связанными с деятельностью Государственной Думы.

Собственными силам Пресс-служба ведет постоянную фотосъемку, фиксирующую жизнь Думы, в том числе 35 пленарных заседаний, около 30 протокольных мероприятий с участием руководства палаты, более 40 заседаний комитетов, комиссий, парламентских слушаний, пресс-конференций. Изготовлено 25 архивных фотоальбомов, в которые вошло более 5 тысяч фотографий. В прессе опубликовано более 50 фотографий.

В эксплуатации телерадиокомплекса основные усилия направлялись на бесперебойное техническое обеспечение записи и передач теле- и радиопрограмм, трансляции пленарных заседаний, парламентских слушаний, пресс-конференций, а также технической базы видеоархива.

Проведены инвентаризация оборудования, необходимые работы по гарантийному обслуживанию телекомплекса. Ведется работа по устранению недоделок в оборудовании телекомплекса согласно акту его приемки в эксплуатацию.


Как и прежде, большое место в структуре рабочего времени Пресс-службы занимает информационно-справочная работа, которой помимо непосредственных функциональных подразделений занимаются практически все сотрудники управления. Речь идет об устных ответах на многочисленные звонки и запросы из министерств и ведомств, от депутатов, из отечественных и зарубежных средств массовой информации. Характер такого рода информации фактически не меняется – от сведений о депутатах до запросов о готовящихся законопроектах, различных мероприятиях в Госдуме.

Важное место в деятельности руководства Пресс-службы, всех ее подразделений занимают встречи с представителями пресс-служб законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации (за отчетный период их было около двадцати), с представителями зарубежных агентств, газет и журналов. В ходе этих встреч речь идет о более полном ознакомлении с работой Пресс-службы, ее подразделений, об организации информационного обеспечения деятельности палаты. И хотя такие встречи отнимают немало рабочего времени, мы считаем их неотъемлемым элементом более объективного информирования о деятельности российского парламента.

Опыт показал, что многое в работе Пресс-службы зависит от активного взаимодействия с фракциями, депутатскими группами, комитетами и комиссиями. Многие механизмы здесь уже довольно отчетливо наметились, частично отлажены (например, работа с пресс-секретарями, закрепление сотрудников за фракциями с целью своевременного освещения их работы, получения необходимой оперативной информации). Налажена постоянная и, нужно подчеркнуть, достаточно четкая координация действий с Организационным, Аналитическим управлениями, Управлением информационно-технологического обеспечения, Управлением делами, управлениями документационного обеспечения и межпарламентских связей и др. Вместе с тем это одно из трудных направлений работы Пресс-службы, требующее постоянного внимания, поскольку, как показывает практика, малейший срыв в цепочке взаимно согласованных действий грозит серьезными неприятностями.

Руководство Пресс-службы на своих еженедельных совещаниях вопросы координации ставит постоянно на первый план, так как многие мероприятия, проводимые Пресс-службой, требуют четкой координации как внутри подразделения (между отделами), так и с другими подразделениями Аппарата.

Реорганизация Аппарата потребовала от руководства Пресс-службы особое внимание уделить уточнению ее задач, структуры, функциональных обязанностей как на уровне управления в целом, так и на уровне каждого отдела. Подготовленные Положение о Пресс-службе, положения об отделах, должностные инструкции на каждого сотрудника позволяют судить не только об объеме, но и специфике работы каждого отдела, каждого сотрудника, более четко видеть, какие квалификационные требования необходимы для выполнения поставленных задач.

В настоящее время завершается работа по переутверждению кадров. Непременным условием в подборе кадров является профессионализм, включающий в себя не только высокий уровень владения журналистскими навыками, но и умение работать на современной оргтехнике (ПЭВМ, факс и т.п.). По этой причине при решении кадровых вопросов, в том числе подборе кандидатов на заполнение вакантных мест в Пресс-службе, невозможно руководствоваться принципом назначения на эти места работников, высвобождающихся в других подразделениях Аппарата Госдумы.

Окончательно решив кадровые вопросы, Пресс-служба будет способна выполнять любые творческие и организационные задачи информационного обеспечения деятельности Государственной Думы.

Назад   Вперед

Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис