Аналитика и статистика
весенняя сессия 1996 года
   
    

 

За прошедший период Дума достаточно активно продолжала законотворческую деятельность в области внешнеэкономической политики.

В дополнение к ранее ратифицированным межправительственным соглашениям с пятнадцатью странами по вопросам инвестиционного сотрудничества, избежания двойного налогообложения и некоторым другим (об этом сообщалось в предыдущих номерах ИАБ) Дума на заседании 5 июля ратифицировала Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ливанской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве.

Необходимо отметить, что Ливан, несмотря на свои незначительные размеры, является сегодня страной с большими перспективами в сфере развития двусторонних экономических отношений: здесь высок спрос на строительство объектов, создание инфраструктуры. Соглашение предусматривает предоставление сторонами режима наибольшего благоприятствования в вопросах торговли, экономического сотрудничества и мореплавания, а также осуществление платежей по всем видам расчетов в свободно конвертируемой валюте.

Особой оценки заслуживает принятие Думой во втором чтении проекта федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", представленного на рассмотрение депутатов Комитетом Государственной Думы по экономической политике. О проблемах, которые позволит решать данный закон после его вступления в силу, неоднократно и много говорилось в период подготовки и проведения декабрьских выборов в Госдуму, в ходе июньских и июльских выборов Президента РФ.

В докладе заместителя председателя Комитета А.Г. Пузановского отмечалось, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению (эта работа из-за сложности предмета рассмотрения проводилась в течение более чем десяти месяцев) разработчики, с учетом предстоящего присоединения России к Всемирной торговой организации, стремились гармонизировать положения этого документа с международным правом и торговым правом. Кроме того, необходимо было руководствоваться "тем соображением, что активная торговая политика невозможна без активной промышленной политики и что защита внутреннего рынка (а именно в этом смысл законопроекта) как раз и предполагает развитие российской промышленности".

Законопроектом предусмотрено применение комплекса антидемпинговых мер (на основе изучения законодательства США в этой области), компенсационных мер (в случае субсидирования товаров, направляемых на экспорт, иностранными государствами), а также мер по защите платежного баланса страны. Таким образом, создается надежная правовая основа для защиты экономических интересов Российской Федерации.

Социальная тематика в рассматриваемый период была представлена целым блоком законов.

21 июня в третьем чтении был принят закон “О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1996 год”. Исполнение доходной и расходной частей данного фонда в 1996 г. приобрели, таким образом, законодательную основу. Доходы бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования составляют 1132,6 млрд.руб.

Основная часть доходов формируется за счет страховых взносов - 1090,7 млрд.руб., но есть и доходы от использования временно свободных финансовых средств - 17,7 млрд.руб. Почти та же сумма - 17 млрд.руб. расходуется на содержание исполнительной дирекции Фонда.

Главные же расходы Фонда идут на субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования на обеспечение финансирования обязательного медицинского страхования - 972 млрд.руб.

Принятие данного закона будет способствовать развитию медицинского страхования в стране и обеспечению населения необходимыми медицинскими услугами.

5 июля приняты и направлены в Совет Федерации Федеральные Законы “О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования” и “О выплате пени в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат”. Содержание всех названных законов было проанализировано в предыдущих выпусках бюллетеня.

Проблемы улучшения пенсионного обеспечения систематически рассматриваются на заседании Государственной Думы. Не стал исключением и последний месяц. Принят закон “О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации”, где речь идет об установлении с 1 августа 1996 года минимального размера пенсии по старости при общем трудовом стаже равном требуемому для назначения полной пенсии, в сумме 95320 рублей в месяц и увеличения всех пенсий в 1,37 раза.

Правительство РФ, учитывая, что бюджет Пенсионного фонда испытывает серьезные трудности, не поддерживало законопроект. Более того, Правительство РФ в целях нормализации положения с выплатами пенсий обратилось к Государственной Думе с предложением воздержаться на некоторое время от принятия законопроектов о повышении минимального размера пенсии и рассмотреть необходимые меры в этой области в рамках работы Государственной комиссии Российской Федерации по разработке программы социальных реформ, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июня № 934. Депутаты Государственной Думы, учитывая, что индексация государственных пенсий с 1 мая 1996 г. в 1,1 раза увеличила минимальный размер пенсий до 69575 руб., а минимальный размер оплаты труда с 1 апреля установлен в сумме 75 900 руб., что привело к разрыву минимальных размеров оплаты труда и пенсии, проголосовали за принятие закона.

Повышению надежности пенсионной системы России служит принятый 12 июля Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”. В связи с тем, что он носит концептуальный характер и имеет долгосрочные социальные перспективы имеет смысл рассмотреть его более подробно.

Предполагаемый социальный эффект принятого Федерального закона в том, что, во-первых обеспечивается стабильность реальной стоимости пенсии, во-вторых, достигается более глубокая и справедливая дифференциация размеров пенсии на основе трудового вклада, в-третьих, более половины получателей минимальных пенсий получат более высокий уровень пенсий, в-четвертых, механизм индексации пенсий становится постоянным, не требующим поквартальных решений парламента.

Предлагаемый порядок увеличения пенсий позволяет сохранять реальную стоимость (покупательную способность) пенсии при рациональной дифференциации с учетом страхового стажа. Предусмотрен механизм исчисления и перерасчета пенсий.

Средняя пенсия по старости должна составить 71-72 процента среднемесячной заработной платы в народном хозяйстве Российской Федерации. Фактически этот показатель составляет на январь 1996 года около 34 процентов.

В Законе предусматривается ряд мер по финансовому обеспечению расходов на выплату пенсий после перехода на их увеличение на основе индивидуальных коэффициентов, а именно:

1) расчет размера пенсии не более чем из 1,2 среднемесячного заработка в народном хозяйстве страны;

2) ограничения по учету трудового стажа для определения размера пенсии в процентах к заработку. Из него исключаются периоды, не связанные с оплачиваемой работой и, следовательно, с уплатой страховых взносов.

3) исчисление и увеличение пенсий работающим пенсионерам производится только после прекращения трудовой деятельности, то есть работающие пенсионеры получают пенсию по прежнему закону, но их пенсии также индексируются в соответствии с ростом заработной платы в стране.

Приняты также законопроекты, направленные на улучшение социального обеспечения ветеранов. 21 июня принят Закон “О внесении изменений и дополнений в статью 10 Федерального закона “О ветеранах”. Суть закона заключается в разграничении финансирования статей закона “О ветеранах” между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

Принят в прежней редакции отклоненный Советом Федерации Федеральный закон “О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации”. Депутат В.И.Зоркальцев выступил с докладом по проекту Федерального закона “О базовой стоимости необходимого социального набора”. В связи с тем, что состав необходимого социального набора и принципы оценки его стоимости установлены законом “О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации”, а цены и тарифы 1990 года на товары и услуги, входящие в состав этого набора, являются величинами уже состоявшимися и существуют в виде официальных данных Госкомстата России, то стоимость базового социального набора с учетом цен ( в государственной и кооперативной торговле) и тарифов 1990 г. в целом по РСФСР составляет 423 рубля СССР. Эта величина признается базовой стоимостью необходимого социального набора. Оба закона, представленные депутатом ГД В.И.Зоркальцевым продолжают и конкретизируют Федеральный закон “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации”, который признает дореформенные сбережения граждан государственным внутренним долгом и гарантирует восстановление и обеспечение сохранности их ценности, соответствующей дореформенной покупательной способности сбережений. Сохранность покупательной способности сбережений целесообразнее обеспечивать регулярной индексацией денежной единицы, в которой выражены дореформенные сбережения.

Принятие указанных законов обеспечит гражданам возврат их сбережений в размерах, эквивалентных их покупательной способности в ценах 1990 года.

На заседаниях Думы 12 и 17 июля рассмотрен и принят Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1996 год" (в ранее принятой редакции, в связи с отклонением законопроекта Президентом Российской Федерации) .

Единственное замечание Президента касалось вопроса о финансировании работы 300 инспекторов труда профсоюзов (в сумме 6,4 млрд. рублей). Как отметил в своем докладе заместитель председателя Комитета Государственной Думы по труду и социальным вопросам И.С. Аничкин, в настоящее время это финансирование осуществляется за счет Фонда социального страхования РФ в соответствии с заключенным на 1996-1997 гг. генеральным соглашением между работодателем - Правительством и профсоюзом. Учитывая, что выплаты производились в течение семи месяцев текущего года, в оставшиеся пять месяцев трудинспектора при любом решении по данному вопросу будут финансироваться в соответствии с Кодексом законов о труде.

С учетом реально сложившейся ситуации в ходе согласительной процедуры было достигнуто общее понимание в том, что в случае принятия законопроекта в ранее принятой редакции со стороны Президента замечаний не будет.

Принятым законом бюджет Фонда утвержден на 1996 год по доходам в сумме 28,9 млрд. рублей, по расходам - в сумме 28,1 млрд. рублей.

Законом установлено, что в текущем году финансирование расходов, связанных с санаторно-курортным лечением и оздоровлением граждан и их детей, а также с предоставлением льгот по выплатам пособий по социальному страхованию в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и принятых к нему изменений и дополнений, осуществляется за счет средств федерального бюджета на 1996 год путем перечисления их Фонду. В этой связи Правительству РФ рекомендовано внести в Госдуму предложения о порядке и сроках возмещения Фонду из федерального бюджета задолженности в сумме 177,6 млрд. рублей, образовавшейся в 1994-1995 годах.

На заседании Думы 17 июля принят федеральный закон "О государственной поддержке начального профессионального образования".

Законом предусмотрен комплекс мер по реализации государственных гарантий общедоступности и бесплатности начального профессионального образования; по социальной защите обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования; по финансированию образовательных учреждений начального профобразования за счет средств федерального бюджета на 1996 год; определены порядок финансирования начального профессионального образования, льготы образовательным учреждениям начального профобразования по оплате коммунальных услуг, электроэнергии и др.

Во втором чтении приняты федеральные законы "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О федеральном комплекте учебников".

Первый закон предусматривает осуществление органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов разработки и исполнения целевых программ по охране и защите прав детей этих категорий в соответствиями с потребностями региона, создания государственных и негосударственных социально-адаптационных структур на базе образовательных учреждений и учреждений социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные меры касаются также прав на образование, медицинское обслуживание, жилье, на труд, судебной защиты этих категорий, детей.

Закон "О федеральном комплекте учебников" регулирует отношения, связанные с изданием и распространением федерального комплекта учебников для учреждений общего образования с целью обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

Активное проведение выборов Президента Российской Федерации стало новым этапом становления гражданского общества в России. На укрепление его законодательных основ направлен ряд законопроектов, принятых в июне-июле 1996 года.

5 июля 1996 года Дума рассмотрела в первом чтении Федеральный закон “О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации”, подготовленный Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций. Этот документ подтверждает верность Российского государства идеям и принципам, закрепленным в пактах и соглашениях международного сообщества, которые направлены на искоренение фашизма и недопущение его возрождения в любых формах. Задача закона - создание правового механизма предупреждения и пресечения пропаганды и иных способов распространения фашизма, выступающего против основ гражданского общества, прав и свобод граждан, демократического устройства органов государственной власти и местного самоуправления, равноправия рас и народностей.

Пропаганде фашизма обязаны противодействовать правоохранительные органы, а также сами граждане. Государство сотрудничает с общественными объединениями, противодействующими пропаганде фашизма, оказывает им помощь и поддержку, не вмешиваясь в их внутренние дела. 22 июня объявляется ежегодным общероссийским днем поминовения жертв фашизма.

На создание надежных механизмов защиты прав и свобод граждан направлен Конституционный закон “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”. Этот закон был отклонен Советом Федерации, но на заседании Думы не удалось собрать необходимого большинства голосов для преодоления вето Совета Федерации. Создана согласительная комиссия, которая будет дорабатывать столь необходимый для утверждения институтов гражданского общества законодательный акт.

Принципиальное значение для становления гражданского общества имеет и принятый Думой в первом чтении Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О свободе вероисповеданий” (подготовлен тем же Комитетом). Необходимость внесения этих изменений вызвана тем, что Закон РСФСР “О свободе вероисповеданий” не регулирует нормы, входившие в то время, когда он был принят - в 1990 году, в компетенцию Союза ССР, в том числе об отношении к воинской службе и о регистрации иностранных религиозных организаций и миссий. Кроме того, Закон РСФСР относит функцию государственного контроля за осуществлением свободы совести и вероисповеданий к компетенции исключительно Советов народных депутатов, а их система в стране разрушена. Потребовались и другие изменения и уточнения, подсказанные жизнью (порядок регистрации религиозных организаций, усовершенствование норм осуществления принципа отделения религиозных организаций от государства, конкретизация механизмов обеспечения прав на свободу совести, на свободу вероисповедания и т.д.). По сути дела выработана новая редакция закона, который получил название: “О свободе совести и религиозных организациях (объединениях)”. Этот закон не только дополняет и конкретизирует соответствующие статьи Конституции Российской Федерации, но и создает благоприятные условия для преодоления с позиций права конфликтов в обществе, возникающих на религиозной основе.

Острая дискуссия развернулась 17 июля по проектам постановлений Государственной Думы “О неудовлетворительном финансировании средств массовой информации в Российской Федерации” и “О преобразовании закрытого акционерного общества “Общественное российское телевидение” в государственную телевизионную компанию”. Большинство депутатов, принявших участие в дискуссии, отметили, что телевидение необъективно отражает работу Государственной Думы и социально-экономические процессы в стране, неуважительно относится к истории нашей страны. Депутаты также подчеркивали необходимость более тщательной проверки финансовой деятельности закрытого акционерного общества “Общественное российское телевидение”. Проверка, проведенная аудиторами Счетной палаты РФ, выявила серьезные нарушения финансовой дисциплины в ЗАО ОРТВ. Государственная Дума приняла постановление “О неудовлетворительном финансировании средств массовой информации в Российской Федерации”. Второе постановление “О преобразовании закрытого акционерного общества “Общественное российское телевидение” в государственную телевизионную компанию также нашло поддержку большинства депутатов.

17 мая был принят федеральный закон “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации”. Закон крайне важный для предотвращения окончательной деградации отечественного кинематографа, так как по информации Председателя Комитета Госдумы по культуре С.С.Говорухина за первое полугодие финансирование данной отрасли составило 10 процентов от намеченных в законе “О федеральном бюджете на 1996 г” средств. Принятый закон регламентирует основные направления и конкретные формы государственной деятельности по защите и развитию кинематографии, создает правовую основу для функционирования киноиндустрии и кинопроката в условиях рыночной экономики.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис