Аналитика и статистика
осенняя сессия 1996 года
   
    

 

1.5. Оборона и безопасность

За период осенней сессии на пленарных заседаниях Государственной Думы депутатами рассмотрен и принят ряд важных законопроектов, регламентирующих деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по широкому спектру составляющих национальной безопасности Российской Федерации.

Законопроект о продовольственной безопасности Российской Федерации, принятый в первом чтении, законодательно закрепляет научно-обоснованные нормы питания и обязывает исполнительную власть обеспечить питание всего населения на уровне не ниже этих норм. Он также закрепляет стратегическое направление научно-технической и экономической политики в агропродовольственной сфере и в итоге обязывает Правительство обеспечить продовольственную независимость страны как необходимое условие её суверенитета.

Принят в третьем чтении и 29 ноября с.г. вступил в действие после подписания Президентом Российской Федерации федеральный закон "О государственной границе Российской Федерации".

После всестороннего обсуждения приняты во втором чтении проекты федеральных законов о промышленной безопасности, об уничтожении химического оружия, о внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. В третьем чтении принят и направлен в Совет Федерации проект Федерального закона "О государственной тайне".

Рассмотрены в первом чтении, но из-за чрезвычайной сложности проблем и неоднозначности подходов к их решению депутатами пока отклонены законопроекты о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем.

По предварительным итогам за период осенней сессии по блоку "Оборона и безопасность" рассмотрено законопроектов в первом чтении 9, из них отклонено 2, во втором чтении - 12, в третьем чтении - 5 .

На пленарных заседаниях в октябре с.г. в области военной безопасности практически без обсуждения принят в третьем чтении проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации". Председатель Комитета по безопасности В.И. Илюхин доложил, что после второго чтения были внесены только лингвистические поправки, при этом текст полностью сохранен. "За" проголосовало 327 депутатов.

На заседании 16 октября рассмотрен в первом чтении проект федерального закона "О прекращении раздела Черноморского Флота". С докладом по законопроекту выступил заместитель председателя Комитета по делам СНГ А.А.Тягунов. Обосновывая необходимость рассмотрения законопроекта, докладчик особо подчеркнул, что с января 1992 года между Россией и Украиной было подписано восемь соглашений и протоколов по разделу Черноморского флота. Согласно статье 15 федерального закона о международных договорах Российской Федерации все договоры, касающиеся обороноспособности Российской Федерации, должны проходить ратификацию. Ни один из названных выше договоров ратификацию не проходил, при этом раздел флота происходит с нарушением Сочинских соглашений в пользу украинской стороны.

Следует отметить, что депутаты Государственной Думы, в том числе первого созыва, не были молчаливыми наблюдателями за этим процессом. Государственной Думой первого созыва был принят федеральный закон о моратории на одностороннее сокращение, но, к сожалению, он был отклонен Советом Федерации, 6 октября 1995 года Государственная Дума приняла федеральный закон о приостановлении одностороннего сокращения и об обеспечении содержания Черноморского флота, который тоже был отклонен Советом Федерации. Государственная Дума второго созыва преодолела вето Совета Федерации, однако этот закон не был подписан Президентом.

В апреле Президент, как Верховный главнокомандующий Вооруженными силами, своим распоряжением прекращает раздел Черноморского флота, так как украинская сторона демонстративно не желает выполнять ключевые положения Соглашения о раздельном базировании флотов, подписанного в Сочи 9 июня 1995 года, и пытается навязать России, да и самому флоту прежде всего, неприемлемую формулу раздела бухт и всей инфраструктуры Черноморья, особенно в его основной базе, в сердце Черноморского флота - г.Севастополе. По мнению специалистов совместное базирование невозможно потому, что запертые два флота не будут иметь жизнеобеспечения и в оперативно-стратегическом объединении это практически ликвидированные вооруженные военно-морские силы.

Обоснованием необходимости рассмотрения этого законопроекта является также то, что истекли сроки Ялтинского соглашения, нарушены пропорции раздела (18 и 82%), кроме того, эти пропорции уже далеко ушли от того, о чем договаривались. Уже сегодня флот разделен так: 40 и 60%.

С точки зрения геополитических интересов России Черноморский флот имеет ключевое значение как для России, так и для всех государств, прилегающих к этой территории.

В обсуждении законопроекта приняли участие депутаты Е.Б. Мизулина, А.В. Шишлов, О.О. Миронов, С.М. Никифоров, Н.Н. Гончар, К.Н. Боровой, А.К. Захаров, Н.И. Рыжков, С.Н. Бабурин, А.М. Макашов, И.И. Никитчук, М.М. Задорнов, В.Г. Вишняков, А.Г. Чехоев, В.Н. Лысенко, В.С. Романов и представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе А.А. Котенков.

23 октября после непродолжительного обсуждения закон "О прекращении раздела Черноморского флота" принят в третьем чтении.

В области правоохранительной безопасности рассмотрены два альтернативных проекта федерального закона о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

По варианту законопроекта, внесенного Президентом Российской Федерации, с докладом выступил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе А.А. Котенков, с содокладом - член Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе С.А. Попов. С альтернативным проектом выступил один из авторов, заместитель председателя Комитета Госдумы по геополитике Ю.В. Никифоренко.

Законопроект внесен Президентом ещё в октябре 1994 года, альтернативный законопроект разработан депутатами Государственной Думы в текущем году, имеет отличительное название ("О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") и более детально проработан.

Необходимость принятия законопроекта обусловлена многими внутригосударственными, внешнеполитическими, международно-правовыми факторами. Это прежде всего распад Союза ССР и введение так называемых прозрачных границ на территории государств-членов СНГ, нескончаемые потоки беженцев и вынужденных переселенцев, неконтролируемый въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан из стран дальнего зарубежья и через территории некоторых стран СНГ.

Второе важное обстоятельство - это массовое неконтролируемое заселение отдельных районов страны, особенно Дальнего Востока, выходцами из Китая, Вьетнама, Северной Кореи, других соседних стран, которое может постепенно привести к серьезным демографическим изменениям с негативными последствиями для территориальной целостности Российской Федерации.

И третье. Принятие данного законопроекта связано с тем, что отсутствует необходимая правовая база в отношении иностранцев, поскольку прежний союзный закон "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 года и "Правила пребывания иностранных граждан в СССР", утвержденные постановлением Кабинета министров СССР от 26 апреля 1991 года, №212, явно устарели. Их отдельные положения противоречат Конституции Российской Федерации и не в полной мере отвечают национальным интересам нашего государства и его безопасности.

В обсуждении законопроектов приняли участие депутаты А.И. Лукьянов, С.А. Попов, Н.М. Харитонов, О.В. Морозов, О.О. Миронов, В.Г. Вишняков, Г.В. Старовойтова.

В ходе детального обсуждения депутаты отметили, что представленные законопроекты тщательно разработаны, имеют достоинства, но имеют и серьезные недостатки, начиная от редакционных и смысловых неточностей до противоречий Конституции Российской Федерации.

В связи с этим было принято решение не голосовать по каждому альтернативному законопроекту, а поручить комитетам по законодательству, по геополитике, по международным делам, по делам СНГ рассмотреть оба варианта и подготовить единый законопроект. За такое решение проголосовал 321 депутат.

В сфере экономической безопасности рассмотрен в первом чтении проект федерального закона о продовольственной безопасности Российской Федерации. С докладом выступил член Комитета по безопасности П.Т. Бурдуков. В обсуждении приняли участие депутаты Н.И. Рыжков, С.С. Босхолов, Г.В. Старовойтова, Е.Б. Мизулина, В.С. Шевелуха, В.В. Семаго, Г.В. Кулик, В.В. Жириновский.

Законопроект предусматривает: Первое, законодательно закрепить научно обоснованные нормы питания в форме государственной системы норм питания. Второе, обязать исполнительную власть обеспечить питание всего населения на уровне не ниже этих норм. Третье, обязать Правительство обеспечить продовольственную независимость страны как необходимое условие её суверенитета. Четвертое, закрепить стратегическое направление научно-технической и экономической политики в агропродовольственной сфере.

Законопроект принят в первом чтении.

В ноябре с.г. на пленарных заседаниях в области военной безопасности рассмотрено межгосударственное Соглашение о перевозках специальных грузов и продукции военного назначения, подписанное главами государств в Минске 26 мая 1995 г., представленное распоряжением Президента РФ на ратификацию.

Соглашение направлено на создание необходимой правовой основы для транспортного обеспечения важных государственных и оборонных нужд Российской Федерации и углубления интеграционного сотрудничества в этой области с государствами Сотрудничества. Соглашением регулируются вопросы определения видов грузов, организации перевозок, транзита в третьи страны, порядка согласования перевозок с компетентными органами, приоритетности перевозок, обеспечения конфиденциальности и безопасности, порядка осуществления таможенного, пограничного и иных видов государственного контроля, порядка действий при аварийных ситуациях, принципов правовой защиты и ответственности караулов и специалистов, сопровождающих грузы.

Соглашение носит рамочный характер, на его основе будут приниматься и разрабатываться конкретные двухсторонние и многосторонние соглашения, детализирующие вопросы организации и выполнения специальных перевозок. Проект федерального закона о ратификации этого Соглашения рассмотрен в большинстве комитетов Госдумы, заключения выданы практически без замечаний. За принятие федерального закона проголосовали все депутаты, участвующие в голосовании.

В рубрике "Правительственный час" с докладами об обеспечении финансирования Дальневосточного военного и Дальневосточного пограничного округов перед депутатами выступили заместитель министра финансов Российской Федерации Астахов А.А., начальник Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации Олейник Г.С. и заместитель директора Федеральной пограничной службы России Коробка И.А. После выступления Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации депутаты приняли постановление о заявлении Государственной Думы ФС РФ в связи с 300-летием Российского Флота.

Во втором чтении рассмотрен и принят проект федерального Закона о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне". С докладом выступил председатель подкомитета Комитета по безопасности Лопатин В.Н. В первом чтении этот законопроект был принят 18 июля с.г. Всего по законопроекту поступило 42 поправки от Президента и Правительства Российской Федерации, профильных Комитетов Государственной Думы и депутатов. В ходе обсуждения Государственной Думой принято 26 поправок, остальные - отклонены. 13 ноября законопроект принят в третьем чтении и направлен в Совет Федерации для дальнейшего рассмотрения. Проект федерального Закона "О материальной ответственности военнослужащих" представлен и принят в Государственной Думе в первом чтении (докладчик - председатель подкомитета Комитета по обороне Волков В.Н.). Этим законопроектом устанавливаются условия и пределы материальной ответственности военнослужащих, а также граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими органам военного управления, воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов государственной власти, в которых предусмотрены военная служба, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Законопроект достаточно проработан с войсками, Генеральной и Главной военной прокуратурами, его концепция ими поддержана. Законопроект создает правовую базу для регулирования вопросов материальной ответственности военнослужащих. Принятие этого законопроекта потребует отмены действующих нормативных правовых актов, в частности, Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. и Постановления Совета Министров СССР от 2 марта 1984 г.№ 216.

В области правоохранительной безопасности рассмотрен во втором чтении проект федерального закона о внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (об административной ответственности за исполнение решений, принятых на местном референдуме, собраниях, сходах граждан, решений органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления). С докладом по законопроекту выступил председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Поляков А.А. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в комитетах рассмотрены поправки, представленные 64 субъектами законодательной инициативы, часть из которой была принята депутатами. После чего законопроект был принят во втором и третьем чтениях.

В связи с отклонением Советом Федерации был вновь рассмотрен с учетом предложений Согласительной комиссии проект федерального Закона "Об оружии". Из доклада председателя Комитета по безопасности В.И. Илюхина следовало, что текст закона существенно не изменен, концепция его сохранена. Внесены ряд замечаний и поправок, касающихся учета интересов производителей и потребителей оружия. После некоторой дискуссии, в которой участвовали депутаты Бурдуков П.Т., Ромашкин В.В., Гудима Т.М. и Нестеренко Т.Г., законопроект был принят в редакции согласительной комиссии.

Принят в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О милиции".

Предлагаемый законопроект учитывает произошедшие с 1991 г. изменения в политической, экономической и правовой сферах и, прежде всего, в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации. Существующий организационно-правовой статус милиции законопроект не затрагивает. Из содоклада председателя Комитета по безопасности Илюхина В.И. следует, что законопроект добротен, проработан и согласован с правоохранительными органами, в том числе с Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции и Верховным Судом. В дискуссии по законопроекту приняли участие депутаты Шевелуха В.С., Бурдуков П.Т., Чехоев А.Г., Гвоздева С.Н., Морозов О.В., Рожков В.Д., Глотов С.А., Куликов А.Д.

В декабре с.г. на пленарных заседаниях Государственной Думы по проблемам, относящимся к области военной безопасности (4 декабря) принято постановление Государственной Думы об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о проведении военной реформы в Российской Федерации.

В Заявлении Президенту и Правительству Российской Федерации предлагается в кратчайший срок выработать концепцию дальнейшего строительства Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и военных органов на основе совместного решения ими задач по обеспечению безопасности государства, определив для этих целей федеральный орган государственной власти. На основе этой концепции разработать программу проведения военной реформы Российской Федерации до 2005 года. Государственная Дума выражает готовность поддержать предложения Президента и Правительства Российской Федерации по укреплению правовой основы деятельности Вооруженных Сил РФ.

На пленарном заседании 11 декабря рассмотрен и принят во втором чтении проект федерального закона об уничтожении химического оружия. С докладом по законопроекту выступил член Комитета по обороне депутат Макашов А.М. Закон устанавливает нормы и порядок контроля за управлением процессами уничтожения химического оружия. Принятие закона позволит производить уничтожение оружия в плановом порядке. Он закрепляет достигнутый компромисс между государством и субъектами Федерации. Без принятия этого закона ни один субъект Федерации не позволит уничтожать химическое оружие на своей территории, при этом законопроект фиксирует права граждан в отношении льгот и компенсаций. После детального рассмотрения поправок к законопроекту за его принятие проголосовало 277 депутатов.

На этом же заседании рассмотрены два взаимосвязанных законопроекта - проекта федерального закона о внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (в связи с предоставлением права военнослужащим внутренних войск при несении службы производить административные задержания).

С докладом по этим законопроектам выступил заместитель председателя Комитета по безопасности Карапетян С.А.

Проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" был принят Государственной Думой в первом чтении и представлял собой практически новую редакцию Закона РФ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", принятого Верховным Советом Российской Федерации 24 сентября 1992 года. В процессе подготовки ко второму чтению Комитетом по безопасности были приняты большинство поправок (28 из 38), что позволило улучшить законопроект с позиций приведения его в соответствие с нормами существующего законодательства, согласованности и взаимосвязей статей. После голосования по таблицам поправок законопроекты были приняты во втором чтении.

На пленарном заседании 20 декабря во втором чтении рассмотрен проект федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". С докладом выступил член Комитета по обороне Макашов А.М. Закон представило Правительство Российской Федерации. Закон позволяет закрепить ещё сохранившиеся в оборонной промышленности мобилизационные резервы. В обсуждении поправок к законопроекту приняли участие депутаты Рыжков В.А., Мисник Б.Г., Мизулина Е.Б. и полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе Котенков А.А.

Предложения депутата Рыжкова В.А. об увязке законопроекта с завершением военной реформы было отклонено.

После голосования по поправкам законопроект был принят в целом.

В области правоохранительной безопасности рассмотрен и принят в трёх чтениях проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации.

В докладе полномочного представителя Президента Российской Федерации Котенкова А.А. и выступлениях депутатов отмечалось, что срочность принятия этого законопроекта определена сроками вступления в действие нового Уголовного кодекса, принятого Федеральным Собранием и подписанного Президентом РФ в июне с.г.

Для того, чтобы Уголовный кодекс начал работать с 1 января 1997 г., необходимо внести поправки в Уголовно-процессуальный и Исправительно-трудовой кодексы. Речь идет, в первую очередь, о приведении в соответствие терминологии, нумерации статей. Вместе с тем введён и новый порядок исполнения новых видов наказания, которые, естественно, отсутствовали в действующем Исправительно-трудовом кодексе. Речь идет прежде всего о таких видах наказания, как арест, ограничение свободы и обязательные работы. В законопроекте устраняется существующий в действующем Исправительно-трудовом кодексе пробел: порядок приведения в исполнение смертного приговора. В законопроекте дается подробная регламентация этого процесса. Эта высшая мера наказания пока сохраняется и поэтому необходимо чётко регламентировать порядок её применения.

На заседании 5 декабря рассмотрен и принят в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в статьи 26, 97, 133 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (о соединении и выделении уголовных дел и о сроках содержания под стражей предварительного следствия).

Основной смысл изменений статьи 26 УПК сводится к тому, что с санкции надзирающего за следствием прокурора по части доказательных эпизодов участия в совершении преступления материалы могут быть переданы в суд, а в другой части, в отношении этих же лиц материалы могут быть выделены для дальнейшего производства.

Следственная практика показывает, что в настоящее время обвиняемые вместе с защитой иногда умышленно создают препятствия в ознакомлении с материалами дела, умышленно затягивают этот срок. В связи с этим новая редакция статьи 97 УПК устанавливает для судей областного, краевого и приравненных к ним судов право продления содержания обвиняемых под стражей, если установленного Генеральным прокурором полуторагодичного срока не хватает обвиняемому для ознакомления с материалами дела.

Изменения статьи 133 УПК устанавливают право прокуроров района или города продлевать сроки следствия до трех месяцев, прокуроров области, края и приравненных к ним до шести месяцев. Свыше шести месяцев срок следствия продлевается исключительно Генеральной прокуратурой.

Одновременно с принятием вышеуказанного законопроекта на заседании принято постановление Государственной Думы о порядке исполнения статьи 97 УПК РСФСР.

Во втором чтении 20 декабря рассмотрены и приняты два взаимосвязанных проекта Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".

С докладом по основному закону выступил председатель Комитета по охране здоровья Герасименко Н.Ф. Законопроект прошел международную экспертизу, при этом в тексте законопроекта учтен положительный опыт 80 государств. В ходе подготовки ко второму чтению рабочая комиссия приняла более 200 поправок.

С содокладом о внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях выступил председатель Комитета по безопасности Илюхин В.И.

В обсуждении законопроектов приняли участие депутаты Кривельская Н.В. и Рыжков В.А.

После голосования по поправкам законопроекты были приняты в целом.

В области техногенной безопасности на пленарном заседании 11 декабря рассмотрен и принят во втором чтении проект федерального закона о промышленной безопасности.

С докладом по законопроекту выступил председатель подкомитета Комитета по безопасности депутат Минаков В.М. Закон регламентирует правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и устанавливает нормы, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих указанные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий возможных аварий. В ходе обсуждения законопроекта все согласованные поправки были приняты депутатами и за его принятие в целом проголосовало 275 депутатов.

В области экономической безопасности на пленарное заседание 11 декабря с.г. вынесен на рассмотрение в первом чтении проект федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём. Докладчиком выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра внутренних дел Колесников В.И.

Законопроект внесен на рассмотрение Правительством Российской Федерации совместно с депутатами Государственной Думы, одновременно вынесен на обсуждение законопроект о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем.

Действующие механизмы правовой ответственности и контроля не обеспечивают эффективной борьбы с легализацией и использованием доходов от преступной и иной незаконной деятельности. Законопроект нацелен на предупреждение, пресечение такой деятельности за счет создания системы организационно-правовых мер контроля за операциями юридических и физических лиц с финансовыми средствами, имуществом и мер ответственности за нарушение прав, установленных в целях борьбы с легализацией незаконных доходов. В обсуждении законопроекта приняли участие заместитель председателя Центробанка России - директор Юридического департамента Лубенченко К.Д., депутаты Воротников В.П., Пузановский А.Г., Медведев П.А., Кузнецов В.Ю., Жуков А.Д., Камышинский Н.А., Рыжков В.А., Семаго В.В., Задорнов М.М., Степанков В.Г., Варенников В.И.

В выступлениях прозвучали принципиально разные оценки законопроекта, по всем его составляющим, включая концепцию, терминологию, соответствие существующему законодательству, механизмы реализации основных положений.

После часового обсуждения по итогам голосования законопроект в первом чтении не принят ("за" проголосовало только 200 депутатов).

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис