Аналитика и статистика
осенняя сессия 1996 года
   
    

 

1.6. Ратификация международных договоров Российской Федерации и международная деятельность Государственной Думы

Прошедшая сессия оказалась весьма насыщенной по объему выполненной депутатами Думы законотворческой работы в сфере международных отношений Российской Федерации, многостороннего и двустороннего сотрудничества стран СНГ (по вопросам гражданского права, межнациональных отношений, гуманитарных сфер сотрудничества и др.), а также межпарламентских встреч и заседаний, визитов официальных делегаций Государственной Думы.

18 октября Государственной Думой были ратифицированы Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами - членами (Соглашение имеет важное политическое и экономическое значение, предусматривается создание Комитета парламентского сотрудничества) и Соглашение между Правительством РФ и правительством Королевства Дания о строительстве жилья для лиц, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил РФ, выведенных из стран Балтии. Рассмотрен проект федерального закона о ратификации Соглашения между Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН. Закон не принят из-за отсутствия обоснования Правительством финансовой стороны вопроса. Принят Думой 18 октября и подписан Президентом РФ 25 ноября федеральный закон “О ратификации Конвенции о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе”.

25 октября ратифицировано Соглашение о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения между РФ и Эстонией. Было подчеркнуто, что в этом вопросе позиция Эстонии остается сложной.

В октябре Государственной Думой принят ряд постановлений по наиболее актуальным вопросам внешней политики: 4 октября - “О заявлении Государственной Думы ФС РФ в связи с принятием Сеймом Латвийской Республики так называемой декларации об оккупации Латвии”, “О заявлении Государственной Думы ФС РФ о событиях в Афганистане; 23 октября - “О заявлении Государственной Думы ФС РФ “О поддержке инициативы Президента Республики Кипр Главкоса Клиридиса по демилитаризации Кипра”; 25 октября - “Об обращении Государственной Думы ФС РФ в связи с расширением НАТО”.

15 ноября ратифицирована Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Болгарией. В Конвенции нашли более детальное отражение вопросы о привилегиях и иммунитетах консульских должностных лиц. Принято постановление “Об отношении Государственной Думы ФС РФ к применению санкций Советом Безопасности ООН”. Дума рекомендовала Президенту РФ поручить МИД РФ принять меры, исключающие возможность применения Советом Безопасности ООН санкций, наносящих серьезный ущерб экономическим интересам России.

5 декабря Дума приняла в первом чтении федеральный закон “О мерах по развитию сотрудничества с Республикой Ирак”, проект которого представил Комитет по вопросам геополитики (результаты голосования: “за” - 257 чел., “против” - 10 чел., “воздержалось” - 8 чел.). 15 декабря ратифицирован “Договор между Российской Федерацией и Исламской республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях”.

Внесенный на рассмотрение Думы Комитетом по вопросам геополитики проект федерального закона “О сотрудничестве с Социалистической народной Ливийской Арабской Джамахирией” отклонен, прин то решение отправить проект закона в комитеты, комиссии ГД, фракции и депутатские группы для подготовки замечаний и предложений.

На заседании 18 декабря принято постановление Государственной Думы об обращении к Парламентской ассамблее Совета Европы и к Межпарламентскому союзу в связи с нарушением латвийскими властями общепризнанных прав человека в отношении Альфреда Рубикса, бывшего руководителя компартии Латвии, находящегося в заключении.

На заседании 20 декабря Думой ратифицировано Соглашение между Правительством РФ и Европейским космическим агентством об учреждении в Российской Федерации Постоянного представительства Европейского космического агентства и его статусе от 10 апреля 1996 г. и Протокола к нему от 29 июля 1996 г.”

Дума продолжала активно взаимодействовать с парламентами государств-участников СНГ, реагировала на происходящие в этих государствах события, касающиеся интеграционных процессов, интересов России, рассматривала представленные на ратификацию нормативно-правовые документы, подписанные в рамках Содружества. Ратифицировано 3 двусторонних договора (один - между Россией и Таджикистаном, два - с Туркменистаном), 4 соглашения, из них 2 - двусторонних (Белоруссия, Казахстан). Принят закон “О прекращении раздела Черноморского флота”, рассмотрено и принято 6 Заявлений и Обращений.

Состоялся официальный визит делегации Госдумы во главе с Председателем ГД Г.Н.Селезневым в Республику Грузия, состоялось выступление Г.Н.Селезнева в грузинском парламенте. Делегации Госдумы участвовали в работе 2-й сессии Парламентского Собрания Сообщества Белоруссии и России и его Совета, в работе Восьмого пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ и ее Комиссий. Депутатские группы Госдумы по связям с парламентами Украины и Армении встречались и обсуждали вопросы взаимодействия со своими коллегами.

13 ноября на пленарном заседании Думы выступил Президент Республики Беларусь, Председатель Высшего Совета Сообщества России и Белоруссии А.Г.Лукашенко по вопросам углубления интеграционных процессов в Сообществе.

19 декабря в Госдуме состоялась международная встреча женщин - депутатов парламентов государств - участников СНГ и других стран, на которой обсуждались проблемы социального законодательства, социальные права женщин и детей. Встречу открыл вступительным словом Председателем ГД Г.Н.Селезневым, с основным докладом выступила заместитель Председателя ГД С.П.Горячева.

22 ноября Государственная Дума ратифицировала подписанный в сентябре 1995 года президентами Б.Н.Ельциным и Э.Рахмоновым Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства. Ратифицированный договор соответствует положению Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность двойного гражданства, принципам и нормам международного права.

Согласно Договору каждая из сторон признает за своими гражданами право приобретения гражданства другой стороны без утраты ее настоящего гражданства. Лица, состоящие в гражданстве обоих государств, имеют право пользоваться покровительством каждой из сторон и на них не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены сторонами для иностранных граждан. Договором предусматривается, что лицо, имеющее гражданство обеих сторон, при переезде для постоянного проживания на территорию другой стороны пользуется правами и осуществляет обязанности, вытекающие из гражданства другой стороны. Несомненно, Договор отвечает интересам Российской Федерации, так как он дает возможность десяткам тысяч наших соотечественников, проживающим в Таджикистане в условиях исключительного политического напряжения, экономической разрухи и гражданской войны, иметь правовую защищенность обоих государств, укреплять связи с исторической родиной. В настоящее время в Таджикистане проживает около 80 тысяч наших соотечественников, не являющихся гражданами этого государства (в 1959 году их было 400 тысяч, а в 1989 году - 459 тысяч человек). Таджикская сторона ратифицировала этот документ в ноябре 1995 года.

В этот же день на вечернем заседании Думы Председатель ГД Г.Н.Селезнев проинформировал депутатов о состоявшихся накануне в Минске переговорах между Премьер-министром В.С.Черномырдиным, Председателем СФ Е.С.Строевым, Председателем ГД (с российской стороны) и Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и председателем Верховного Совета С.Г.Шарецким. В информации Председателя Госдумы было подчеркнуто, что в результате переговоров было подписано два документа: трехстороннее соглашение между Президентом, Председателем Верховного Совета и Председателем Конституционного Суда Белоруссии, фактически прекращающее противостояние властей, и второй документ - коммюнике Высшего Совета Сообщества России и Белоруссии, в котором содержится одобрение достигнутого белорусскими властями акта о согласии.

25 ноября Председатель ГД Г.Н.Селезнев в соответствии с Постановлением ГД от 25 октября утвердил состав Совета соотечественников при Государственной Думе ФС Российской Федерации на период 1996-1999 гг. Председателем Совета утвержден Г.И.Тихонов, председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками. В состав Совета вошли депутаты Госдумы А.Г.Голов, Ж.М.Лозинская, А.И.Козырев, В.Н.Лысенко, В.С.Никитин, А.А.Тягунов, Г.И.Чуркин, а также 34 представителя различных общественных организаций и объединений наших соотечественников в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Молдове, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Украине и Эстонии.

На пленарном заседании 5 декабря депутаты Государственной Думы приняли Обращение к Президенту РФ Б.Н.Ельцину и Президенту Украины Л.Д,Кучме по проблеме Черноморского флота с призывом сохранить его единство и положить в основу соглашения по Черноморскому флоту принцип “единого оперативно-стратегического объединения, действующего на юго-западном морском направлении в интересах Украины и России”.

В тот же день Государственная Дума в принятом Обращении к Национальному Собранию Белоруссии и белорусскому народу выразила надежду, что формирование новых органов власти в Белоруссии после принятия на референдуме 24 ноября новой Конституции ускорит процесс интеграции двух стран. В обращении отмечается, что в ходе подготовки и проведения референдума “Госдума самым непосредственным образом участвовала в предотвращении силовых методов разрешения конфликта, возникшего между структурами власти в республике”.

15 декабря Государственная Дума ратифицировала подписанное в октябре 1994 года “Соглашение о создании Платежного союза государств-участников СНГ”. Соглашение подписано всеми государствами СНГ. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова и Узбекистан уже ратифицировали его.

Суть соглашения заключается в том, чтобы поэтапно ввести коллективную валюту для расчетов между входящими в СНГ странами. Основные принципы создания Платежного союза состоят в следующем:

Все эти положения на территориях 5 государств, ранее ратифицировавших соглашение, практически уже реализованы, и российские банки проводят там расчеты в национальных валютах. Соглашением предусмотрено три этапа достижения конечной цели: первый - двустороннее соглашение о взаимной конвертируемости валют, второй - многостороннее соглашение и третий - создание системы расчетов в коллективной валюте. Следует также отметить, что принципы создания Платежного союза государств СНГ не затрагивают их суверенитета и не требуют бюджетных расходов.

Депутаты ратифицировали также “Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество”. Его цель - создать дополнительные условия для экономической интеграции двух государств, для нормальной деятельности предприятий и граждан одного государства на территории другого с тем, чтобы избежать обложения налогом одних и тех же доходов дважды или уклонения от налогообложения. Соглашение, таким образом, предусматривает разрешение всех вопросов, связанных с налогообложением имущества.

В тот же день Дума ратифицировала “Соглашение о Таможенном союзе и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности”. Эти Соглашения непосредственно вытекают из заключенного странами СНГ Договора об экономическом союзе, которым предусматривается несколько этапов формирования экономического союза. Первым этапом является создание зоны свободной торговли, что, собственно, сейчас в целом завершено. Следующий, нынешний этап предусматривает более высокую ступень экономической интеграции и предполагает создание Таможенного союза. Известно, что Договор об экономическом союзе предусматривает разноскоростное движение республик к этим целям, и в настоящее время Таможенный союз формируется четырьмя государствами - Белоруссией, Россией, Казахстаном и Киргизией.

Главная цель, предусматриваемая ратифицированными Государственной Думой документами, состоит в создании единой таможенной территории, внутри которой отсутствовали бы какие-либо ограничения для свободного движения товаров, услуг, финансовых средств, людских ресурсов и т.д. При этом речь идет в первую очередь о таких инструментах внешнеторговой политики, как таможенный тариф, нетарифное регулирование, установление единого торгового режима с третьими странами, т.е. об основном блоке вопросов, вошедших в Соглашение о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, которое не противоречит российскому законодательству.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис