В.Б.Исаков "Российское Законодательство в 1991-1998 гг. Объем, структура, тенденции развития "

Не менее интересная картина вырисовывается при сравнении динамики актов Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации (см. таблицу 12 и график 12)

Таблица 12. Динамика изменения удельного веса актов правительств в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации (в процентах). Подсчитано по базам данных “Консультант Плюс”.

 

  1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 В среднем по базе
Акты Правительства Российской Федерации 13,7 37,2 34,2 30,6 23,4 20,0 19,9 19,9 24,6
Акты правительств субъектов РФ* 5,7 10,6 12,1 13,6 19,0 20,3 17,5 16,3 12,7

 

График 12.

Акты Правительства Российской Федерации

Динамика изменения удельного   веса актов правительств в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов   Федерации (в процентах) - Акты Правительства Российской Федерации

 

Акты правительств субъектов Российской Федерации

Динамика изменения удельного   веса актов правительств в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов   Федерации (в процентах) - <b>Акты правительств субъектов Российской Федерации</b>

 

И вновь статистика заставляет обратить внимание на различие обнаружившихся тенденций и искать объяснения полученным фактам. Можно с достаточными основаниями предположить, что после резкого расширения компетенции в 1991-1992 гг., вызванного распадом СССР, Правительство Российской Федерации как институт государственной власти и управления вошло в полосу устойчивого кризис. За 1992 - 1998 его присутствие на информационном правовом поле сократилось почти в два раза - с 37 до 19 процентов.

Ситуация в субъектах Российской Федерации складывалась принципиально иначе. Прежде всего следует отметить, что на уровне субъектов Российской Федерации правительство - пока еще формирующийся институт власти и управления, что отражается в частности на достаточно низком начальном уровне его присутствия на информационном правовом поле. Однако влияние правительств в субъектах Российской Федерации (по крайней мере, до 1996 года) устойчиво росло. За это время удельный вес актов правительств субъектов Российской Федерации вырос практически в четыре раза, сравнявшись (в 1996 году) с соответствующим показателем для федерального правительства.

Попытаемся суммировать данные о динамике актов высших органов государственной власти Российской Федерации (президента, парламента, правительства) и субъектов Российской Федерации (президента, губернатора или главы администрации, законодательного (представительного) органа и правительства). В результате получается следующая картина (таблица 13 и график 13).

Таблица 13. Динамика изменения удельного веса актов высших органов государственной власти в федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов Федерации (в процентах). Подсчитано по базам данных “Консультант Плюс”.

  1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Федеральное законода-тельство 51,2 65,0 59,4 53,4 36,3 32,8 29,6 29,9
Законода-тельство субъектов РФ* 19,2 25,7 32,7 43,5 42,1 40,8 39,6 40,4

График 13.

Федеральное законодательство:

Динамика изменения удельного   веса актов высших органов государственной власти в федеральном законодательстве   и в законодательстве субъектов Федерации (в процентах) - Федеральное законодательство

Законодательство субъектов Российской Федерации:

Динамика изменения удельного   веса актов высших органов государственной власти в федеральном законодательстве   и в законодательстве субъектов Федерации (в процентах) - Законодательство субъектов Российской Федерации

Полученные данные свидетельствуют о том, что на федеральном и на региональном уровнях складывались не просто различные, а фактически противоположные тенденции. Если на федеральном уровне суммарное присутствие высших органов государственной власти на правовом поле стабильно снижалось, что отражает общий кризис и снижение влияния федеральной власти, то на региональном уровне картина иная. До 1994 года удельный вес актов “высшего эшелона власти” устойчиво рос, после этого ситуация стабилизировалась: статистика наполнения правовых баз данных не зафиксировала ни пикового роста, ни катастрофического падения. Это свидетельствует о том, что взаимоотношения институтов власти на региональном уровне складывались более оптимальным образом, нежели на федеральном, где острая политическая борьба между президентом и парламентом подорвала влияние федеральной власти в целом.

Сказанное разумеется не означает, что в развитии регионального законодательства все происходило гладко и бесконфликтно. Борьба за доминирование на правовом поле шла и на региональном уровне, хотя и не столь в острых формах, как это было на уровне Российской Федерации в целом. Динамика этой борьбы просматривается в данных, приведенных в таблице 14 и на графике 14.

Таблица 14. Соотношение законов, актов президентов (губернаторов, глав администраций) и актов правительств в системе источников законодательства субъектов Федерации. Подсчитано по базам данных “Консультант Плюс”.

  1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Законы 175 193 248 704 1362 2185 2627 2792
Акты президентов, губернаторов и глав администраций 106 621 1615 5488 5640 6238 7530 9918
Акты правительств 119 575 1099 2806 5745 8243 8078 8570

 

График 14.

Соотношение законов,   актов президентов (губернаторов, глав администраций) и актов правительств в   системе источников законодательства субъектов Федерации.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в изучаемый период правовое поле регионального законодательства формировалось в целом более спокойно и сбалансированно, нежели на федеральном уровне. Яркий “всплеск” законотворческой активности, зафиксированный статистикой в 1991 году, следует отнести по-видимому на счет “технического фактора” - в условиях начавшегося в тот период создания баз данных регионального законодательства в первую очередь учитывались и вводились в базы данных акты высшей юридической силы - законы. Но вот тенденцию к росту удельного веса законов, отмечаемую в период 1994-1997 гг., уже невозможно объяснить “техническим фактором”. Она отражает становление законодательных и представительных органов власти в субъектах Российской Федерации и, соответственно, повышение роли законов в системе источников законодательства субъектов Российской Федерации.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис