|
В.Б.Исаков "Российское Законодательство в 1991-1998 гг. Объем, структура, тенденции развития " |
|
Не менее интересная картина вырисовывается при сравнении динамики актов Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации (см. таблицу 12 и график 12)
Таблица 12. Динамика изменения удельного веса актов правительств в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации (в процентах). Подсчитано по базам данных “Консультант Плюс”.
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | В среднем по базе | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Акты Правительства Российской Федерации | 13,7 | 37,2 | 34,2 | 30,6 | 23,4 | 20,0 | 19,9 | 19,9 | 24,6 |
Акты правительств субъектов РФ* | 5,7 | 10,6 | 12,1 | 13,6 | 19,0 | 20,3 | 17,5 | 16,3 | 12,7 |
Акты Правительства Российской Федерации
|
Акты правительств субъектов Российской Федерации
|
И вновь статистика заставляет обратить внимание на различие обнаружившихся тенденций и искать объяснения полученным фактам. Можно с достаточными основаниями предположить, что после резкого расширения компетенции в 1991-1992 гг., вызванного распадом СССР, Правительство Российской Федерации как институт государственной власти и управления вошло в полосу устойчивого кризис. За 1992 - 1998 его присутствие на информационном правовом поле сократилось почти в два раза - с 37 до 19 процентов.
Ситуация в субъектах Российской Федерации складывалась принципиально иначе. Прежде всего следует отметить, что на уровне субъектов Российской Федерации правительство - пока еще формирующийся институт власти и управления, что отражается в частности на достаточно низком начальном уровне его присутствия на информационном правовом поле. Однако влияние правительств в субъектах Российской Федерации (по крайней мере, до 1996 года) устойчиво росло. За это время удельный вес актов правительств субъектов Российской Федерации вырос практически в четыре раза, сравнявшись (в 1996 году) с соответствующим показателем для федерального правительства.
Попытаемся суммировать данные о динамике актов высших органов государственной власти Российской Федерации (президента, парламента, правительства) и субъектов Российской Федерации (президента, губернатора или главы администрации, законодательного (представительного) органа и правительства). В результате получается следующая картина (таблица 13 и график 13).
Таблица 13. Динамика изменения удельного веса актов высших органов государственной власти в федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов Федерации (в процентах). Подсчитано по базам данных “Консультант Плюс”.
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Федеральное законода-тельство | 51,2 | 65,0 | 59,4 | 53,4 | 36,3 | 32,8 | 29,6 | 29,9 |
Законода-тельство субъектов РФ* | 19,2 | 25,7 | 32,7 | 43,5 | 42,1 | 40,8 | 39,6 | 40,4 |
Федеральное законодательство:
|
Законодательство субъектов Российской Федерации:
|
Полученные данные свидетельствуют о том, что на федеральном и на региональном уровнях складывались не просто различные, а фактически противоположные тенденции. Если на федеральном уровне суммарное присутствие высших органов государственной власти на правовом поле стабильно снижалось, что отражает общий кризис и снижение влияния федеральной власти, то на региональном уровне картина иная. До 1994 года удельный вес актов “высшего эшелона власти” устойчиво рос, после этого ситуация стабилизировалась: статистика наполнения правовых баз данных не зафиксировала ни пикового роста, ни катастрофического падения. Это свидетельствует о том, что взаимоотношения институтов власти на региональном уровне складывались более оптимальным образом, нежели на федеральном, где острая политическая борьба между президентом и парламентом подорвала влияние федеральной власти в целом.
Сказанное разумеется не означает, что в развитии регионального законодательства все происходило гладко и бесконфликтно. Борьба за доминирование на правовом поле шла и на региональном уровне, хотя и не столь в острых формах, как это было на уровне Российской Федерации в целом. Динамика этой борьбы просматривается в данных, приведенных в таблице 14 и на графике 14.
Таблица 14. Соотношение законов, актов президентов (губернаторов, глав администраций) и актов правительств в системе источников законодательства субъектов Федерации. Подсчитано по базам данных “Консультант Плюс”.
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Законы | 175 | 193 | 248 | 704 | 1362 | 2185 | 2627 | 2792 |
Акты президентов, губернаторов и глав администраций | 106 | 621 | 1615 | 5488 | 5640 | 6238 | 7530 | 9918 |
Акты правительств | 119 | 575 | 1099 | 2806 | 5745 | 8243 | 8078 | 8570 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что в изучаемый период правовое поле регионального законодательства формировалось в целом более спокойно и сбалансированно, нежели на федеральном уровне. Яркий “всплеск” законотворческой активности, зафиксированный статистикой в 1991 году, следует отнести по-видимому на счет “технического фактора” - в условиях начавшегося в тот период создания баз данных регионального законодательства в первую очередь учитывались и вводились в базы данных акты высшей юридической силы - законы. Но вот тенденцию к росту удельного веса законов, отмечаемую в период 1994-1997 гг., уже невозможно объяснить “техническим фактором”. Она отражает становление законодательных и представительных органов власти в субъектах Российской Федерации и, соответственно, повышение роли законов в системе источников законодательства субъектов Российской Федерации.
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |