Федеральный бюджет 1998    
    

5 декабря 1997 года

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрела в первом чтении проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".

Доклад: ПЕТРОВ В.А. (официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - первый заместитель министра финансов Российской Федерации).

В результате работы трехсторонней комиссии перед Правительством Российской Федерации поставлена задача "осуществить комплекс мер по росту валового внутреннего продукта, промышленного производства, стабилизации сельскохозяйственного производства, созданию условий для перетока финансовых ресурсов в реальный сектор экономики".

Выработаны показатели федерального бюджета на 1998 год:

Принято принципиальное решение по формированию Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации в размере 14% от налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет. Общий объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации составит в 1998 году 39,2 млрд руб., т.е. в среднем трансферт по каждому региону увеличился процентов на 15.
Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С.6-8

Содоклады: МАСЛЮКОВ Ю.Д. (КПРФ, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике).

Отмечено, что "механизм согласования, который был выработан трехсторонней комиссией, и детальное обсуждение основных параметров бюджета показали, что этот механизм эффективен и он способен давать положительные результаты".

Предложено на одном из заседаний Государственной Думы заслушать Министерство финансов и Министерство экономики по вопросу тех мер, которые будут приняты для выполнения показателей, заложенных в бюджет 1998 года.

Предложено заняться реформированием военно-промышленного комплекса. Отмечено, что "назрела необходимость в структурных изменениях в Министерстве экономики и в Правительстве".

Несмотря на то, что Комитет Государственной Думы по экономической политике проголосовал против принятия бюджета, содокладчик подчеркнул, что:

"...сегодня не принять проект бюджета - это оказаться в еще худшем положении. Это значит развязать руки экстремистскому направлению в Правительстве, это значит позволить произвольное деление, это значит поставить в неравноправные условия наши регионы... Это значит сократить реальные доходы... Это значит, что мы сегодня вносим страшное разбалансирование во всю нашу экономику."
Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С. 8-10

ЖУКОВ А.Д. (.о. председателя Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам): Отметил, что в проекте федерального бюджета на 1998 год записаны четкие экономические ориентиры, цели и задачи бюджетной политики.

Трехсторонней комиссией принято важное и принципиальное решение - "чтобы доходы региональных бюджетов составляли не менее 50 процентов в консолидированном бюджете страны". Комиссией предложено при рассмотрении бюджета во втором чтении выделить ассигнования на северный завоз, на компенсацию переселения с Севера, на финансовую поддержку депрессивных регионов, на жилищные субсидии северянам, на субвенцию Москве.

Правительство по рекомендации трехсторонней комиссии специально разработало меры, которые помогли бы улучшить ситуацию в агропромышленном комплексе.

Проект федерального бюджета на 1998 год базируется на действующей налоговой системе, т.е. он полностью развязан с Налоговым кодексом.

На фоне финансового кризиса "именно принятие бюджета сегодня и станет на самом деле одной из самых главных мер, направленных на стабилизацию положения на финансовом рынке".

Большинство членов согласительной комиссии и Комитета по бюджету "приняли, конечно, непростое и весьма ответственное решение - рекомендовать Думе поддержать принятие бюджета в первом чтении и то постановление, которое предложено вашему вниманию".
Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С.10-11

СУРИКОВ А.А. (член трехсторонней комиссии, зам. председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности): "Федеральный бюджет для территориальных бюджетов является рамкой, и непринятие его сегодня ставит в крайне сложное положение все территории Российской Федерации".

"Понимая всю сложность сегодняшней задачи, мы вас... убедительно просим проголосовать за этот бюджет, лучше мы не сделаем."
Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С. 11-12

КАРМОКОВ Х.М. (председатель Счетной палаты Российской Федерации): Оценивая положительно деятельность трехсторонней комиссии, отмечены следующие принципиальные позиции, по которым пока трехсторонняя комиссия не определилась:

"Вам сегодня надо принимать решение: голосовать за или против этого бюджета....Но я хотел бы подчеркнуть, что даже если сегодня бюджет будет принят, то показатели доходов и расходов должны быть не просто утверждены - они должны быть установлены как нижний предел возможного, чтобы ниже этого опускаться мы уже не могли".

Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С.12-14.

ДУБИНИН С.К. (председатель Центрального банка Российской Федерации): Высказал мнение в поддержку предлагаемого решения о принятии бюджета. Отметил, что "бюджет и его положения в том виде, в каком они заложены сегодня в проекте, являются базой для разработки основных направлений денежно-кредитной политики".

Касаясь вопроса о влиянии последних кризисных событий на ситуацию с бюджетом, подчеркнул, что "не происходит вопреки тому, что говорят некоторые скептики, ни скрытой, ни тем более открытой девальвации рубля. Происходит плановое регулирование валютного курса".

В рамках принимаемого бюджета необходимы дополнительные меры по усилению фискальной политики Правительства.
Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С.14-16

Вопросы задали: БРАТИЩЕВ И.М. (КПРФ), ПОНОМАРЕВ А.А. (КПРФ), ЛАХОВА Е.Ф. (РР), ШТОГРИН С.И. ("Народовластие"), ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. (АДГ), КОСТИН Г.В., БУРДУКОВ П.Т. (АДГ), ТОПОРКОВ В.Ф. (КПРФ), ЛОЗИНСКАЯ Ж.М. ("Народовластие"), СУРКОВ М.С. (КПРФ), ПОПОВ В.М. (АДГ), САВЧУК В.С. (КПРФ), ОВЧЕНКОВ В.И. (НДР).

В обсуждении приняли участие:

САПОЖНИКОВ Н.И. (КПРФ): Положительно оценивая деятельность трехсторонней комиссии по некоторым направлениям, фракция КПРФ отмечает, что общие результаты работы неудовлетворительны, поскольку вариант проекта бюджета "сохранил практически все принципиальные недостатки первоначального варианта".

"Фракция считает, что нынешняя ситуация диктует принятие экстренных мер по повышению доходов бюджета без увеличения налоговой нагрузки на внутреннее производство и широкие слои населения."

Фракция настаивает

"на восстановлении экспортных пошлин на нефть и газ при одновременной отмене внутренних акцизов, на введении государственной монополии на внешнюю торговлю стратегическими и особо доходными товарами, на наведении порядка в использовании государственной собственности, в том числе и находящейся за рубежом, на внесении полной ясности в вопрос о возврате долгов Российской Федерации."

"Фракция Коммунистической партии Российской Федерации считает, что предложенный вариант бюджета лишь усугубляет социально-экономическую ситуацию в стране и не может, и не будет голосовать за его принятие в первом чтении."

Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С. 20-21

ЖИРИНОВСКИЙ В.В. (руководитель фракции ЛДПР):

"Мы не в первый раз обсуждаем бюджет. И независимо от того, нравится он или нет, голосуем за или против, дела в стране остаются прежними".

"Поэтому в условиях, когда у нас с вами и на небе непорядок, и на земле, и под землей, это утрясание цифр - это техника, это детский лепет."

"...каждый раз, когда мы голосуем за бюджет, мы это делаем с нежеланием. У нас нет желания голосовать за такой бюджет. Но мы должны решать эти кардинальные вопросы."

"Перекос в устройстве государства...Ну нельзя, чтобы государство было поделено на национальные клетки и эти национальные клетки по разному финансировались".

Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С.21-23

ГОЛОВКОВ А.Л. (НДР):

"...решение трехсторонней комиссии достаточно взвешенное, все предложения, которые давали какие-то возможности продвинуть ситуацию вперед, сегодня зафиксированы. И я думаю, что сегодня фактически у Государственной Думы выбора нет. Фракция НДР готова продолжить работу над бюджетом во втором и в третьем чтении."
Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С.23-24

ЯВЛИНСКИЙ Г.А. (руководитель фракции "ЯБЛОКО"):

"Фракция "ЯБЛОКО" подтверждает свое решение о своем голосовании по отклонению бюджета и выражению недоверия Правительству."

"Проект бюджета на будущий год сохраняет все тенденции, консервирует сложившуюся ситуацию с тенденцией ухудшения. Этот бюджет не сможет решить ни одну из проблем, стоящих перед нашей экономикой и ни в коем случае не может являться бюджетом экономического роста."

Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С.24-25

ХАРИТОНОВ Н.М. (руководитель АДГ):

"Мы, аграрники, говорили об этом не раз и сегодня повторяем: решение крайне обострившихся проблем в экономике, в социальной сфере возможно только при кардинальной смене курса реформ. Однако, уважаемые коллеги, и от принятия бюджета на будущий год нам сегодня никуда уйти не удастся... Принятия бюджета ждут во всех регионах России. Мы уже не раз убеждались: никакие политические баталии не могут служить оправданием тому, чтобы оставить страну без бюджета."
Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С..25-26

НИКИТИН В.П. ("Народовластие"):

"Сегодня ясно, что время потеряно, никаких принципиальных изменений проект бюджета не претерпел, поскольку Правительство вот в этой согласительной комиссии, по сути дела, ни на шаг не отступило от своего стратегического курса, зафиксированного в основных параметрах."

"Мы прекрасно понимаем, что страна должна жить даже в этих условиях, не должны страдать регионы, не должны страдать отрасли экономики и социальная сфера.... Мы предлагаем Президенту, Правительству, Совету Федерации совместно с нами в декабре принять решение, в том числе и на законодательном уровне, по финансированию первого квартала."

Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С.26-28

НЕСТЕРЕНКО Т.Г. (РР):

"И сегодня нам нужно говорить о том, что мы рассматриваем бюджет, подготовленный трехсторонней комиссией, куда все группы, все фракции откомандировали, направили своих представителей с тем, чтобы именно в работе трехсторонней комиссии мы отстояли те позиции, которые были изложены в наших фракциях."

"Так вот, по всем вопросам, в которых мы выражали свои предложения в отношении бюджета и в отношении защиты интересов регионов, проголосовали положительно. И поэтому абсолютно прагматично, никакой у нас здесь не будет политической трескотни, мы считаем этот бюджет лучше с точки зрения интересов российских регионов и субъектов Российской Федерации. И как бы там ни было, мы будем голосовать, и мы призываем всех вас, всех представителей России и субъектов Российской Федерации, проголосовать "за", потому что этот бюджет, еще раз повторяю, лучше."

Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С.28-29

ЧЕРНОМЫРДИН В.С. (Председатель Правительства Российской Федерации):

"...за эти пять лет... мы впервые так основательно подошли к рассмотрению и обоснованию всех параметров, которые заложены в бюджете."

"За все это время, начиная с того момента, когда мы внесли первый вариант бюджета, и заканчивая тем, что мы с вами имеем сегодня, произошло много событий в нашей стране. И самое главное событие, я считаю - сближение наших позиций: законодательной ветви власти и исполнительной."

"Сегодня во многом решается именно судьба следующего финансового года. Поэтому я вас прошу очень внимательно подойти к тому решению, которое вы будете принимать."

Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С.30-31

ЕЛЬЦИН Б.Н. (Президент Российской Федерации):

"Я считаю, что сегодняшний вопрос, который вы обсуждаете - архиважный. Нет, пожалуй, важнее вопроса сегодня среди тех, которые вы обсуждали в этом году. Сегодня не только Россия - сегодня весь мир смотрит, что решит Государственная Дума, потому что сегодня лихорадит всю финансовую систему мира. И это будет зависеть от того, какое решение вы сегодня примете: или за мировой финансовый кризис - рухнет рубль, или рубль устоит и твердо будет стоять и дальше....Вы представляете, сегодня этот бюджет ждут все внизу - в каждом поселке, в каждой деревне, в каждом городе, этот бюджет ждут области, ждут края, ждут республики. От него все зависит, от него зависит стабилизация политическая в нашей стране....Поэтому я прошу вас не задерживаться, а взять и проголосовать за бюджет."
Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С.31

По вопросу принятия в первом чтении проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" депутатам было предложено четыре варианта проектов постановлений Государственной Думы:

Принят проект постановления, подготовленный трехсторонней комиссией, после обсуждения и голосования имевшихся к нему поправок.

Проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" принят в первом чтении.

Результат голосования: "за" - 231 чел. (51,3%) , "против" - 136 чел. (30,2%)

 
Бюл. N 138 (280), 5 декабря 1997, С.36


Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис