Аналитика и статистика
весенняя сессия 1997 года
   
    

 

1.6. Ратификация международных договоров Российской Федерации и международная деятельность Государственной Думы

В рассматриваемый период Государственная Дума продолжала активную работу по ратификации блока международных конвенций, соглашений и договоров.

В обобщенном виде их можно разделить на две основные группы: международные многосторонние и международные двусторонние договоренности.

Среди наиболее важных международных актов многостороннего характера следует выделить Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашение об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, ратифицированную Думой 22 января.

Конвенция представляет собой всеобъемлющий документ, призванный координировать все нормы международного права, относящиеся к деятельности в мировом океане. Ее участниками уже стали 109 государств, к ней в последнее время присоединились ФРГ, Италия, Франция, Япония, Китай. Вопрос о ратификации Конвенции находится на рассмотрении в законодательных органах США, Великобритании и других развитых государств. О своем принципиальном несогласии с Конвенцией заявили только Турция, которая имеет особую позицию по Черноморским проливам и проблеме морского разграничения с Грецией.

Особое значение для обеспечения интересов национальной безопасности России и ряда государств-участников СНГ (Казахстана, Киргизии и Таджикистана) имело подписание главами указанных государств, с одной стороны, и Китайской Народной Республики, с другой стороны, межгосударственного Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (подписано 26 апреля 1996 г. в Шанхае). Депутаты Государственной Думы на заседании 18 апреля практически единогласно ратифицировали данное Соглашение, являющееся первым такого рода документом в истории азиатского континента.

В выступлениях подчеркивалось, что Соглашение составлено на выгодных для всех сторон условиях, оно подтверждает взаимное неприменение силы или угрозы силы, отказ от получения одностороннего военного превосходства, будет содействовать поддержанию мира и стабильности в данном регионе и во всем мире.

Дальнейшему развитию делового сотрудничества между странами, входящими в СНГ, способствует также ратификация Соглашения между Правительством РФ и Евразийской патентной организацией о штаб-квартире этой организации (учреждена в Москве). Это позволит российской стороне защищать свои интересы на территории всех государств, входящих в эту международную организацию.

В прошедший период Государственной Думой ратифицировано также весьма важное для России в экономическом отношении Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН, касающихся трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб. Как отмечалось, данное Соглашение было разработано специальной конференцией ООН в соответствии с рекомендациями и решением Генеральной Ассамблеи ООН. В подготовке текста Соглашения участвовали представители 139 государств. По инициативе российской делегации, принимавшей участие в разработке документа на всех стадиях, было внесено свыше 30 предложений, большинство из которых вошло в текст Соглашения. Основная цель Соглашения - предотвращение нерегулируемого промысла в открытом море и решение проблем надлежащего сотрудничества государств, сохранение и устойчивое использование трансграничных рыбных запасов (минтая, трески, пикши, окуня, сельди и др.) и далеко мигрирующих рыб. Учитывая, что из общего улова России в 4,5 млн. тонн на трансграничные запасы приходится около 4 млн. тонн, очевидно то значение, которое приобретает данный документ для защиты национальных интересов России в области морского рыболовства.

Среди соглашений двустороннего характера наиболее трудным при рассмотрении оказался вопрос о продлении до 30 июня 1997 г. срока временного применения Российской Федерацией Соглашения между СССР и США по линии разграничения морских пространств.

Учитывая, что заключенное еще в период Горбачева М.С. соглашение нанесло значительный ущерб национальным интересам страны (Россия утратила доступ к традиционным районам рыбного промысла, где ежегодно вылавливалось до 150 тыс. тонн рыбы), депутаты Думы на заседании 7 февраля приняли решение отклонить проект федерального закона о продлении срока действия указанного Соглашения и поручить МИД РФ осуществить необходимые дипломатические процедуры (в т.ч. переговоры со стороной США), предусмотренные п. 3 ст. 29 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации”.

Ряд соглашений и договоров, ратифицированных Думой, касался вопросов регулирования взаимоотношений Российской Федерации с государствами-участниками СНГ. Это, в частности, договоры между РФ и Киргизской Республикой о правовом статусе российских и киргизских граждан, проживающих на территории соответственно Киргизии и РФ, а также о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев (21 февраля).

К этой же категории договоров относятся ратифицированные Думой 23 апреля соглашения между РФ, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами этих стран и выхода из прежнего гражданства.

Наиболее значительным событием завершающего периода весенней сессии текущего года явилась практически единогласная ратификация депутатами Государственной Думы на заседании ГД 6 июня Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Беларуси и России.

Ратифицированы также соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве и взаимодействии в обеспечении безопасности воинских формирований Российской Федерации, временно размещенных на территории Республики Беларусь (21 февраля); между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на ее территории (18 апреля); Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (25 апреля).

Вместе с тем, в связи с вопросами, которые возникли у депутатов при ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Молдова о реструктуризации задолженности по государственным кредитам, предоставленным Российской Федерацией Молдове (в том числе и Приднестровью), решение о ратификации не было принято (21 марта).

Думой за прошедший период ратифицированы Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой (19 февраля), Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Венесуэла (18 апреля), консульские конвенции между Российской Федерацией и Республикой Албанией (16 мая), между Российской Федерацией и Туркменистаном (13 июня), между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой (13 июня).

В период весенней сессии Думой ратифицирован большой блок международных договоров и соглашений с 17 странами по вопросам избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

Государственная Дума осуществляла активную международную деятельность.

Важное значение для дальнейшего развития межгосударственных и межпарламентских связей со странами Азии, Ближнего и Среднего Востока имели официальные визиты в Москву Председателя КНР Цзян Цзэминя, Председателя Народного Собрания Арабской Республики Египет Ахмеда Фатхи Сурура и Председателя Собрания Исламского Совета (Меджлиса) Али Акбара Натег-Нури, выступивших перед депутатами Государственной Думы.

Официальные делегации Государственной Думы во главе с Председателем Государственной Думы Г.Н.Селезневым приняли участие в г. Санкт-Петербурге в мероприятиях Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и Межпарламентского комитета Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации (6-10 июня 1997 г.), в I сессии Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России (г. Брест, 12-14 июня 1997 г.).

В принятых за этот период постановлениях Государственная Дума оперативно реагировала на международные события (расширение НАТО на Восток и др.), информировала о своей позиции российскую и зарубежную общественность.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис