Аналитика
и статистика весенняя сессия 1997 года |
||||
![]() |
В соответствии с программой законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 1997 года депутатским корпусом были рассмотрены и приняты ряд важных проектов федеральных законов по блоку "Оборона и безопасность":
В области военной безопасности в первом чтении принят проект федерального закона "Об обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации". Законопроект содержит правовые механизмы обеспечения территориальной целостности государства, использования Вооруженных Сил против сепаратистских действий, передачи территорий от одного субъекта Федерации к другому, а также правовые нормы оперативных действий Президента Российской Федерации по пресечению попыток раздела России.
Принят в третьем чтении и подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
В первом и втором чтениях принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих". Суть изменений и дополнений сводится к дальнейшему развитию социально-экономических стимулов добросовестного воинского труда в рамках выделяемых бюджетных средств.
Во втором и третьем чтениях принят проект федерального закона "О гражданской обороне", в котором определена система общегосударственных мероприятий, реализуемых в целях защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
В двух чтениях принят проект федерального закона "О казачестве".
Во втором и третьем чтениях принят проект федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих".
Депутатам Государственной Думы удалось преодолеть вето Совета Федерации на принятый проект федерального закона "Об уничтожении химического оружия".
В развитие Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" принят в первом чтении законопроект "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции". Кроме того за период работы весенней сессии были приняты ряд законов по ратификации соглашений с иностранными государствами, регламентирующих вопросы военного сотрудничества, а также постановлений Государственной Думы с конкретными предложениями Президенту и Правительству Российской Федерации по проблемам военного строительства в России.
В области правоохранительной безопасности к наиболее важным законам следует отнести принятие концепции нового проекта Уголовно-процессуального кодекса (УПК) Российской Федерации. Законопроект принят в первом чтении в июне с.г. Концепция проекта УПК определяется Конституцией Российской Федерации, при этом максимально выдержаны принципы прав и свобод человека.
Во втором чтении принят проект федерального закона "О борьбе с коррупцией", также во втором чтении принят проект федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству". Этот закон занимает важное место в системе законов по борьбе с организованной преступностью.
Рассмотрен и принят во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О милиции". Законопроект нацелен на приведение существующего закона "О милиции" в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, а также на уточнение организационно-правового статуса милиции в Российской Федерации.
Принят в первом чтении проект федерального закона "О моратории на исполнение смертной казни". Это обусловлено вступлением России в Совет Европы и взятыми на себя обязательствами. Также в первом чтении принят законопроект "Об общих началах участия граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка".
В целях приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством и в связи с принятием и вступлением в действие с 1 января 1997 года Уголовного кодекса Российской Федерации, в ходе работы весенней сессии были приняты ряд законопроектов о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, в гражданский процессуальный кодекс РСФСР. На этом основании приняты законопроекты о внесении изменений в федеральные законы "О государственной охране" и "Об оперативно-розыскной деятельности".
В сфере промышленной, техногенной и экологической безопасности следует выделить работу депутатского корпуса по выработке взаимосогласованных решений по некоторым противоречиям в отклоненном Президентом Российской Федерации Федерального закона "О промышленной безопасности".
В первом и втором чтениях принят проект федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений". Законопроект содержит наиболее важные аспекты правового регулирования безопасности гидротехнических сооружений на всех стадиях от проектирования до ликвидации.
В целях установления ответственности за умышленное отклонение важнейших военных и государственных объектов типа ядерных реакторов и других во втором чтении принят проект федерального закона "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 215-1".
На пленарных заседаниях Государственной Думы с 21 мая по 18 июня с.г. в области военной безопасности рассмотрен ряд важных законопроектов.
На заседании 4 июня с.г. ещё раз обсужден Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" в связи с его отклонением Президентом Российской Федерации. Представитель Президента РФ в Государственной Думе Котенков А.А. в своем докладе отметил, что закон содержит отдельные положения, которые противоречат ряду статей Конституции Российской Федерации, противоречат принципам права и уголовному законодательству. Закон устанавливает внесудебный порядок материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб, что принципиально вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 35) - "никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда". Отдельные статьи закона (например, статья 5) устанавливает неравенство перед законом различных категорий граждан.
Президент Российской Федерации предлагает провести существенную доработку этого закона, в том числе и концептуально. Аргументация выступающих депутатов - Суркова М.С., Столярова Н.С., Мизулиной Е.Б. не позволила преодолеть вето Президента РФ.
На этом заседании рассмотрен во втором чтении проект федерального закона “О статусе военнослужащих”. С основным докладом по законопроекту выступил председатель Комитета по обороне Рохлин Л.Я. Докладчик отметил, что Президент Российской Федерации этот законопроект не поддерживает. Правительство Российской Федерации представило ряд поправок, из которых более 70 приняты, при рассмотрении поправок правительства были учтены предложения по снижению стоимости реализации законопроекта приблизительно на 1,5 трлн. рублей.
Представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Котенков А.А., объясняя позицию Президента РФ, отметил, что принятие закона, увеличивающего льготы, которые и без того не обеспечиваются, приведет лишь к нагнетанию социальной напряженности в армии.
Во-вторых, закон нарушает Конституцию Российской Федерации в части вторжения в бюджеты субъектов Федерации и бюджеты муниципальных образований для возмещения части расходов на армию. Поэтому Президент РФ просит не принимать закон без осуществления соответствующих доработок. Представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе поставил также вопрос о переносе рассмотрения законопроекта, чтобы рассмотреть его после приведения наших расходов в соответствие с возможностями. В ходе длительного обсуждения были рассмотрены таблицы отклоненных и рекомендованных к принятию поправок, затем депутаты проголосовали за принятие этого законопроекта во втором чтении, "за" проголосовало 347 человек.
На пленарном заседании 6 июня с.г. в первом чтении рассмотрен проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной границе". Речь идет о наделении Правительства Российской Федерации правом определения порядка взимания сбора за пограничное оформление, его размеров, а также категории лиц, владельцев транспортных средств и грузов, освобождаемых полностью или частично от уплаты сборов. Проект согласован с Правительством Российской Федерации и прошел правовую и лингвистическую экспертизу в Правовом управлении. Депутаты проголосовали за принятие этого законопроекта в первом чтении.
На пленарном заседании Государственной Думы 11 июня 1997 г. рассмотрен во втором чтении проект федерального закона "О казачестве". В докладе председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике депутата Иванченко Л.А. была показана содержательна сторона проделанной после первого чтения работы по уточнению законопроекта. Всего было отработано 66 поправок, в том числе 46 из них было принято комитетом. Наиболее значимые изменения были внесены в части разрешения проблем казачьего землепользования, прав, обязанностей и ответственности казаков, находящихся на государственной казачьей службе, структурного построения казачьих объединений и казачьего самоуправления. Несмотря на важные структурные изменения законопроекта, его концепция была сохранена. Вступление в силу отдельных статей этого законопроекта потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее военное законодательство.
По результатам голосования законопроект "О казачестве" был принят во втором чтении.
На пленарном заседании 13 июня с.г. заместитель председателя Комитета по безопасности Босхолов С.С. представил в третьем чтении проект федерального закона "О гражданской обороне". Комитет по безопасности совместно с Правовым управлением провели доработку законопроекта с точки зрения лингвистической экспертизы, текст выправлен в соответствии с рекомендациями специалистов. Важнейший принцип этого закона заключается в том, что подготовка к введению гражданской обороны должна осуществляться заблаговременно в мирное время. Депутаты проголосовали за принятие этого законопроекта, попытка депутата Лопатина В.Н. вернуть законопроект ко второму чтению не была поддержана.
В области правоохранительной безопасности на заседании 23 мая в повестку дня вынесен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (о частичном протесте и частичной жалобе на судебное решение) в связи с отклонением Президентом Российской Федерации. Законопроект был принят Государственной Думой 12 марта 1997 г. и одобрен Советом Федерации. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Котенков А.А. в докладе изложил суть претензий Президента РФ, по его мнению представленный к подписанию закон нарушает Конституцию Российской Федерации (Статья 22) в части соблюдения прав человека и в части осуществления судебного контроля за арестом граждан.
Президент предлагает данный закон отклонить и доработать его, исключив из него положение, согласно которому при внесении частного протеста прокурора судебное решение об освобождении гражданина из-под стражи не исполняется, это не соответствует принятому в Российской Федерации уголовно-процессуальному законодательству. Учитывая, что Президент РФ попросил доработать закон путем нахождения согласованных формулировок, по предложению председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Лукьянова А.И. вопрос о голосовании по преодолению вето Президента Российской Федерации отложен.
На заседании 6 июня с.г. представлен на рассмотрение в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" (в части приведения в соответствие с действующим законодательством). Докладчик - председатель Комитета по безопасности Илюхин В.И. отметил, что вопросы, связанные с лингвистическими и правовыми правками согласованы, с двумя замечаниями Правового управления комитет не согласился. Депутаты проголосовали за принятие этого законопроекта.
На этом же заседании в первом чтении были рассмотрены проект Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и проект федерального закона "О введении в действие Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации". С докладом по этим законопроектам выступил заместитель председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Киселев В.В. Концепция проекта Уголовно-процессуального кодекса (УПК) Российской Федерации определяется Конституцией. В законопроекте максимально выдержаны принципы прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, заложены механизмы деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями. В проекте УПК зафиксированы принципиально новые положения, такие как презумпция невиновности, судопроизводство на основе состязательности сторон, оценка доказательств по внутреннему убеждению, свобода обжалования процессуальных действий и решений. Закреплено конституционное положение об исключительном праве осуществления правосудия суда, как органа судебной власти. Судьи рассматривают жалобы на действия органов уголовного преследования, выносят решения о заключении под стражу, о продлении срока содержания под стражей, дают согласие на производство отдельных следственных действий, таких как выемка, осмотр, обыск, выемка корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров. При этом суд освобожден от несвойственных ему функций, в первую очередь обвинительных.
Существующая судебная система дополнена Институтом мировых судей, что создаст реальные условия разгрузить районных судей. Мировые судьи единолично рассматривают дела, предусматривающие наказание до пяти лет лишения свободы, свыше пяти лет рассматривают судьи с народными заседателями. Дела, за которые предусмотрено наказание свыше пятнадцати лет лишения свободы, пожизненное заключение или смертная казнь, рассматривают коллегии из трех профессиональных судей или судьи с присяжными заседателями.
Оставлена функция прокуратуры как надзирающего органа за предварительным следствием и за ходом судебного заседания, по каждому уголовному делу обязательно участие прокурора. В процедуру следствия заложены три формы - следствие проводится полностью следователями, дознавателями (не представляющими сложность состава преступлений) и третья форма - протокольная, дела, по которым предварительное следствие не обязательно.
Кроме традиционной формы кассационного обжалования вводится новый институт - апелляционная инстанция, имеющая право дать свою оценку, отличную от оценки суда первой инстанции, что повышает гарантии соблюдения законности. Депутаты проголосовали за принятие этих законопроектов в первом чтении.
На заседании Государственной Думы 13 июня 1997 года рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" и Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (второе чтение). Член Комитета по безопасности Рожков В.Д. доложил депутатам, что Комитетом рассмотрены все поступившие поправки, подготовлены таблицы поправок. После короткого обсуждения, в котором приняли участие депутаты Чилингаров А.Н., Райков Г.И., представитель Правительства Руководитель Федеральной службы охраны Собкин В.Н. и Представитель Президента РФ в Государственной Думе Котенков А.А., депутаты проголосовали по таблицам поправок и приняли законопроект во втором, а затем и в третьем чтении.
На этом же заседании с докладом о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" выступил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Котенков А.А. Законопроект представлен Президентом РФ и нацелен на приведение Уголовно-процессуального кодекса в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Речь идет о возбуждении уголовных дел судом по протоколам, представляемым органами дознания. Неконституционность данного положения заключается в том, что суд обязан по Конституции быть беспристрастным, он не должен обвинять, он должен выслушивать стороны и принимать независимые решения. При этом суд сам возбуждает уголовное дело, поэтому суд в этом случае выступает в качестве органа обвинения, а не судебного органа.
Законопроект предлагает процедуру устранения этого несоответствия.
После выступления с содокладом заместителя председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Киселёва В.В. депутаты проголосовали за принятие этого законопроекта в первом чтении.
В области техногенной безопасности во втором чтении рассмотрен проект федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений". Депутат Овченков В.И. в докладе отметил, что все представленные предложения и замечания учтены при работе над поправками, при этом учтены и дополнены отдельные термины и понятия, устранены противоречия с действующим законодательством, более четко сформулированы полномочия федеральных органов власти по надзору за безопасностью гидротехнических сооружений, а также права и обязанности собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций. Все рекомендованные к принятию поправки не меняют концепцию закона, принятую в первом чтении.
Представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Котенков А.А. высказал позицию о нецелесообразности принятия этого законопроекта, так как в настоящее время завершается работа над законопроектом "О промышленной безопасности" и проблемы, решаемые в проекте закона "О безопасности гидротехнических сооружений", можно было бы решить в рамках Закона "О промышленной безопасности". Однако депутаты после голосования по таблицам поправок проголосовали за принятие этого законопроекта.
На этом заседании рассмотрен проект федерального закона "О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 215-1". Статья устанавливает меру ответственности за умышленное отключение важнейших воинских и государственных объектов, типа ядерных реакторов и др. Законопроект представлен автором - депутатом Макашовым А.М. во втором чтении.
После голосования по таблицам поправок законопроект принят во втором чтении, по предложению Киселева В.В. депутаты проголосовали за принятие этого проекта федерального закона в третьем чтении.
![]() |
![]() |
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |