Аналитика и статистика
весенняя сессия 1996 года
   
    

 

5. Уровень организации пленарных заседаний Государственной Думы

Эффективность законодательного процесса в значительной степени зависит от организации проведения пленарных заседаний Государственной Думы, а также других процедур, связанных с обсуждением и принятием законопроектов и законов.

Уровень организации пленарных заседаний Государственной Думы в данном материале рассматривается как эффективность использования времени заседания и результативность рассмотрения вопросов на заседаниях.

В начальный период работы Государственной Думы (январь - июнь 1996 года) проведено 38 пленарных заседаний, в ходе которых рассмотрено 786 вопросов.

Все вопросы, рассматриваемые на пленарных заседаниях, классифицированы на четыре категории:

Сопоставительный анализ использования времени пленарных заседаний в январе-июне 1996 года (рис.1) показывает: доля затрат времени депутатами новой Думы на реализацию своей основной функции - законотворческую деятельность по сравнению с весенней сессией 1994 года (Государственная Дума первого созыва) возросла с 34,0% до 41,8%. При этом наблюдается устойчивая тенденция усиления внимания депутатов Думы второго созыва к законотворческой деятельности. Если в январе-марте текущего года доля затрат времени на этот вид парламентской деятельности составила 31,4%, то в апреле -44,2%, в мае - 47,4%, в июне - 60,0 %.

Рис.1. Распределение суммарного времени пленарных заседаний Государственной Думы.

Распределение суммарного времени пленарных заседаний Государственной Думы.

Произошли значительные изменения в структуре затрат времени на законотворческую деятельность. Больше времени стало уделяться рассмотрению законопроектов в первом чтении. Если в январе - марте доля затрат времени на данную процедуру от общей суммы времени, использованного на проведение пленарных заседаний, составила 10,8%, то в апреле - июне - 27,98%, а по итогам шести месяцев работы - 20,6% (рис.2). Возрос удельный объем времени, используемого на принятие законопроектов в третьем чтении. В январе - марте он составлял 2,1%, в апреле - июне - соответственно 10,2%, а за январь - июнь - 6,7%.

Рис.2. Структура затрат времени на законодательную деятельность (41,8%).

Структура затрат времени на законодательную деятельность (41,8%).

В процессе политической деятельности (Рис.3) на пленарных заседаниях предпочтение отдавалось рассмотрению вопросов внутренней политики (17,6%).

Рис.3. Структура затрат времени на политическую деятельность (27,5%).

Структура затрат времени на политическую деятельность (27,5%).

В организационной деятельности (Рис.4) наибольший удельный объем времени отводился решению вопросов планирования работы - 14,6% и организации работы Государственной Думы и депутатов -11,9%.

Рис. 4. Структура затрат времени на организационную деятельность (30,3%).

Структура затрат времени на организационную деятельность (30,3%).

По сравнению с весенней сессией Госдумы прошлого созыва более чем в 2 раза возросла напряженность работы депутатов на пленарных заседаниях (количество рассмотренных вопросов в среднем на одном заседании составило 20,68 против 10,0 вопросов в 1994 году).

В то же время имеются существенные резервы повышения эффективности пленарных заседаний, в частности в процедуре формирования порядка работы (повестки дня) заседания.

На проведение этой процедуры Государственной Думой нового созыва в первые шесть месяцев затрачено в расчете на каждое заседание 43 минуты 25 секунд или 13,1% времени, отведенного на проведение пленарного заседания (Рис.5). Это значительно превышает лимит времени, который установила на эту процедуру Дума, и затраты времени на весенней сессии 1994 года - 38 минут или 11,5%.

Рис.5. Удельный объем затрат времени на формирование порядка работы (в % к времени, отведенному на пленарное заседание).

Удельный объем затрат времени на формирование порядка работы (в % к времени, отведенному на пленарное заседание).

Более 1 часа затрачено на формирование порядка работы на 8 пленарных заседаниях или 21,0% от общего числа заседаний (Рис.6) (без учета первого заседания от 16 января 1996 г., на котором повестка дня не формировалась). На весенней сессии 1994 г. заседания с аналогичной продолжительностью формирования порядка работы заняли менее 17% от общего числа заседаний.

Рис.6. Количество пленарных заседаний, с затратой на формирование порядка работы более 1 часа времени (в % от общего числа пленарных заседаний).

Количество пленарных заседаний, с затратой на формирование порядка работы более 1 часа времени (в % от общего числа пленарных заседаний).

Наибольшее время на формирование порядка работы - 1 час 38 минут - было затрачено 20 марта 1996 г. Депутатами к 32 законопроектам и вопросам, внесенным Советом Думы, в повестку дня было дополнительно предложено 26 вопросов (1- законопроект, 7- депутатские запросы, 9- постановления по различным вопросам, по 2 заявления, обращения, предложения и поручения комитетам Государственной Думы и 1 информация). В ходе формирования порядка работы в повестку дня не были включены 7 вопросов, инициативно предложенных депутатами, и только один вопрос из числа внесенных Советом Думы. Вследствие создавшейся перенасыщенности повестки дня 10 вопросов из числа предложенных Советом Думы в ходе заседания не были рассмотрены.

Резервом роста результативности пленарных заседаний может стать дальнейшее совершенствование процесса формирования порядка работы. Из 1074 вопросов, принятых Думой к рассмотрению на пленарных заседаниях, рассмотрено лишь 786 или 73,2%. При этом, из 256 вопросов, внесенных депутатами, рассмотрено 199 или 77,7% (а без учета 139 депутатских запросов, которые утверждаются сразу при рассмотрении повестки дня, рассмотрено и того меньше - 33,9%), а из 818 вопросов, внесенных Советом Думы, рассмотрено 587 или 71,8%. На весенней сессии 1994 года было рассмотрено 80,7% вопросов из числа внесенных Советом Думы и 32,1% из числа внесенных инициативным порядком депутатами (без учета депутатских запросов).

Рис. 7. Вопросы, рассмотренные на пленарных заседаниях (в % от принятых к рассмотрению).

Вопросы, рассмотренные на пленарных заседаниях (в % от принятых к рассмотрению).

Таким образом, в период весенней сессии 1996 года, в поле зрения Думы постоянно находился широкий круг вопросов, волнующих общество. Хотя постановления Думы по большинству названных вопросов не имеют обязательной силы, они тем не менее стимулируют исполнительные органы к повышенному вниманию к ним и дополнительным усилиям по разрешению проанализированных палатой противоречий и конфликтов.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис