Аналитика и статистика
осенняя сессия 1996 года
   
    

 

2.2. Анализ причин отклонения федеральных законов, принятых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации
(отклонены в период с 20.11.96 по 18.12.96)

Отклонены Президентом Российской Федерации

Федеральный закон “О прекращении раздела Черноморского флота” принят Государственной Думой 23.10.96, направлен Советом Федерации Президенту РФ без рассмотрения на своем заседании, отклонен Президентом РФ 24.11.96 (№ Пр - 2105 ).

Президент РФ считает, что:

в названии и тексте статьи 1 Федерального закона необходимо вести речь лишь о временном приостановлении раздела Черноморского флота;

статья 2 Федерального закона не несет правовой нагрузки, так как сокращение численности и изменение организационно-штатной структуры, передача корабельного состава применительно к уже поделенной части Черноморского флота является прерогативой каждой из Сторон, а применительно к неподеленной его части относятся к их совместной компетенции;

необходимо исключить статьи 3 и 5 Федерального закона, поскольку вопросы, упомянутые в этих статьях, входят в компетенцию Президента РФ и Правительства РФ, данные статьи носят чисто порученческий характер, а по статье 3 требуется заключение Правительства РФ;

статья 4 противоречит статье 1 Федерального закона.

Президент РФ отмечает, что в Федеральном законе отсутствует юридическое решение проблем, в частности, не определены правовой статус и принадлежность Черноморского флота.

Президент РФ предлагает дополнить Федеральный закон статьей о выходе в море кораблей (катеров) и судов Черноморского флота, до их передачи, под военно-морскими флагами и вымпелами Российской Федерации.

Кроме того, Федеральный закон нуждается в тщательном редактировании и приведении в соответствие с требованиями юридической техники.

Федеральный закон “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” принят Государственной Думой 23.10.96, направлен Советом Федерации Президенту РФ без рассмотрения на своем заседании, отклонен Президентом РФ 27.11.96 (№ Пр - 2110 ).

Президент РФ считает, что Федеральный закон противоречит нормам Конституции РФ и не в полной мере учитывает положения постановления Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ.

Это относится к определению понятия “поправка к Конституции Российской Федерации” (пункт 2 статьи 2), поскольку в предложенной редакции под поправкой понимается “любое изменение текста глав 3-8 Конституции Российской Федерации”, в то время как статьей 137 Конституции РФ предусматривается особый порядок внесения изменений в статью 65, которая входит в главу 3 Конституции РФ.

Положение пункта 3 статьи 12 Федерального закона, предусматривающее случай неподписания Президентом РФ закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, противоречит статье 136 и части 2 статьи 108 Конституции РФ, в соответствии с которыми закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ принимается в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Положение пункта 1 статьи 6 Федерального закона о установлении срока рассмотрения Советом Федерации одобренного Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ не позднее четырнадцати дней со дня поступления из Государственной Думы противоречит статье 108 Конституции РФ, которой не устанавливается конкретного срока рассмотрения Советом Федерации федерального конституционного закона, а также статье 136 Конституции РФ, в соответствии с которой поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона.

Статьей 9 Федерального закона дополнительно регламентируется порядок рассмотрения поправок к главам 3-8 Конституции РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что, по мнению Президента РФ, является необоснованным вмешательством в сферу реализации предметов ведения субъектов Российской Федерации. Кроме того, не были учтены рекомендации, содержащиеся в постановлении Конституционного Суда РФ о том, что федеральный законодатель вправе регулировать порядок направления принятых поправок в законодательные (представительные) органы государственной власти для их рассмотрения, порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.

Президент РФ считает, что положения пункта 4 статьи 11 Федерального закона не могут рассматриваться как установление процедуры проверки, поскольку не предусмотрено, кто может ставить вопрос о несоблюдении законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации установленной ими процедуры, а также не решен вопрос о процессуальном порядке рассмотрения таких споров Верховным Судом.

Кроме того, Президент РФ отмечает, что ряд положений Федерального закона подлежат исключению, как не относящиеся к предмету регулирования данного закона (часть вторая статьи 1), не соответствующие конституционной логике законодательного процесса (часть третья статьи 9) или не имеющие смысла (пункт 4 статьи 9).

 

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”, Закон Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей”, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР ” принят Государственной Думой 13.11.96, одобрен Советом Федерации 05.12.96, отклонен Президентом РФ 17.12.96 (№ Пр - 2255).

Федеральным законом предусматривается изменение и дополнение отдельных законодательных актов РФ с целью предоставления права выплаты трудовой пенсии лицам, находящимся в местах лишения свободы, при этом выплату пенсии предлагается производить в виде разницы между суммой назначенной гражданам пенсии и стоимостью их содержания в местах лишения свободы.

По мнению Президента РФ, указанная правовая норма, провозглашая право этой категории граждан на получение пенсии, фактически лишает их какого-либо вида социальной поддержки, так как расходы по содержанию граждан в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, значительно превышают размеры государственных пенсий.

Необходимо учесть, что , как правило, граждане, имеющие право на пенсию, нетрудоспособны, и могут привлекаться к труду в таких учреждениях лишь по их желанию, и поэтому не имеют заработка. Поэтому целесообразно предусмотреть для граждан, имеющих право на пенсию и находящихся в местах лишения свободы, право на получение какой-либо её части.

Президент РФ отмечает, что норма Федерального закона, определяющая возможность и размер удержаний из пенсии лица, лишенного свободы, на нетрудоспособных членов семьи, находящихся на его иждивении, не соответствует статье 35 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В связи с чем Президент РФ полагает, что вопросы алиментных обязательств лица, находящегося в местах лишения свободы, не должны быть предметом регулирования пенсионного и исправительно-трудового законодательства, так как урегулированы Семейным кодексом Российской Федерации. Целесообразно лишь определение очередности удержаний по исполнительным документам.

Статьей 4 Федерального закона предусматривается распространение действия статьи 1 Федерального закона на отношения, возникшие с 16 октября 1995 года, то есть в отношении граждан, получающих пенсии в соответствии с Законом РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”, в то время как для лиц, получающих пенсии на основании Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, и их семей”, Федеральный закон вступает в силу со дня его опубликования. По мнению Президента РФ, изложенные положения Федерального закона нарушают конституционный принцип равенства граждан перед законом. Признание Конституционным Судом РФ не соответствующей Конституции РФ статьи 124 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” и вынесенное им решение неправомерно рассматривать как основание для распространения действия Федерального закона с 16 октября 1995 года лишь в отношении одной категории граждан.

Федеральный закон “О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации ” принят Государственной Думой 13.11.96, одобрен Советом Федерации 05.12.96, отклонен Президентом РФ 17.12.96 (№ Пр - 2257 ).

Президент РФ отмечает, что реализация предусматриваемого Федеральным законом повышения минимальных и соответственно увеличение остальных пенсий в 1,1 раза (минимальный размер пенсий возрастает с 69575 до 76530 рублей в месяц) дополнительно потребует 815 млрд. рублей в месяц, в том числе 96 млрд. рублей из федерального бюджета.

Указанные выплаты должны производиться из Пенсионного фонда РФ, бюджет которого в настоящее время испытывает дефицит. По мнению Президента РФ, подписание Федерального закона приведет к дальнейшему росту задолженности Пенсионного фонда РФ перед гражданами Российской Федерации и к увеличению ежемесячного дефицита бюджета Пенсионного фона РФ с 2,5 трлн. рублей до 3,3 трлн. рублей.

Президент РФ полагает целесообразным предложить депутатам Государственной Думы совместно с Правительством РФ рассмотреть вопрос об изменении законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области пенсионного обеспечения, и в частности определяющего основания, порядок и сроки увеличения пенсий с учетом реальных возможностей Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета, а также в соответствии со сложившимися социально-экономическими условиями.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной тайне”, принят Государственной Думой 13.11.96, направлен Советом Федерации Президенту РФ без рассмотрения на своем заседании, отклонен Президентом РФ 17.12.96 (№ Пр- 2271).

Президент РФ отмечает, что отдельные положения Федерального закона противоречат Конституции РФ.

Так, в нем не учтены различия в статусе Верховного Совета Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации, в результате чего, согласно пункту 1 статьи 4 и новой редакции статьи 30 Закона РФ “О государственной тайне“ предусматривается закрепление за Федеральным Собранием Российской Федерации функций парламентского контроля за исполнением законодательства Российской Федерации о государственной тайне, расходованием средств на эти цели и предоставляется право в пределах своей компетенции “решать иные вопросы в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты”. Однако, по мнению Президента РФ, это противоречит статье 94 Конституции РФ, в соответствии с которой Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации и в его компетенцию не входят контрольные или исполнительные функции, и статьям 102 и 103, которыми установлен исчерпывающий перечень полномочий палат Федерального Собрания.

В связи с этим Президент РФ полагает необходимым доработать пункт 5 статьи 1 Федерального закона, а в пункте 15 статьи 1 предусмотреть исключение статьи 30 из Закона РФ “ О государственной тайне”. Кроме того, в пункте 1 статьи 5 предлагаемой редакции Закона Российской Федерации “О государственной тайне” перечень сведений и терминологию необходимо привести в соответствие с Федеральным законом “Об обороне”, внести редакционные поправки в пункт 4 отклоненного Федерального закона и абзац третий новой редакции статьи 21-1 Закона Российской Федерации “О государственной тайне”.

Федеральный закон “О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации ” принят Государственной Думой 20.11.96, одобрен Советом Федерации 04.12.96, отклонен Президентом РФ 18.12.96 (№ Пр - 2283).

Президент РФ отмечает, что положения Федерального закона, создающие долговые обязательства Российской Федерации без конкретных сроков и условий погашения, противоречат Закону Российской Федерации “О государственном внутреннем долге” (пункт 4 статьи 2).

Предусмотренный в Федеральном законе механизм перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации основан на нормах двух законодательных актов: Федерального закона “О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации” и Федерального закона “О базовой стоимости необходимого социального набора”.

По мнению Президента РФ, в связи с тем, что Федеральный закон “О базовой стоимости необходимого социального набора” был отклонен Советом Федерации 5 декабря 1996 года, статья 5 Федерального закона “О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации ” не может быть реализована в полном объеме.

Отклонены Советом Федерации

Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации” принят Государственной Думой 22.11.96, отклонен Советом Федерации 04.12.96 (№ 383 -СФ).

Для преодоления возникших разногласий Советом Федерации предложено создать согласительную комиссию.

06.12.96 Федеральный закон принят Государственной Думой в ранее принятой редакции.

Федеральный закон “Об обращениях граждан” принят Государственной Думой 15.11.96, отклонен Советом Федерации 04.12.96 (№ 390 -СФ).

Федеральный закон “О внесении изменений в статью 10 Федерального закона “О ветеранах” принят Государственной Думой 11.11.96, отклонен Советом Федерации 04.12.96 (№ 392 -СФ).

Федеральный закон “О базовой стоимости необходимого социального набора” принят Государственной Думой 15.11.96, отклонен Советом Федерации 05.12.96 (№ 396 -СФ).

Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” принят Государственной Думой 13.11.96, отклонен Советом Федерации 05.12.96 (№ 399 -СФ).

Федеральный закон “О внесении изменения в статью 17 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” принят Государственной Думой 15.11.96, отклонен Советом Федерации 05.12.96 (№ 401 -СФ).

Для преодоления возникших разногласий Советом Федерации предложено создать согласительную комиссию. Членам согласительной комиссии поручено руководствоваться в своей работе замечаниями и предложениями, высказанными в ходе обсуждения Федерального закона на заседании Совета Федерации.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации” принят Государственной Думой 22.11.96, отклонен Советом Федерации 05.12.96 (№ 402 -СФ).

Для преодоления возникших разногласий Советом Федерации предложено создать согласительную комиссию. Членам согласительной комиссии поручено руководствоваться в своей работе замечаниями и предложениями, высказанными в ходе обсуждения Федерального закона на заседании Совета Федерации.

15.12.96 Федеральный закон принят Государственной Думой в ранее принятой редакции.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис