Аналитика и статистика
осенняя сессия 1996 года
   
    

 

1.7. Практика и перспективы работы депутатских групп Госдумы по связям с парламентами стран СНГ

Межпарламентские связи, являясь составной частью межгосударственных отношений, существенно влияют на состояние последних, весьма сказываются на их содержательности, уровне, динамике, перспективах, ходе двустороннего переговорного процесса.

В достаточно многообразном арсенале форм и методов межпарламентских связей внешне неброскую, хотя бы с протокольной точки зрения, но свою, особую, позитивную нишу занимают непосредственные контакты депутатов парламентов разных стран друг с другом. Налаженность и регулярность таких связей, свидетельствуют, по крайней мере, о взаимном интересе, стремлении лучше понять друг друга, установить взаимное доверие, а также о намерении внести вклад в развитие сотрудничества и сближение своих стран. Личные контакты, и рабочие связи депутатов парламентов, их участие в переговорном процессе на межгосударственном и иных уровнях, нередко нейтрализуют порой возникающую отчужденность, непонимание характера происходящих в той или иной стране событий, существующих в различных слоях общества настроений. Они также могут способствовать развитию переговорного процесса, сближению позиций и достижению договоренностей, вести к созданию отвечающего взаимным интересам нормативно-правового регулирования межгосударственных отношений.

Помимо индивидуально проявляемой отдельными депутатами в этом направлении позитивной инициативы общепризнанным эффективным путем реализации такой формы межпарламентского сотрудничества, подтвердившим свою результативность международной практикой, является деятельность депутатских групп по связям (групп дружбы) с парламентами иностранных государств.

В Государственной Думе в рамках Межпарламентской группы Российской Федерации создано 86 депутатских групп по связям с парламентами зарубежных стран, в том числе 11 групп - по связям с парламентами государств-участников СНГ: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и с Украиной. В этих одиннадцати группах изъявили желания работать 250 депутатов, что составляет 55,5% всего депутатского корпуса. Несомненно, и количественный и качественный состав этих депутатских групп обладает большим потенциалом, ими ведется важная работа. В то же время с достаточной долей определенности можно полагать, что еще не все их возможности и резервы используются эффективно в весьма важной для России сфере межгосударственной деятельности и что уже сегодня есть пути повышения ее результативности.

Некоторые соображения по этому вопросу можно было бы свести к следующему.

В принципе, очевидно, следует стремиться к тому, чтобы депутатские группы стали постоянным рабочим механизмом в отношениях со своими коллегами в парламентах стран СНГ. Пока же (и это трудно отрицать) немалые возможности депутатских групп в развитии двусторонних отношений используются далеко не на постоянной основе и к тому же - не всегда рационально: отдельные депутаты привлекаются к протокольным мероприятиям во время пребывания в Москве официальных делегаций, эпизодически встречаются с коллегами из стран СНГ, наносят визиты в “горячие точки” (Крым, Приднестровье, Абхазия, Таджикистан). Не отрицая значения упомянутых форм работы все же трудно не согласиться с мнением о том, что они являются следствием уже происшедших событий или каких-либо обстоятельств и поэтому не могут считаться приоритетными в деятельности депутатских групп Госдумы. В этой связи следует придать больше плановости и целенаправленности в работе депутатских групп Госдумы по связям с парламентами стран СНГ.

Заметна недостаточная информированность и знание входящими в группы по связям депутатами Госдумы глубины существующих в двусторонних межгосударственных отношениях России со странами СНГ проблем, ведущегося исполнительной властью переговорного процесса, позиций сторон. В этом плане весьма полезной с точки зрения всех присутствовавших была проведенная в ноябре с.г. А.С.Дзасоховым встреча депутатской группы по связям с парламентом Украины с вице-премьером В.М.Серовым, руководителем делегации России на переговорах с Украиной, представителями ряда министерств и ведомств Российской Федерации. Состоявшееся конструктивное обсуждение комплекса существующих проблем в российско-украинских отношениях позволило депутатам глубже вникнуть в их существо, ознакомиться с позициями сторон, наметить план конкретного участия депутатского корпуса в переговорном процессе. Было, в частности, решено провести в декабре с.г. в Москве, а затем в Киеве “круглые столы” соответствующих депутатских групп, согласовано участие депутатов группы в российской делегации на переговорах с Украиной.

Изложенное позволяет рекомендовать координаторам других депутатских групп Госдумы по связям с парламентами стран СНГ провести подобные встречи с представителями правительства Российской Федерации, МИД, Минсотрудничества, МВЭС и возможно других ведомств с целью углубленного ознакомления с состоянием двусторонних отношений России с той или иной страной СНГ, существующих проблем и позиций сторон, ведущихся переговоров. Полученная депутатами из источников непосредственно вовлеченных в двусторонние отношения информация позволит им предметнее участвовать в работе на этом направлении, может стать импульсом для активизации работы группы.

Известно, что основным тормозом развития позитивных процессов сближения, например, экономических структур, в чем существует очевидная заинтересованность практически всех государств-участников СНГ, по-прежнему остается несогласованность действующих законодательств и хода законотворчества в новых государствах. Отсюда - необходимость проинвентаризировать состояние правового поля двусторонних отношений, оценить перспективы и приоритеты его наполнения, ход ратификационного процесса, эффективность переговорного процесса.

Несмотря на общую благополучную количественную картину объема межпарламентских связей объективно нельзя не заметить, что депутатские связи с парламентами стран СНГ все еще остаются незначительными. Так, за январь-сентябрь с.г. из общего числа 189 загранкомандировок депутатов Госдумы лишь 29(15,3%) были осуществлены в страны СНГ, причем ни одной - по линии депутатских групп. Обратная статистика, вероятно, на том же уровне, хотя депутаты парламентов стран СНГ проявляют все еще значительный интерес к общению со своими российскими коллегами. Конечно, количественная сторона не основной фактор, все же в данном случае - на фоне постоянно декларируемого приоритета отношений России со странами СНГ - она весьма показательна. Пока же, к сожалению, вакуум интенсивно заполняет Запад. Думается, что в этом, не безразличном для России со всех точек зрения вопросе инициатива должна принадлежать российской стороне, и важную роль при этом может сыграть ее депутатский корпус.

Активизация межпарламентских связей в рамках СНГ, как показывает опыт последних лет и месяцев, если говорить объективно - процесс назревший и весьма актуальный. Россия не должна оставаться в стороне от постоянно возникающих в нынешнем меняющемся мире новых угроз для ее безопасности и появляющихся, в то же время новых возможностей. И от России, обладающей реальными рычагами влияния на многие международные (и региональные) проблемы ожидают не неопределенности или угроз, а продуманного, взвешенного и трезвого подхода к вызовам времени. Способствовать выработке такого подхода, особенно в отношениях с исторически и географически близкими соседними государствами, могут налаженные постоянные рабочие связи и межпарламентский обмен депутатов, что дает возможность лучше узнать и понять друг друга, существующие в двусторонних отношениях проблемы, динамику их развития, позиции и настроения отдельных депутатов, фракций, групп, их аргументы, приоритеты и т.д.

С помощью аппарата МПА СНГ следовало бы, очевидно, подготовить информацию о процессе создания (и внедрения) модельного законодательства для стран СНГ - по существу одного из немногих механизмов взаимозаинтересованного и реально существующего сотрудничества парламентариев в рамках СНГ.

Обсудить вопрос о целесообразности и возможности создания при Госдуме под эгидой ее Межпарламентской группы (или депутатских групп по связям) Клуба парламентариев стран СНГ, который стал бы местом для неофициального общения депутатов стран СНГ, для проведения официальных встреч и организации выступлений, в т.ч. и руководителей стран СНГ, круглых столов, неформального обмена мнениями, опытом работы и т.д. В Москве постоянно находится немало депутатов парламентов различных стран СНГ. Думается, что и посольства этих стран в РФ и МИД РФ проявили бы интерес к этой инициативе.

Продумать вопрос о создании при Государственной Думе общественного Консультативного совета по сотрудничеству и партнерству с государствами-участниками СНГ с привлечением для работы в нем известных специалистов-международ-ников, дипломатов, экономистов, военных с целью периодического неформального обсуждения наиболее актуальных (а порою острых и спорных) вопросов, выработки предложений для принятия Госдумой решений.

Изложенное отражает мнение части депутатов, входящих в группы по связям и основывается на опыте их деятельности в этом направлении. Высказывается также пожелание ввести в практику работы депутатских групп проведение один раз в сессию собрания с обсуждением информации о проделанной работе, состояния отношений России с соответствующей страной, хода ратификационного процесса, плана предстоящей деятельности группы.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис