В.Б.Исаков "Российское Законодательство в 1991-1998 гг. Объем, структура, тенденции развития "

Российское законодательство в 1991-1998 гг.

Объем, структура, тенденции развития

В.Б.Исаков

Предисловие

I. Федеральное законодательство: объем, структура, тенденции развития

II. Федеральное законотворчество: некоторыетенденции развития

III. Законодательство субъектов Российской Федерации: объем, структура, тенденции развития

Проблема создания национального злектронного архива законодательства России (Вместо заключения)

 

Предисловие

Каков объем современного российского законодательства? Каковы его структурные характеристики? Каковы тенденции развития законодательства? В научной литературе есть немало оценок, основанных в основном на приблизительных данных. Однако для научных и практических целей желательно получить ответ, подкрепленный статистическими подсчетами.

Можно ли “посчитать” законодательство? Разумеется, считать нормативные правовые акты “на бумаге” - дело крайне трудоемкое, дорогое и малопродуктивное. Трудно даже представить себе, сколько времени и сил потребовалось бы для того, чтобы “перелопатить” тонны нормативной документации и провести соответствующие подсчеты. С учетом реального объема законодательства можно сразу сказать, что это практически невыполнимая задача.

Сегодня, к счастью, нет необходимости считать нормативные акты “на бумаге”. В распоряжении исследователя имеются электронные правовые базы данных, вмещающие достаточно большой объем законодательства и позволяющие быстро провести все необходимые расчеты.

Метод исследования (назовем его условно электронной юриметрией) во многом предопределяет полученный результат и в данном случае влияние метода особенно заметно. Поэтому перед изложением полученных результатов необходимы несколько замечаний методологического характера.

Первое. Безусловно, автор проводит различие между свойствами и характеристиками “всего” законодательства и свойствами и характеристиками его части, отраженной в электронных базах данных. Существующие на сегодняшний день правовые базы данных - не полный и систематизированный правовые архивы, а скорее “электронные хрестоматии”, рассчитанные на потребителя правовой информации. Некоторые категории нормативных актов, не пользующиеся спросом, в эти базы данных заведомо не включаются. В этой связи выводы и оценки, касающиеся “электрифицированной” части законодательства, должны переноситься на всю совокупность с определенной осторожностью.

Второе. Следует иметь в виду, что создание массовых общедоступных правовых баз данных в нашей стране относится примерно к 1993 году, поэтому ранее действующее законодательство представлено в них крайне фрагментарно.

Третье. Помимо деятельности законодателя на структуру и динамику правовых баз данных оказывают влияние многие неправовые факторы: техническое задание разработчиков базы данных, пожелания пользователей, интересы и предпочтения потенциальных покупателей, используемые технические средства и др. Например, распространение в России ЭВМ четвертого и пятого поколений существенно расширило возможности накопления и хранения правовой информации, что безусловно повлияло на структуру и динамику правовых баз данных. Делая выводы о структуре и динамике законодательства на основе его отражения в электронных правовых базах данных, нельзя не принимать во внимание подобные неправовые обстоятельства.

Тем не менее, в распоряжении исследователей сегодня нет других надежных методов, позволяющих изучать и измерять количественные характеристики развития законодательства в их динамике. Подобно известному герою Дюма, законодательство позволяет измерить себя только “в зеркале” электронно-вычислительных систем и баз данных.

    Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис