В.Б.Исаков "Российское Законодательство в 1991-1998 гг. Объем, структура, тенденции развития "

Структура и динамика регионального законодательства по содержанию актов

В завершение статьи необходимо затронуть вопрос о содержании законотворчества субъектов Российской Федерации, отражающего характер решаемых проблем и приоритеты законодательной деятельности. В целях анализа в законодательстве субъектов Российской Федерации было выделено десять тематических групп:

Группа 1. Основы конституционного строя.

Группа 2. Законодательство по вопросам хозяйственной деятельности (включая рубрики "Гражданское законодательство", "Общие вопросы хозяйственной деятельности", "Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности; Законодательство о промышленности", "Законодательство о строительстве", "Законодательство о сельском хозяйстве", "Законодательство о транспорте и связи").

Группа 3. Законодательство о финансах и кредите.

Группа 4. Законодательство по вопросам социальной политики (включая сюда "Трудоустройство и занятость, о труде", "О социальном страховании и социальном обеспечении").

Группа 5. Законодательство о торговле, общественном питании и бытовом обслуживании.

Группа 6. Жилищное законодательство.

Группа 7. Законодательство по вопросам культурной политики (О научной деятельности и образовании, о культуре, о физкультуре и спорте).

Группа 8. Законодательство об охране природы и пользовании природными ресурсами (об охране окружающей среды, о земле, о недрах, об охране лесов, об охране вод, об охране животного мира).

Группа 9. Законодательство об административных правонарушениях.

Группа 10. Законодательство о межрегиональных и международных отношениях и внешнеэкономической деятельности.

Изучение структуры и динамики законодательства субъектов Российской Федерации в разрезе указанных десяти тематических групп выявило следующую картину (см. таблицу 18 и график 18).

Таблица 18. Структура законодательства субъектов Федерации по тематическим группам. Подсчитано по базе данных “Консультант Плюс”.

  Учетных единиц Процент
Группа 1 43613 15,7
Группа 2 82993 29,9
Группа 3 58047 20,9
Группа 4 23883 8,6
Группа 5 12264 4,4
Группа 6 19513 7,0
Группа 7 13823 5,0
Группа 8 18676 6,7
Группа 9 1803 0,6
Группа 10 3248 1,2
Всего 277863 100

 

График 18.

Структура законодательства   субъектов Федерации по тематическим группам.

 

Таким образом, как видно из таблицы 19 и графика 19, первоочередным приоритетом законодательной деятельности субъектов российской Федерации являлись вопросы хозяйственной деятельности, включая правовое регулирование предпринимательской деятельности; промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи. На втором месте - законодательство о финансах и кредите, что отражает повышенное внимание к проблемам источников формирования местных бюджетов, межбюджетным отношениям, проблемам использования финансово кредитных рычагов в развитии региональных рынков. На третьем месте - вопросы конституционного законодательства, что также вполне объяснимо.

Как менялись приоритеты в развитии законодательства субъектов Российской Федерации на протяжении исследуемого периода? Ниже приведенные данные отражают динамику законодательства субъектов Российской Федерации за восемь лет, прослеженную в разрезе указанных десяти тематических групп.

Таблица 19. Динамика законодательства субъектов Российской Федерации в 1991-1998 гг. разрезе тематических групп актов. Подсчитано по базам данных “Консультант Плюс".

  1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Группа 1 123 255 351 873 1263 1840 2188 2588
Группа 2 174 524 912 2004 2681 3410 3845 4492
Группа 3 50 218 464 1251 2168 2738 2732 2998
Группа 4 96 200 304 585 896 994 977 1140
Группа 5 23 90 139 368 417 449 589 591
Группа 6 15 67 170 472 653 862 912 1091
Группа 7 41 100 122 289 465 569 655 764
Группа 8 47 126 229 455 638 749 868 948
Группа 9 8 20 36 41 48 67 91 81
Группа 10 8 32 44 65 95 141 150 171
Всего 585 1632 2771 6403 9324 11819 1307 14864

 

График 19.

Динамика законодательства   субъектов Российской Федерации в 1991-1998 гг. разрезе тематических групп актов.

Приведенные данные позволяют сделать вывод, прежде всего, об устойчивости приоритетов в развитии регионального законодательства. После некоторого спада, начиная с 1994 года стабильно увеличивается удельный вес конституционного законодательства, что отражает правовое оформление новой системы власти на основе Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. Стабильно растет также слой законодательства, посвященного экономическим и финансовым вопросам, причем удельный вес актов, посвященных кредитно-финансовым рычагам развития экономики, начиная с 1991 года заметно вырос. А вот удельный вес социального законодательства в субъектах Российской Федерации за прошедший период заметно сократился, что тоже имеет свои причины. Вполне возможно, это связано со снижением экономических и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации в решении социальных вопросов. Стабильным на протяжении всего периода оставалось внимание законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации к вопросам экологии, что также отчетливо видно на таблице 19 и графике 19.

В заключение еще раз подчеркнем, что предпринятое статистическое исследование структуры и динамики российского законодательства не претендует на полноту и бесспорность. Изменение законодательства через призму “пользовательских” правовых баз данных несет на себе неизбежные погрешности и дает неодинаковый результат в зависимости от того, по какой базе ведутся подсчеты.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис