|
В.Б.Исаков "Российское Законодательство в 1991-1998 гг. Объем, структура, тенденции развития " |
|
В завершение статьи необходимо затронуть вопрос о содержании законотворчества субъектов Российской Федерации, отражающего характер решаемых проблем и приоритеты законодательной деятельности. В целях анализа в законодательстве субъектов Российской Федерации было выделено десять тематических групп:
Группа 1. Основы конституционного строя.
Группа 2. Законодательство по вопросам хозяйственной деятельности (включая рубрики "Гражданское законодательство", "Общие вопросы хозяйственной деятельности", "Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности; Законодательство о промышленности", "Законодательство о строительстве", "Законодательство о сельском хозяйстве", "Законодательство о транспорте и связи").
Группа 3. Законодательство о финансах и кредите.
Группа 4. Законодательство по вопросам социальной политики (включая сюда "Трудоустройство и занятость, о труде", "О социальном страховании и социальном обеспечении").
Группа 5. Законодательство о торговле, общественном питании и бытовом обслуживании.
Группа 6. Жилищное законодательство.
Группа 7. Законодательство по вопросам культурной политики (О научной деятельности и образовании, о культуре, о физкультуре и спорте).
Группа 8. Законодательство об охране природы и пользовании природными ресурсами (об охране окружающей среды, о земле, о недрах, об охране лесов, об охране вод, об охране животного мира).
Группа 9. Законодательство об административных правонарушениях.
Группа 10. Законодательство о межрегиональных и международных отношениях и внешнеэкономической деятельности.
Изучение структуры и динамики законодательства субъектов Российской Федерации в разрезе указанных десяти тематических групп выявило следующую картину (см. таблицу 18 и график 18).
Таблица 18. Структура законодательства субъектов Федерации по тематическим группам. Подсчитано по базе данных “Консультант Плюс”.
Учетных единиц | Процент | |
---|---|---|
Группа 1 | 43613 | 15,7 |
Группа 2 | 82993 | 29,9 |
Группа 3 | 58047 | 20,9 |
Группа 4 | 23883 | 8,6 |
Группа 5 | 12264 | 4,4 |
Группа 6 | 19513 | 7,0 |
Группа 7 | 13823 | 5,0 |
Группа 8 | 18676 | 6,7 |
Группа 9 | 1803 | 0,6 |
Группа 10 | 3248 | 1,2 |
Всего | 277863 | 100 |
Таким образом, как видно из таблицы 19 и графика 19, первоочередным приоритетом законодательной деятельности субъектов российской Федерации являлись вопросы хозяйственной деятельности, включая правовое регулирование предпринимательской деятельности; промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи. На втором месте - законодательство о финансах и кредите, что отражает повышенное внимание к проблемам источников формирования местных бюджетов, межбюджетным отношениям, проблемам использования финансово кредитных рычагов в развитии региональных рынков. На третьем месте - вопросы конституционного законодательства, что также вполне объяснимо.
Как менялись приоритеты в развитии законодательства субъектов Российской Федерации на протяжении исследуемого периода? Ниже приведенные данные отражают динамику законодательства субъектов Российской Федерации за восемь лет, прослеженную в разрезе указанных десяти тематических групп.
Таблица 19. Динамика законодательства субъектов Российской Федерации в 1991-1998 гг. разрезе тематических групп актов. Подсчитано по базам данных “Консультант Плюс".
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Группа 1 | 123 | 255 | 351 | 873 | 1263 | 1840 | 2188 | 2588 |
Группа 2 | 174 | 524 | 912 | 2004 | 2681 | 3410 | 3845 | 4492 |
Группа 3 | 50 | 218 | 464 | 1251 | 2168 | 2738 | 2732 | 2998 |
Группа 4 | 96 | 200 | 304 | 585 | 896 | 994 | 977 | 1140 |
Группа 5 | 23 | 90 | 139 | 368 | 417 | 449 | 589 | 591 |
Группа 6 | 15 | 67 | 170 | 472 | 653 | 862 | 912 | 1091 |
Группа 7 | 41 | 100 | 122 | 289 | 465 | 569 | 655 | 764 |
Группа 8 | 47 | 126 | 229 | 455 | 638 | 749 | 868 | 948 |
Группа 9 | 8 | 20 | 36 | 41 | 48 | 67 | 91 | 81 |
Группа 10 | 8 | 32 | 44 | 65 | 95 | 141 | 150 | 171 |
Всего | 585 | 1632 | 2771 | 6403 | 9324 | 11819 | 1307 | 14864 |
Приведенные данные позволяют сделать вывод, прежде всего, об устойчивости приоритетов в развитии регионального законодательства. После некоторого спада, начиная с 1994 года стабильно увеличивается удельный вес конституционного законодательства, что отражает правовое оформление новой системы власти на основе Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. Стабильно растет также слой законодательства, посвященного экономическим и финансовым вопросам, причем удельный вес актов, посвященных кредитно-финансовым рычагам развития экономики, начиная с 1991 года заметно вырос. А вот удельный вес социального законодательства в субъектах Российской Федерации за прошедший период заметно сократился, что тоже имеет свои причины. Вполне возможно, это связано со снижением экономических и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации в решении социальных вопросов. Стабильным на протяжении всего периода оставалось внимание законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации к вопросам экологии, что также отчетливо видно на таблице 19 и графике 19.
В заключение еще раз подчеркнем, что предпринятое статистическое исследование структуры и динамики российского законодательства не претендует на полноту и бесспорность. Изменение законодательства через призму “пользовательских” правовых баз данных несет на себе неизбежные погрешности и дает неодинаковый результат в зависимости от того, по какой базе ведутся подсчеты.
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |