В.Б.Исаков "Российское Законодательство в 1991-1998 гг. Объем, структура, тенденции развития "

Результативность законодательного процесса

Еще один момент, который представляет безусловный интерес и является предметом острых дискуссий - результативность законодательного процесса в Государственной Думе. Естественно, результативность законотворчества, как и всякого сложного социального процесса, оценить не так то просто. У каждого исследователя в этом вопросе могут быть свои критерии и оценки. Но существуют общие количественные показатели, которые могут дать полезные рамки для такой дискуссии.

Таблица 7. Результативность законодательного процесса в Государственной Думе в 1994-1998 гг. По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы

  1994-1995 1996 1997 1998
Внесено инициатив 1045 1079 1456 1600
Включено в план 961 808 705 586
Рассмотрено ГД 545 586 417 443
Принято ГД 461 249 213 287
Стало законами 282 150 154 172

График 7.

Результативность законодательного   процесса в Государственной Думе в 1994-1998 гг.

Полученный график избыточно информативен, поэтому имеет смысл вычленить из него отдельные аспекты и рассмотреть их по отдельности.

Первый аспект: динамика количества рассмотренных Государственной Думой законодательных инициатив. Общее количество законодательных инициатив растет из года в год и теоретически каждая законодательная инициатива должна быть рассмотрена Государственной Думой. На практике, однако, этого не получается: Государственная Дума успевает рассмотреть от половины до трети от общего числа внесенных законопроектов и тем самым, несомненно, нарушает конституционное право субъектов законодательной инициативы (см. таблицу 8 и график 8).

Таблица 8. Доля законодательных инициатив, рассмотренных осударственной Думой (в процентах). По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы

  1994-1995 1996 1997 1998
Рассмотрено внесенных законодатель-ных инициатив 52,1 54,3 28,6 27,7

График 8.

Доля законодательных инициатив,   рассмотренных Государственной Думой (в процентах).

Постоянное снижение процента рассмотренных законодательных инициатив объясняется, видимо, тем, что в парламентском законодательном портфеле накапливается нерассмотренный “переходящий остаток”, который все время увеличивается и “давит” на статистику, снижая показатели эффективности законодательной деятельности. Однако при любых условиях столь низкий уровень рассмотрения внесенных законодательных инициатив никак не может быть признан нормальной законодательной практикой. Государственная Дума должна принять меры, чтобы переломить сложившуюся неблагоприятную тенденцию.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис