|
В.Б.Исаков "Российское Законодательство в 1991-1998 гг. Объем, структура, тенденции развития " |
|
Еще один момент, который представляет безусловный интерес и является предметом острых дискуссий - результативность законодательного процесса в Государственной Думе. Естественно, результативность законотворчества, как и всякого сложного социального процесса, оценить не так то просто. У каждого исследователя в этом вопросе могут быть свои критерии и оценки. Но существуют общие количественные показатели, которые могут дать полезные рамки для такой дискуссии.
Таблица 7. Результативность законодательного процесса в Государственной Думе в 1994-1998 гг. По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы
1994-1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
---|---|---|---|---|
Внесено инициатив | 1045 | 1079 | 1456 | 1600 |
Включено в план | 961 | 808 | 705 | 586 |
Рассмотрено ГД | 545 | 586 | 417 | 443 |
Принято ГД | 461 | 249 | 213 | 287 |
Стало законами | 282 | 150 | 154 | 172 |
Полученный график избыточно информативен, поэтому имеет смысл вычленить из него отдельные аспекты и рассмотреть их по отдельности.
Первый аспект: динамика количества рассмотренных Государственной Думой законодательных инициатив. Общее количество законодательных инициатив растет из года в год и теоретически каждая законодательная инициатива должна быть рассмотрена Государственной Думой. На практике, однако, этого не получается: Государственная Дума успевает рассмотреть от половины до трети от общего числа внесенных законопроектов и тем самым, несомненно, нарушает конституционное право субъектов законодательной инициативы (см. таблицу 8 и график 8).
Таблица 8. Доля законодательных инициатив, рассмотренных осударственной Думой (в процентах). По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы
1994-1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
---|---|---|---|---|
Рассмотрено внесенных законодатель-ных инициатив | 52,1 | 54,3 | 28,6 | 27,7 |
Постоянное снижение процента рассмотренных законодательных инициатив объясняется, видимо, тем, что в парламентском законодательном портфеле накапливается нерассмотренный “переходящий остаток”, который все время увеличивается и “давит” на статистику, снижая показатели эффективности законодательной деятельности. Однако при любых условиях столь низкий уровень рассмотрения внесенных законодательных инициатив никак не может быть признан нормальной законодательной практикой. Государственная Дума должна принять меры, чтобы переломить сложившуюся неблагоприятную тенденцию.
![]() |
![]() |
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |