|
В.Б.Исаков "Российское Законодательство в 1991-1998 гг. Объем, структура, тенденции развития " |
|
Законотворчество представляет собой механизм принятия наиболее важных государственных решений, поэтому состав участников законотворческой деятельности представляют немалый научный и практический интерес. Какова активность субъектов законодательной инициативы? Кто является лидером законодательного процесса, а кто - аутсайдером? Статистический анализ законодательной деятельности обнаруживает ряд любопытных фактов (см. таблицу 5 и график 5).
Таблица 5. Активность субъектов законодательной инициативы в 1994-1998 гг. (в процентах). По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы.
1994-1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
---|---|---|---|---|
Президент | 10 | 7 | 9 | 4 |
Правительство | 20 | 23 | 23 | 18 |
Депутаты ГД | 55 | 53 | 52 | 47 |
СФ, члены СФ, субъекты РФ | 15 | 17 | 16 | 31 |
Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд | менее 1 | менее 1 | менее 1 | менее 1 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что несомненным лидером в области законотворчества в настоящий период являются депутаты Государственной Думы (в среднем - около 50 процентов всех внесенных законодательных инициатив). На втором месте (за исключением 1998 года) - Правительство Российской Федерации, на третьем - субъекты Российской Федерации и члены Совета Федерации (по содержанию инициатив их можно объединить их в одну группу), на четвертом месте - Президент Российской Федерации. Законодательные инициативы высших судебных органов в сумме составляют менее одного процента и поэтому на графике не отражены.
Обращает на себя внимание отчетливо видимая тенденция к снижению законотворческой активности практически всех субъектов законодательной инициативы, особенно резко выраженная у Президента Российской Федерации, на фоне возрастания законотворческой активности субъектов Российской Федерации и членов Совета Федерации. Несомненно, что в этом нашла свое проявление возрастающая роль субъектов Российской Федерации во всех аспектах общественной и государственной жизни, в том числе - в федеральном законотворчестве.
Нельзя не отметить относительно низкий уровень участия Правительства Российской Федерации в федеральном законотворчестве - на его долю приходится в среднем около 20 процентов законодательных инициатив. Для сравнения: в Германском бундестаге правительство - ведущий субъект законотворчества. В среднем Германский бундестаг рассматривает около 160 законов в год, из них 60 процентов вносятся правительством (см. таблицу 6 и график 6).
Таблица 6. Активность субъектов законодательной инициативы в Германском бундестаге (в процентах). По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы
Правительство | 60 |
Депутаты | 34 |
Бундесрат | 6 |
Всего | 100 |
Вместе с тем, ситуация не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. В практике российского федерального законотворчества распространены ситуации, когда законодательные инициативы федеральных министерств и ведомств вносятся через депутатов - так легче лоббировать ведомственные интересы. Таким образом, фактический уровень участия федеральных правительственных ведомств в законотворчестве на самом деле выше, чем это отражено в таблице 5 и на графике 5. Разумеется, подобную практику никак нельзя признать оправданной. Готовясь к встрече с Государственной Думой нового (третьего) созыва Правительству Российской Федерации следует основательно поработать над тем, чтобы стать действительным лидером правовой политики.
![]() |
![]() |
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |