В.Б.Исаков "Российское Законодательство в 1991-1998 гг. Объем, структура, тенденции развития "

Активность субъектов законодательной инициативы

Законотворчество представляет собой механизм принятия наиболее важных государственных решений, поэтому состав участников законотворческой деятельности представляют немалый научный и практический интерес. Какова активность субъектов законодательной инициативы? Кто является лидером законодательного процесса, а кто - аутсайдером? Статистический анализ законодательной деятельности обнаруживает ряд любопытных фактов (см. таблицу 5 и график 5).

Таблица 5. Активность субъектов законодательной инициативы в 1994-1998 гг. (в процентах). По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы.

  1994-1995 1996 1997 1998
Президент 10 7 9 4
Правительство 20 23 23 18
Депутаты ГД 55 53 52 47
СФ, члены СФ, субъекты РФ 15 17 16 31
Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд менее 1 менее 1 менее 1 менее 1
Всего 100 100 100 100

 

График 5.

Активность субъектов законодательной   инициативы в 1994-1998 гг.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что несомненным лидером в области законотворчества в настоящий период являются депутаты Государственной Думы (в среднем - около 50 процентов всех внесенных законодательных инициатив). На втором месте (за исключением 1998 года) - Правительство Российской Федерации, на третьем - субъекты Российской Федерации и члены Совета Федерации (по содержанию инициатив их можно объединить их в одну группу), на четвертом месте - Президент Российской Федерации. Законодательные инициативы высших судебных органов в сумме составляют менее одного процента и поэтому на графике не отражены.

Обращает на себя внимание отчетливо видимая тенденция к снижению законотворческой активности практически всех субъектов законодательной инициативы, особенно резко выраженная у Президента Российской Федерации, на фоне возрастания законотворческой активности субъектов Российской Федерации и членов Совета Федерации. Несомненно, что в этом нашла свое проявление возрастающая роль субъектов Российской Федерации во всех аспектах общественной и государственной жизни, в том числе - в федеральном законотворчестве.

Нельзя не отметить относительно низкий уровень участия Правительства Российской Федерации в федеральном законотворчестве - на его долю приходится в среднем около 20 процентов законодательных инициатив. Для сравнения: в Германском бундестаге правительство - ведущий субъект законотворчества. В среднем Германский бундестаг рассматривает около 160 законов в год, из них 60 процентов вносятся правительством (см. таблицу 6 и график 6).

Таблица 6. Активность субъектов законодательной инициативы в Германском бундестаге (в процентах). По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы

Правительство 60
Депутаты 34
Бундесрат 6
Всего 100

 

График 6.

Активность субъектов законодательной   инициативы в Германском бундестаге (в процентах).

Вместе с тем, ситуация не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. В практике российского федерального законотворчества распространены ситуации, когда законодательные инициативы федеральных министерств и ведомств вносятся через депутатов - так легче лоббировать ведомственные интересы. Таким образом, фактический уровень участия федеральных правительственных ведомств в законотворчестве на самом деле выше, чем это отражено в таблице 5 и на графике 5. Разумеется, подобную практику никак нельзя признать оправданной. Готовясь к встрече с Государственной Думой нового (третьего) созыва Правительству Российской Федерации следует основательно поработать над тем, чтобы стать действительным лидером правовой политики.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис