Хроника
прохождения Федерального бюджета (1996-2000 годы) |
||||
Федеральный бюджет на 2000 год
Федеральный бюджет на 1999 год
Федеральный бюджет на 1998 год
Федеральный бюджет на 1997 год
Федеральный бюджет на 1996 год
Ежегодный федеральный закон о федеральном бюджете является основным финансовым документом, по которому живет и развивается страна в очередном финансовом году. Порядок принятия закона, процедура его рассмотрения в палатах Федерального Собрания Российской Федерации оказывают значительное влияние на развитие российской экономики, на уровень жизни всего населения страны. Именно этим обстоятельством руководствовались депутаты Государственной Думы первого созыва (1994-1995 гг.), когда внимательнейшим образом подошли к разработке проекта федерального закона о порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета. Депутатский корпус Государственной Думы второго созыва (1996-1999 гг.) продолжил эту работу и завершил ее принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации в 1998 году.
1994-1995 гг. - этап разработки и принятия законов о порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета. В этот период принято два федеральных закона: “О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1995 год” (№36-ФЗ от 5 ноября 1994 года) и “О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1996 год” (№118-ФЗ от 31 июля 1995 года).
По структуре оба закона практически не отличаются друг от друга - общее количестве статей в первом законе - 14, во втором - 15. В законах зафиксирован порядок рассмотрения и принятия федерального бюджета:
Однако между этими законами есть и существенные различия. Так, в 1994 г. в Федеральном законе “О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1995 год” было зафиксировано право Государственной Думы выразить недоверие Правительству Российской Федерации в том случае, если отклоненный в первом чтении проект федерального закона о федеральном бюджете будет отклонен при повторном рассмотрении (Ст.5). В аналогичном законе в 1995 году такая запись отсутствует и появляется в законе 1997 г. (Ст.14), а также в итоговом официальном нормативном документе - Бюджетном кодексе Российской Федерации (Ст. 202).
В 1995 г. в Федеральном законе “О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1996 год” Правительству Российской Федерации предписано представлять в Государственную Думу ежемесячно информацию о ходе исполнения федерального бюджета, а ежеквартально - отчет о ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете (Ст.14). Таких статей не было в аналогичном законе 1994 года.
В соответствии с этими законами при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации:
1996-1998 годы - период совершенствования законов о принятии федерального закона о федеральном бюджете.
В 1996 году Государственной Думой принят Федеральный закон “О порядке внесения, рассмотрения и принятия федерального закона “О федеральном бюджете на 1997 год” (№ 95-ФЗ от 10 июля 1996 г.), в 1997 году - Федеральный закон “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет” (№111-ФЗ от 21 июля 1997 года), в 1998 году - Федеральный закон “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год” и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет” (№ 121-ФЗ от 23 июля 1998 года).
Практика принятия федерального бюджета за период 1994-1995 годов дала достаточный материал для совершенствования законодательства. В принятых в течение 1996-1998 годов федеральных законах значительно усложнилась их структура, статьи объединены в главы, расширилось содержательное наполнение статей. Само название законов 1997-1998 годов говорит о расширении проблематики - законы определяют не только порядок внесения, рассмотрения и принятия федерального закона о федеральном бюджете, но также и порядок внесения изменений и дополнений в сам федеральный бюджет.
В 1996 году по сравнению с аналогичным законом 1995 года в закон дополнен следующими новеллами:
В 1997 году принимается Федеральный закон “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет” (№ 111-ФЗ от 21 июля 1997 г.). С одной стороны, этот федеральный закон как бы суммирует все предшествующие наработки, что нашло отражение в четкости самой структуры закона. С другой стороны, в содержательном аспекте закон значительно отличается от предыдущих нормативных актов. В ходе обсуждения этого закона на стадиях законодательной процедуры звучали настойчивые предложения Совета Федерации о подключении его членов к работе над проектом федерального бюджета еще на первоначальной стадии. Данное предложение нашло отражение в законопроекте в статье закона, согласно которой за Советом Федерации закреплено право создания Комиссии Совета Федерации по рассмотрению федерального бюджета и внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации (Ст.7).
В 1998 году принят Федеральный закон “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год” и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет” (№ 121-ФЗ от 23 июля 1998 года). Однако этот закон лишь зафиксировал порядок, установленный аналогичным федеральным законом, принятым в 1997 году.
Итогом работы Государственной Думы второго созыва по созданию правовой базы в области бюджетного законодательства явилось подготовка Бюджетного Кодекса Российской Федерации, который был принят в июле 1998 года (№ 145-ФЗ от 31 июля 1998 г.). Раздел VI “Составление проектов бюджетов” и раздел VII “Рассмотрение и утверждение бюджетов” вобрали в себя все предшествующие наработки Государственной Думы в области разработки нормативной базы по принятию федерального закона о федеральном бюджете.
В данном информационно-аналитическом материале собрана в реферативной форме хроника прохождения законов о федеральных бюджетах 1996-2000 годов, принятием которых занимался депутатский корпус Государственной Думы первого и второго созыва, а также Совет Федерации. Хроника принятия федерального бюджета на 2000 год доведена до последнего заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва - до 3 декабря 1999 года и останавливается на этапе принятия Государственной Думой федерального бюджета на 2000 год в четвертом чтении.
Материал расположен в хронологическом порядке: год, месяц и даты месяца. В пределах дат месяцев приводится краткое изложение события, относящегося к рассмотрению проекта федерального бюджета.
Каждое выступление по обсуждению проекта федерального закона о федеральном бюджете завершается указанием источника, к которому можно обратиться за получением полного текста выступления
Каждый принятый нормативный акт имеет указание на источник опубликования. Указывается, как правило, один источник опубликования - официальное издание “Собрание законодательства Российской Федерации”. В тех случаях, когда нормативный акт опубликован только в другом официальном издании - в “Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации”-, дается ссылка на это издание. Для материалов парламентских слушаний дается ссылка на шифр Парламентской библиотеки, что позволит оперативно заказать и получить интересующий читателя материал.
После фамилий депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в скобках приведено сокращенное название депутатского объединения, в которое входил депутат на момент выступления.
В издании используются следующие сокращения депутатских объединений:
Сокращения, встречающиеся в тексте, приведены в соответствии ГОСТ 7.12-93 “Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке”.
Регламент | Структура | Депутаты | Аналитика | Библиография |
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис |