Хроника прохождения Федерального бюджета
(1996-2000 годы)
   
    

 

Федеральное собрание Российской Федерации
Государственная Дума
Парламентская библиотека

 

Предисловие

Федеральный бюджет на 2000 год

Федеральный бюджет на 1999 год

Федеральный бюджет на 1998 год

Федеральный бюджет на 1997 год

Федеральный бюджет на 1996 год

 

Предисловие

Ежегодный федеральный закон о федеральном бюджете является основным финансовым документом, по которому живет и развивается страна в очередном финансовом году. Порядок принятия закона, процедура его рассмотрения в палатах Федерального Собрания Российской Федерации оказывают значительное влияние на развитие российской экономики, на уровень жизни всего населения страны. Именно этим обстоятельством руководствовались депутаты Государственной Думы первого созыва (1994-1995 гг.), когда внимательнейшим образом подошли к разработке проекта федерального закона о порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета. Депутатский корпус Государственной Думы второго созыва (1996-1999 гг.) продолжил эту работу и завершил ее принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации в 1998 году.

1994-1995 гг. - этап разработки и принятия законов о порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета. В этот период принято два федеральных закона: “О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1995 год” (№36-ФЗ от 5 ноября 1994 года) и “О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1996 год” (№118-ФЗ от 31 июля 1995 года).

По структуре оба закона практически не отличаются друг от друга - общее количестве статей в первом законе - 14, во втором - 15. В законах зафиксирован порядок рассмотрения и принятия федерального бюджета:

Однако между этими законами есть и существенные различия. Так, в 1994 г. в Федеральном законе “О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1995 год” было зафиксировано право Государственной Думы выразить недоверие Правительству Российской Федерации в том случае, если отклоненный в первом чтении проект федерального закона о федеральном бюджете будет отклонен при повторном рассмотрении (Ст.5). В аналогичном законе в 1995 году такая запись отсутствует и появляется в законе 1997 г. (Ст.14), а также в итоговом официальном нормативном документе - Бюджетном кодексе Российской Федерации (Ст. 202).

В 1995 г. в Федеральном законе “О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1996 год” Правительству Российской Федерации предписано представлять в Государственную Думу ежемесячно информацию о ходе исполнения федерального бюджета, а ежеквартально - отчет о ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете (Ст.14). Таких статей не было в аналогичном законе 1994 года.

В соответствии с этими законами при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации:

1996-1998 годы - период совершенствования законов о принятии федерального закона о федеральном бюджете.

В 1996 году Государственной Думой принят Федеральный закон “О порядке внесения, рассмотрения и принятия федерального закона “О федеральном бюджете на 1997 год” (№ 95-ФЗ от 10 июля 1996 г.), в 1997 году - Федеральный закон “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет” (№111-ФЗ от 21 июля 1997 года), в 1998 году - Федеральный закон “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год” и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет” (№ 121-ФЗ от 23 июля 1998 года).

Практика принятия федерального бюджета за период 1994-1995 годов дала достаточный материал для совершенствования законодательства. В принятых в течение 1996-1998 годов федеральных законах значительно усложнилась их структура, статьи объединены в главы, расширилось содержательное наполнение статей. Само название законов 1997-1998 годов говорит о расширении проблематики - законы определяют не только порядок внесения, рассмотрения и принятия федерального закона о федеральном бюджете, но также и порядок внесения изменений и дополнений в сам федеральный бюджет.

В 1996 году по сравнению с аналогичным законом 1995 года в закон дополнен следующими новеллами:

В 1997 году принимается Федеральный закон “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет” (№ 111-ФЗ от 21 июля 1997 г.). С одной стороны, этот федеральный закон как бы суммирует все предшествующие наработки, что нашло отражение в четкости самой структуры закона. С другой стороны, в содержательном аспекте закон значительно отличается от предыдущих нормативных актов. В ходе обсуждения этого закона на стадиях законодательной процедуры звучали настойчивые предложения Совета Федерации о подключении его членов к работе над проектом федерального бюджета еще на первоначальной стадии. Данное предложение нашло отражение в законопроекте в статье закона, согласно которой за Советом Федерации закреплено право создания Комиссии Совета Федерации по рассмотрению федерального бюджета и внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации (Ст.7).

В 1998 году принят Федеральный закон “О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год” и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет” (№ 121-ФЗ от 23 июля 1998 года). Однако этот закон лишь зафиксировал порядок, установленный аналогичным федеральным законом, принятым в 1997 году.

Итогом работы Государственной Думы второго созыва по созданию правовой базы в области бюджетного законодательства явилось подготовка Бюджетного Кодекса Российской Федерации, который был принят в июле 1998 года (№ 145-ФЗ от 31 июля 1998 г.). Раздел VI “Составление проектов бюджетов” и раздел VII “Рассмотрение и утверждение бюджетов” вобрали в себя все предшествующие наработки Государственной Думы в области разработки нормативной базы по принятию федерального закона о федеральном бюджете.

В данном информационно-аналитическом материале собрана в реферативной форме хроника прохождения законов о федеральных бюджетах 1996-2000 годов, принятием которых занимался депутатский корпус Государственной Думы первого и второго созыва, а также Совет Федерации. Хроника принятия федерального бюджета на 2000 год доведена до последнего заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва - до 3 декабря 1999 года и останавливается на этапе принятия Государственной Думой федерального бюджета на 2000 год в четвертом чтении.

Материал расположен в хронологическом порядке: год, месяц и даты месяца. В пределах дат месяцев приводится краткое изложение события, относящегося к рассмотрению проекта федерального бюджета.

Каждое выступление по обсуждению проекта федерального закона о федеральном бюджете завершается указанием источника, к которому можно обратиться за получением полного текста выступления

Каждый принятый нормативный акт имеет указание на источник опубликования. Указывается, как правило, один источник опубликования - официальное издание “Собрание законодательства Российской Федерации”. В тех случаях, когда нормативный акт опубликован только в другом официальном издании - в “Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации”-, дается ссылка на это издание. Для материалов парламентских слушаний дается ссылка на шифр Парламентской библиотеки, что позволит оперативно заказать и получить интересующий читателя материал.

После фамилий депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в скобках приведено сокращенное название депутатского объединения, в которое входил депутат на момент выступления.

В издании используются следующие сокращения депутатских объединений:

Сокращения, встречающиеся в тексте, приведены в соответствии ГОСТ 7.12-93 “Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке”.

Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис