Федеральный бюджет 1998    
    

4 февраля 1998 года

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрела в третьем чтении проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".

Доклад: ЖУКОВ А.Д. (и.о. председателя Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам).

Третье чтение - это рассмотрение распределения расходов федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение фонда финансовой поддержки регионов, целевые адресные программы и другие вопросы, связанные с конкретными расходами бюджета.

Приоритет в решении вопросов по отдельным разделам бюджета был отдан профильным комитетам.

Основные принятые решения:

Раздел "Государственное управление и местное самоуправление" - увеличены расходы на содержание законодательных (представительных) органов власти. Из раздела финансовой помощи регионам в этот раздел перенесены средства на содержание финансовых органов в субъектах Федерации.

По вопросу о сокращении на 30% госаппарата (предложение депутата К.Цику) Комитет Государственной Думы по бюджету, бюджетная комиссия совместно с Правительством Российской Федерации пришли к выводу о том, что на сегодняшний день нет объективной возможности такого сокращения. Рекомендовано Правительству, органам исполнительной и законодательной власти провести мероприятия, направленные на устранение излишних звеньев в структуре управления, что в конечном итоге и приведет к сокращению аппарата.

Введены два новых раздела, которых не было во втором чтении: "Исследование и использование космического пространства" и "Развитие рыночной инфраструктуры".

Восстановлены целевые бюджетные фонды Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции, фонд развития таможенной системы.

Проект федерального бюджета на 1998 год в третьем чтении значительно отличается от второго чтения за счет текстовых статей.

Первая статья бюджета определяет не только цифры, но и цели экономической политики государства, что позволит оценить выполнение Правительством целевых установок.

Найдено компромиссное решение об очередности погашения долгов по выплате заработной платы.

Введена статья об индексации минимальной заработной платы и пенсий в том случае, если инфляция в течение года превысит 6 процентов.

По реструктуризации задолженности предприятий предлагается: отсрочка основного долга на четыре года для предприятий и всех штрафных санкций, пеней и т.д. - на десять лет.

По предприятиям, с которыми Правительство не рассчиталось за выполненный оборонный заказ, предусматривается полное списание задолженности.

Ряд текстовых статей направлен на переоформление или продление срока возврата ссуд по предприятиям легкой, текстильной промышленности, лесной промышленности, аграрно-промышленного комплекса.

Принято принципиальное решение об увеличении сумм на предварительную компенсацию вкладчикам Сбербанка, утратившим сбережения.

Установлены нормативы распределения средств, поступающих от приватизации.
Бюл. ГД, N 152 (294), 4 февраля 1998, С.11-14

Содоклады: ГУСЕВ В.К. (председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике). В Комитет поступило более 800 поправок на общую сумму 88 млрд руб. к разделам федерального бюджета "Промышленность, энергетика, строительство", "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика", а также к федеральным адресным инвестиционным программам и федеральным целевым программам при источнике удовлетворения этих запросов в размере 1 миллиарда.

В целях изыскания дополнительных средств для инвестирования жизненно важных объектов была сокращена государственная поддержка нефтяной отрасли на 180 млн руб., уменьшена компенсация удорожания жилищно-кооперативного строительства, начатого до 1 января 1992 г., частично сокращено финансирование инвестиций в коммерческие проекты, предназначенные к размещению на конкурсной основе.

Большое внимание было уделено увеличению финансирования социальных программ.

Дополнительно включены две новые целевые программы: по конверсии предприятий оборонной промышленности и по туберкулезу. Включены новые программы экономического и социального развития Удмуртии, Чувашии.
Бюл. ГД, N 152 (294), 4 февраля 1998, С.14-15

ИВАНЧЕНКО Л.А. (председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике): Отметил процессы появления собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности, перераспределения права распоряжаться природно-сырьевыми ресурсами субъектов Федерации, формирования собственной производственной базы, расширения базы налогообложения. Бюджеты субъектов Федерации получают больше возможности формировать свою доходную часть и в своих расходах - ориентироваться на использование собственных бюджетных средств.

Однако остается много нерешенных вопросов в части межбюджетного взаимодействия федеральных и региональных органов. Одним из таких важных вопросов является вопрос нормативного подхода к распределению трансфертов, при том, что существует 14 дополнительных источников пополнения бюджетов регионов через федеральный бюджет. В связи с этим поставлена задача совместно с Министерством финансов и Министерством экономики собрать данные об этих источниках пополнения и разработать стратегию действий. По мнению экспертов общая потребность федерального бюджета как источника компенсации издержек бюджетов регионов определяется суммарно примерно в 120 млрд руб. Новой проблемой является проблема определения критерия депрессивности региона. Правительству совместно с Государственной Думой рекомендовано до 1 апреля 1998 г. определить критерии отнесения субъектов Федерации к депрессивным районам.

Общая сумма денежных средств в бюджете по разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней" - 52 млрд руб. Реализация же полученных предложений с поправками, которые внесены субъектами Федерации и депутатами потребует 70 млрд. руб.

Принято решение, что ни один из 89 регионов (кроме регионов-доноров, которые исключены из трансфертов) не должен получить трансферт ниже уровня 1997 года. Кроме того, с учетом инфляции каждый регион должен получить дотации или трансферты в соответствии с темпом роста в размере не менее 15 процентов.. Объемы трансфертов и темпы их роста по субъектам Федерации не должны превышать 145 процентов. Совместно с Министерством финансов и другими комитетами Государственной Думы рассмотрены все возможные отклонения по высоко дотационным регионам.

По разделу финансирования программ развития регионов в ходе рассмотрения проекта бюджета скорректирован целый ряд дополнительно включенных программ.
Бюл. ГД, N 152 (294), 4 февраля 1998, С.16-18.

ЖУКОВ А.Д., ГУСЕВ В.К., ИВАНЧЕНКО Л.А. ответили на вопросы депутатов. В обсуждении проекта федерального бюджета на 1998 год приняли участия министр финансов Российской Федерации ЗАДОРНОВ М.М. и статс-секретарь - первый заместитель министра финансов Российской Федерации ПЕТРОВ В.А.
Бюл. ГД, N 152 (294), 4 февраля 1998, С.22-40

Проведено обсуждение поправок к проекту федерального бюджета на 1998 год.
Бюл. ГД, N 152 (294), 4 февраля 1998, С.40-60


Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис