Аналитика и статистика
весенняя сессия 1999 года
   
    

 

Ответы на вопросы избирателей

В депутатской почте немало обращений избирателей с просьбой разъяснить позицию Государственной Думы по той или иной насущной проблеме социально-экономической, политической или международной жизни. В помощь законодателям Аналитическое управление начинает публиковать информационно-аналитические материалы к наиболее типичным и часто повторяющимся вопросам граждан. Предлагаемый ниже материал посвящен деятельности Государственной Думы в области социальной политики.

Почему, несмотря на неоднократные обещания Правительства, постоянно задерживают заработную плату работникам бюджетной сферы?

Действительно, несвоевременная выплата заработной платы остается наиболее острой социальной проблемой. Основная масса задолженности (примерно 85%) связана с отсутствием у предприятий и организаций средств, достаточных для полной и своевременной выплаты заработной платы. Остальная часть задолженности вызвана недофинансированием из бюджетов всех уровней. В течение 1998 года задолженность из-за отсутствия бюджетного финансирования увеличилась в 3 раза - с 7 до 22 млрд. рублей. По состоянию на 1 апреля 1999 г. она снизилась до 17 млрд. рублей. Следует иметь ввиду, что лишь 20% задолженности приходится на федеральный бюджет, а свыше 80% - на территориальные бюджеты.

Кроме того, в ряде случаев имеют место нарушения законодательства об оплате труда, а также нецелевое расходование бюджетных средств. Для некоторых руководителей предприятий неплатежи являются формой решения финансовых проблем за счет государства или собственных работников, поскольку реальная экономическая, дисциплинарная и административная ответственность за такие действия ничтожно мала по сравнению с получаемой выгодой.

Ситуация, когда трудящиеся месяцами не могут получить заработанные честным трудом деньги, когда задержки с выплатой зарплаты в стране приняли массовый характер, не может не беспокоить депутатов, которые практически на каждом заседании Думы поднимают эти вопросы.

Депутаты считают, что государство как субъект правоотношений в первую очередь должно нести ответственность за своевременность выплат заработной платы работникам бюджетных отраслей. Поэтому на заседания Государственной Думы регулярно приглашаются члены Правительства Российской Федерации, от действия (или бездействия) которых зависит улучшение ситуации.

Так, например, 15 января 1999 года с отчетом о ситуации с выплатой заработной платы, отпускных и дополнительных выплат работникам сферы образования и о мерах, принимаемых по своевременной выплате пенсий, на заседание Государственной Думы выступала заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Матвиенко В.И.

На улучшение ситуации направлен и принятый 17 февраля 1999 года Федеральный закон “О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 1451”. В соответствии с законом, невыплата заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат, совершенная руководителем организации из корыстной или личной заинтересованности, будет наказываться штрафом в размере от ста до семисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до трех лет.

Кроме того, 20 мая т.г. Государственная Дума приняла Федеральный закон “О выплате компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы”, которым предусматривается выплата работнику за каждый день нарушения установленных сроков заработной платы компенсации в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Однако данный закон отклонен Советом Федерации и сейчас ведется его дальнейшая доработка.

Что предпринимает Государственная Дума для выплаты компенсаций по вкладам граждан в Сбербанк России, сделанным до 1991 г.?

Проблема компенсации вкладчикам вкладов Сбербанка России до 1991 года постоянно находится в поле зрения депутатов Государственной Думы.

При обсуждении федерального бюджета на 1999 год депутатами принято решение увеличить предусмотренные Правительством расходы на компенсацию вкладов до 3 млрд. рублей. Это позволит в 1999 году обеспечить выплату предварительной компенсации вкладов в Сбербанке России гражданам, родившимся до 1922 года включительно (в том числе наследникам первой очереди, родившимся до 1922 года включительно) и инвалидам 1 группы. В случае смерти владельца сбережений его наследникам будет выдаваться до 1 тысячи рублей на оплату ритуальных услуг. Компенсация вкладов вкладчикам других категорий из-за ограниченности средств федерального бюджета пока не предусмотрена.

4 февраля 1999 года Президент Российской Федерации подписал разработанный и принятый Государственной Думой Федеральный закон “О базовой стоимости необходимого социального набора”, ранее отклоненный Президентом Российской Федерации. Указанный Федеральный закон принят в развитие ранее принятого Федерального закона “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” и устанавливает базовую стоимость необходимого социального набора в сумме 464 рубля СССР. Эта величина будет использоваться в дальнейшем при индексации сбережений граждан.

Следует также сказать, что 12 мая 1999 года Государственная Дума приняла Федеральный закон “О порядке обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации в целях обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан Российской Федерации”. Закон устанавливает порядок оформления госдолга по гарантированным обязательствам, порядок признания и удостоверения права граждан на обеспечение их неотложных нужд, а также порядок его выплаты.

Каково отношение Государственной Думы к повышению цен на коммунальные жилищные услуги?

Вполне понятное беспокойство вызывает у населения предстоящая реформа жилищно-коммунального хозяйства. Государственная Дума 10 июня 1997 года (сразу же после обнародования проекта реформы) провела специальные парламентские слушания по этой проблеме. Участники слушаний отмечали, что абсолютно неприемлемым является положение, в соответствии с которым к 2003 году должна быть достигнута 100-процентная оплата населением жилья и коммунальных услуг. В принятых по итогам парламентских слушаний рекомендациях Президенту России, Правительству России, органам государственной власти субъектов Российской Федерации отмечалось, что темпы проведения реформы обязательно должны быть увязаны с развитием реального сектора экономики и увеличением национального дохода. Депутаты подчеркнули, что рост расходов на оплату жилья и коммунальных услуг для населения должен быть поставлен в соответствие с ростом реальных доходов населения, прежде всего заработной платы и пенсий. В связи с тем, что доходы большинства населения после августовского кризиса резко упали, 31 марта 1999 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики”, который продлевает срок доведения размера оплаты жилья и коммунальных услуг до уровня фактических издержек с 10 до 15 лет.

Что делают депутаты Государственной Думы для улучшения положения пенсионеров? Предполагается ли повышение пенсий?

Ситуацию в области пенсионного обеспечения в России можно охарактеризовать как кризисную. Повсеместно наблюдаются задержки выплаты пенсий. Из 38 млн. человек 33 млн. человек (86%) не получили пенсии в срок. Среднее количество дней задержки выплаты пенсий в целом по Российской Федерации составляет 58 дней. Низкий размер пенсий у основной массы пенсионеров и раньше не позволял большинству из них иметь доходы даже на уровне прожиточного минимума, а в настоящее время, в условиях значительного роста цен на первоочередные товары и услуги, пенсионеры оказались просто на грани физического выживания.

В этой ситуации депутаты Государственной Думы практически на каждом своем заседании поднимают пенсионные вопросы с тем, чтобы хотя бы частично облегчить положение пенсионеров.

Как известно, с 1 февраля 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ “О порядке увеличения и исчисления государственных пенсий”, который в значительной степени снял ряд проблем по ограничению максимального размера пенсии, устранил несправедливость по отношению к пенсионерам, вышедшим на пенсию в 1992-1994 годах. На основании данного закона с 1 февраля 1998 года был введен новый порядок исчисления пенсии, основанный на среднемесячной заработной плате по стране за квартал, предшествующий назначению или перерасчету пенсии, и индивидуальном коэффициенте пенсионера, учитывающем страховой стаж и величину заработка. В результате около 16 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии.

При утверждении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год депутаты предусмотрели проведение в течение года двух индексаций - с 1 мая 1999 года в 1,12 раза и с 1 октября 1999 года в 1,15 раза. При этом, средний размер пенсий увеличится до 500 рублей, в том числе трудовых пенсий - до 508 рублей, социальных пенсий - до 313 рублей. Кроме того, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 31 марта 1999 года все пенсионеры получили в апреле 1999 года единовременную компенсацию в размере 60 рублей (в тех регионах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, компенсация выплачивалась с учетом коэффициента).

19 мая Государственная Дума одобрила в ранее принятой редакции Федеральный закон “О целевой выплате” (ранее отклоненный Советом Федерации), согласно которому предусматривается увеличить с 1 марта 1999 года пенсии всем пенсионерам на 85 рублей. Закон призван компенсировать пенсионерам рост цен на потребительские товары и услуги. Финансирование дополнительных расходов предусматривается производить из источников, за счет которых осуществляются выплаты соответствующих видов государственных пенсий.

Также следует отметить, что в настоящее время Государственная Дума рассматривает ряд изменений и дополнений в Федеральный закон “О порядке увеличения и исчисления государственных пенсий”, которые также позволят увеличить размер пенсий большинству пенсионеров.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис