Аналитика и статистика
весенняя сессия 1999 года
   
    

 

7.2. Об обращениях граждан, рассмотренных Приемной Государственной Думы в период весенней сессии 1999 года

За время весенней сессии в Приемной рассмотрено 24,8 тысячи письменных обращений граждан, трудовых коллективов и общественных организаций. Обращения поступали из всех субъектов Российской Федерации. Наибольшее количество пришло из Центрального (40 процентов всей почты), Северо-Кавказского (11 процентов), Поволжского (9 процентов) и Уральского (7 процентов) экономических районов. Из государств ближнего зарубежья получено 578 писем.

На личном приеме побывало 4,4 тысячи посетителей, в том числе 870 человек были приняты депутатами фракций и депутатских групп Государственной Думы.

В корреспонденции нашли всестороннее отражение политические и социально-экономические особенности первого полугодия. Содержание шестидесяти процентов писем и телеграмм в основном связано с напряженностью в социальной сфере, сложным финансовым положением предприятий и организаций разных отраслей хозяйства, нерешенностью ряда вопросов обеспечения правопорядка. Более трети обращений - заявления и жалобы на действия местных органов власти и управления, а также просьбы о содействии в решении жизненно важных для граждан проблем. В каждом пятом обращении авторы касались исполнения действующего законодательства и его совершенствования.

Основные темы обращений граждан

Основная часть писем по вопросам государственного управления касалась деятельности исполнительных и законодательных органов государственной власти. Их число в прошедшую сессию по сравнению с весенней сессией 1998 года возросло в 1,3 раза - с 2,7 тысяч до 3,7. Подобная тенденция была обусловлена многочисленными откликами в связи с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 1999 года № 580 "О Председателе Правительства Российской Федерации", подготовкой и проведением процедуры отрешения Президента от должности, а также в связи с событиями в Югославии. В обращениях - суждения, оценки и предложения авторов по вопросам социально-экономической и внешней политики государства. Также поступило немало писем с острой критикой федеральных органов власти за сложившуюся кризисную ситуацию в экономике страны и низкий уровень жизни населения.

Авторов полутора тысяч обращений волновали вопросы работы Государственной Думы. Содержание этой части почты свидетельствует о стремлении граждан не только донести до депутатского корпуса свои проблемы, но и способствовать совершенствованию деятельности Государственной Думы. Наряду с критическими замечаниями в адрес отдельных депутатов и палаты в целом, в письмах звучала доброжелательность, высказывались мнения по организации ее заседаний, повышению роли депутатских объединений и комитетов в законотворческом процессе. В обращениях не только перечислялись допущенные просчеты, но и предлагались конструктивные пути решения проблем, касающихся государственного управления и защиты прав граждан.

Часть предложений в определенной мере учтены депутатами в работе над законами, в их числе принятый в июне текущего года Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

В положениях Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" нашли отражение предложения по предупреждению нарушений и “грязных” методов борьбы в ходе избирательных кампаний, а также препятствующие участию в ней различных уголовных элементов. Не остались без внимания и сообщения об имевшихся нарушениях в случаях проведении досрочного голосования. Эти замечания, а также пожелания обратившихся иметь полную информацию о кандидатах, их гражданстве, доходах, судимости учтены в новой редакции закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ". Закон принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации.

Проблемы социальной сферы в период весенней сессии, как и ранее, были основными в тематической структуре обращений граждан. Большинство из 10,5 тысяч авторов почты этого раздела затрагивали вопросы оплаты труда и трудовых отношений, пенсионного обеспечения, социальных выплат и льгот. При этом обращалось внимание на социальную незащищенность работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей. Подчеркивалось, что последствия августовского кризиса значительно ухудшили материальное положение этих категорий граждан из-за резкого повышения цен на основные потребительские товары. По мнению многих авторов, их бедственное положение свидетельствует о нарушении социальных прав граждан, гарантированных Конституцией РФ. Поэтому они настаивали на изменении курса проводимой социальной политики и вносили предложения по совершенствованию законодательной базы.

В каждом третьем письме социального блока говорилось о положении с пенсионным обеспечением граждан. Ситуация в этой области характеризуется как кризисная, и, прежде всего, из-за низкого размера пенсий и несвоевременной их выплаты. Проведенная индексация пенсий с мая текущего года в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", по сообщениям пенсионеров, не улучшила их материальное положение и не компенсировала постоянный рост цен на жизненно важные товары и лекарства. Одновременно многие обратившиеся сообщали о неисполнении отдельных положений Федерального закона “О ветеранах” и Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ” в части предоставления льгот при проезде на местном транспорте, в оплате жилищно-коммунальных услуг и лекарственному обеспечению.Структура обращений  по вопросам социальной сферы

В целях защиты своих социальных прав советы ветеранов войны и труда, пенсионеры, инвалиды настойчиво просили в текущем году повысить минимальный размер пенсии до прожиточного минимума, дифференцировать размеры пенсий с учетом индивидуального трудового вклада, проводить индексации пенсий в установленные законодательством сроки. Кроме того, предлагалось на законодательном уровне не принимать решений, ухудшающих материальное положение пенсионеров.

По-прежнему многочисленными были обращения в связи с неоднозначностью формулировки статьи 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Также поступали возражения против применяемой для расчета среднемесячной заработной платы методики, которая, по мнению авторов, необоснованно снижает размер пенсий. Эти замечания нашли положительное решение в законопроектах, над которыми работали депутаты Государственной Думы.

Так, в июне текущего года принят в третьем чтении Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" в части введения понятия "среднемесячная начисленная заработная плата". В первом чтении рассмотрен законопроект "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".

В период весенней сессии были учтены и другие просьбы об улучшении пенсионного обеспечения некоторых категорий населения. В числе законов, принятых Государственной Думой, Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 37-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которым существенно увеличивается размер пенсии членам летных экипажей воздушных судов за выслугу лет.

Право на пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях предоставлено родителям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту. Дополнение об этом внесено Федеральным законом от 1 июня 1999 года № 110-ФЗ в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы, и их семей”. Кроме того, закон предполагает увеличение размера пенсии родителям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

Одним из наиболее острых вопросов, поднимаемых в почте социального блока, оставалась проблема оплаты труда работников бюджетной сферы. В коллективных обращениях работников учреждений образования и медицинского персонала организаций здравоохранения приводились факты задержки выплаты текущей заработной платы, крайне медленного погашения допущенной ранее задолженности, звучали требования об увеличении заработной платы. Высказывалось немало критических замечаний в связи с повышением с 1 апреля 1999 года ставки 1 разряда ЕТС до 110 рублей в соответствии с Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и ставок со 2 по 18 разряд на 50 процентов. При этом отмечалось, что повышение заработной платы не компенсировало потерь августовского кризиса и у многих она осталась ниже прожиточного минимума.

В целях решения проблем своевременной выплаты и погашения задолженности, работники образования и здравоохранения считают, что наряду с мерами по оздоровлению экономики, необходимо:

- повысить ответственность органов власти всех уровней за исполнение действующего законодательства;

- предусмотреть бюджетные средства на выплату заработной платы при формировании бюджетов как на федеральном, так и на региональных уровнях отдельной строкой;

- усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств;

- усилить материальную ответственность руководителей за несвоевременную выплату заработной платы, ввести уголовную ответственность должностных лиц за незаконные задержки выплаты заработной платы.

Обращая внимание на свое тяжелое материальное положение, авторы части писем предлагали увеличить минимальный размер заработной платы работников бюджетной сферы до прожиточного минимума.

В письмах по жилищным вопросам сообщалось об отказах в предоставлении жилья гражданам, имеющим право на его первоочередное получение. Высказывалось возмущение проводимой жилищной политикой, ростом тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг. Пенсионеры, инвалиды, безработные, неполные семьи и другие малоимущие граждане писали о большой задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг из-за отсутствия необходимых финансовых средств и требовали принять меры по снижению тарифов. С учетом этих обстоятельств важное значение имеет принятый Государственной Думой 31 марта 1999 года в третьем чтении Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики". Законом продлевается срок доведения размера оплаты жилья и коммунальных услуг до уровня фактических издержек с 10 до 15 лет.

В письмах, касающихся сфер экономики и финансовой политики, обращалось внимание на продолжающееся падение производства, рост безработицы, непомерно высокие налоги, нарушения, допущенные в ходе приватизации государственной собственности. Говорилось о тяжелом финансовом положении предприятий оборонной, авиационной, легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса. Подчеркивалась важность сохранения государственного контроля над отдельными видами стратегических производств оборонных отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Труженики села с большой тревогой сообщали об отсутствии государственной политики стимулирования отечественных производителей сельхозпродукции, о высоких тарифах на энергоносители, нарастающем несоответствии цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Решение экономических проблем авторы связывали прежде всего с усилением государственного регулирования экономики, восстановлением расчетно-платежной системы, изменением налоговой и кредитной политики.

Вопросы укрепления законности и правопорядка в стране затрагивались в традиционно многочисленных обращениях граждан. В этой почте немало жалоб на работу органов внутренних дел и прокуратуры, неисполнение решений судов по гражданским делам, необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел и привлечении к уголовной ответственности. Большая доля обращений содержала просьбы о пересмотре приговоров и решений по уголовным и гражданским делам. Часть писем содержала предложения по совершенствованию Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ. Подчеркивалась необходимость усиления работы по профилактике преступлений и разработке в связи с этим соответствующих нормативных правовых актов.

В целом анализ обращений свидетельствует об устойчивом интересе граждан к законотворческой деятельности Государственной Думы. В то же время, судя по письмам, они не достаточно информированы о действующих и новых законодательных актах, их правовых аспектах, механизме и средствах защиты прав обратившихся. Негативно оценивается затянувшееся на продолжительное время принятие федерального закона об обращениях граждан. Вместе с этим основная часть почты конструктивна, доброжелательна, основана на уверенности в том, что мнения авторов будут учтены и отражены в соответствующих законодательных решениях.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис