Аналитика и статистика
весенняя сессия 1999 года
   
    

 

1.7. Результаты голосований

Количество депутатов Государственной Думы на 15 июня 1999 года составило 441 человек.

За период с 1 января по 21 июня 1999 года сложили свои полномочия 4 депутата Государственной Думы. Избраны депутатами Государственной Думы за указанный период - 2 человека.

Состав Государственной Думы второго созыва (по состоянию на 15 июня 1999 г.)

Состав Государственной Думы второго созыва (по состоянию на 15 июня 1999 г.)

Подошла к концу очередная сессия Государственной Думы второго созыва. Она проходила на фоне острых политических событий как внутри парламента, так и за его пределами. Подготовка процедуры импичмента Президента Российской Федерации и само ее проведение, очередная смена правительства, драматическая ситуация в Югославии - все это наложило заметный отпечаток на позиции депутатских объединений и отдельных депутатов, на работу палаты в целом.

Тем не менее законотворческая деятельность Государственной Думы продолжалась в напряженном режиме. В этом отношении прошедший парламентский месяц оказался одним из самых показательных как по своей интенсивности, так и по характеру рассматривавшихся вопросов. В течение месяца депутаты приняли немало важных законодательных решений по насущным проблемам внутренней и внешней политики, в том числе касающимся обеспечения прав и свобод российских граждан, совершенствования государственного механизма, взаимоотношений федеральных и местных органов власти, укрепления правовых основ хозяйственной деятельности, улучшения ценовой и налоговой систем, социальной защиты населения, а также укрепления международных позиций России, обеспечения ее обороноспособности и безопасности.

Ход и итоги проведенных обсуждений показали, что несмотря на идеологические противоречия, различия в политических подходах, депутатские объединения находили пути к согласию, по-прежнему проявляя в ответственные моменты довольно высокую для такого многофракционного парламента, как российский, степень взаимной солидарности. Достаточно сказать, что в более чем половине случаев (53,0%) решения принимались преобладающим большинством в 300 и более голосов (в целом за прошедшую парламентскую сессию - 53,9%), в том числе и по таким жизненно важным вопросам, как:

- Федеральный закон “Об основах организации бытового обслуживания населения в Российской Федерации” (19.05.99 г. В прежней редакции. В связи с отклонением Советом Федерации) - 334 голоса;

- Проект федерального конституционного закона “О полномочиях судов общей юрисдикции в Российской Федерации по обеспечению соответствия нормативных правовых актов федеральным законам” (20.05.99 г. 1-е чтение) - 368 голосов;

- Проект федерального закона “О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия” (20.05.99 г. 1-е чтение) - 356 голосов;

- Федеральный закон “О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве, и компенсации потерь в связи с его нарушением” (21.05.99 г. 3-е чтение) - 315 голосов;

- Проект федерального закона “О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”(02.06.99 г. 2-е чтение) - 316 голосов;

- Федеральный закон “Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом” (02.06.99 г. 3-е чтение) - 319 голосов;

- Проект федерального закона “Об особенностях признаков несостоятельности (банкротства) к организациям оборонной промышленности” (02.06.99 г. 1-е чтение) - 378 голосов;

- Проект федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций” (02.06.99 г. 1-е чтение) - 365 голосов;

- Проект федерального закона “Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации “ (16.06.99 г. 2-е чтение) - 338 голосов;

- Проект федерального закона “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” (16.06.99 г. 1-е чтение) - 374 голоса;

Однако далеко не все законопроекты принимались депутатами столь единодушно. Для более полного представления о соотношении сил между депутатскими объединениями и внутри них приводим данные о распределении голосов при голосованиях по некоторым принципиальным вопросам:

1. Постановление Государственной Думы “О даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Степашина Сергея Вадимовича на должность Председателя Правительства Российской Федерации” (19.05.99 г.).

2. Проект федерального закона “О реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам в бюджеты всех уровней” (02.06.99 г. 1-е чтение).

3. Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем” (04.06.99 г. В редакции согласительной комиссии).

4. Проект федерального закона “О внесении дополнений в Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” (в части вывоза наличной иностранной валюты) (09.06.99 г. 2-е чтение).

5. Проект федерального закона “Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (участок недр “Северные территории”)”(18.06.99 г. 1-е чтение).

.

Депутат. объед. “За” “Против” “Воздержалось” Не голосовало

 

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
КПРФ 52 116 123 92 66 37 - 2 1 30 4 - - - - 36 13 4 36  
ЛДПР 49 22 - 37 47 - - - - - - - - - - - 27 49 12 2
НДР 54 1 40 52 44 - - - - - - - - - - 6 60 21 9 18
Яблоко 24 - 4 1 42 3 - - - - 7 1 - - - 12 45 42 45 4
АДГ 25 31 32 10 16 3 - - 4 4 - - - - - 7 4 3 21 15
НВ 27 43 45 40 31 9 - - - 1 2 - - - - 9 4 2 7 14
РР 44 15 24 31 39 - - - - - - - - - - - 29 20 13 5
Вне фр. 18 6 10 9 7 3 - - 1 - 1 - - - - 8 24 20 20 22
Итого 293 234 278 272 292 55 - 2 6 35 14 1 - - - 78 206 161 163 113

Для большей наглядности составы большинств, обеспечивших в каждом конкретном случае принятие решений, приводим в следующем виде:

1. НДР(54)+КПРФ(52)+ЛДПР(49)+РР(44)+НВ(27)+АДГ(25)+Ябл.(24)+Вне фр.(18).

2. КПРФ(116)+НВ(43)+АДГ(31)+ЛДПР(22)+РР(15)+Вне фр.(6)+НДР(1)+Ябл.(0).

3. КПРФ(123)+НВ(45)+НДР(40)+АДГ(32)+РР(24)+Вне фр.(10)+Ябл.(4)+ЛДПР(0).

4. КПРФ(92)+НДР(52)+НВ(40)+ЛДПР(37)+РР(31)+АДГ(10)+Вне фр.(9)+Ябл.(1).

5. КПРФ(66)+ЛДПР(47)+НДР(44)+Ябл.(42)+РР(39)+НВ(31)+АДГ(16)+Вне фр.(7).

Приведенная таблица показательна и еще в одном отношении. Из нее наглядно видно, что значительная часть депутатов (в целом по Думе почти 1/3) регулярно не принимает участия в голосованиях. По существу, из всех возможных видов выражения своего мнения преобладают только два - либо голосование “за”, либо неучастие в голосовании, причем в количественном отношении неучастие в голосовании практически сопоставимо с голосованием “за”. Наиболее часто и в массовом порядке этим тактическим приемом пользуются депутаты, не входящие в зарегистрированные депутатские объединения, а также представители фракций НДР, “Яблоко” и депутатской группы “Российские регионы”. Значительная доля неучаствующих в голосованиях и в других фракциях и депутатских группах, кроме КПРФ. В целом о состоянии дел в данном вопросе позволяют судить следующие обобщенные даннные за период последней парламентской сессии (в них включены и отсутствовавшие на тех или иных заседаниях по разным уважительным причинам, но их число в среднем не столь велико и не меняет общей картины):

В целом по ГД КПРФ ЛДПР НДР “Яблоко” АДГ НВ РР Вне фр.
32,7% 14,3% 25,1% 44,9% 44,1% 23,8% 25,3% 44,4% 73,2%

Что касается уровня внутригрупповой солидарности депутатских объединений в период прошедшего парламентского месяца и сессии в целом, то он характеризуется следующими цифрами:

  КПРФ ЛДПР НДР “Яблоко” АДГ НВ РР
Сессия 89,2% 86,7% 73,9% 80,0% 79,0% 78,4% 68,4%
май - июнь 89,6% 86,2% 74,4% 80,7% 79,1% 78,4% 68,6%

Анализ итогов 624 наиболее существенных голосований в ходе весенней сессии по показателю межфракционного взаимодействия, определяемого по частоте совпадения позиций как минимум половины членов одной фракции или депутатской группы плюс 1 голос с аналогичным числом членов другой фракции/группы, показывает, что в среднем этот показатель оставался довольно стабильным на протяжении всего рассматриваемого периода, что свидетельствует об устоявшемся в целом уровне партнерства между депутатскими объединениями. Колебания этого уровня в ту или иную сторону не превышали, как правило, 10 процентов.

Однако рассчитанный на всем объеме голосований в течение сессии названный показатель рисует все же довольно усредненную картину расстановки политических сил и межфракционных отношений в Государственной Думе. Более четкое представление на этот счет дает дифференцированный анализ голосований депутатских объединений по тематическим блокам, ибо в зависимости от характера обсуждающихся вопросов политические ориентации и идеологические установки фракций и депутатских групп проявляются гораздо отчетливее. Ниже приводятся данные, характеризующие частоту совпадения позиций между отдельными депутатскими объединениями в период завершающейся сессии при голосованиях как в целом, так и по конкретным сферам законодательного регулирования (в процентах).

Фракция “Коммунистическая партия Российской Федерации”

  ЛДПР НДР “Яблоко” АДГ НВ РР
В целом 79,1 60,4 54,5 93,3 92,4 64,4
Государственное стр-во 78,2 58,1 54,8 94,4 91,9 54,0
Экономическая политика 78,5 65,5 50,0 90,0 92,2 64,7
Бюджет, финансы, налоги 61,4 66,7 54,4 92,1 88,6 71,1
Социальная политика 93,3 55,0 61,7 95,8 96,7 73,3
Оборона, безопасность 84,9 51,5 45,5 97,0 97,0 51,5
Внешняя политика 83,1 59,3 52,5 93,2 89,8 61,0

Фракция “Либерально-демократическая партия России”

  КПРФ НДР “Яблоко” АДГ НВ РР
В целом 79,1 58,9 57,0 79,1 80,9 63,9
Государственное стр-во 78,2 60,5 56,5 79,0 77,4 60,5
Экономическая политика 78,5 63,8 58,6 77,6 81,0 66,4
Бюджет, финансы, налоги 61,4 60,5 54,4 61,4 64,0 57,0
Социальная политика 93,3 55,0 62,5 91,7 94,2 74,2
Оборона, безопасность 84,9 54,6 60,6 87,9 87,9 60,6
Внешняя политика 83,1 52,5 47,5 84,8 88,1 61,0

Фракция “Наш дом - Россия”

  КПРФ ЛДПР “Яблоко” АДГ НВ РР
В целом 60,4 58,9 58,2 60,4 60,7 64,6
Государственное стр-во 58,1 60,5 64,5 58,1 54,8 63,7
Экономическая политика 65,5 63,8 61,2 63,8 70,7 66,4
Бюджет, финансы, налоги 66,7 60,5 56,1 64,9 67,5 68,4
Социальная политика 55,0 55,0 50,0 57,5 56,7 58,3
Оборона, безопасность 51,5 54,6 60,6 54,6 54,6 75,8
Внешняя политика 59,3 52,5 57,6 59,3 52,5 61,0

Фракция “Яблоко”

  КПРФ ЛДПР НДР АДГ НВ РР
В целом 54,5 57,0 58,2 54,9 54,7 57,5
Государственное стр-во 54,8 56,5 64,5 56,5 52,4 57,3
Экономическая политика 50,0 58,6 61,2 48,3 55,2 54,3
Бюджет, финансы, налоги 54,4 54,4 56,1 58,8 53,5 50,9
Социальная политика 61,7 62,5 50,0 60,8 62,5 63,3
Оборона, безопасность 45,5 60,6 60,6 48,5 48,5 66,7
Внешняя политика 52,5 47,5 57,6 47,5 47,5 61,0

Аграрная депутатская группа

  КПРФ ЛДПР НДР “Яблоко” НВ РР
В целом 93,3 79,1 60,4 54,9 91,9 65,5
Государственное стр-во 94,4 79,0 58,1 56,5 94,4 57,3
Экономическая политика 89,7 77,6 63,8 48,3 88,8 62,9
Бюджет, финансы, налоги 92,1 61,4 64,9 58,8 89,5 71,1
Социальная политика 95,8 91,7 57,5 60,8 95,0 74,2
Оборона, безопасность 97,0 87,9 54,6 48,5 93,9 54,6
Внешняя политика 93,2 84,8 59,3 47,5 89,8 64,4

Депутатская группа “Народовластие”

  КПРФ ЛДПР НДР “Яблоко” АДГ РР
В целом 92,4 80,9 60,7 54,7 91,9 65,8
Государственное стр-во 91,9 77,4 54,8 52,4 94,4 52,4
Экономическая политика 92,2 81,0 70,7 55,2 88,8 69,8
Бюджет, финансы, налоги 88,6 64,0 67,5 53,5 89,5 71,9
Социальная политика 96,7 94,2 56,7 62,5 95,0 75,8
Оборона, безопасность 97,0 87,9 54,6 48,5 93,9 54,6
Внешняя политика 89,8 88,1 52,5 47,5 89,8 59,3

Депутатская группа “Российские регионы”

  КПРФ ЛДПР НДР “Яблоко” АДГ НВ
В целом 64,4 63,9 64,6 57,5 65,5 65,8
Государственное стр-во 54,0 60,5 63,7 57,3 57,3 52,4
Экономическая политика 64,7 66,4 66,4 54,3 62,9 69,8
Бюджет, финансы, налоги 71,1 57,0 68,4 50,9 71,1 71,9
Социальная политика 73,3 74,2 58,3 63,3 74,2 75,8
Оборона, безопасность 51,5 60,6 75,8 66,7 54,6 54,6
Внешняя политика 61,0 61,0 61,0 61,0 64,4 59,3
Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис