Аналитика и статистика
весенняя сессия 1999 года
   
    

 

1.5. Оборона и безопасность

На пленарном заседании 20 мая приняты в редакциях, предложенных согласительными комиссиями, отклоненные Советом Федерации Федеральный конституционный закон "О военных судах в Российской Федерации" и Федеральный закон "О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия”.

На пленарном заседании 9 июня 1999 г. был принят в первом чтении проект федерального закона "Об обеспечении продовольствием военных и приравненных к ним спецпотребителей". Цель закона - создать условия для прямого финансирования и поддержки отечественных товаропроизводителей, обеспечить необходимый уровень продовольственного снабжения спецпотребителей при максимальной экономии бюджетных средств посредством установления правовых и экономических принципов, порядка их формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа.

Необходимость данного закона вызвана тем, что уход государства с продовольственного рынка в лице таких крупных федеральных потребителей, как Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная пограничная служба, а также других спецпотребителей немедленно привел к заполнению его посредниками и другими структурами.

В свою очередь, аграрный сектор России, стремясь быстрее вписаться в мировое экономическое пространство, на деле оказался полностью не подготовленным ни в части создания добротной законодательной защиты внутреннего рынка от дешевого импорта, ни в части обеспечения должной конкурентоспособности продукции отечественного АПК.

Согласно проекту закона государственным заказчиком по закупке продовольственных товаров для спецпотребителей являются Министерство обороны Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, приравненные к спецпотребителям. Спецпотребителями продовольственных товаров являются центральные, территориальные (окружные) и специального назначения службы и части государственного заказчика.

В проекте закона прописаны механизмы выделения кредитных ресурсов под выполнение государственного заказа, предоставления льготных процентов за пользование кредитом и реализации продукции для нужд военных и спецпотребителей.

Повышается роль региональных банков, уполномоченных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые будут обслуживать отечественных товаропроизводителей, выполняющих государственный заказ.

Предусмотрены меры усиления роли государства в обеспечении продовольствием спецпотребителей, четко определены функции федеральных органов исполнительной власти по реализации государственного заказа и степень их ответственности за неисполнение этих функций.

16 июня в третьем чтении принят проект Федерального закона "О государственной поддержке ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации" (принят 14 мая 1998 г. в первом чтении с названием "О государственной поддержке потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации").

В соответствии с законопроектом господдержка осуществляется как непосредственно, например, установлением в рамках закона о бюджете налоговых льгот, так и косвенно, путем создания благоприятных коммерческих условий для операторов связи, использующих российскую космическую технику.

Законопроект в состоянии на деле обеспечить приоритет отрасли и защитить стратегические интересы государства в этой области. Это подтверждается предусмотренными ограничениями на приватизацию организаций-монополистов ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации. Под приватизацию подпадают, главным образом, организации ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры, не являющиеся монополистами в данной отрасли.

На пленарном заседании 16 июня во втором чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части увеличения основного отпуска до 15 суток военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и выплаты военнослужащим процентных надбавок к денежному довольствию в размерах и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На заседании отмечалось, что Правительство шесть лет не выполняет свои обещания и не приводит в соответствие районные коэффициенты для военнослужащих, которые получают другие категории граждан, проживающие в этих районах. Поэтому закрепление в законодательном порядке этих положений позволит выровнять социальное положение военнослужащих.

На этом же заседании в первом чтении принят проект федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации". Законопроект с таким названием был одобрен Советом Федерации 25 декабря 1997 года, но был отклонен Президентом РФ без рассмотрения по формальным основаниям.

В связи с этим Комитет по безопасности Государственной Думы совместно с Комитетом по аграрной политике приняли решение вынести на рассмотрение депутатов новую редакцию законопроекта "О продовольственной безопасности Российской Федерации", сделав небольшие уточнения понятийном аппарате, устранив в нем все положения, которые могли бы расцениваться как предусматривающие расходы из федерального бюджета, а также приведя законопроект в соответствие с нормами международного права.

В проекте закона продовольственная безопасность рассматривается как состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая, экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

Законопроект носит рамочный характер, его принятие позволит привести законодательство Российской Федерации в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, а также нормами и практикой международного права.

На пленарном заседании 18 июня 1999 года рассмотрен и принят пакет ратификационных законов "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины"; "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины"; "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота".

Докладчик статс-секретарь - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации Михайлов Н.В. отметил, что согласно названным соглашениям в состав Черноморского флота вошли 388 кораблей. Это составляет 83 процента состава бывшего Черноморского флота Советского Союза. Сегодня сложилась ситуация, которая дает основание утверждать, что на Черноморском флоте создано оперативно-стратегическое формирование Военно-Морского Флота России, вполне оснащенное современными боевыми средствами.

Подписание два года тому назад этих соглашений, по существу, открыло путь не только формированию Военно-Морского Флота России на территории Украины, но и открыло путь к Договору о дружбе с Украиной.

Между тем, остается множество нерешенных вопросов с украинской стороной, которые затрудняют выполнение задач, закрепленных за Черноморским флотом. К числу таких задач относятся: вопросы по навигационным проблемам, по вопросам использования радиочастотного спектра, по вопросам, связанным с совершенствованием модернизации и с заменой вооружения и военной техники, вопросы, связанные с заменой палубной авиации на современные летательные аппараты. Практическое решение этих вопросов напрямую связано только с ратификацией трех базовых соглашений по Черноморскому флоту.


В соответствии с программой законопроектной работы проблемы правового обеспечения обороны и безопасности занимали важное место в работе Государственной Думы в период весенней сессии 1999 г.

В области военной безопасности на заседании 15 января принят в редакции согласительной комиссии Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", отклоненный Советом Федерации.

На пленарном заседании 10 февраля принят во втором и третьем чтениях законопроект "О сборе за пограничное оформление". Данный закон имеет свою предысторию. В свое время были внесены изменения в закон "О государственной границе", в частности включена новая статья 11-прим, которая предусматривает пограничный сбор за оформление документов. Затем были внесены соответствующие изменения в налоговое законодательство. Новый закон "О сборе за пограничное оформление" предусматривает процедуру взимания этого оформления.

На заседании 12 февраля сразу в трех чтениях принят Федеральный закон "О переименовании города Скалистый Мурманской области в город Гаджиево".

Разработчики закона считают, что речь идет не о переименовании, а возвращении населенному пункту его утраченного имени. В 1967 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР в целях увековечения памяти героя Советского Союза, капитана второго ранга Гаджиева Магомеда поселок Ягельное был переименован в поселок Гаджиево. В 1981 г. из-за необходимости образовать закрытый военный объект поселок был преобразован в закрытый город под названием "Скалистый". В 1993 году постановлением Правительства Российской Федерации гриф секретности с наименования "Скалистый" был снят.

Теперь Морское общественное собрание подводников города Скалистый, поддержанное Военным Советом Северного Флота, ставит вопрос о восстановлении старого названия поселка.

На этом же пленарном заседании Государственной Думы было преодолено вето Совета Федерации по Федеральному закону "О военной реформе в Российской Федерации".

Концепция закона исходит из необходимости сформулировать согласованные с государственными органами цель, общее направление, содержание и принципы проведения военной реформы, полномочия органов государственной власти в ее организации.

Практические мероприятия военной реформы, разработанные на основе положений настоящего закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации будут представлять собой сложный и комплексный научно-обоснованный процесс государственного и военного строительства.

На заседании 12 февраля в первом чтении рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части увеличения основного отпуска до 15 суток военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и выплате военнослужащим процентных надбавок к денежному довольствию в размерах и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На заседании отмечалась острейшая актуальность проблемы, особенно для военнослужащих, проходящих службу на Крайнем Севере и в северных регионах, приравненных к районам Крайнего Севера.

Правительство Российской Федерации направило официальное заключение, в котором высказалось против данного законопроекта, т.к. его реализация потребует дополнительных финансовых затрат. Однако депутаты не согласились с доводами представителя Правительства РФ.

На пленарном заседании 17 марта принят в первом чтении проект федерального закона "О финансировании стратегических ядерных сил Российской Федерации на период до 2010 года".

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в условиях экономического кризиса процесс деградации Вооруженных Сил России не мог не коснуться и их элиты - стратегических ядерных сил. Созданная в период существования СССР группировка СЯС морально и технически устаревает. Через 10 лет должны быть сняты с вооружения и утилизированы практически все имеющиеся в настоящее время ядерные средства. Эти неблагоприятные объективные факторы требуют тщательно выверенной линии в строительстве Вооруженных Сил РФ, концентрации ограниченных финансовых средств на поддержании и модернизации тех вооружений, наличие которых обеспечивает основу оборонной мощи страны. Таким вооружением сегодня и на обозримую перспективу являются СЯС.

Исходя из этого, настоящий закон устанавливает правовые нормы, определяющие направления, объемы и порядок финансирования инвестиционных программ СЯС, в том числе: мероприятий по поддержанию боевой готовности ударных средств, оборонительных и обеспечивающих систем СЯС; разработку и закупку вооружения и военной техники, в том числе ядерных боеприпасов; обеспечение ядерной безопасности; капитальное строительство и ремонт специальных объектов СЯС.

Учитывая дороговизну, сложность и потенциальную опасность работ с ядерным оружием, в целях создания финансовых и ресурсных условий для выполнения Россией своих международных обязательств закон устанавливает особенности заключения международных договоров в области СЯС, в том числе:

Контроль финансирования СЯС возлагается на Правительство РФ, которое обязано информировать Федеральное Собрание Российской Федерации о ходе финансирования.

На внеочередном заседании Государственной Думы 27 марта был рассмотрен вопрос “О политической ситуации в связи с нанесением силами НАТО ракетно-бомбовых ударов по Югославии”.

С докладом о политической ситуации в связи с нанесением силами НАТО ракетно-бомбовых ударов по Югославии выступил министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов. После ответа министра на вопросы состоялось обсуждение, в котором приняли участие представители всех депутатских объединений.

В принятом заявлении Государственной Думы "В связи с агрессией Организации Североатлантического договора против Союзной Республики Югославии" отмечается, что депутаты рассматривают агрессию против дружественного государства - Союзной Республики Югославии как серьезную угрозу безопасности Российской Федерации. Государственная Дума решительно потребовала немедленного прекращения военных ударов по Югославии и актов насилия в Косово и Метохии и безотлагательного возобновления политических переговоров с целью нахождения путей разрешения конфликта исключительно мирными средствами на основе принципов уважения суверенитета и территориальной целостности Югославии, а также полного соблюдения международно-правовых норм в области защиты прав человека и национальных меньшинств.

В заявлении содержатся также рекомендации Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о необходимости принятия ряда принципиальных мер.

С учетом обстановки, сложившейся в результате развязывания Организацией Североатлантического договора войны против суверенного государства - Союзной Республики Югославии, внести необходимые дополнения в концепцию национальной безопасности Российской Федерации, ускорить разработку и принятие военной доктрины Российской Федерации.

Выступить от имени Российской Федерации с широкомасштабной мирной инициативой, направленной на немедленное прекращение ракетно-бомбовых ударов по Союзной Республике Югославии и возобновление политических переговоров по урегулированию кризиса.

Рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения в силе для Российской Федерации Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора.

Потребовать созыва чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН для рассмотрения вопроса об агрессии против одного из членов ООН.

Рассмотреть вопрос об оказании необходимой помощи Союзной Республике Югославии в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Принять меры по повышению боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации и уточнению мобилизационных и оперативных планов.

Принять меры по оказанию гуманитарной помощи народам Союзной Республики Югославии, обеспечению помощи беженцам и потерпевших. С уважением отнестись к стремлению граждан Российской Федерации добровольно оказать гуманитарную и иную помощь народам братской Югославии.

Временно отозвать внесенный в Государственную Думу проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений" (Договора СНВ-2).

С учетом развязывания НАТО военных действий на Балканах скорректировать отношение к международным договорам, затрагивающим обороноспособность и безопасность Российской Федерации.

На заседании 22 апреля во втором и третьем чтениях был принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации". Необходимость внесения этих изменений и дополнений связана с принятием закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", который определил правовые нормы мирного прохода через территориальное море всех судов, вынужденного их захода в наши воды в случае бедствия, несчастного случая, аварии, сильного шторма, определил порядок получения разрешения на заход в морские порты, уведомления органов войск Федеральной пограничной службы.

На этом же заседании в первом чтении был принят проект федерального закона "О социальной защите непосредственных участников деятельности в области ядерного оружия - граждан из подразделений особого риска".

Законопроект имеет своей целью законодательно закрепить ранее признанные и гарантированные государством нормы социальной защиты граждан Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в создании и испытании ядерного оружия. При этом речь идёт о приравнивании ветеранов подразделений особого риска к ликвидаторам последствий чернобыльской катастрофы как по уровню социальной защиты, так и по качеству и объему льгот и компенсаций, гарантированных государством.

По расчетам Минатома, количество граждан, дополнительно подпадающих под действие закона, по состоянию на 1996 год не превысит 5 тысяч человек, а по уточненным на 1999 год - уже чуть более 4 тысяч человек, так как это катастрофически вымирающая категория граждан. По этому вопросу в заключении Правительства имеется замечание с обоснованием недостаточности финансовых средств в федеральном бюджете на решение этих вопросов.

На пленарном заседании 9 июня был принят в первом чтении проект федерального закона "Об обеспечении продовольствием военных и приравненных к ним спецпотребителей".

Цель закона - создать условия для прямого финансирования и поддержки отечественных товаропроизводителей, обеспечить необходимый уровень продовольственного снабжения спецпотребителей при максимальной экономии бюджетных средств посредством установления правовых и экономических принципов, порядка их формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа.

Согласно проекту закона, государственным заказчиком по закупке продовольственных товаров для спецпотребителей являются Министерство обороны Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, приравненные к спецпотребителям. Спецпотребителями продовольственных товаров являются центральные, территориальные (окружные) и специального назначения службы и части государственного заказчика.

На пленарном заседании 16 июня в третьем чтении принят проект Федерального закона "О государственной поддержке ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации" (принят 14 мая 1998 г. в первом чтении с названием "О государственной поддержке потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации").

В соответствии с законопроектом господдержка осуществляется как непосредственно, например установлением в рамках закона о бюджете налоговых льгот, так и косвенно, путем создания благоприятных коммерческих условий для операторов связи, использующих российскую космическую технику. Законопроект имеет целью обеспечить приоритет отрасли и защитить стратегические интересы государства в этой области.

На пленарном заседании 16 июня во втором чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части увеличения основного отпуска до 15 суток военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и выплаты военнослужащим процентных надбавок к денежному довольствию в размерах и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В области совершенствования правоохранительной деятельности на пленарном заседании 13 января во втором чтении принят проект федерального закона "Об участии граждан в обеспечении правопорядка". В первом чтении закон был принят 17 декабря 1997 года. Потребность принятия настоящего закона связана с тем, что на сегодня формирования населения правоохранительной направленности уже функционируют практически во всех субъектах Российской Федерации. При этом их деятельность основывается на принятых самими субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления нормативных правовых актах, которые зачастую вступают в противоречие с Конституцией и законами Российской Федерации.

В законопроекте проводится четкое разграничение компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления с учетом требований Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация устанавливает правовые основы участия граждан в обеспечении правопорядка. Субъекты Российской Федерации устанавливают более развернутую и конкретную правовую регламентацию, определяют формы и методы участия граждан в обеспечении правопорядка с учетом условий субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления создают народные дружины. Осуществляют руководство их деятельностью, что полностью соответствует положениям статьи 132-й Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой вопросы обеспечения общественного порядка отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

На пленарном заседании Государственной Думы 3 марта принят после доработки в связи с возвратом Советом Федерации законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" и в Закон Российской Федерации "О милиции". Основная причина отклонения Советом Федерации данного законопроекта заключалась в том, что ранее министры внутренних дел и начальники УВД краев и областей назначались Министром внутренних дел по согласованию с органами государственной власти.

Совет Федерации предложил освобождение этих должностных лиц также осуществлять по согласованию с органами государственной власти. Именно в этой редакции законопроект был принят Государственной Думой.

На пленарном заседании 21 апреля принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 10 и 15 Федерального закона "Об оружии".

Настоящий законопроект направлен на обеспечение условий для безопасной деятельности работников Государственного гидрографического предприятия Министерства транспорта при выполнении им своих задач в Арктике.

В области промышленной безопасности на пленарном заседании 31 марта рассмотрен и принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" в части нормализации финансово-экономического положения и обеспечения устойчивого функционирования предприятий ядерно-оружейного комплекса. Законом предлагается:

- установить, что предприятиям, расположенным в закрытых административно-территориальных образованиях, за просрочку платежей по налогам в федеральный и местные бюджеты, образовавшуюся в результате несвоевременной оплаты указанным предприятиям государственного оборонного заказа, пени не начисляются;

- Пенсионному фонду, региональным и центральным отраслевым отделениям Фонда социального страхования и Федеральной службе занятости населения РФ не начислять пени за просрочку платежей предприятиям, расположенным в закрытых административно-территориальных образованиях, обеспечивающим выполнение государственного оборонного заказа и имеющим задолженность государственных заказчиков по оплате поставок продукции (работ, услуг) в соответствии с условиями государственного контракта;

- налоговые платежи, установленные законодательством, предприятия, обеспечивающие выполнение государственного оборонного заказа, расположенные в закрытых образованиях, производят по мере поступления бюджетных средств по государственному оборонному заказу;

- в случае несвоевременной или неполной оплаты государственного оборонного заказа органы местного самоуправления обязаны предоставлять указанным предприятиям рассрочку по платежам до шести месяцев.

На пленарном заседании 7 апреля принят в первом чтении законопроект "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" в части экспорта ядерных материалов.

Проект федерального закона разработан в связи с недостаточной урегулированностью проблемы оборота радиоактивных веществ, материалов и продуктов в России, что наносит существенный материальный ущерб нашей стране. Представляемый законопроект закрывает пробел в законодательном регулировании оборота расщепляющихся материалов, он предусматривает оформление каждой сделки с расщепляющимися материалами законодательно.

На заседании 16 июня в первом чтении принят проект федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации".

Законопроект с таким названием был одобрен Советом Федерации 25 декабря 1997 года, но был отклонен Президентом РФ без рассмотрения по формальным основаниям.

Комитет по безопасности Государственной Думы совместно с Комитетом по аграрной политике приняли решение вынести на рассмотрение депутатов новую редакцию законопроекта "О продовольственной безопасности Российской Федерации", сделав небольшие уточнения в понятийном аппарате, устранив в нем все положения, которые могли бы расцениваться как предусматривающие расходы из федерального бюджета, а также приведя законопроект в соответствие с нормами международного права.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис