Аналитика и статистика
весенняя сессия 1999 года
   
    

 

1.4. Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство

20 мая принят в ранее принятой редакции Федеральный закон “О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Закон был принят Государственной Думой 24 декабря 1998 года, одобрен Советом Федерации 27 января и отклонен Президентом Российской Федерации 11 февраля. Он предусматривает введение в перечень федеральных налогов платы за пользование водными объектами, а также сборов за выдачу лицензий и право производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Исключена из перечня налогов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов плата за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем.

21 мая в первом, 9 июня во втором и третьем чтениях принят Федеральный Закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О федеральном бюджете на 1999 год” (в части изменения сроков и сумм привлекаемых кредитов Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по государственному внешнему долгу). Принятие этого закона вызвано тем, что внешнее финансирование, предусмотренное в федеральном бюджете, будет доступно не раньше, чем во втором полугодии. Однако выплаты по внешнему долгу необходимо производить в срок, для чего необходимо пересмотреть лимиты Центрального банка Российской Федерации.

2 июня в первом чтении принят проект федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций”. Законопроект создает правовую базу для деятельности образованного Правительством Российской Федерации Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). АРКО придан статус некоммерческой организации, имеющей организационно-правовую форму государственного учреждения.

2 июня первом чтении принят также проект федерального закона “О реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам в бюджеты всех уровней”. Законопроект предоставляет возможность соответствующим государственным органам применять более гибкий механизм решения проблемы просроченной задолженности по обязательным платежам, то есть заключать договоры о переоформлении задолженности в кредитные соглашения. При этом, начисление пени и штрафов на просроченную задолженность не производится. В обеспечение кредита организации-должники передают в залог соответствующему государственному органу свое имущество, стоимость которого не должна быть меньше суммы кредита.

4 июня Государственная Дума повторно рассматривала и приняла с учетом предложений Президента Российской Федерации Федеральный закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг”, принятый 3 февраля и отклоненный Президентом Российской Федерации 17 февраля. Предметом регулирования Закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг и требующие правовой защиты.

4 июня в первом чтении приняты два связанных между собой законопроекта: “О налоге на отдельные виды транспортных средств” и “О внесении дополнений в статью 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

Первый законопроект предусматривает уплату налога за эксплуатацию транспортных средств: мотоциклов с рабочим объемом двигателя более 500 куб.см. и легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя более 2500 куб.см. Налог предлагается взимать дифференцированно в зависимости от категории транспортного средства и объема двигателя, что является наиболее доступной информацией в части технических характеристик транспортного средства и, по замыслу разработчиков законопроекта, упростит сбор данного налога.

Второй законопроект дополняет перечень федеральных налогов (статья 19) налогом на отдельные виды транспортных средств.

9 июня во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон “О внесении дополнений в Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”, которым устанавливается максимальный размер единовременного вывоза из Российской Федерации физическими лицами-резидентами наличной иностранной валюты в сумме эквивалентной пяти тысячам долларов США, а также физическими лицами-нерезидентами — в размере, не превышающем суммы ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию.

11 июня в первом чтении принят законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”. Цель настоящего законопроекта — при помощи выпуска облигаций Банка России ослабить давление на валютный рынок и обеспечить более гибкое регулирование денежной массы. В настоящее время вопрос о процедуре выпуска, условиях размещения и обращения облигаций Банка России не решен. Такая неопределенность не позволяет Банку России эффективно регулировать ликвидность банковской системы.

17 июня в первом и во втором чтениях принят проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации”. Цель принятия данного законопроекта — уточнение формулировок и устранение внутренних противоречий некоторых положений и статей, содержащихся в части первой Налогового кодекса.

18 июня в первом чтении принят проект федерального закона “О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации”, предусматривающий ввод в действие Бюджетного кодекса с 1 января 2000 года. Также с 1 января 2000 года признаются утратившими силу ряд законов, вступающих в противоречие с Бюджетным кодексом.


В целом в течение весенней сессии Государственной Думой была проделана большая работа по укреплению законодательной базы бюджетной, налоговой и финансовой политики.

Одним из центральных событий прошедшей сессии было принятие 5 февраля Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год”. Основные параметры бюджета предусматривают:

Бюджетом также определены основные цели экономической политики в Российской Федерации на 1999 год:

Согласно Закону Правительство Российской Федерации вправе направлять на покрытие дефицита федерального бюджета в 1999 году доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, доходы от приватизации государственного имущества, превышение доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм, средства от покупки Центральным банком Российской Федерации облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32 728,5 млн.руб.

Для выполнения названных целей был разработан и принят 21 Федеральный закон, направленных на снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования и повышения собираемости налогов, в том числе:

Продолжалась работа по совершенствованию законодательства в области финансового и банковского законодательства. В настоящее время прошли первое чтение такие важные законопроекты, как:

18 июня в первом чтении принят законопроект “О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации”, предусматривающий ввод в действие Бюджетного кодекса с 1 января 2000 года. “Бюджетный кодекс Российской Федерации” устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В целях своевременной выплаты Российской Федерацией своих внешних долгов 9 июня принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О федеральном бюджете на 1999 год” (в части изменения сроков и сумм привлекаемых кредитов Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по государственному внешнему долгу).

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис