Аналитика и статистика
весенняя сессия 1999 года
   
    

 

Предварительные итоги выполнения примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 1999 года
( по состоянию на 21.06.99 )

Материал подготовлен советником
Отдела анализа законодательного процесса
Виноградской Т.М.

Объем примерной программы, который на начало сессии составлял 502 законопроекта, в течение весенней сессии 1999 года вырос более, чем в два раза. Таким образом, рост объема примерной программы в период весенней сессии 1999 года превысил аналогичные показатели за весь период работы Государственной Думы второго созыва. Так, в предыдущие сессии объем примерной программы возрастал в течение сессии на величину от 50% до 95 % ее первоначального объема.

Объем приоритетной части примерной программы (раздел 1, законопроекты по ратификации международных договоров, отклоненные законы) вырос на 42% и составил 24% от объема примерной программы в целом.

 

Предварительные итоги

Примерная программа в целом

На пленарных заседаниях Государственной Думы было рассмотрено 34% от объема примерной программы законопроектной работы в период весенней сессии 1999 года. В том числе:

- законы, принятые Государственной Думой, составили 18% от объема примерной программы;

- законопроекты, принятые в первом и во втором чтениях, составили 10% от объема примерной программы;

- законопроекты, которые были отклонены Государственной Думой, составили 6% от объема примерной программы.

Приоритетные законопроекты

Приоритетная часть примерной программы в период весенней сессии 1999 года состояла из раздела 1 - “Перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению Государственной Думой в период весенней сессии 1999 года”; законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации; законопроектов о ратификации международных договоров.

За период весенней сессии на пленарных заседаниях Государственной Думы было рассмотрено 48% от общего объема приоритетных законопроектов. В том числе:

- 56% от числа законопроектов раздела 1;

- 75% от числа законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации;

- 23% от числа законопроектов о ратификации международных договоров.

Доля принятых законов из числа приоритетных составила 38%, в том числе:

- 33% от числа законопроектов раздела 1;

- 66% от числа законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и Советом Федерации;

- 23% от числа законопроектов о ратификации международных договоров.

Эти показатели (доли в %) характеризуют интенсивность рассмотрения законопроектов и принятия законов из разных частей примерной программы. На диаграмме 1 представлены интенсивность рассмотрения законопроектов и принятия законов для законопроектов примерной программы в целом, ее приоритетной и неприоритетной частей.

Диаграмма 1. Интенсивность рассмотрения законопроектов и принятия законов из примерной программы и ее приоритетной и неприоритетной частей (по состоянию на 21.06.99)

Интенсивность рассмотрения законопроектов и принятия законов из примерной программы и ее приоритетной и неприоритетной частей (по состоянию на 21.06.99)

В течение весенней сессии интенсивность рассмотрения законопроектов из приоритетной части примерной программы более, чем в полтора раза превышала интенсивность рассмотрения законопроектов из неприоритетной части примерной программы, а интенсивность принятия законов из приоритетной части - превышала интенсивность принятия законов из неприоритетной части почти в три с половиной раза.

Сравнение предварительных итогов законопроектной работы в период весенней сессии 1999 года с итогами предыдущих сессий

На диаграммах 2а и представлены темпы рассмотрения законопроектов и принятия законов из примерной программы и ее структурных частей, рассчитанные по состоянию на 21.06.99 и для сравнения - по итогам осенней сессии 1998 года. Итоги осенней сессии выбраны для сравнения в связи с тем, что тогда были достигнуты наибольшие значения этих показателей.

Диаграмма 2а. Темпы рассмотрения законопроектов и законов

Темпы рассмотрения законопроектов и законов

.

Диаграмма 2б. Темпы принятия законов

Темпы принятия законов

В первой половине весенней сессии 1999 года средние темпы рассмотрения в законопроектов из примерной программы незначительно превышали темпы рассмотрения законопроектов, достигнутые осенью 1998 года. Однако во второй половине сессии средние темпы рассмотрения законопроектов снизились, что объясняется усложнением политической ситуации в стране (отстранение Генерального прокурора Российской Федерации, смена Правительства Российской Федерации, инициация импичмента Президенту Российской Федерации, бомбардировки Югославии).

Вместе с тем весной 1999 года при снижении среднего темпа рассмотрения законопроектов повысился средний темп принятия законов из примерной программы в целом. Таким образом, наметилась тенденция к усилению ориентации на достижение конечных результатов законопроектной работы - принятие законов. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась при работе над законопроектами раздела 1.

На диаграмме 3 представлены предварительные итоги рассмотрения и принятия законов из примерной программы в целом и ее приоритетной части в период весенней сессии 1999 года в сопоставлении с аналогичными показателями двух предыдущих сессий (осенней и весенней сессий 1998 года).

Диаграмма 3

Итоги рассмотрения и принятия законов из примерной программы в целом и ее приоритетной части в период весенней сессии 1999 года в сопоставлении с аналогичными показателями двух предыдущих сессий (осенней и весенней сессий 1998 года).

Таким образом, уже к 21 июня 1999 года предварительные итоги законопроектной работы Государственной Думы практически по всем показателям превышают результаты осенней сессии 1998 года. Так как до конца весенней сессии осталось еще четыре заседания, можно ожидать, что окончательные итоги будут на уровне итогов весенней сессии 1998 года. Именно тогда были достигнуты наибольшие значения рассматриваемых показателей за весь период работы Государственной Думы второго созыва.


Итак, в период весенней сессии 1999 года законопроектная работа Государственной Думы была преимущественно ориентирована на рассмотрение приоритетных законопроектов и достижение конечных результатов - принятие законов. Несмотря на рост объема примерной программы в период весенней сессии 1999 года, превышающий аналогичный показатель по всем предыдущим сессиям Государственной Думы второго созыва, предварительные итоги законопроектной работы превышают итоги осенней сессии 1998 года. Можно ожидать, что по окончательным итогам законопроектная работа выйдет на уровень весенней сессии 1998 года, которая была наиболее продуктивной за весь период работы Государственной Думы второго созыва.

Назад   Вперед
Регламент Структура Депутаты Аналитика Библиография
 
Дизайн © 1999 НПП Гарант-Сервис